Главные вкладки

    Урока обучения грамоте (чтения) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а"
    методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

    Кейм Светлана Викторовна

    Урок обучения грамоте (чтение) составлен по УМК «Планета знаний». На уроке использованы активные методы обучения.Урок может быть полезен учителям, работающим по другим УМК.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya_v_1_klasse.docx20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    обучения грамоте (чтения) в 1 классе

    учителя ГБОУ гимназия №426

    Кейм Светланы Викторовны


    Тема урока: Звук [а]. Буквы А, а

    Планируемые результаты:

    Предметные

    Метапредметные

                                             

    - познакомиться с новой буквой и звуком;              -учиться анализу звуковых и буквенных моделей слов; научиться писать печатную букву, используя эталон;                     - узнать, что буква А может быть словом и предложением; - расширять словарный запас  

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУд

    Коммуникативные УУД

    Личностные УУД

    - формулировать цель деятельности на уроке;

     - планировать решение учебной задачи;

    - выполнять последовательность необходимых операций;

    - анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

    - анализировать собственную работу, находить ошибки

                                         -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

    - добывать новые знания; находить ответы на вопросы,   используя свой жизненный опыт и информацию,   полученную на уроке;

    - перерабатывать полученную информацию: делать выводы

    - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

    - слушать и понимать речь других;

    - высказывать предположения;

    - совместно договариваться о правилах работы в парах

    - проявлять интерес к новому;

    - интерес к способу решения и общему способу действия;

    - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

    - применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам

     Оборудование:

    1. Таблица «Алфавит»

    2. Маршрутный лист города «Алфавитинска»

    3. Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

    4. Карточки для составления звуковых схем слов.

    5. «Буквари» Андриановой Т. М.

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    - Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на партах.

    - Чтение рифмовки (хором).

    «Нет никакой загадки: расскажут в тот же миг.

      И книжки, и тетрадки, какой ты ученик!»

    2. Работа с маршрутным листом («Букварь» – с.22-23)

    - Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный город. Для того, чтобы узнать его название, отгадайте загадку:

    «Буквы-значки, как бойцы на парад,

      В строгом порядке построены в ряд.

      Каждый в условленном месте стоит,

      И называются все … (алфавит)»

    - Откройте маршрутные листы и прочитайте название города (Алфавитинск).

    - Мы совершим экскурсию по городу Алфавитинску, в котором живут все 33 буквы русского алфавита. Дорога нам будет показывать направление нашего движения.

    - На чём мы будем путешествовать? (на автобусе)

    -Выберите звуковую схему, которая подходит к слову «автобус»

     

     

    - Пока мы едем на автобусе до 1-й остановки, ребята расскажут нам стихотворение Измайлова «Как появились буквы» («Спутник Букваря» – с.20-21)

    Палочки, крючочки, закорючки, точки

    Бегали толпою и поодиночке.

    Ссорились, мирились, прыгали без дела,

    Наконец, без дела жить им надоело.

    И сказал им кто-то, умный и серьёзный:

    «Взяться за работу никогда не поздно!

    Слышим мы повсюду много разных звуков,

    Но для них пока ещё нет ведь знаков – букв.

    Эй, крючочки и точки, чёрточки, кружочки!

    Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

    И шагайте слаженно по листу бумажному!»

    Чёрточки послушались, прекратили драки,

    Превратились в нужные правильные знаки.

    Стали всем понятными буквами печатными.

    И тогда вприпрыжку прибежали в книжку!

    - Пока ребята читали стихотворение, мы подъехали к 1-му домику Алфавитинска.

    - Назовите буквы, которые поселились в 1-м подъезде этого дома (А, У, О, Э, Ы )

    - Именно с этими буквами мы будем знакомиться в первую очередь.

    3. Сообщение темы урока

    - Буква, о которой мы сегодня поговорим поподробнее, спряталась в начале названия транспортного средства, на котором мы путешествуем.

    - Назовите эту букву. (а)

    - С нами в путешествие просится сказочный герой. Отгадайте, кто это?

    «Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

    И однажды бегемота вытащил он из болота.

    Он известен, знаменит. Это доктор…(Айболит)»

    - Из какой сказки он пришёл? (Показ книги К.И.Чуковского «Доктор Айболит»)

    - Какой звук слышите в начале имени доктора? [а]

    - Подойдёт буква «а»? (Нет, нужна заглавная буква «А»)

    - Придумайте слова, начинающиеся со звука [а]

    4. Планирование предстоящей деятельности

    - Подумайте, что мы должны узнать о букве «а» на уроке?

    - Какой звук она обозначает гласный или согласный?

    - Если звук согласный, то звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?
    - Если звук гласный, то ударный или безударный?

    - Как буква пишется?

    - ? (Что-то новое о букве)  

    - На какие из этих вопросов вы можете ответить?

    - Звук [а] гласный. При его произношении воздух проходит через рот свободно, не встречая преграды.

    5. Работа в рабочей тетради (с.13)

    1) Упражнения для пальцев рук

    2) Самостоятельная работа: запись печатных букв «А, а» по образцу

    6. Физминутка

    7. Работа по «Букварю» - с.24

    1) Выделение звука [а] из слов?

    - Рассмотрите верхнюю картинку в «Букваре»

    - В названиях каких животных слышится звук [а]?

    - В какой части слова он находится?

    2) Чтение отрывка из сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» (хорошо читающим учеником) – «Спутник Букваря» - с.21-22

    - Каких животных приглашают на приём к Айболиту?

    - В названиях каких животных есть звук [а]?

    3) Анализ звуковых и буквенных схем слов

    - Чем Доктор Айболит нас угощает? Назовите одним словом. (фрукты)

    - Чем отличаются схемы слов от тех, которые встречались на предыдущих страницах. (К звуковым схемам присоединились буквенные)

    - Назовите каждый фрукт.

    - Сколько слогов в слове?

    - В каждом ли слоге есть звук [а]?

    - В каких словах он является ударным (ананас, банан)?

    - В каком слове звук [а] образует слог? (ананас)

    Вывод: звук [а] может быть ударным и безударным; звук [а] может быть слогом

    4) Работа со схемами предложений

    - Кто, кроме Доктора Айболита, появился на странице «Букваря»? (Бармалей)

    Доктор Айболит и Бармалей показывают вами необычные схемы предложений. Как вы думаете, чем они необычные? (Часть слов заменена рисунками, а часть – записана словом «а». Некоторые слова в схемах пропущены)

    - Работая в парах, дополните предложения словами и прочитайте получившиеся предложения (Айболит добрый, а Бармалей злой. Арбуз сладкий, а лимон кислый)

    - Какую роль выполняет буква «а» в этих предложениях? (Она является словом)

     5) Физ. минутка

    6) Чтение предложений с разной интонацией

    - Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения)

    - Что в них общего (Они состоят из одного слова. Слова состоят из одной буквы.)

    - Чем различаются эти предложения? ( В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)

         А.  А!  А?

    - В каких случаях люди произносят эти предложения?

    - Разыграйте в парах эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.

     Вывод: буква «А» может быть предложением.

    7) Работа с пословицей

      Доктор Айболит принёс вам новое слово: ПОСЛОВИЦА.

    - Кто знает, что такое пословица? (Короткое народное изречение с поучительным смыслом)

     -Пословицы учат людей быть мудрыми. Они были созданы много лет тому назад, а существуют и по сей день.

    - Какие пословицы вы знаете?

    - Прочитайте пословицу в нижней части страницы: «Азбука – к мудрости ступенька»

    - Кто может объяснить её смысл?

      Пословицы теперь часто будут появляться на страницах «Букваря»

    8) Знакомство со старинным написанием буквы «А»

    8. Подведение итогов урока   

     - Что узнали про букву «а»?

    - Буква «а» обозначает гласный звук.

    - Звук [а] бывает ударным и безударным.

    - Звук [а] может образовать слог.

    - Буква [а] может быть словом.

    - Буква «А» может быть предложением.

    - Узнали, как в древние времена писали букву А.

    9. Инсценировка рассказа Г. Юдина «Почему «А» первая»?

     Доктор Айболит благодарит вас за работу, но у него остался ещё один вопрос:

    - На каком месте стоит буква «А» в алфавите? (На первом)

    - А почему она первая?

    Г.Юдин «Почему «А» первая»?

    «В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из Азбуки и громко спорили: почему это «А» самая первая буква алфавита?

    - Что же это делается, а? – кричали гласные. – Букву, с которой начинаются слова ангина и акула, нельзя ставить во главе Азбуки!

    - Всё правильно, - решили согласные, - ведь недаром всё самое вкусное – арбуз, апельсин, абрикос, ананас, -  начинается на «а»!

    Но громче всех кричала буква Я:

    - Я не понимаю, почему всё же первая «А», а не я?!

    - А потому, - сказала молчавшая до сих пор буква «А», - что самое первое слово каждого малыша начинается на «А»!

    - Это какое же такое слово?

    - Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте "Чтение слов с изученными буквами"

    Урок составлен для обучающихся 1 класса. Это урок - повторение изученных букв. Затрагивается работа над фонетическимслухом детей, проводятся орфографические наблюдения. Упражнения в чтени ислов, предл...

    конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м\'], буквы М,м."

    Цели урока:1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м\'];2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;3) обр...

    Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Звук и буква «Р».

    Цели урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р. 1) образовательные: - формирование умения выделят...

    Урок обучения грамоте "Чтение слов с изученными буквами".

    Урок обучения грамоте по программе "Школа России". Это второй урок при изучении согласных звуокв д,д*. Урок сопровождается презентацией. Дети знакомятся с некоторыми профессиями, а также с река...

    Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Урок обучения грамоте (чтения) в 1 «Б» классе на тему: «Буква Д. Чтение слов с изученными буквами»

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе на тему: "Буква Д. Чтение слов с изученными буквами"....