Рабочая программа для 2 класса УМК "Гармония"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Содержит пояснительную записку и тематическое планирование по Литературному чтению для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 108.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса является составной частью ООП НОО МОУ ИРМО «Карлукская СОШ», разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- с рекомендациями Примерной программы – Москва: «Просвещение», 2013, 4-е издание переработанное, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- с учётом планируемых результатов начального общего образования и программой формирования универсальных учебных действий у учащихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»;
- с возможностями УМК «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013;
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Основные цели изучения курса:
– создание условий для формирования всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
– содействие развитию потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого;
– создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
– готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована
на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению. В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной литературной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Для успешной реализации модели общения «Автор, Текст, Читатель» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
С целью достижения названных результатов были выработаны принципиальные
подходы к построению учебного курса.
1. Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзю-пери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.
2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников.
3. Учебный материал, реализующий данную программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:
- широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
- соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам
каждого года обучения.
Общая характеристика программы
Планируемые результаты освоения курса
Навык чтения:
Осмысленность чтения:
Формирование следующих умений, определяющих осмысленность чтения:
– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
– пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
– отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
– определять эмоциональный характер текста;
– выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
– опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
– уметь прогнозировать содержание читаемого;
– осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
– формулировать тему небольшого текста;
– работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
– выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
– определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
– находить главную мысль, сформулированную в тексте;
– определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Правильность чтения:
– плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтения:
К концу учебного года — 50–60 слов в минуту.
Формирование способа чтения «по догадке».
Выразительность чтения:
Обучающиеся должны уметь:
– повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
– соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
– передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
– выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
– пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
Работа с текстом и книгой
Школьники должны уметь:
– выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;
– определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
– выявлять авторское отношение к персонажам;
– определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;
– характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
– выделять эпизод из текста;
– озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
– восстанавливать деформированный картинный план;
– подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
– составлять картинный план;
– пересказывать с опорой на картинный план;
– последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
– составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
– заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
– правильно называть книгу (автор, заглавие);
– составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
– ориентироваться в книге;
– работать с Содержанием (оглавлением);
– ориентироваться в группе книг (5–6 книг).
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся должны:
– расширить базу видо-жанровых и тематических литературных впечатлений;
– осознавать условность литературного творения, его отличие от реальности (за счет внимания к личности автора);
– воспринимать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи (практическое знакомство со средствами выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподражанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);
– получить элементарные понятия о рифме и лирическом герое.
Развитие творческих способностей
Обучающиеся должны уметь:
– говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);
– читать по ролям;
– инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;
– графически иллюстрировать прочитанное;
– составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
– готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.
Система оценивания
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и тематического оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и письменные работы: небольшие по объёму – ответы на вопросы, описание героя или события; самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Во 2 классе к концу второго полугодия задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
– индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
– индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
– индивидуальный прогресс в выразительности чтения
– индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
– умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
– ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
– интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения чтению являются:
– замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
– ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
– выразительность чтения;
– выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;
– наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
– анализ читательского дневника;
– анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Общая характеристика учебного предмета, курса
Курс «Литературное чтение» отличается следующими особенностями:
– широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;
– соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам первого года обучения – формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.
Курс создаёт для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных. С целью формирования читательской самостоятельности учащихся во 2 классе посвящён специальный раздел «В мире книг». Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.
Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:
- охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее, в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки, а именно вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать
- дальнейшее развитие сюжета, основной блок вопросов и заданий расположен после текста); таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-
изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);
- обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению:
- совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование умения ориентироваться в мире книг;
- систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и большая самостоятельность детей при их выполнении;
- сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения драматизации, составления диафильма осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки и проведения презентации).
Таким образом, методический аппарат учебников и пособий данного учебного курса предоставляет конкретную методическую помощь в освоении заявленных в программе читательских компетенций и разнообразных способов деятельности на основе прочитанного, в том числе обобщённых способов учебной деятельности.
Несмотря на то, что методический аппарат соответствует возрастным возможностям детей, с целью организации разноуровневого подхода к обучению выделены задания повышенной сложности, необязательные для выполнения, что позволяет предотвратить перегрузку учащихся.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе отводится 136 часов год, 4 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо).
- Потребность начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания.
- Читательская компетентность младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
- Готовность обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные:
– положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг;
– нравственно-этическая ориентация; формирование эстетических чувств и представлений;
– развитие эмпатии и эмоционально-личностной децентрации;
– развитие дружеского отношения к другим детям.
Метапредметные:
Регулятивные:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия;
– прогнозировать;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной;
– осуществлять самоконтроль при чтении.
Познавательные:
– понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение);
– выявлять непонятные слова, интересоваться их значением;
– выделять главное;
– составлять небольшой план;
– ориентироваться в книге по обложке, титульному листу, аннотации и по содержанию (оглавлению);
– ориентироваться в книгах (П-1.);
– устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения;
– выполнять действия анализа, выявляя подтекст и идею произведения;
– сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям;
– выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого; анализировать особенности языкового оформления текста; ранжировать книги и - произведения;
- обосновывать свои утверждения (П-2.).
Коммуникативные:
–согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке;
– готовность оказать помощь товарищу;
– способность к созданию небольшого текста по образцу или по иллюстрации;
– выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.
К концу изучения курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Предметные:
– формирование положительной мотивации к чтению;
– создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
– развитие воссоздающего воображения;
– обучение адекватному восприятию читаемого;
– обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной
окраске, тематике, видо-жанровой специфике;
– совершенствование всех сторон навыка чтения;
– формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал;
– развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения;
– обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности;
– освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
– формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
- обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями;
– формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
– овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения;
– развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
– обучение работе с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
– развитие литературных способностей
Второклассники научатся:
– осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и в дальнейшей жизни;
– читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух – не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
– применять разл. способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
– полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
– устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
– отличать поэтический текст от прозаического;
– распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
– работать с литерат. текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
– делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
– передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа;
– высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.
– создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций или на основе личного опыта;
– осуществлять поиск информации в художественном, учебном, научно-популярных текстах;
– ориентироваться в отдельной книге или группе книг.
Второклассники получат возможность научиться:
– осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
– воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
– развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– высказывать и пояснять свою точку зрения.
– делать устную презентацию книги (произведения);
– пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
– работать с детской периодикой.
– испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
– бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
– определять сходство и различие произведений разных жанров;
– использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
– выделять в тексте опорные ключевые слова.
Содержание учебного предмета, курса
Читая - думаем (29 ч.)
М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное»*; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка»; Юмористические стихотворения Б. Заходера, Р. Сефа, М. Юдалевича; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто сло во найдёт»; В. Берестов «Если хочешь пить»*, «Гололедица»; Б. Заходер «Как Волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка»; B. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Н. Толстой «Косточка»; C. Прокофьева «Когда можно плакать?»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»; В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук»; С. Козлов «После долгой разлуки...»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два Мороза»; белорусская сказка «Краденым сыт не будешь»; Братья Гримм «Звёздные талеры».
Читаем правильно (10 ч.)
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орёл и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».
Читаем быстро (8 ч.)
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Р. Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик»; Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения», обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро»
Читаем выразительно (20 ч.)
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»*; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Разгром»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Трудный путь», «Обида»; Е. Благинина «Посидим в тишине»*; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; В. Орлов «Светлячок-маячок»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»*; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев», обобщающий урок по теме: «Читаем выразительно»
Автор и его герои (21 ч.)
В. Голявкин «Про весёлую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев «Карусели», «Как поросёнок говорить научился»; В. Голявкин «В шкафу»; А. Гайдар «Совесть»; Б. Юнгер «Белая роза»; Г. Цыферов «Град»; Г. Горбовский «Розовый слон»*; Ф. Кривин «Родная коробка»; В. Чаплина «Мушка»; Л. Пантелеев «Две лягушки»; Е. Пермяк «Волшебные краски»; С. Михалков «Аисты и лягушки»; С. Козлов «Вольный осенний ветер»; Л. Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца»; русская народная сказка «Заяц-хваста», литературная викторина, обобщающий урок по теме: «Автор и его герои»
Слова, слова, слова... (9 ч.)
Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка*; Б. Шергин «Рифмы»; М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; Б. Заходер «Дырки в сыре»; И.Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица; А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...»; Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; И. Пивоварова «Картинка на земле»; А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»*, «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». Обобщение по теме: «Слова, слова, слова...»
План и пересказ (19 ч.)
Н. Сладков «Медведь и Солнце»; В. Осеева «Добрая хозяюшка»; Б. Житков «Храбрый утёнок»; Э. Мошковская «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился»; Н. Носов «На горке»; В. Осеева «Хорошее»; Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; С. Михалков «Бараны»*; К. Ушинский «Два козлика»; С. Козлов «Черный Омут»; М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял»; Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал». Обобщающий урок по теме: «План и пересказ»
В мире книг (20 ч.)
К. Ушинский «Два плуга»; Л. Н. Толстой «Филипок»; В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»; русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца»; Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке»; М. Пришвин «Ёж»; Б. Заходер «Птичья школа»; Н. Носов «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Н. Носов «Фантазёры»; Б. Емельянов «Зелёная букашина»; Книги о детях; Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Обобщающий урок
по теме: «В мире книг»
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||
По плану | Фактическая | Корректировка | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Читая — думаем (29 ч.) | |||||||||
1 | 01.09. | М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, - устная дискуссия.
- дидактические игры; - работа в парах и группах; - работа с информационными источниками (учебник, тетрадь, словарь); -инсценировка произведений; -творческая работа. | Знать: -структуру учебника; приемы ориентирования в учебнике; - название, содержание изученных произведений, их авторов; - правила заучивания стихотворений; - понятия «рифма», «сноска», «антиципация»; «драматизация»; «волшебная сказка»; - особенности бытовой сказки. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – создавать небольшой устный текст на заданную тему – выполнять словесное рисование картин природы; – читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – анализировать название произведения; – оценивать события, героев произведения; – находить рифму в произведении; – рифмовать слова, текст; – подбирать пословицы к стихам; – прогнозировать характер текста по названию (заголовку); – определять жанр произведения; – работать с элементом книги «сноска»; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные. – читать выразительно текст художественного произведения; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. – определять главную мысль произведения; – использовать силу голоса при чтении; – пересказывать текст, читать по ролям; – пересказывать и инсценировать текст; – определять эмоциональный характер читаемого произведения; -читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям; – высказываться о чтении товарища. – пересказывать с опорой на картинный план; – пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц); – прогнозировать содержание по заголовку; – анализировать стихотворный текст; – отличать «добрый смех» – читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном. – инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации. | Регулятивные: -формирование положительной мотивации к чтению. -создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы. Познавательные: 1. Общеучебные: -формирование мотивации к самосовершенствованиюв том числе, положительного отношения к обучению. -приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества. 2. Логические: -перерабатывать полученную информацию; -использовать новые слова и термины в речи; - обсуждать и анализоровать прочитанные произведения.
Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; -понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; -формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. -формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам. | |||
2 | 02.09. | К. Ушинский «Наше Отечество»; В. Орлов «Родное» | |||||||
3 | 03.09. | Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; О. Дриз «Загадка» | |||||||
4 | 04.09. | Юмористические стихотворения Б.Заходера, Р.Сефа, М.Юдалевича | |||||||
5 | 08.09. | В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег», «Зимой Ваня сделал кормушку» | |||||||
6 | 09.09. | А. Шибаев «Кто слово найдет?» | |||||||
7 | 10.09. | В. Берестов «Если хочешь пить»; «Гололедица» | |||||||
8 9 | 11.09. 15.09. | Б. Заходер «Как волк песни пел» | |||||||
10 | 16.09. | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка» | |||||||
11 | 17.09. | В. Зотов «За двумя зайцами» | |||||||
12 | 18.09. | Э. Шим «Жук на ниточке» | |||||||
13 | 22.09. | Э. Шим «Очень вредная крапива» | |||||||
14 | 23.09 | Л. Толстой «Косточка» | |||||||
15 | 24.09. | С. Прокофьева «Когда можно плакать?» | |||||||
16 | 25.09. | Е. Пермяк «Как Маша стала большой» | |||||||
17 | 29.09. | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук» | |||||||
18 | 30.09. | С. Козлов «После долгой разлуки»; В. Осеева «Сторож» | |||||||
19 | 01.10. | В. Осеева «Кто наказал его?». А. Барто «Рыцари» | |||||||
20 | 02.10. | В. Осеева «Плохо». Д. Хармс. «Удивительная кошка». | |||||||
21 | 06.10. | Русская народная сказка «Лиса и Журавль» | |||||||
22 | 07.10. | Индийская сказка «Ссора птиц» | |||||||
23 | 08.10. | В Берестов «Посадили игрушку на полку»; Э. Мошковская «Всего труднее дело…» | |||||||
24 | 09.10. | Русская народная сказка «Самое дорогое». | |||||||
25 | 13.10. | С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает» | |||||||
26 27 | 14.10. 15.10. | Русская народная сказка «Два Мороза» | |||||||
28 | 16.10. | Белорусская сказка «Краденым сыт не будешь» | |||||||
29 | 20.10. | Братья Гримм «Звездные талеры» | |||||||
Читаем правильно (10 ч.) | |||||||||
30 | 21.10. | В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот!» И. Бурсов «Кот и крот» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - работа с информационными источниками, - решение проблемных ситуаций. - дидактические игры; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - выполнение творческих заданий. - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия. | Знать: -понятие «скороговорка», ее назначение. - понятие «орфоэпическое чтение». - правила заучивания и определения скороговорок. Уметь: – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему. – давать характеристику необычным персонажам; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – выделять опорные слова– читать орфоэпические, по ролям; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения, составлять словесный портрет (описание героя); – объяснять смысловой и эмоциональный подтекст; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять авторское отношение к персонажам; – определять мотивы поведения героев; – строить рассказ по опорным картинкам. – инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации | Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: 1. Общеучебные: -планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами - Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. 2. Логические: -использовать новые слова и термины в речи; - обсуждать и анализировать прочитанные произведения. Коммуникативные: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении. | -развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. -обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей | |||
31 | 22.10. | Д. Биссет «Орел и овечка» | |||||||
32 33 | 23.10 27.10. | В. Драгунский «Заколдованная буква | |||||||
34 | 28.10. | В. Драгунский «Когда я был маленький» | |||||||
35 36 | 29.10 30.10. | В. Драгунский «Не пиф, не паф!» | |||||||
37 | 10.11. | Н. Носов «Находчивость» | |||||||
38 | 11.11. | Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков» | |||||||
39 | 12.11. | Б. Заходер «Муравей»; Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка» | |||||||
Читаем быстро (8 ч.) | |||||||||
40 | 13.11. | Скороговорки. И. Мазнин «Шла лисица» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками - самостоятельные работы; - выполнение творческих заданий. - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия. - дидактические игры; - работа в парах и группах; - работа с информационными источниками; -творческая работа. | Знать: -правила заучивания и определения скороговорок. -определение лирического героя стихотворения. Уметь: – четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – прогнозировать содержание произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. – определять характер персонажей; – пересказывать текст; – определять, от какого лица идет повествование, тему текста; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст – пересказывать текст (объем не более 1,5 с.) | Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: 1. Общеучебные: -планомерный переход от слогового к плавному осмысленному беглому чтению целыми словами - Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. 2. Логические: -использовать новые слова и термины в речи; - обсуждать и анализировать прочитанные произведения. Коммуникативные: -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении. | -развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. -обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей. | |||
41 | 17.11. | Р. Сеф «Апчхи!» М. Яснов «Чучело-мяучело»; | |||||||
42 | 18.11. | Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка» | |||||||
43 | 19.11. | В. Голявкин «Как я под партой сидел»; «Про то, для кого Вовка учится» | |||||||
44 | 20.11. | В. Голявкин «Как я под партой сидел»; «Про то, для кого Вовка учится» | |||||||
45 | 24.11. | Дагестанская сказка «Храбрый мальчик». | |||||||
46 47 | 25.11. 26.11. | Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения». Обобщение по теме «Учимся читать: читаем быстро» | |||||||
Читаем выразительно (20 ч.) | |||||||||
48 | 27.11. | А. Прокофьев «Как на горке, на горе». А. Фет «Чудная картинка…» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками, - самостоятельная работы ; - решение проблемных ситуаций; -выполнение творческих заданий. - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия | Знать: -понятия «паузы», «логическое ударение», «темп» чтения, «драматизация». Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – читать бегло и осознанно текст художественного произведения; – давать характеристику героям рассказа, – соблюдать интонацию; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять картинный план по прочитанному тексту; – определять тему и главную мысль произведения. – прогнозировать содержание текста по его названию; – выполнять творческий пересказ; – отличать рассказ от сказки; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – составлять картинный план; – отвечать за свои поступки – определять характер текста; – оценивать события, героев произведения. – объяснять авторское отношение к героям текста; – выполнять творческую работу (сочинение рассказа); – читать выразительно стихотворение; – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – отвечать на вопросы – определять главную мысль, сформулированную в тексте; – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. – использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; – читать по ролям; героев произведения. – определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст. – прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – пересказывать текст (объем не более 1,5 с.); | Регулятивные: -способность к волевому усилию, -постановка учебной задачи на основе жизненного опыта; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: 1. Общеучебные: -формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне). -обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями. 2. Логические: - соотносить название произведения с его содержанием; - выявление подтекста читаемого произведения; -ранжировать произведения по их тематике; -корректировать картинный план; -сравнивать фольклорные произведения малых форм. Коммуникативные: - отвечать на вопросы по тексту; - обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений; - декламировать стихотворения наизусть; -инсценировать прочитанное; -сотрудничать с одноклассниками при подготовке конкурсов и игр. | совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). -формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. | |||
49 50 | 01.12. 02.12. | С. Воронин «Храбрый клоун» | |||||||
51 | 03.12. | С. Маршак «Жадина». О. Григорьев «Яма». Э. Успенский «Разгром» | |||||||
52 | 04.12. | В. Осеева «Три товарища». Н. Матвеева «Девочка и пластилин» | |||||||
53 | 08.12. | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | |||||||
54 | 09.12. | Э. Мошковская «Трудный путь». «Обида» | |||||||
55 | 10.12. | Е. Благинина «Посидим в тишине» | |||||||
56 57 | 12.12 15.12.. | И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном». | |||||||
58 | 16.12. | В. Орлов «Светлячок-маячок» | |||||||
59 | 17.12. | С. Козлов «Заяц и медвежонок» И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». | |||||||
60 | 19.12. | Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху» | |||||||
61 | 22.12. | Н. Юсупов «Серый волк» | |||||||
62 | 23.12. | Дж. Родари «Рыбы». Б. Заходер «Кискино горе» | |||||||
63 | 24.12. | Э. Мошковская «Говорящая кошка». А. Фройденберг «Великан и мышь» | |||||||
64 65 | 26.12. 29.12. | Д. Биссет «Про тигренка Бинка, у которого ис исчезли полоски» | |||||||
66 | 30.12. | К. Ушинский «Спор деревьев». | |||||||
67 | 12.01. | Обобщающий урок по теме: «Читаем выразительно» | |||||||
Автор и его герои (21 ч.) | |||||||||
68 | 13.01. | В. Голявкин «Про веселую книжку»; С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - решение проблемных ситуаций; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками; -творческая работа - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, - устная дискуссия. | Знать: -правила заучивания и определения скороговорок. -определение лирического героя стихотворения. -понятия «паузы», «логическое ударение», «темп» чтения, «драматизация». Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – давать характеристику героям рассказа, – соблюдать интонацию; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять картинный план по прочитанному тексту; – определять тему и главную мысль произведения. – прогнозировать содержание текста по его названию; – выполнять творческий пересказ; – отличать рассказ от сказки; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – составлять картинный план; – отвечать за свои поступки – определять характер текста; – оценивать события, героев произведения. – объяснять авторское отношение к героям текста; – выполнять творческую работу (сочинение рассказа); – определять главную мысль, сформулированную в тексте; – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. – использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; – читать по ролям; героев произведения. – определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст. – прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – пересказывать текст (объем не более 1,5 с.) | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; -способность к волевому усилию Познавательные: 1. Общеучебные: -формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал. -развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. -обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. 2. Логические: - соотносить название произведения с его содержанием; - выявление подтекста читаемого произведения; - выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения; -определять тему и идею произведения; -соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Коммуникативные: - отвечать на вопросы по тексту; - обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений; -инсценировать прочитанное; -высказывать суждения о значении нравственных качеств. | -формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. -развитие мышления, внимания, памяти. | |||
69 70 | 14.01. 16.01. | Л. Пантелеев «Карусели» | |||||||
71 | 19.01. | Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» | |||||||
72 73 | 20.01. 21.01. | В. Голявкин «В шкафу» | |||||||
74 | 23.01. | А. Гайдар «Совесть» | |||||||
75 | 26.01. | Б. Юнгер. «Белая роза» | |||||||
76 | 27.01. | Г. Цыферов. «Град» | |||||||
77 | 28.01. | Г. Горбовский «Розовый слон» | |||||||
78 | 30.01. | Ф. Кривин «Родная коробка» | |||||||
79 80 | 02.02. 03.02. | В. Чаплина «Мушка» | |||||||
81 | 04.02. | Л. Пантелеев «Две лягушки» | |||||||
82 83 | 06.02. 09.02. | Е. Пермяк «Волшебные краски» | |||||||
84 | 10.02. | С. Михалков «Аист и лягушки» | |||||||
85 | 11.02. | С. Козлов «Вольный осенний ветер» | |||||||
86 | 13.02. | Л. Толстой «Зайцы». Н. Рубцов «Про зайца» | |||||||
87 | 16.02. | Русская народная сказка «Заяц-хваста» | |||||||
88 | 17.02. | Литературная викторина. Обобщающий урок по теме: «Автор и его герои» | |||||||
Слова, слова, слова... (9 ч.) | |||||||||
89 | 18.02. | Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - решение проблемных ситуаций; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками; -творческая работа - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия. | Знать: -произведения зарубежных писателей в переводе на русский язык. -–языковые средства выразительности; – понятие «рифма - средства выразительности – звукоподражание. - понятие «звукопись». - правила систематизации книг. Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – выделять языковые средства выразительности; – работать со словарем; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения – находить средства выразительности в произведении – анализировать образность художественной речи; – определять эмоциональность характера текста; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть. – анализировать научно-популярные книги; – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; -способность к волевому усилию. Познавательные: 1. Общеучебные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - осмысленное чтение текста; -характеристика литературного героя. 2. Логические: - соотносить название произведения с его содержанием; - выявление подтекста читаемого произведения; -ранжировать произведения по их тематике; -соотносить пословицы с произведениями; -определять собственное отношение и отношение автора к персонажу; -сравнивать произведения и персонажей близких по тематике; -соотносить иллюстрации с текстом. Коммуникативные: - отвечать на вопросы по тексту; - обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений; -инсценировать прочитанное; -высказывать суждения о значении нравственных качеств. | -создание положительной мотивации к обучению чтению; -проявление интереса к чтению, желание научиться хорошо читать. | |||
90 | 20.02. | Б. Шергин «Рифмы» | |||||||
91 | 24.02. | М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; В. Даль. «Кузовок» (игра) А. Барто «Игра в слова». | |||||||
92 | 25.02. | И. Б. Заходер «Дырки в сыре» Токмакова «Лягушка». В. Берестов «Курица» | |||||||
93 | 27.02. | А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». | |||||||
94 | 02.03. | Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже…». Г. Циферов «Что такое звезды?» | |||||||
95 | 03.03. | И. Пивоварова «Картинка на земле», А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета», А. К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…» | |||||||
96 | 04.03. | А. К. Толстой. «Колокольчики мои». С. Есенин. «Черемуха» | |||||||
97 | 06.03. | М. Исаковский «Ветер». В. Рахманов. «Одуванчики» Обобщение по теме: «Слова, слова, слова...» | |||||||
План и пересказ (19 ч.) | |||||||||
98 | 10.03. | Н. Сладков. «Медведь и Солнце» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - решение проблемных ситуаций; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками; -творческая работа - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия. | Знать: - понятие «диалог». Уметь: – инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации. – анализировать языковое оформление текста; – оценивать события, героев. – редактировать сказку; -читать осознанно текст художественного произведения; – определять идею произведения; – характеризовать героев – определять тему текста по рисункам; – работать с иллюстрациями; – составлять картинный план; – оценивать события, героев произведения; – читать текст по «цепочке», кратко пересказывать; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) – определять средства выразительности; – озаглавливать стихотворение по содержанию; – осуществлять постановку «живых» картинок к каждому отрывку. – составлять характеристику главных героев; – пересказывать сказку по схематическому плану – работать с иллюстрациями; – пересказывать от лица главного героя произведения; – выделять народные черты в авторской сказке; – прогнозировать характер текста (прием антиципации); – озвучивать иллюстрации картинного плана; – составлять комиксы – редактировать деформированный план; – выполнять словесное рисование; – переводить картинный план в словесный; – соотносить пословицы с изученными художественными произведениями; – пересказывать отрывок полюбившегося произведения. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе жизненного опыта учащихся; -способность к волевому усилию. Познавательные: 1. Общеучебные: -совершенствование всех сторон навыка чтения. -формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал. -развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. -обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности. -выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении. 2. Логические: - выявление подтекста читаемого произведения; -ранжировать произведения по их тематике; -корректировать картинный план; -сравнивать произведения разных жанров. Коммуникативные: - обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений; -инсценировать прочитанное; -высказывать суждения о значении нравственных качеств. | -формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности. -формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам. -развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. | |||
99 | 11.03. | В. Осеева. «Добрая хозяюшка». | |||||||
100 | 13.03. | Б. Житков «Храбрый утенок» | |||||||
101 | 16.03. | Э. Мошковская. «Жадина» | |||||||
102 103 | 17.03. 18.03. | Русская народная сказка «Мена» | |||||||
104 | 19.03. | В. Сухомлинский «Вьюга»; Ю. Ермолаев «Проговорился» | |||||||
105 106 | 20.03. 30.03. | Н. Носов «На горке» | |||||||
107 | 31.03. | В. Осеева «Хорошее» | |||||||
108 | 01.04. | Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать» | |||||||
109 110 | 03.04. 06.04. | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | |||||||
111 | 07.04. | С. Михалков «Бараны». К. Ушинский «Два козлика» | |||||||
112 113 | 08.04. 10.04. | С. Козлов «Черный омут» | |||||||
114 | 13.04. | М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял» | |||||||
115 | 14.04. | Е. Карганова «Как цыпленок голос искал» | |||||||
116 | 15.04. | Обобщающий урок по теме: «План и пересказ» | |||||||
В мире книг(20 ч.) | |||||||||
117 | 17.04. | К. Ушинский «Два плуга» | - антиципация (моделирование, прогнозирование в начале урока). - решение проблемных ситуаций; - дидактические игры; - овладение практическими умениями и навыками; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий; - выполнение индивидуальных заданий; - работа с информационными источниками - словесное рисование, - чтение по ролям, - выборочное чтение, -выразительное чтение; - пересказ текста, -фронтальная беседа, -устная дискуссия | Знать: -понятие «авторские ремарки». -что такое предисловие- -что такое фантазия, небылица, кто такой фантазер Уметь: – формулировать тему небольшого текста; – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему – читать осознанно, выразительно, по ролям; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные – искать ответы на вопросы в тексте; – составлять картинный план; – выполнять словесное рисование; – анализировать шуточные стихотворения; – комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; – сравнивать стихотворения разных авторов; – оценивать события, героев произведения. – объяснять авторское отношение к героям текста; – пересказывать, чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора; – анализировать поучительные рассказы; – участвовать в беседе по содержанию рассказа; – высказывать собственное отношение к героям текста; – выразительно читать по ролям, инсценировать рассказ; – находить отрывки по заданию учителя; – пересказывать текст – участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; – определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). – называть известные произведения и их авторов; – отвечать на вопросы; – инсценировать, читать выразительно, по ролям произведения. | Регулятивные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - осмысленное чтение текста; -характеристика литературного героя. Познавательные: 1. Общеучебные: -обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике. -совершенствование всех сторон навыка чтения. -формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал. -развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение. 2. Логические: -адекватно воспринимать содержание и смысл устной речи; - перерабатывать полученную информацию (сравнивать, группировать и анализировать новую информацию) -формирование приёмов мыслительной деятельности. Коммуникативные: - отвечать на вопросы по тексту; - обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений; - декламировать стихотворения наизусть; -инсценировать прочитанное; -сотрудничать с одноклассниками. | -совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости). -формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм. -развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей. | |||
118 | 20.04. | Л. Н. Толстой «Филипок» | |||||||
119 | 21.04. | В. Авдеенко «Маленькая Баба Яга» | |||||||
120 | 22.04. | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | |||||||
121 | 24.04. | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | |||||||
122 | 27.04. | Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке» | |||||||
123 | 28.04. | М. Пришвин «Еж». | |||||||
124 | 29.04. | Б. Заходер «Птичья школа». | |||||||
125 | 04.05. | Н. Носов. «Затейники» | |||||||
126 | 05.05. | Н. Носов. «Живая шляпа» | |||||||
127 | 06.05. | Е. Пермяк. «Торопливый ножик», «Самое страшное» | |||||||
128 129 | 08.05. 12.05. | Н. Носов. «Фантазеры». | |||||||
130 | 13.05. | Б. А. Емельянов. «Зеленая букашина» | |||||||
131 | 15.05. | Книги о детях | |||||||
132- 135 | 18.05 19.05. 20.05. 22.05 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» | |||||||
136 | 25 .05. | Обобщающий урок по теме: «В мире книг» |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Перечень используемой литературы:
- Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы Кубасова О.В.. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. –416 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- ООП НОО МОУ ИРМО «Карлукская СОШ»
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
1. Кубасова О.В. Литературное чтение. «Любимые страницы»: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч. /– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
2. Кубасова О.В Рабочая тетрадь к учебнику литературного чтения для 2 класса общеобразовательных учреждений – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
3. Кубасова О.В Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений /. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
для учителя:
1. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
2. Кубасова О.В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013
3. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем. – Тула: Родничок; М.: АСТ, Астрель, 2005.
4. Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям
Интернет-ресурсы:
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
- http://standart.edu.ru/map.aspx
- http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/
- http://www.umk-garmoniya.ru/about/
- http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...