Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс. УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Подробное календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_umk_perspektiva.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе

п/п

Тема урока

Планируемый предметный результат

Планируемая учебная деятельность учащихся

Формы контроля

Дата

РАЗДЕЛ «ЛЮБИТЕ КНИГУ»

Тема: «Любите книгу» (3 часа)

1

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах

Знают структуру учебника и умеют в нём ориентироваться

Умеют:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

- распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные вопросы к тексту

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения

Презентация любимой книги

2

Ю.Энтин «Слово про слово»

Выразительное чтение

3

В. Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков «Лучший друг».

Работа в паре: ответы на вопросы

Тема: «Книги из далёкого прошлого» (3 часа)

4

Книги из далёкого прошлого и современные книги

Умеют:

- планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя);

 - осмысленно воспринимать текст на слух;

 - самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;

 - самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Знакомятся со сказкой Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В. Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.

Определение ключевых слов в тексте учебника

5

Славянская письменность

Ответы на вопросы

6

Н. Кончаловская «В монастырской келье».

Выразительное чтение

Тема: «Мы идём в библиотеку» (1 час)

7

Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература.

Умеют:

- группировать книги по разным основаниям;

- подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;

 - работать с библиотечным каталогом

Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы» (2 часа)

8

Мои любимые художники- иллюстраторы

Знают профессиональные особенности художников- иллюстраторов.

Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении.

Высказывают предположения о том, кто такие художники- иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся с о старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают над пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению

9

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка».

РАЗДЕЛ «КРАСКИ ОСЕНИ»

Тема: «Краски осени» (4 часа)

10

А.С.Пушкин «Унылая пора...»

А. Аксаков «Осень»

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.

Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Умеют создавать свой текст (под руководством учителя). Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А. Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С. Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по -разному. Предлагают свои варианты названия картин.

Стихотворение наизусть

11

Работа с репродукциями картин.

В. Поленов «Осень в Абрамцево».

А. Куинджи «Осень».

Продолжить ряд слов- ассоциаций.

12

А. Майков «Кроет уж лист золотой…»

Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день» Создание «палитры настроений» с помощью красок.

13

С. Есенин «Закружилась листва золотая»

Тема: «Осень наступила» (3 часа)

14

А. Плещеев «Осень наступила».

Умеют:

- сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению; - различают и используют в речи средства художественной выразительности;

 - умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение

Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»

15

И.Токмакова. «Опустел скворечник»

Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.

16

Осенние загадки

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа)

17

Мы идём в библиотеку. Н. Сладков «Сентябрь».

Умеют:

- классифицировать книги по разным основаниям;

 - презентовать понравившуюся книгу;

 - находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию.

Самостоятельное чтение стихотворений С. Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С. Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.

18

С. Маршак «Октябрь». Яхнин «Осень в лесу»

Подобрать слова- ассоциации к слову осень.

Тема: «Наш театр» (1 час)

19

Наш театр. Н. Сладков «Осень»

Умеют:

 - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

 - коллективно обсуждать прочитанное;

 - читать текст по ролям.

Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н. Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень».

Инсценирование произведения Н Сладкова «Осень».

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (3 часа)

20

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы.

Умеют:

 - осмысленно читать учебный текст; - обобщать пройденный материал;

- находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени.

Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».

Передать красками настроение осени.

21

Н. Никитин «Встреча зимы»

Определение в тексте эпитетов и сравнений

22

И. Бунин. «Листопад». А. Майков «Летний дождь».

Работа в паре: какие секреты осени вы открыли, прочитав произведения этого раздела?

РАЗДЕЛ «МИР НАРОДНОЙ СКАЗКИ» (17 ЧАСОВ)

Тема: «Мир народной сказки» (1 час)

23

Мир народной сказки

Умеют: - классифицировать книги по различным основаниям; - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций.

Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка»

Сравнить сказку «Заюшкина избушка» с другими русскими народными сказками.

Тема: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт» (3 часа)

24

Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк».

Умеют:

- давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями;

 - находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста

Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской.

Создание иллюстраций к сказке.

25

Битый небитого везёт

Выразительное чтение по ролям.

26

Корякская сказка «Хитрая лиса»

Сравнить главных героев русской народной сказки и корякской сказки.

Тема: «У страха глаза велики» (3 часа)

27

Русская народная сказка «Зимовье»

Умеют: - выделять главную мысль в тексте; - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; - составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать; -работать в группе

«Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики».

Определить авторские пометы, которые помогут правильно прочитать реплики героев.

28

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Выразительное чтение по ролям.

29

Белорусская сказка «Пых»

Пересказ по плану

Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа)

30

Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом

Умеют: - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям;

- самостоятельно находить ответы на заданные вопросы

Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ».

Рассказ о выбранной в библиотеке книге.

31

Хантыйская сказка «Идэ»

Выделить основные эпизоды сказки, составить план своего рассказа.

Тема: «Ближе матери друга нет» (5 часов)

32

Ближе матери друга нет

Умеют: -находить в сказках отражение быта, традиций народов;

 - самостоятельно определять мотивы действий героев;

- строить собственные суждения;

- выбирать подходящую интонацию;

- составлять собственные тексты.

Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника.

Подумать, чему учит сказка

33

Нанайская сказка «Айога»

Выразительное чтение по ролям

34

Ненецкая сказка «Кукушка».

Создание иллюстраций

35

Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка».

Выразительное чтение по ролям

36

Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка»

Пересказ понравившейся сказки

Тема: «Наш театр» (1 час)

37

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».

Умеют:

 - делить текст на диалоги и текст автора; - выразительно читать диалоги персонажей сказки;

- голосом передавать характер-ку героя.

Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль.

Инсценирование сказки

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками

уметь

- классифицировать по разным основаниям (различие сказок по видам);

- работать с различными видами текста; -самостоятельно составлять текст.

Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок. Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради.

Создание своей сказки

39

Лиса – сказочный герой и животное.

Нарисовать лису – сказочного героя и животное.

РАЗДЕЛ «ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД» (10 ЧАСОВ)

Тема: «Весёлый хоровод» (2 часа)

40

Весёлый хоровод

Умеют

 - распознавать особенности фольклорных форм;

- осмысленно воспринимать произведения живописи;

- участвовать в коллективном обсуждении

Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов. Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины Б Кустодиев «Масленица». Знакомство с экспозицией музея.

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

41

Музей народного творчества

Викторина.

Тема: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (3 часа)

42

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши

Умеют: - слушать и слышать читаемый текст;

- находить общее и отличия;

- классифицировать книги по разным основаниям.

Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок, потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э. Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами.

Сочинение приговорок и потешек

43

Э. Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница»

Сравнение авторских произведений с произведениями фольклора.

44

Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество

Дать название выставке книг

Тема: «Небывальщина» (1 час)

45

Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина»

Умеют:

- осмысленно и выразительно читать произведения; - сравнивать авторские и народные тексты

Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными.

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)

46

Маленькие и большие секреты страны Литературия

Умеют:

- выразительно читать произведения устного народного творчества;

 - создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества

Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради.

Конкурс «Кто больше придумает загадок о животных»

47

К. Чуковский «Храбрецы». С. Маршак «Храбрецы»

Выразительное чтение любимых произведений.

Тема: «Праздник, праздник у ворот» (2 часа)

48

Подготовка праздника «Весёлый хоровод»

Умеют:

 - подбирать тексты в соответствии с заданием;

 - работать в группе;

- выразительно рассказывать произведения устного народного творчества.

Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации групп.

Выразительное чтение по ролям.

49

Праздник, праздник у ворот

Праздник

РАЗДЕЛ «МЫ – ДРУЗЬЯ» (10 ЧАСОВ)

Тема: «Мы друзья» (3 часа)

50

Мы - друзья

Умеют:

- работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал;

 - позитивно общаться друг с другом.

Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В. Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг» (стр.47, РТ). Знакомятся с произведением В. Орлова «Я и мы»

Игра «Доскажи пословицу»

51

Михаил Пляцковский «Настоящий друг»

Написать записку для заболевшего друга

52

В.Орлов «Я и мы»

Работа в паре: определить, какие из пословиц о дружбе

Тема: «Хорошая горка получилась» (2 часа)

53

Н. Носов «На горке»

Умеют:

- осмысливать прозаический текст;

- делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации;

 - создавать свой текст на основе авторского текста;

 - находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя

Чтение рассказа Н. Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге.

Рассказать о самом смешном или самом грустном эпизоде из рассказа.

54

Мы идём в библиотеку. Т.Коти «Замок на песке»

Сделать картинный план к рассказу Т.Коти «Замок на песке».

Тема: «Друзья познаются в беде» (2 часа)

55

С. Михалков «Как друзья познаются»

Умеют:

 - делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия;

 - давать характеристику героя произведения с опорой на текст

Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С. Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы. Знакомятся с выставкой книг.

Назвать специфические особенности басни в произведении.

56

Контрольная работа по тексту (тест).

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Создание каталожной карточки на книгу

Тема: «Наш театр» (1 час)

57

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»

Умеют:

 - определять особенности басни;

 - выделять главную мысль басни;

- голосом передавать характеристику героя;

- делить текст на диалоги и текст автора;

- выбирать интонацию, подходящую к каждой роли

Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню.

Объяснить, почему басня «Стрекоза и Муравей» включена в данный раздел.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)

58

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня. Мораль басни.

Осмысленно принимают ценность дружбы. Знают специфические особенности басни. Умеют сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров.

Проверка домашнего задания. Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы, по опорным словам, («Творческая тетрадь», стр.46). Выполняют задания в «Творческой тетради (стр.47-49), в учебнике (стр.134-137).

59

Проверка сформированности навыка чтения. Как пересказать произведение?

РАЗДЕЛ «ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА ЗИМА!» (11 ЧАСОВ)

Тема: «Готовимся к празднику» (2 часа)

60

Готовимся к празднику

Участвуют в работе группы, обсуждают проблемы группы.

Умеют:

- работать с различными источниками информации;

 - находить средства художественной выразительности;

- читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста

Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание театральных билетов, программок к празднику.

Выполнение задания по группам.

61

Здравствуй, матушка Зима!

Организация и проведение праздника

Тема: «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» (3 урока)

62

А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Умеют:

- находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте;

- выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

- коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре.

Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф. Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С. Есенина.

Выразительное чтение стихотворения

63

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Сделать разметку стихотворения.

64

С. Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза»

Работа в паре: создание своего стихотворения о зиме (синквейна).

Тема: «Зимние праздники» (3 урока)

65

С. Чёрный «Рождественское». Ф. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...»

Умеют:

- находить средства художественной выразительности;

- выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста;

 - сравнивать произведения живописи и литературы

Знакомство с произведениями С. Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К. Бальмонта, С. Маршака, А.Барто, С. Дрожжина. Ответы на вопросы учебника. Сравнение стихотворений С. Маршака и С. Дрожжина.

Выразительное чтение.

66

К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Декабрь»

Найти в стихотворении олицетворения.

67

А.Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей…»

Нарисовать своё настроение.

Тема: «Загадки зимы» (1 час)

68

 «Загадки зимы»

Умеют видеть средства художественной выразительности. Умеют сочинять загадки.

Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок.

Работа в паре: составление загадки о зиме

Тема: «Праздник начинается, конкурс предлагается» (2 часа)

69

Подготовка к коллективному инсценированию

Развитие творческих способностей. Умеют участвовать в коллективной инсценировке.

Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения спектакля. Распределение заданий.

70

Праздник начинается, конкурс предлагается

РАЗДЕЛ «ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ» (17 ЧАСОВ)

Тема: «Чудеса случаются» (5 часов)

71

Чудеса случаются

Умеют:

- видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря,

- умеют участвовать в коллективной беседе;

- находить средства художественной выразительности;

 - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке. Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация

В чём отличие народной сказки от литературной.

72

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выразительное чтение

73

А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Основная мысль сказки.

74

Работа с текстом. Тест

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

75

Создание обложки к книге А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина.

Тема: «Герои литературных сказок» (4 часа)

76

Д.Н.Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Умеют:

- сравнивать сказки;

 - создавать собственные тексты на основе художественных;

 - классифицировать книги по различным основаниям.

Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение.

Описать сказительницу

77

Д.Н.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Сделать иллюстрацию к сказке

78

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

Выразительное чтение

79

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»

Игра «Собери сказки о зайцах»

Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа)

80

Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки»

Умеют:

- создавать собственный текст на основе художественного по аналогии;

- выбирать и классифицировать книги по различным основаниям.

Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах.

Составление каталожной карточки.

81

Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х.Андерсена

Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу.

Тема: «Мои любимые писатели» (3 часа)

82

К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона»

Умеют:

- самостоятельно читать произведения и осмысливать их;

 - определять главную мысль произведения;

-сравнивать героев и их поступки в разных произведениях.

Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг

Выразительное чтение.

83

К. Чуковский «Бибигон и пчела»

Рассказ о приключениях Бибигона.

84

Бибигон и барон Мюнхгаузен

Сравнить приключения Бибигона с приключениями барона Мюнхгаузена

Тема: «Наш театр» (2 часа)

85

Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю

Умеют:

 - осмысливать содержание произведения;

- определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;

- выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли

- создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки Инсценирование сказки.

Рассказать, какое чудо произошло в сказке.

86

Наш театр. Инсценирование сказки К. Чуковского «Краденое солнце»

Рефлексия на сыгранную роль

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 час)

87

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца».

Умеют:

 - находить специфические особенности литературной сказки;

- сравнивать народную и литературную сказку;

- пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности

Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные. Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки)

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Курица, несущая золотые яйца».

РАЗДЕЛ «ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!» (11 УРОКОВ)

Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!» (2 часа)

88

Весна, весна! И всё ей радо! Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Умеют:

 - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором;

- высказывать своё суждение;

 - передавать свои чувства при чтении.

Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф. Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам.

Сделать цветопись слов- ассоциаций.

89

И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна». Т. Белозёров «Подснежники»

Выразительное чтение.

Тема: «В душу уже просится весна…» (2 часа)

90

А. Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…». А.Барто «Апрель»

Уметь

 -осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором;

- высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение

Знакомство с произведением А. Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А. Фета и А.Барто. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

91

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне

Чтение любимого стихотворения наизусть.

Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа)

92

С. Маршак «Март». И. Левитан «Ранняя весна»

Умеют:

- выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу;

 - соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор

Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С. Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И. Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного.

Работа в паре: почему художник изобразил именно этот период весны?

93

И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи».

Рассказать о стихотворении, которое понравилось больше всего.

94

Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

Самостоятельная работа по картине.

Тема: «Наш театр» (2 часа)

95

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Знать особенности пьесы.

Уметь:

- определять главную мысль произведения;

 - при помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя.

Определение этапности подготовки к инсценированию произведения чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство с пьесой-сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки.

Работа в группе: подготовить театральные программки и театральные билеты.

96

Наш театр: инсценирование сказки «Двенадцать месяцев».

Опрос: как автор относится к своим героям.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение).

Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям. Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ.

Работа в паре: сочинить четверостишие о весне.

98

Создание текста о весне

Опрос: можно ли сказать, что в природе и в жизни весной всё просыпается, оживает

РАЗДЕЛ «МОИ САМЫЕ БЛИЗКИЕ И ДОРОГИЕ» (8 ЧАСОВ)

99

Мои самые близкие и дорогие. Р. Рождественский «На земле хороших людей немало»

Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей – родителей.

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р. Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Создание текста о маме.

Выразительное чтение.

100

Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили»

Иллюстрирование созданного произведения.

Тема: «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (1 урок)

101

Нет лучше дружка, чем родная матушка

Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста.

Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», стр.70-71). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73). Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям.

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Лад и согласие – первое счастье» (1 час)

102

Лад и согласие – первое счастье

Умеют:

- определять главную мысль рассказа;

- работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке.

Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме».

Нарисовать иллюстрацию к произведению» Кто командует?»

Тема: «Если был бы я девчонкой» (2 часа)

103

Если был бы я девчонкой… Э. Успенский «Разгром» Проверка сформированности навыка чтения

Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении

Знакомство с произведениями Э. Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто».

Выразительное чтение.

104

Б.Заходер «Никто»

Опрос: почему эти произведения оказались в одном разделе?

Тема: «Наш театр» (1 час)

105

Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

Умеют:

 - определять главную мысль произведения;

- самостоятельно определять интонацию слов героев.

Разыгрывание выбранной роли с опорой на выразительные средства.

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе.

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1час)

106

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки. Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке.

Представление своих работ

РАЗДЕЛ «ЛЮБЛЮ ВСЁ ЖИВОЕ» (16 ЧАСОВ)

Тема: «Люблю всё живое» (2 часа)

107

Люблю всё живое. Саша Чёрный «Жеребёнок»

Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы

Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «мой щенок».

Работа в паре: определить в стихотворении слова, которые помогают представить жеребёнка

108

С. Михалков «Мой щенок»

Выразительное чтение стихотворения.

Тема: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт» (3 часа)

109

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок»

Знакомство с прозаическими текстами; осмысление произведений под руководством учителя.

Умеют:

- делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст;

 - определять главную мысль произведения;

 - составлять план прочитанного произведения.

Знакомство с произведением Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений.

Создание своего текста «Как я победил страх»

110

М.Пришвин «Ребята и утята»

Выразительное чтение

111

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Пересказ по плану

Тема: «Нелегко снимать зверей» (2 часа)

112

Нелегко снимать зверей. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Зайцы»

Умеют:

 - сравнивать различные виды текстов;

 - выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу;

- участвовать в коллективной беседе;

- создавать собственные произведения, альбомы о животных

Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н. Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста

Описать встречу писателя с зайцем.

113

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Выразительное чтение.

Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа)

114

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных

Знакомство с книгами В. Бианки. Знакомство с жанром «сказки -  не сказки». Умение выбирать книги по различным основаниям. Умение находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст

Знакомство с книгами В. Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Знакомство с произведениями В. Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения.

Составление каталожной карточки.

115

Мои любимые писатели. В.В.Бианки

Рассказ о любимой книге В. Бианки

116

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка»

Работа в группе: найти опорные слова и составить план рассказа.

Тема: «О чём плачет синичка?» (2 часа)

117

Н. Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж»

Знакомство с произведениями Н. Сладкова. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение самостоятельно составлять рассказ по рисункам.

Знакомство с произведениями Н. Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н. Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н. Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек.

Работа в паре: составление рассказа по рисункам (стр.109)

118

В.Сухомлиский «Почему плачет синичка?»

Нарисовать иллюстрацию.

Тема: «Наш театр» (2 часа)

119

Наш театр. Знакомство со сказкой «Лесной Колобок – Колючий Бок»

Знакомство с произведениями В. Бианки. Умение осмысливать произведение с помощью интерпретации текста. Умение выразительно читать произведение. Формирование творческих способностей через драматизацию.

Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа

Сравнение данного произведения с русской народной сказкой «Колобок».

120

В. Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок»

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)

121

Маленькие и большие секреты страны Литературии Как написать отзыв о прочитанном произведении

Знакомство с понятием жанра рассказа, научно- познавательного текста.

Умение:

- оставлять отзыв о прочитанном произведении;

 - находить в тексте средства художественной выразительности;

 - самостоятельно составлять рассказ.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме.

Создание иллюстрации к отзыву.

122

А.Барто «Думают ли звери?»

Создание текста по репродукции картины К.Лемоха «Мальчик с собакой».

РАЗДЕЛ: «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА» (14 ЧАСОВ)

Тема: «Жизнь дана на добрые дела» (2 часа)

123

Жизнь дана на добрые дела. С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах»

Осознание понятий добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела. Умение определять главную мысль произведения; создание интерпретации текста на основе художественного текста.

Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов.

Работа в паре: чем различаются слова добрый и добренький.

124

Яхнин «Пятое время года»

Закончить предложение: «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только…»

Тема: «Кто добро творит, того Бог благословит» (4 часа)

125

Кто добро творит, того жизнь благословит. В. Осеева «Просто старушка»

Осознание нравственных понятий на основе чтения различных текстов. Умение определять главную мысль произведения. Умение находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения

Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В. Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В. Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А. Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть.

Рассказать о мальчике из произведения В. Осеевой «Просто старушка».

126

Э.Шим «Не смей!»

Объяснить заголовок рассказа.

127

А. Гайдар «Совесть»

Высказать своё отношение к Нине.

128

Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…»

Составить предложение со словом совесть.

Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог» (3 часа)

129

В. Осеева «Три товарища»

Осознание понятия совесть. Умение: - самостоятельно определять главную мысль произведения; - находить слова, характеризующие героя, высказывать своё отношение к герою; - участвовать в коллективной беседе; - самостоятельно создавать текст, писать сочинение.

Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В. Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И. Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению.

Написать свой текст. Начните со слов: «Товарищ –это тот, кто..»

130

И. Пивоваров «Сочинение»

Пересказ текста.

131

Сочинение «Как я помогал маме»

Представление своих работ.

Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа)

132

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов

Знакомство с произведениями Н. Носова. Умение: - работать с книгой, распределять книги по группам; - определять основную мысль произведения; -Находить опорные слова в тексте.

Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела».

Опрос: как найти произведения Н. Носова в библиотеке?

133

Н. Носов «Затейники»

Работа в паре: прочитать рассказ в лицах.

134

Н. Носов «Фантазёры»

Составить план рассказа

Тема: «Наш театр» (1 час)

135

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности»

Уметь: - определять этапность подготовки к инсценированию произведения; выразительно читать произведение; самостоятельно определять главную мысль произведения - сравнивать различные произведения; - создавать свой текст на основе художественного текста

Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С. Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

Рефлексия на сыгранную роль.

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1час)

136

Маленькие и большие секреты страны Литературии Юмористические произведения Н. Носова

Обобщение знаний по разделу. Умение создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов. Освоение системы нравственно- этических ценностей в ходе прочтения произведения.

Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н. Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради».

Работа в паре: обсудить смысл пословицы: «Красив тот, кто красиво поступает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....