Рабочая программа "Литературное чтение" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._po_literatur_cht.docx93.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«12 лет Октября средняя общеобразовательная школа»

Поспелихинского района Алтайского края

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

На заседании РМО учителей  начальных классов

Протокол  № ___

От ___  ________

              2013года

Зам. директора по УВР

_______ Н.В.Пивкина

         «____»___________2013г

Директор

  _________    Е.Г.Космынина

Приказ № ______

 от ____   ________    2013года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литературное чтение» 3 класс

первая ступень,  базовый уровень

на 2013-2014учебный год

Рабочая программа составлена  на основе авторской программы Климановой Л.Ф. , В.Г.Горецкого,

Москва «Просвещение» 2011г.

                                                                                              Составитель

                                                                                              Матюшенко Н.А., учитель начальных классов,                                                                          

                                                                                              высшая квалификационная категория

                                                                        п.12 лет Октября  2013г

                                                                         Пояснительная записка

            Рабочая программа по  литературному чтению   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению для 3 класса, Москва «Просвещение» 2011, авторской программы Климановой Л.Ф. , В.Г.Горецкого, Москва «Просвещение» 2011,  Федерального перечня учебников на 2013-2014 уч. год,  календарного графика МКОУ «12 лет Октября СОШ».  

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

        Задачи курса «Литературное чтение»:

 ---- Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

---- Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

----- Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства,  находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

---- Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение»

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

           формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги;

 навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Место учебного предмета в учебном плане

                  БУП на изучение данного предмета в 3 классе отводит 4 часа в неделю. Авторская программа рассчитана на 136ч  ( из расчёта 4 часа в неделю).   Так как продолжительность учебного года в 3 классе  35 учебных недель, рабочая программа составлена  на 140ч, предусмотрено 4 часа резерва.

Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

                                                         Планируемые результаты изучения курса

           Предметные результаты

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
  • читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

                                      МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

  • Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя.  Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Коммуникативные УУД

  • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
  • Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
  • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

                                  Личностные

  • Иметь ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.
  • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
  • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
  • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
  • Проявлять  в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
  • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
  • Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
  • Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
  • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
  • Соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища

                                                                         СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

3  класс

Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Темп   чтения — 70—75 слов в минуту(3 класс).  Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп   чтения — не  меньше   100 слов в минуту. Самостоятельная   подготовка к выразительному чтению(4 класс).

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения

3 класс

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.  Самостоятельное  выявление основного смысла прочитанного, деление   текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение     с помощью учителя ля темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам. Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте   слов    и выражений,  которые    использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Умение говорить (культура речевого общения)

3 класс

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.

Круг детского чтения

3 класс

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Расширяется круг произведений современной отечественной и  зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы.  Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, о добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

3 класс

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся

(на основе литературных произведений)

3 класс

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Основные разделы курса

Самое великое чудо на свете

      Рукописные книги древней Руси.
      Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество  

      Русские народные песни.
      Докучные сказки.
      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». 

Поэтическая тетрадь 2  

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки

      1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки»,  2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6.  В. П. Астафьев. «Капалуха»; 7. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2  

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи»; 4. «Мурзилка», «Веселые картинки»- самые старые детские журналы.

Зарубежная литература

      «Храбрый Персей».
      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Учебно – методический план

Название темы

Кол-во часов

Примерная

программа

Рабочая

программа

1

«Вводный урок по курсу литературного чтения»

1

1

2

«Самое великое чудо на свете»

4

4

3

«Устное народное творчество»

14

14

4

«Поэтическая тетрадь 1»

11

11

5

«Великие русские писатели»

24

24

6

«Поэтическая тетрадь 2»

6

6

7

«Литературные сказки»

8

8

8

«Были-небылицы»

10

10

9

«Поэтическая тетрадь 1»

6

6

9

«Люби живое»

16

16

10

«Поэтическая тетрадь 2»

8

8

11

«Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

12

12

12

«По страницам детских журналов»

8

8

13

«Зарубежная литература»

8

8

14

Резерв

-

4

Всего

136

140

Тематическое планирование полностью соответствует авторской программе.  Рабочая программа составлена на 140 часов, что соответствует продолжительности учебного года в 3 классе, при составлении календарно – тематического планирования выявлено, что фактически возможно проведение только 137 часов в связи с праздничными днями, 1 час резервного  времени  используется на нетрадиционный урок-игру «Знатоки литературы»,  3 часа резервного времени не используется.

Формы организации учебного процесса

Фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи); микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед   определённой группой школьников); индивидуальная форма.

Формы контроля освоения учащимися содержания курса.

   Для проверки освоения программы используются: тестовые, проверочные,  тексты для проведения диагностики чтения, а также проверки уровня начитанности учащихся.

Контроль учащихся по курсу «Литературного чтения»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема урока

Формы контроля

Характеристика деятельности

Ведущие формы, методы, средства обучения

пл

факт

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

Ориентироваться в учебнике.

Прогнозирование содержания раздела.

Коллективная;

учебник

Самое великое чудо на свете  4ч.

2

 Рукописные книги Древней Руси.

Предметные: 

прогнозирование содержания раздела; обобщение полученной информации; осмысление значения книги для прошлого, настоящего и будущего.

Личностные:

оценивать ситуации и поступки как хорошие или плохие, опираясь на общечеловеческие ценности; признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия.
Регулятивные:

выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные:

использовать поиск необходимой информации

Коллективная;

Книги;

Коллективная;

Групповая;

Работа в паре;

Источники информации: книги

Индивидуальный;

Тест;

3

Первопечатник Иван Федоров

4

Первопечатник Иван Федоров

5

Оценим себя и свои достижения по теме «Самое великое чудо на свете»

Тестирование

Устное народное творчество (14 ч.)

6

Русские народные песни.

Предметные:

различать виды УНТ: малые и большие жанры; называть виды прикладного искусства; конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка; при пересказе учитывать жанровые особенности произведения, уделять внимание месту и времени действия, главным и второстепенным героям.

Личностные:

доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей,  сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; проявлять интерес
к поиску и присвоению общих способов
решения учебных задач.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные:

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной
форме.

Коммуникативные:

слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Индивидуальный;

Тест;

7

Докучные сказки.

8

Русские народные сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

9

 Характеристика героев сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

10

Составление плана сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

11

Русские народные сказки. «Иван-царевич и серый волк».

12

Особенности волшебной сказки. «Иван-царевич и серый волк».

13

Характеристика героев сказки. «Иван-царевич и серый волк».

14

Русские народные сказки. «Сивка-бурка

15

Характеристика героев сказки. «Сивка-бурка

16

 Сравнение художественного и живописного текстов. «Сивка-бурка».

17

Проект: «Сочиняем волшебную сказку»

Проектная деятельность

18

Обобщение. Устное народное творчество.

19

Оценим себя и свои достижения по теме по теме «Устное народное творчество»

Тестирование

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)

20

Проект: «Как научиться читать стихи»

Проектная деятельность

Предметные:

декламация стихотворных произведений  наизусть:  заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов; работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям.

Регулятивные:
работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, других учащихся и самостоятельно.
Познавательные:

определять причины и следствия простых явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги,

Индивидуальный;

Тест;

21

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».

Олицетворение            - средство художественной выразительности.

22

Ф. И. Тютчев. «Листья».  Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

23

А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…». Эпитеты – слова, рисующие картины природы.

24

И. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» Подвижные картины природы.

25

И. Никитин. «Встреча зимы». Олицетворение как прием создания картины природы.

26

И. Суриков. «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

27

И. Суриков. «Детство». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

28

И. Суриков. «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 1»

30

Оценим себя и свои достижения по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Тестирование

Великие русские писатели (24 ч.)

31

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…». Настроение стихотворения.

Предметные:

 работать с книгой:  различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; видеть связь произведений литературы с другими видами искусства; декламация стихотворных произведений; мораль басни; анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения; выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения;  анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям.

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

 знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;  выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

 определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

 полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

CD- Библиотечные уроки и мероприятия

32

А. Пушкин.  «За весной, красой природы…». Средства художественной выразительности.

33

А. Пушкин «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро». Средства художественной выразительности.

34

А. Пушкин «Зимний вечер». Прием контраста как средство создания картин.

35

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». События сказочного текста.

36

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок.

37

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки.

38

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл сказки.

39

И. А. Крылов. «Мартышка и очки». Нравственный урок читателю.

40

И. А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна». Нравственный урок читателю.

41

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков.

42

Басни И. А. Крылова. Инсценирование басен.

43

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины….».  настроение стихотворения.

44

М. Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко…». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

45

М. Ю. Лермонтов. «Утес», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи.

46

«Детство» Л. Н. Толстого. Особенности прозаического произведения.

47

«Детство» Л. Н. Толстого. Средства художественной выразительности.

48

Л. Толстой. «Акула». Тема и главная мысль рассказа.

49

Л. Н. Толстой. «Прыжок». Сравнение рассказов.

50

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа.

51

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве». Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

52

Л. Н. Толстой. «Куда девается вода из моря?» Сравнение текста-рассуждения и текста –описания.

53

Обобщение по теме «Великие русские писатели».

54

Оценим себя и свои достижения  по теме «Великие русские писатели»

Тестирование

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.)

55

Н. А. Некрасов. «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». Средства выразительности.

Предметные: декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов; работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

-знание моральных норм; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги,

Индивидуальный;

Тест;

56

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.

58

И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы».  Создание словесных картин.

59

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». Создание словесных картин.

60

Оценим себя и свои возможности  по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Тестирование

Литературные сказки (8 ч.)

61

Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки». Герои сказки.

Предметные:

сравнение и сопоставление, различение жанров произведений; выразительное чтение, использование интонаций; способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение; участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;  анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки». Нравственный смысл сказки.

63

В. М. Гаршин. «Лягушка – путешественница». Герои сказки.

64

В. М. Гаршин. «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки.

65

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Герои сказки.

66

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

67

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

68

Оценим себя и свои достижения по теме «Литературные сказки».

Тестирование

Были – небылицы (10 ч.)

69

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приемы сравнения.

Предметные:

восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам; осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг; правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их;  формулировать вопрос по фрагменту текста.

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

70

М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приемы сравнения.

71

М. Горький. «Случай с Евсейкой».  Творческий пересказ.

72

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения.

73

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Герои произведения.

74

К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Характеристика героев.

75

А. Куприн. «Слон». Основные события произведения.

76

А. Куприн. «Слон». Герои произведения.

77

А. Куприн. «Слон».  Составление различных вариантов плана.

78

Оценим себя и свои достижения по теме «Были – небылицы».

Тестирование

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч.)

79

Саша Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей». Средства художественной выразительности.

Предметные:

работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; связь произведений литературы с другими видами искусства; декламация стихотворных произведений.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

CD- Библиотечные уроки и мероприятия

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

80

Саша Черный.  «Слон». Средства художественной выразительности.

81

А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны». Авторское отношение к изображаемому.

82

А. Блок. «Ворона». Средства художественной выразительности.

83

С. Есенин. «Черемуха». Средства художественной выразительности.

84

Оценим себя и свои достижения по теме «Поэтическая тетрадь 3»

Тестирование

Люби живое (16 ч.)

85

М. Пришвин. «Моя Родина». Основная мысль текста.

Предметные:

выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения;  составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;  кратко пересказывать произведение (эпизод); подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

знание моральных норм;  соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;  анализ с целью выделения признаков ;синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий;  полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Индивидуальный;

Тест;

86

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Главный герой произведения.

87

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Творческий пересказ

88

В. И. Белов. «Малька провинилась». Озаглавливание текста.

89

В. И. Белов. «Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа.

90

В. И. Белов. «Еще раз про Мальку». Главные герои рассказа.

91

В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав.

92

В. Бианки. «Мышонок Пик». Герой произведения.

93

В. Бианки. «Мышонок Пик». Герой произведения.

94

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения.

95

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения.

96

Б. Житков. «Про обезьянку». Пересказ.

97

В. П. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.

98

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

99

Обобщение по разделу « Люби живое».

100

Оценим себя и свои достижения  по теме «Люби живое»

Тестирование

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)

101

С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной..». Выразительное чтение.

Предметные:

 работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг; связь произведений литературы с другими видами искусства; декламация стихотворных произведений.

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

знание моральных норм;  соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

 выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

 выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;  

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

 полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

CD- Библиотечные уроки и мероприятия

Коллективная;

Групповая;

Работа в паре;

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

102

А. Барто. «Разлука». Выразительное чтение.

103

А. Барто «В театре». Выразительное чтение.

104

С. Михалков. «Если». Выразительное чтение.

105

Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение.

106

Проект. «Праздник поэзии»

Проектная деятельность

107

Обобщение. Поэтическая тетрадь 2.

108

Оценим себя и свои достижения  по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Тестирование

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч.)

109

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения.

Предметные:

выражение личного отношения к прочитанному; аргументация своей позиции с привлечением текста произведения;   выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; анализ с целью выделения признаков; синтез– составление целого из частей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:

слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при       работе в группе.

Личностные:

доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей; сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

110

А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа.

111

А. П. Платонов. «Цветок на земле». Особенности речи героев.

112

Герои рассказа А. П. Платонова «Еще мама».

113

Герои рассказа А. П. Платонова «Еще мама».

114

М. М. Зощенко. «Золотые слова».  Главная мысль произведения.

115

М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа.

116

Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа.

117

Н. Носов. «Телефон». Особенности юмористического рассказа.

118

В. Л. Драгунский. «Друг детства». Особенности юмористического рассказа.

119

Обобщение по разделу « Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

120

Оценим себя и свои достижения  по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Тестирование

По страницам детских журналов (8 ч.)

121

«Мурзилка» и «Веселые картинки» - самые старые детские журналы.

Предметные:

осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг; создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

знание моральных норм; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

Источники информации: книги, интернет;

Индивидуальный;

Тест;

122

Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Пересказ.

123

Г. Б. Остер. «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов.

124

Г. Б. Остер. «Как получаются легенды». Пересказ.

125

Что такое легенда. Легенды своей семьи, своего дома, своего поселка.

126

Р. Сеф. «Веселые стихи». Выразительное чтение.

127

Обобщение. По страницам детских журналов.

128

Оценим себя и свои достижения  по теме «По страницам детских журналов»

Тестирование

Зарубежная литература (8 ч.)

129

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

Предметные:

сходство русского фольклора с английским, американским, французским; реальность и фантастика в сказках; юмор в стихах; выражение личного отношения к прочитанному; аргументация своей позиции с привлечением текста

Личностные:    

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

знание моральных норм; соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

 выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

постановка вопросов; разрешение конфликтов;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Фронтальный;

Групповая;

Учебник;

рабочая тетрадь;

CD- Мифы Древней Греции.

Индивидуальный;

130

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе «Храбрый Персей».

131

«Храбрый Персей». Мифологические герои и их подвиги.

132

Мифы Древней Греции.

133

Оценим себя и свои достижения за год.

Тестирование

134

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».  Герои сказки.

135

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки.

136

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

137

Резерв Урок – игра «Знатоки литературы»

138

Резерв

139

Резерв

140

Резерв

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

  • Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Программа «Литературное чтение» М: «Просвещение»,  2011

Учебники

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская) . М.: Просвещение, 2010

Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2/(сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская) . М.: Просвещение, 2010

Рабочие тетради

М.В.Бойкина. Литературное чтение Рабочая тетрадь 3 класс М: «Просвещение», 2012.

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2013, 80 с.

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

  • Толковый словарь,
  • Комплект картин «Природа нашей страны»
  • Портреты поэтов и писателей.

 

Технические средства обучения

 Компьютер

Экспозиционный экран.

Ксерокс

Фотоаппарат

    Экранно-звуковые пособия

Диски:

  • Библиотечные уроки и мероприятия;
  • Мифы Древней Греции;
  • Развитие речи. Учимся говорить правильно;

Оборудование класса

      Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

      Стол учительский с тумбой.

     Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

   

    В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100

Технологическая карта литературное чтение3 класс Программа 2100 Тема:" Введение в раздел. Необычная школа (фрагмент из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...