Рабочая программа по чтению 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Федорович Ирина Николаевна

 Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе Программы  специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_chtenie_pechat.docx49.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                           СОГЛАСОВАНО                              УТВЕРЖДАЮ

на  заседании МО                    Зам. директора по УР                       Директор школы

Протокол № 1                      _____Н.А.Вахрушина                       ______Н.А.Бражникова

от «29»  августа  2014г.             «___» августа  20__ г.                          «__»августа  20___ г.

Председатель МО

____И.Н.Федорович

Рабочая программа

учебного предмета

«Чтение»

для учащихся 4 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Составитель:

Федорович Ирина Николаевна

                                                        

Санкт-Петербург

2014

Содержание рабочей программы

Оглавление

Страницы

Титульный лист.

1

Оглавление.

2

Пояснительная записка.

3

Содержание программы учебного предмета.

4

Учебно-тематический план.

5

Уровень подготовки учащихся.  

6

Календарно-тематическое планирование.

7-15

Список литературы.

16

Перечень учебно-методического обеспечения

17

Лист корректировки.

18

 

                                        Пояснительная записка

 Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе Программы  специальных   ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный перечень учебников;
  • Учебный план ГБОУ СКШ №7 на 2014-15 учебный год.
  • Положение о рабочей программе ГБОУ СКШ №7 Красносельского района Санкт-Петербург.

Уроки планируются  с учётом книги для чтения авторов –З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Чтение». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2007.

        Уроки чтения в 4 классе проводятся 4 раза в неделю, количество часов за год – 136ч.  

     Цель:

  • научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

  • развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  • формировать читательскую самостоятельность у учащихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  • учить самостоятельно работать с книгой.

     
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

        Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
      Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания
 прочитанного.
     В 4 классе учащиеся читают целыми словами. Учатся при чтении соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания.

Для формирования навыка сознательного чтения используются такие виды работ: ответы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации; нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос; элементарная оценка прочитанного.

.

Содержание программы учебного предмета.

      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

      Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.    

      Общественно полезные дела школьников.

      Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

      Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого

      Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.

      Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи

        Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

    Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

1

Что такое хорошо

16

2

Уж небо осенью дышало

17

3

Народные сказки

12

4

О труде и трудолюбии

13

5

Произведения русских и зарубежных писателей

12

6

Идёт волшебница зима

16

7

Люби всё живое

15

8

В стране чудес

8

9

Весна идёт

18

10

Лето наступило

9

Всего

136

Уровень подготовки учащихся.  

Учащиеся должны уметь:

  • осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
  • читать про себя;
  • отвечать на вопросы по прочитанному;
  • выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
  • определять главную мысль произведения;
  • читать отрывки по ролям;
  • пересказывать содержание прочитанного;
  • отличать сказку от рассказа;
  • читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 7-8 стихотворений.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема раздела, урока

Дата

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки

(планируемые результаты)

Контроль

Примечание

1

1 четверть  « Что такое хорошо»   В.Лебедев-Кумач .«Здравствуй, школа»

1

Учащиеся должны научиться

 выразительно читать стихотворение.

 Трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь высказывать своё отношение к поступку героя.

Уметь отвечать на вопросы.

Активно участвовать в беседе.

Уметь пользоваться выборочным видом чтения.

Уметь работать с текстом.

2

Э. Шим. Брат и младшая сестра

1

3

А Седугин. Молоток.

1

4

Е. Пермяк. Пичугин мост.

1

5

В. Голявкин. Был не крайний случай.

1

6

По И.Дику. «Счастливая» ручка.

1

7

По И.Дику. «Счастливая» ручка.

1

8

По Л.Давыдычеву .Лелишна из третьего подъезда. «Лелишна Охлопкова»

1

9

По Л.Давыдычеву .Лелишна из третьего подъезда.«Лелишна Охлопкова»

1

10

По Л. Давыдычеву. «Виктор Мокроусов»

1

11

По Л. Давыдычеву. «Виктор Мокроусов»

1

12

А.Гайдар. «Тимур и его команда». (Отрывки из повести)

1

13

А.Гайдар. «Тимур и его команда». (Отрывки из повести)

1

14

А.Гайдар. «Тимур и его команда». (Отрывки из повести)

1

Уметь выразительно читать стихотворение перед классом.

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь объяснять слова и выражения, употребляемые  в тексте.

У. находить в тексте  выражения, описывающие явления природы.

 Пересказывать содержание прочитанного произведения.

 Выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Знать природные явления.

15

В. Осеева. Печенье.

1

16

Обобщение по теме: «Что такое хорошо?»

1

17

«Уж небо осенью дышало» А. К. Толстой.«Осень! Обсыпается весь…»

1

18

По В. Пескову . Осенний лес.

1

19

А. Твардовский. Лес осенью.

1

20

О. Высотская. Осеннее утро.

1

21

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

1

22

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

1

23

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

1

24

В.Гаршин. Лягушка-путешественница.

1

Пересказывать содержание прочитанного произведения.

Уметь отвечать на вопросы.

Уметь отгадывать загадки.

Уметь читать по ролям. Учится выделять главную мысль произведения. Знать особенности сказок.

Знать домашних и диких животных.

Их особенности и повадки.

25

И. Крылов .Стрекоза и муравей.

1

26

Внеклассное чтение. Стихи об осени.

1

27

По Д. Мамину – Сибиряку. Приёмыш.

1

28

По Д. Мамину – Сибиряку. Приёмыш.

1

29

По Д. Мамину – Сибиряку. Тарас и Соболько.

1

30

А.С.Пушкин. Уж небо осенью дышало.

1

31

Н.Мишутин. Про лягушку-хохотушку.

1

32

Н.Мишутин. Про лягушку-хохотушку.

1

33

Обобщение по  теме: «Уж небо осенью дышало»

1

34

«Народные сказки». Русская сказка «Гуси - лебеди» 1 часть

1

35

Русская сказка «Гуси - лебеди» 2часть

1

36

Русская сказка «Гуси - лебеди» 3 часть

1

37

2 четверть . Молдавская сказка «Чудесный клад»

1

Уметь выразительно читать вслух сказки.

Уметь отвечать на вопросы. Пересказывать содержание прочитанного произведения.

Уметь читать выразительно произведение, составлять план.

Уметь сравнивать рассказ и сказку.

Уметь отвечать на вопросы. Учится пересказывать содержание прочитанного по плану.

.

38

Молдавская сказка «Чудесный клад»

1

39

Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица »

1

40

Эвенкийская сказка «Росомаха и лисица »

1

41

Мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши»

1

42

Русская сказка «Лиса и волк»

1

43

Русская сказка «Лиса и волк»

1

44

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1

45

Обобщение по теме «Народные сказки»

1

46

«О труде и трудолюбии» К.Ушинский рассказ «Два плуга»

1

47

Русская сказка «Самое дорогое»

1

48

Русская сказка «Самое дорогое»

1

49

Русская сказка «Самое дорогое»

1

50

И. Крылов басня  «Трудолюбивый медведь»

1

 Уметь выразительно читать стихотворение, басню.

Учится определять главную мысль произведения

Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному.

Уметь отгадывать загадки по определённым признакам.

Выделять в произведение главных  героев, высказывать к ним своё отношение.

Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию.

Уметь озаглавливать части текста с помощью учителя. Пересказывать содержание прочитанного.

Знать особенности сказок.

51

Айога» (Нанайская сказка)

1

52

Айога» (Нанайская сказка)

1

53

С.Маршак стих. «Лодыри и кот»

1

54

С.Маршак стих. «Лодыри и кот»

1

55

И.Крылов басня «Лебедь, щука и рак»

1

56

А.Тетивкинстих.»Школа»

1

57

Е.Пермяк рассказ «Для чего нужны руки?»

1

58

Обобщение по теме.

1

59

Произведения русских и зарубежных писателей. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

60

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

61

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

62

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

63

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1

64

Внеклассное чтение. Сказки А.Пушкина.

1

65

3 четверть.  Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

Уметь читать по ролям. Уметь устанавливать связь отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Уметь высказывать своё отношение к событию.

Знать особенности сказок.

66

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

67

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

68

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1

69

Братья Гримм. Соломинка, уголёк и боб.

1

70

Обобщение по теме.

1

71

«Идет волшебница зима» И.Никитин . Встреча зимы.  

72

По И. Соколову – Микитову. Зима в лесу.

1

73

 И. Антонов.Сад друзей.

1

Знать признаки зимы.

74

И. Суриков.Детство.

1

75

Л. Толстой .Филиппок.

1

 Читать по ролям, высказывать  своё отношение к поступку героя, событию.

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Уметь читать по ролям. Уметь выраз. читать по ролям. Уметь высказывать своё отношение к поступку героев, событию.

76

Л. Толстой. Филиппок.

1

77

Н. Некрасов стих.«Мужичок с ноготок»

1

  Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Уметь высказывать своё отношение к событию.

 

78

Ю. Дмитриев. Для чего нужен снег.

1

79

Ю. Дмитриев .Для чего нужен снег.

1

80

Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором

1

81

Н.Носов. Бенгальские огни.

1

82

Н.Носов. Бенгальские огни.

1

83

Н.Носов.Бенгальские огни.

1

84

По М. Пляцковскому. Какая бывает зима.

1

85

Внеклассное чтение. Стихи о зиме.

1

86

Обобщение по теме.

1

Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Уметь выразительно читать произведение.

Уметь пересказывать содержание прочитанного.

Уметь читать по ролям с соответствующей интонацией.

Уметь высказывать своё отношение к поступку героя, событию.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Уметь выразительно читать вслух произведение.

 

87

«Люби все живое»  По В.Костылёву.Берёза

1

88

Л. Толстой. Как дядя рассказывал про то, как я ездил верхом.

1

89

Л. Толстой. Как дядя рассказывал про то, как я ездил верхом.

1

90

По Н.Вагнеру. Мальчик и дворовая собака.

1

91

По Н.Вагнеру. Мальчик и дворовая собака.

1

92

В.Тарасов. Четвероногий друг.

1

93

В.Тарасов. Четвероногий друг.

1

94

М. Пришвин .Гаечки.

1

Знать признаки весны. Ложбинки, на припёке.

 Знать стихотворение наизусть.

Знать автора произведения.

Знать весенние месяцы, праздники

95

М. Горький. Воробьишко.

1

96

М. Горький. Воробьишко.

1

97

М. Горький. Воробьишко.

1

98

А. Барков. Пожарник Карл.

1

99

А. Барков. Пожарник Карл.

1

100

По Г. Скребицкому рассказ «Медвежонок»

1

101

Обобщение по теме.

1

102

«В стране чудес». И. Токмакова. В чудной стране.

1

 Уметь осознанно и правильно читать стихотворение вслух целыми словами после работы над ним.

Уметь соотносить предложения с иллюстрацией.

 Трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам

Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. У. читать сознательно, правильно текст вслух целыми слова с соблюдением знаков препинаний и нужной интонации.

Уметь выразительно читать произведение, составить план.

Уметь нацелить себя на поставленные задачи.

Знать автора произведения.

Знать содержание поизведения.

Знать хорошие и плохие привычки.

Знать признаки весны.

103

По А. Милну .Вини-Пух и все – все – все.

1

104

По А. Милну. Вини-Пух и все – все – все.

1

105

4 четверть. А. Толстой повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино»

1

106

А. Толстой повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино»

1

107

А. Толстой повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино»

1

108

Обобщение по теме.

1

109

«Весна идет» Ф. Тютчев. Весенние воды.

1

110

В. Ситников. Утро.

1

111

По Л. Толстому .Весна.

1

112

И.Никитин. Полюбуйся, весна наступает.

1

113

По А. Платонову. Ещё мама.

1

114

По А. Платонову. Ещё мама.

1

115

По А. Платонову. Ещё мама.

1

116

Н. Саксонская .Разговор о маме.

117

Л. Квитко .Бабушкины руки.

1

118

По Е. Кононенко. Резеда.

1

Уметь выразительно читать вслух стихотворение.

Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение.

Уметь находить в тексте предложения для ответа на вопросы.

Уметь читать про себя.

Знать признаки лета, летнего леса.

Знать стихотворение наизусть.

Знать признаки лета, летние месяцы.

119

Н.Некрасов. ДедушкаМазай и зайцы.

1

120

Н.Некрасов. ДедушкаМазай и зайцы.

1

121

А. Барков. Яшка.

1

122

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

1

123

В. Орлов.Лесной цветок.

1

124

Н. Сладков .Медведь и солнце.

1

125

Обобщение по теме.

1

126

«Лето наступило» И. Никитин. Вечер ясен и тих.

1

127

По К. Паустовскому. Заботливый цветок.

1

128

Н. Некрасов .Крестьянские дети..

1

129

По Н. Носову. Огородники.

1

130

И. Антонов .У речки.

1

131

М. Пришвин .Золотой луг.

1

132

В.Драгунский. Третье место в стиле баттерфляй.

1

133

М. Бородицкая. Последний день учения»

1

134

Резервный урок.

1

135

Резервный урок

1

136

Резервный урок.

1


Список литературы

  1. Максимук, Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению.- М.: ВАКО, 2004.- 128с.
  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений 8вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
  3. Чтение. 2 класс: коррекционно- развивающие занятия/ авт.- сост. Л.И.Рудченко.- Волгоград:  Учитель, 2007.- 150с.
  4. Чтение: учеб. для 3 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/  [авт.-сост. С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева]. СПБ. Филиал издательства «Просвещение», 2004.- 208с.
  5. Л.Н.Ефименкова, Коррекция устно и письменной речи учащихся начальных классов..-М: ВЛАДОС, 2005г.-336с.
  6. Л.Н.Арефьева, Лексические темы по развитию речи детей.М:СФЕРА,2005г.
  7. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах  вспомогательной школы: Кн. для учителя/ А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 1991.- 176с.
  8.  Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ А.К.Аксёнова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 320с.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Альбомы для рисования.
  2. Бумага большого формата.
  3. Карточки с изображением различных предметов и игрушек.
  4. Карандашницы.
  5. Магнитофон, аудиокассеты с записями различных мелодий и детских песен.
  6. Мячи.
  7. Наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, фломастеров, маркеров, цветных красок.
  8. Настенная доска для рисования мелом.
  9. Ручки шариковые синего цвета.
  10. Стаканчики пластмассовые разной величины.

Лист   корректировки



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...