"Рассказ Л.Н. Толстого "Косточка"
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гридина Елена Александровна

Урок построен в технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) с применением интерактивных средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. В уроке использован методический прием «комментированное чтение»  Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогает в полной мере реализовать  принцип наглядности, но и активизировать познавательные процессы и оптимизировать процесс обучения, а также реализовать требования ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostochka.rar2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

во 1-Г классе МОУ СОШ № 53 г.Сочи

УМК "Перспектива" авт.  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №53 г. Сочи

Гридина  Елена Александровна

Тема урока: "Рассказ Л.Н. Толстого "Косточка"

Цель урока: развитие читательских умений через формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока:  урок формирования типа правильной читательской деятельности  средствами технологии продуктивного чтения с применением интерактивных средств обучения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- совершенствовать навыки чтения;

- обогащать читательский опыт детей;

- учить оценивать поступки героев;

- учить выделять опорные слова в произведении;

- воспитывать интерес к самостоятельному чтению;

- познакомить с рассказом Л. Толстого  «Косточка»

Надпредметные

- личностные (качественные приращения)

- личностные (нравственно-этическая ориентация)                                     Личностные: эмпатия, рефлексия

Познавательные: подбор информации по заданному параметру.

Коммуникативные: воспитание товарищеских отношений.

Регулятивные: прогнозирование(антиципация)

                                 

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, презентация, слайд-фильм «Косточка»

                                                                          Ход урока.

Организационный момент.

                         - Садитесь, ребята!

                         Прозвенел звонок,

                         Начался урок.

                         На уроке тишина,

                         Нам особенно нужна.

                         Уходите разговоры

                         В вестибюли, коридоры.

                         Нам урок пора начать

                         И заданье проверять.

I этап. Работа с текстом до чтения 

( На экране картинки: слива, вишня, абрикос.)

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка)

-Как вы думаете,  почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке?

-Как называется рассказ, с которым будем знакомиться?

-Кто автор этого произведения? ( Л. Н. Толстой)

- Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете?

 - А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

Биографическая справка .

Рассказ подготовленного ученика.

СЛАЙД Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.

Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было ещё двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

СЛАЙД Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их.

СЛАЙД  Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филипок», «Ёж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

2. Постановка целей урока

Учитель. Все рассказы, которые вошли в «Азбуку» были поучительными. Сегодня мы попробуем понять, чему учит рассказ «Косточка».

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1) Первичное восприятие рассказа.

 –А сейчас внимательно послушайте рассказ и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?

  ( Дети слушают произведение в записи. СЛАЙД-ФИЛЬМ « Косточка»)

 – Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Нет)

 – Почему вы так думаете? (Такой же случай мог бы  произойти и в реальной жизни)

 – Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

 – Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.)

 – Как вы думаете, что такое быль? ( Быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.)

  – Кто является главным героем рассказа? (Мальчик Ваня)

   СЛАЙДЫ  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  ДЛЯ  ГЛАЗ.

2)  Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение.

 –Сейчас мы прочитаем рассказ в учебнике на с. 92. Обратите внимание на слова, значение которых вам непонятно.

3) СЛАЙД           Словарная работа.

 Горница – чистая половина крестьянской избы.

Сочла – сосчитала.

 Покраснел  как рак – покраснел сильно (от стыда).

 – Скажите, когда люди краснеют? (Когда им стыдно)

 – А когда бледнеют? (Когда испуганы)

 – Было ли с вами такое?

 – В какой же момент Ваня покраснел? Почему? Зачитайте.

 – А в какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.

4)  Анализ текста 

 - Найдите в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу.

 – Прочитайте.                

(Дети читают 1 часть самостоятельно (про себя ))

 - Долго ли Ваня готовился съесть сливу?

 - Выберите из этой части слова, описывающие его действия.

 

 

СЛАЙД

 никогда не ел

 нюхал их

 они нравились

 очень хотелось съесть

 ходил мимо

 - О чём вам эти слова говорят? (Хотел съесть, но сомневался)

- А что произошло дальше? Прочитайте. (Не удержался, схватил и съел)

 - Как вы думаете , хорошо он поступил?

 - А кто-нибудь это видел? (Нет)

- Так может  надо было автору закончить рассказ на этом месте?

 - Почему автор написал продолжение?

 - Прочитаем по ролям,  как дальше развивались события.

(Дети читают 2, 3, 4 части до последнего предложения)

 - Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? (Ваня покраснел,  как

 рак…)

 - Как в этой ситуации поступил отец? (Он придумал рассказ о косточке,  который помог невольно Ване сознаться)

 - Как вы думаете, Ваня испугался? (Да)

 - Докажите словами из текста. (Ваня побледнел)

 - Прочитайте последнее предложение 

- Отчего Ваня заплакал?

СЛАЙД

 - Выберите правильный ответ:

 - Ему не понравились сливы

 - Ему хотелось ещё слив

 - Ему стало страшно, что он умрёт

 - Ему стало стыдно, что он сказал неправду

 - Он съел косточку

 4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.

- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?

 – Что же плохого сделал Ваня?

 – Как вы относитесь к поступку мальчика?

  -А поступаете ли вы так сами?

 – Какие чувства он у вас вызывает?

 - Вы смеётесь над Ваней, или вам его жалко? (Жалко, он совершил

 плохой поступок и вкусом сливы не насладился)

 – Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа (отец,

 другие дети)? (Все засмеялись)

 – А что произошло с Ваней? (Он заплакал)

– А как еще могла бы закончиться эта история?    

– Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»? (Именно

 косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)

                                           

Музыкальная динамическая пауза

III этап. Работа с текстом после чтения

Работа в парах.

1)  Определение последовательности событий.

- Сейчас, ребята,  закройте учебники,  вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с предложениями из текста. Укажите, в каком порядке они должны следовать друг за другом.

СЛАЙД

-Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

- Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

-Нет, я косточку бросил за окошко.

- Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

 (Дети работают в парах)

2) Коллективная проверка.  

 СЛАЙД

1.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

2. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

3.Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

4. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

5.- Нет, я косточку бросил за окошко.

4) Обобщение. Итог урока.

СЛАЙД

- Назовите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

Друг познаётся в беде.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

- Как вы её понимаете?

– Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли и быть честными, не совершать таких поступков, а если совершил, иметь мужество признаться)

5) Рефлексия. СЛАЙД

-Доскажите предложения:

      Сегодня я узнал…

      Было интересно…

 Было трудно…

      Я понял, что…

      У меня получилось …

      Мне захотелось…

6) СЛАЙД   Домашнее задание.

Перечитайте быль на стр. 92, подготовьте пересказ.

Выполните задание 5, задание 6 по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"

тест по рассказу В.Драгунского "Денискины рассказы"...

Тест по литературному чтению к рассказу С.Баруздина "Весёлые рассказы"

Данный тест может быть использован после прочтения рассказа....

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части...