Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Беляева Ирина Геннадиевна

Содержит пояснительную записку и тематическое планирование по Литературному чтению для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx108.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса является составной частью ООП НОО МОУ ИРМО «Карлукская СОШ», разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • с рекомендациями Примерной программы – Москва: «Просвещение», 2013, 4-е издание переработанное, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»;
  • с возможностями УМК «Гармония»  М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013;
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Основные цели изучения курса:

– создание  условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

– содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;

– создание  условий для формирования читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

– готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована

на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  • внимание к личности писателя;
  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;
  • наличие ответного коммуникативного акта выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «Автор, Текст, Читатель» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

С целью достижения названных результатов были выработаны принципиальные

подходы к построению учебного курса.

1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзю-пери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.

3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам

каждого года обучения.

        

Общая характеристика программы

Планируемые результаты освоения курса

Навык чтения:

Осмысленность чтения:

Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:

– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;

– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

– определять эмоциональный характер текста;

– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;

– уметь прогнозировать содержание читаемого;

– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

– формулировать тему небольшого текста;

– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– находить главную мысль, сформулированную в тексте;

– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

Правильность чтения:

– плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 50–60 слов в минуту.

Формирование способа чтения «по догадке».

Выразительность чтения:

Обучающиеся должны уметь:

– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;

– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

Работа с текстом и книгой

Школьники должны уметь:

– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;

– выявлять авторское отношение к персонажам;

– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;

– выделять эпизод из текста;

– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;

– восстанавливать деформированный картинный план;

– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;

– составлять картинный план;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);

– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;

– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;

– правильно называть книгу (автор, заглавие);

– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;

– ориентироваться в книге;

– работать с Содержанием (оглавлением);

– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся должны:

– расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;

– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);

– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.

Развитие творческих способностей

Обучающиеся должны уметь:

– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

– читать по ролям;

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

– графически иллюстрировать прочитанное;

– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;

– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

Система оценивания

        Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и письменные работы: небольшие по объёму – ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Во 2 классе к концу второго полугодия задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.  

Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

– индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

– индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

– индивидуальный прогресс в выразительности чтения

– индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

– умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

– ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

– интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:

– замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);

– ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

– выразительность чтения;

– выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;

– наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

– анализ читательского дневника;

– анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Общая характеристика учебного предмета, курса

Курс «Литературное чтение»  отличается следующими особенностями:

– широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

– соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам первого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.  

        Курс создаёт для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся во 2 классе  посвящён специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

  • охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать
  • дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-

изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

  • обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению:
  • совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
  • систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;
  • сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками  (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).

Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.

Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов год, 4 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  1. Формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо).
  2. Потребность начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.
  3. Читательская   компетентность  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.  
  4. Готовность  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные:

– положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;

– нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;

– развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;

– развитие дружеского отношения к другим детям.

Метапредметные:

Регулятивные:

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;

– прогнозировать;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;

– осуществлять самоконтроль при чтении.

Познавательные:

– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;

– выделять главное;

– составлять небольшой план;

– ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);

– ориентироваться в книгах (П-1.);

– устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;

– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;

– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;

– выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и - произведения;

- обосновывать свои утверждения (П-2.).

Коммуникативные:

–согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;

– готовность оказать помощь товарищу;

– способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;

– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и  диалогической формами речи.

        К концу изучения курса «Литературное чтение»   будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Предметные:

– формирование положительной мотивации к чтению;

– создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

– развитие воссоздающего воображения;

– обучение адекватному восприятию читаемого;

– обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной

окраске, тематике, видо-жанровой специфике;

– совершенствование всех сторон навыка чтения;

– формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;

– развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;

– обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;

– освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;

формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);

- обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;

– формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;

– овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;

– развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);

обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;

– развитие литературных способностей

Второклассники научатся:

– осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;

– читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

– применять разл. способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);

– полноценно воспринимать   художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

– отличать поэтический текст от прозаического;

– распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);    

– работать с литерат. текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;  

– делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;

– передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа;

– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

– создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций или на основе личного опыта;

– осуществлять поиск информации в художественном, учебном, научно-популярных текстах;

– ориентироваться в отдельной книге или группе книг.

        

Второклассники получат возможность научиться:

осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

– воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

– развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;

– высказывать и пояснять свою точку зрения.    

– делать устную презентацию книги (произведения);

– пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

– работать с детской периодикой.

– испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

– бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

– определять сходство и различие произведений разных жанров;

– использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

– выделять в тексте опорные ключевые слова.

Содержание учебного предмета, курса

Читая  - думаем (29 ч.)

              М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка»; Юмористические стихотворения Б. Заходера, Р. Сефа, М. Юдалевича; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто сло во найдёт»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»; С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза»; белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»; Братья Гримм «Звёздные талеры».

Читаем правильно (10 ч.)

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орёл и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».

       

Читаем быстро (8 ч.)

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик»; Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения», обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро»

Читаем выразительно (20 ч.)

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Трудный путь», «Обида»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; В. Орлов «Светлячок-маячок»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев», обобщающий урок по теме: «Читаем выразительно»

Автор и его герои (21 ч.)

В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросёнок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста», литературная викторина, обобщающий урок по теме: «Автор и его герои»

Слова, слова, слова... (9 ч.)

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; И.Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*, «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». Обобщение по теме: «Слова, слова, слова...»

План и пересказ (19 ч.)

Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал». Обобщающий урок по теме: «План и пересказ»

В мире книг (20 ч.)

К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»; М. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Емельянов «Зелёная букашина»; Книги о детях;  Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Обобщающий урок

по теме: «В мире книг»


Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности  учащихся

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

По плану

Фактическая

Корректировка

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Читая — думаем (29 ч.)

1

01.09.

М. Бородицкая

«Первое сентября»;

В. Берестов «Читалочка»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    - устная дискуссия.

     

- дидактические игры;

- работа в парах и группах;

- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь);

-инсценировка произведений;

-творческая работа.                          

Знать:

-структуру учебника; приемы ориентирования

в учебнике;

- название, содержание изученных произведений,

их авторов;

- правила заучивания стихотворений;

- понятия «рифма»,  «сноска», «антиципация»; «драматизация»; «волшебная сказка»;

- особенности бытовой сказки.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

с опорой на авторский текст;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

– выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения,

стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

 анализировать название произведения;

– оценивать события, героев произведения;

 находить рифму в произведении;

 рифмовать слова, текст;

 подбирать пословицы к стихам;

 прогнозировать характер текста по названию (заголовку);

– определять жанр произведения;

 работать с элементом книги «сноска»;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные.

 читать выразительно текст художественного произведения;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

 определять главную мысль произведения;

– использовать силу голоса при чтении;

– пересказывать текст, читать по ролям;

– пересказывать и инсценировать текст; – определять эмоциональный характер читаемого произведения;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям;

– высказываться о чтении товарища. – пересказывать с опорой

на картинный план;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– прогнозировать содержание по заголовку;

– анализировать стихотворный текст;

– отличать «добрый смех»
от иронии.

 – читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном.

инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации.

Регулятивные:

-формирование положительной мотивации к чтению.

-создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-формирование  мотивации  к самосовершенствованиюв том числе, положительного отношения к обучению.

-приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

2. Логические:

-перерабатывать полученную информацию;                               -использовать новые слова и термины в речи;                 - обсуждать и анализоровать прочитанные произведения.  

                 

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

-понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

ормирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

-формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

2

02.09.

К. Ушинский

«Наше Отечество»;

 В. Орлов

«Родное»

3

03.09.

Г. Ладонщиков

«Скворец на

чужбине»;

П. Воронько

 «Лучше нет родного края»;

О. Дриз «Загадка»

4

04.09.

Юмористические стихотворения Б.Заходера, Р.Сефа, М.Юдалевича

5

08.09.

В. Левин «Чудеса в авоське»;  С. Иванов «Какой сегодня веселый снег», «Зимой Ваня сделал кормушку»

6

09.09.

А. Шибаев «Кто слово найдет?»

7

10.09.

В. Берестов  «Если хочешь пить»; «Гололедица»

8

9

11.09.

15.09.

Б. Заходер «Как волк песни пел»

10

16.09.

С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»

11

17.09.

В. Зотов  «За двумя зайцами»

12

18.09.

Э. Шим «Жук на ниточке»

13

22.09.

Э. Шим   «Очень вредная крапива»

14

23.09

Л. Толстой «Косточка»

15

24.09.

С. Прокофьева «Когда можно плакать?»

16

25.09.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

17

29.09.

В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»

18

30.09.

С. Козлов  «После долгой разлуки»; В. Осеева «Сторож»

19

01.10.

В. Осеева «Кто наказал его?».

А. Барто  «Рыцари»

20

02.10.

 В. Осеева  «Плохо».

Д. Хармс. «Удивительная кошка».

21

06.10.

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

22

07.10.

Индийская сказка «Ссора птиц»

23

08.10.

В Берестов «Посадили игрушку на полку»; Э. Мошковская «Всего труднее дело…»

24

09.10.

Русская народная сказка «Самое дорогое».

25

13.10.

С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»

26

27

14.10.

15.10.

Русская народная сказка «Два Мороза»

28

16.10.

Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»

29

20.10.

Братья Гримм «Звездные талеры»

Читаем правильно (10 ч.)

30

21.10.

В. Бардадым

«Мы читаем!»;

В. Гусев  «Вот так кот!» И. Бурсов  «Кот и крот»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- работа с информационными источниками,

- решение проблемных ситуаций.

- дидактические игры;

- работа в парах и

группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- выполнение творческих заданий.

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия.      

Знать:

-понятие «скороговорка», ее назначение.

- понятие «орфоэпическое чтение».

- правила заучивания

и определения скороговорок.

Уметь:

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

– давать характеристику необычным персонажам;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– выделять опорные слова– читать орфоэпические, по ролям;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения, составлять словесный портрет (описание героя);

– объяснять смысловой и эмоциональный подтекст;

– читать осознанно текст художественного произведения;

 определять авторское отношение к персонажам;

 определять мотивы поведения героев;

 строить рассказ по опорным картинкам.

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации

Регулятивные:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-планомерный переход от слогового к плавному осмысленному   беглому  чтению целыми словами

- Осознание  при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.

2. Логические:

-использовать новые слова и термины в речи;                 - обсуждать и анализировать прочитанные произведения.                  

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.

-развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

-обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей

31

22.10.

Д. Биссет «Орел и овечка»

32

33

23.10

27.10.

В. Драгунский «Заколдованная буква

34

28.10.

В. Драгунский «Когда я был маленький»

35

36

29.10

30.10.

В. Драгунский «Не пиф,

не паф!»

37

10.11.

Н. Носов «Находчивость»

38

11.11.

Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»

39

12.11.

Б. Заходер

«Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»      

        Читаем быстро (8 ч.)

40

13.11.

Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица»  

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;                  

- работа с информационными источниками

-  самостоятельные работы;

- выполнение творческих заданий.

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия.      

- дидактические игры;

- работа в парах и группах;

- работа с информационными источниками;

-творческая работа.    

Знать:

-правила заучивания

и определения скороговорок.

-определение лирического героя стихотворения.

Уметь:

 четко проговаривать скороговорки и чистоговорки  в быстром темпе;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

 прогнозировать содержание произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную

тему.

 – определять характер персонажей;

– пересказывать текст;

 определять, от какого лица идет повествование, тему текста;

– составлять небольшое монологическое высказывание

с опорой на авторский текст

– пересказывать текст (объем не более 1,5 с.)

Регулятивные:

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-планомерный переход от слогового к плавному осмысленному   беглому  чтению целыми словами

- Осознание  при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.

2. Логические:

-использовать новые слова и термины в речи;                 - обсуждать и анализировать прочитанные произведения.                  

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.

-развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

-обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

41

17.11.

Р. Сеф «Апчхи!»

М. Яснов «Чучело-мяучело»;  

42

18.11.

Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»

43

19.11.

В. Голявкин «Как я под партой сидел»; «Про то, для кого Вовка учится»

44

20.11.

В. Голявкин «Как я под партой сидел»; «Про то, для кого Вовка учится»

45

24.11.

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

46

47

25.11.

26.11.

Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро»

Читаем выразительно (20 ч.)

48

27.11.

А. Прокофьев «Как на горке,

на горе».

А. Фет «Чудная картинка…»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками,

-  самостоятельная работы ;

- решение проблемных ситуаций;

-выполнение творческих заданий.

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия

Знать:

-понятия «паузы», «логическое ударение», «темп» чтения, «драматизация».

Уметь:

 объяснять авторское отношение к героям;

– читать бегло и осознанно текст художественного произведения;

– давать характеристику героям рассказа,

 соблюдать интонацию;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять картинный план по прочитанному тексту;

– определять тему и главную мысль произведения.                         – прогнозировать содержание текста по его названию;

– выполнять творческий пересказ;

– отличать рассказ от сказки;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– составлять картинный план;

– отвечать за свои поступки              – определять характер текста;

– оценивать события, героев произведения.

 объяснять авторское отношение к героям текста;

 выполнять творческую работу (сочинение рассказа); 

– читать выразительно стихотворение;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– отвечать на вопросы

 определять главную мысль, сформулированную в тексте;

 подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

 выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

 использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста;

 читать по ролям;

героев произведения.

 определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст.

– прогнозировать содержание текста перед чтением

и в процессе чтения.

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

Регулятивные:

-способность к волевому усилию,

-постановка учебной задачи на основе жизненного опыта;

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

-обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

2. Логические:

- соотносить название произведения с его содержанием;

- выявление подтекста читаемого произведения;

-ранжировать произведения по их тематике;

-корректировать картинный план;

-сравнивать фольклорные произведения малых форм.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы по тексту;

- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;

- декламировать стихотворения наизусть;

-инсценировать прочитанное;

-сотрудничать с одноклассниками при подготовке конкурсов и игр.

совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

-формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

49

50

01.12.

02.12.

С. Воронин «Храбрый клоун»

51

03.12.

С. Маршак  «Жадина».

О. Григорьев «Яма».

Э. Успенский «Разгром»

52

04.12.

В. Осеева «Три товарища».

Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

53

08.12.

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

54

09.12.

Э. Мошковская «Трудный путь». «Обида»

55

10.12.

Е. Благинина «Посидим в тишине»

56

57

12.12

15.12..

И. Дик «Красные яблоки»;  А. Барто «Перед сном».

58

16.12.

В. Орлов «Светлячок-маячок»

59

17.12.

С. Козлов  «Заяц и медвежонок»

И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка».

60

19.12.

Ушинский «Гусь и журавль»,

«Кто дерет нос кверху»

61

22.12.

Н. Юсупов «Серый волк»

62

23.12.

Дж. Родари «Рыбы». Б. Заходер  «Кискино горе»

63

24.12.

Э. Мошковская «Говорящая кошка».

А. Фройденберг «Великан

и мышь»

64

65

26.12.

29.12.

Д. Биссет «Про тигренка Бинка, у которого ис исчезли полоски»

66

30.12.

К. Ушинский «Спор деревьев».

67

12.01.

Обобщающий урок по теме: «Читаем выразительно»

Автор и его герои  (21 ч.)

68

13.01.

В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин  «Стихи о человеке и его делах»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- решение проблемных ситуаций;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками;

-творческая  работа

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    - устная дискуссия.      

Знать:

-правила заучивания

и определения скороговорок.

-определение лирического героя стихотворения.

-понятия «паузы», «логическое ударение», «темп» чтения, «драматизация».

Уметь:

 объяснять авторское отношение к героям;

– давать характеристику героям рассказа,

 соблюдать интонацию;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять картинный план по прочитанному тексту;

– определять тему и главную мысль произведения.                         – прогнозировать содержание текста по его названию;

– выполнять творческий пересказ;

– отличать рассказ от сказки;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– составлять картинный план;

– отвечать за свои поступки              – определять характер текста;

– оценивать события, героев произведения.

 объяснять авторское отношение к героям текста;

 выполнять творческую работу (сочинение рассказа); 

 определять главную мысль, сформулированную в тексте;

 подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;

 выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

 использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста;

 читать по ролям;

героев произведения.

 определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст.

– прогнозировать содержание текста перед чтением

и в процессе чтения.

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– пересказывать текст (объем не более 1,5 с.)

Регулятивные:

- постановка учебной задачи

на основе жизненного опыта

учащихся;

-способность к волевому усилию

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

-развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

-обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

2. Логические:

- соотносить название произведения с его содержанием;

- выявление подтекста читаемого произведения;

- выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения;

-определять тему и идею произведения;

-соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы по тексту;

- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;

-инсценировать прочитанное;

-высказывать суждения о значении нравственных качеств.

-формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

-развитие мышления, внимания, памяти.

69

70

14.01.

16.01.

Л. Пантелеев «Карусели»

71

19.01.

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

72

73

20.01.

21.01.

В. Голявкин «В шкафу»

74

23.01.

А. Гайдар

«Совесть»

75

26.01.

Б. Юнгер. «Белая роза»

76

27.01.

Г. Цыферов.

«Град»

77

28.01.

Г. Горбовский «Розовый слон»

78

30.01.

Ф. Кривин «Родная коробка»

79

80

02.02.

03.02.

В. Чаплина «Мушка»

81

04.02.

Л. Пантелеев «Две лягушки»

82

83

06.02.

09.02.

Е. Пермяк «Волшебные краски»

84

10.02.

С. Михалков «Аист и лягушки»

85

11.02.

С. Козлов «Вольный осенний ветер»

86

13.02.

Л. Толстой

«Зайцы».

Н. Рубцов «Про зайца»

87

16.02.

Русская народная сказка «Заяц-хваста»

88

17.02.

Литературная викторина.

Обобщающий урок по теме: «Автор и его герои»

Слова, слова, слова... (9 ч.)

89

18.02.

Г. Цыферов

«Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- решение проблемных ситуаций;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками;

-творческая  работа

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия.      

Знать:

-произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык.

-–языковые средства выразительности;

– понятие «рифма

- средства выразительности – звукоподражание.

- понятие «звукопись».

- правила систематизации книг.

Уметь:

 участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;                                – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– выделять языковые средства выразительности;

 работать со словарем;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения

 находить средства выразительности в произведении

 анализировать образность художественной речи;

 определять эмоциональность характера текста;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть.

 анализировать научно-популярные книги;

 определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– составлять небольшое монологическое высказывание

с опорой на авторский текст;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта

учащихся;

-способность к волевому усилию.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- выявление и формулирование

 познавательной цели с помощью учителя;

- осмысленное чтение текста;

-характеристика  литературного героя.

2. Логические:

- соотносить название произведения с его содержанием;

- выявление подтекста читаемого произведения;

-ранжировать произведения по их тематике;

-соотносить пословицы с произведениями;

-определять собственное отношение и отношение автора к персонажу;

-сравнивать произведения и персонажей близких по тематике;

-соотносить иллюстрации с текстом.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы по тексту;

- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;

-инсценировать прочитанное;

-высказывать суждения о значении нравственных качеств.

-создание положительной мотивации  к обучению чтению;

-проявление интереса к чтению, желание научиться хорошо читать.

90

20.02.

Б. Шергин «Рифмы»

91

24.02.

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль. «Кузовок» (игра) А. Барто «Игра в слова».

92

25.02.

И. Б. Заходер «Дырки в сыре»

Токмакова

«Лягушка».

В. Берестов «Курица»

93

27.02.

А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову».

94

02.03.

Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже…». Г. Циферов «Что такое звезды?»

95

03.03.

И. Пивоварова «Картинка на земле», А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета», А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»

96

04.03.

А. К. Толстой.  «Колокольчики мои».

С. Есенин. «Черемуха»

97

06.03.

М. Исаковский «Ветер». В. Рахманов.

«Одуванчики»

Обобщение по теме: «Слова, слова, слова...»

План и пересказ (19 ч.)

98

10.03.

Н. Сладков. «Медведь и Солнце»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- решение проблемных ситуаций;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками;

-творческая  работа

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия.      

Знать:

- понятие «диалог».

Уметь:

– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации.

– анализировать языковое оформление текста;

– оценивать события, героев.

– редактировать сказку;                  -читать осознанно текст художественного произведения;

– определять идею произведения;

– характеризовать героев

– определять тему текста

по рисункам;

– работать с иллюстрациями;

– составлять картинный план;

– оценивать события, героев произведения;

– читать текст по «цепочке»,

кратко пересказывать;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня)

– определять средства выразительности;

– озаглавливать стихотворение по содержанию;

– осуществлять постановку

«живых» картинок к каждому отрывку.

– составлять характеристику главных героев;

– пересказывать сказку по

схематическому плану

– работать с иллюстрациями;

– пересказывать от лица главного героя произведения;

 – выделять народные черты

в авторской сказке;

– прогнозировать характер текста (прием антиципации);

– озвучивать иллюстрации картинного плана;

– составлять комиксы

– редактировать деформированный план;

– выполнять словесное рисование;

– переводить картинный план в словесный;

– соотносить пословицы

с изученными художественными произведениями;

– пересказывать отрывок полюбившегося произведения.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе жизненного опыта

учащихся;

-способность к волевому усилию.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-совершенствование всех сторон навыка чтения.

-формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

-развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

-обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой

принадлежности.

-выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении.

2. Логические:

- выявление подтекста читаемого произведения;

-ранжировать произведения по их тематике;

-корректировать картинный план;

-сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные:

- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;

-инсценировать прочитанное;

-высказывать суждения о значении нравственных качеств.

-формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

-формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

-развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

99

11.03.

В. Осеева. «Добрая хозяюшка».

100

13.03.

Б. Житков «Храбрый утенок»

101

16.03.

Э. Мошковская. «Жадина»

102

103

17.03.

18.03.

Русская народная сказка «Мена»

104

19.03.

В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился»

105

106

20.03.

30.03.

Н. Носов

«На горке»

107

31.03.

В. Осеева «Хорошее»

108

01.04.

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»

109

110

03.04.

06.04.

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

111

07.04.

С. Михалков

«Бараны».

К. Ушинский «Два козлика»

112

113

08.04.

10.04.

С. Козлов «Черный омут»

114

13.04.

М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял»

115

14.04.

Е. Карганова

«Как цыпленок голос искал»

116

15.04.

Обобщающий урок по теме: «План и пересказ»

В мире книг(20 ч.)

117

17.04.

К. Ушинский «Два плуга»

- антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока).

- решение проблемных ситуаций;

- дидактические игры;

- овладение практическими умениями и навыками;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с информационными источниками

- словесное рисование,

- чтение по ролям,

- выборочное чтение,

-выразительное чтение;

- пересказ текста,

-фронтальная беседа,    -устная дискуссия

Знать:

-понятие «авторские ремарки».

-что такое предисловие-

-что такое фантазия, небылица, кто такой фантазер

Уметь:

– формулировать тему небольшого текста;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную

тему

– читать осознанно, выразительно, по ролям;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

– искать ответы на вопросы

в тексте;

– составлять картинный план;

– выполнять словесное рисование;

– анализировать шуточные стихотворения;

– комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды;

– сравнивать стихотворения

разных авторов;

– оценивать события, героев произведения.

– объяснять авторское отношение к героям текста;

– пересказывать, чтобы получилось смешно, таинственно,

страшно, как у автора;

– анализировать поучительные рассказы;

– участвовать в беседе по содержанию рассказа;

– высказывать собственное отношение к героям текста;

– выразительно читать по ролям, инсценировать рассказ;

– находить отрывки по заданию учителя;

– пересказывать текст

– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения;

– определять по обложке,

титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

– называть известные произведения и их авторов;

– отвечать на вопросы;

– инсценировать, читать выразительно, по ролям произведения.

Регулятивные:

- выявление и формулирование

 познавательной цели с помощью учителя;

- осмысленное чтение текста;

-характеристика  литературного героя.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

-обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

-совершенствование всех сторон навыка чтения.

-формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал.

-развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение.

2. Логические:

-адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи;

- перерабатывать полученную информацию (сравнивать,  группировать и анализировать новую информацию)

-формирование приёмов мыслительной деятельности.

Коммуникативные:

- отвечать на вопросы по тексту;

- обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений;

- декламировать стихотворения наизусть;

-инсценировать прочитанное;

-сотрудничать с одноклассниками.

-совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

-формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

-развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

118

20.04.

Л. Н. Толстой «Филипок»

119

21.04.

В. Авдеенко «Маленькая Баба Яга»

120

22.04.

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

121

24.04.

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

122

27.04.

Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»

123

28.04.

М. Пришвин «Еж».

124

29.04.

Б. Заходер «Птичья школа».

125

04.05.

Н. Носов. «Затейники»

126

05.05.

Н. Носов. «Живая шляпа»

127

06.05.

Е. Пермяк. «Торопливый ножик», «Самое страшное»

128

129

08.05.

12.05.

Н. Носов.

«Фантазеры».

130

13.05.

Б. А. Емельянов. «Зеленая букашина»

131

15.05.

Книги о детях

132-

135

18.05

19.05.

20.05.

22.05

Кир Булычёв  «Путешествие Алисы»

136

25 .05.

Обобщающий урок по теме: «В мире книг»


Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Перечень используемой литературы:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы Кубасова О.В.. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. –416 с.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4­е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. ООП НОО МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»

Учебно-методическое обеспечение

        для учащихся:

1. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы»: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч.  /– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

2. Кубасова О.В Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 2 класса общеобразовательных учреждений  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

3. Кубасова О.В Литературное чтение: тестовые задания к учебнику  «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений /. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

для учителя:

1. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

2. Кубасова О.В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013

3. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.

4. Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

Интернет-ресурсы:

  1. http:www.Nachalka.com.
  2. http:www.viku.rdf.ru.
  3. http://school-collection.edu.ru/
  4. www.center.fio.ru     
  5. http://www.maro.newmail.ru
  6. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  7. http://www.int-edu.ni
  8. http://standart.edu.ru/map.aspx
  9. http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/
  10. http://www.umk-garmoniya.ru/about/
  11. http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...