Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гафарова Динара Назимовна

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_43._e._charushin_strashnyy_rasskaz_.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Е. И. ЧАРУШИН. РАССКАЗ «СТРАШНЫЙ РАССКАЗ». РАБОТА С ТЕКСТОМ. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с творчеством Е. Чарушина; способствовать развитию навыка чтения, умения делить текст на части

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; составлять план; получат возможность научиться: сравнивать стихотворения и рассказы о животных; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свое мнение; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими поступками

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Педагогические технологии

 проблемное обучение

 игровая технология

 ИКТ-технология

 здоровьесберегающая

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; настраивает на учебную деятельность.

– Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее.

Слушают учителя. Принимают участие

в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Слайд 1

Слушает пересказ произведение

М. Пришвина «Ребята и утята» по плану.

           Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

– Прочитайте жужжащим способом, с различными интонациями: удивления, утверждения, раздражения, восхищения; весело; скороговоркой

Пересказывают

произведение

М. Пришвина «Ребята и утята».

Выполняют задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие. 

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: выражают
своё отношение к героям, эмоции

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка учебной задачи

Беседа

Слайд 2

– Ребята, как называют человека, который пишет рассказы?

– Как называют человека, который пишет картины?

– А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? О таком человеке и пойдет речь на сегодняшнем уроке

Посмотрите на электронную доску и составьте слово из выделенных букв.

ЧЕРЕПАХА, ТИГР, ЗУБР, ШИМПАНЗЕ

Прочитайте получившуюся фамилию писателя.

Отвечают на вопросы учителя

Составляют слово

Чарушин

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

IV. Работа по теме урока

Физкультминутка

1. Рассказ учителя о Е. Чарушине.

2. Первичное знакомство с произведением.

Проблемный вопрос

3. Словарная работа

См. ресурсный материал.

– Ребята, откройте учебники на с. 136.

– Прочитайте название рассказа.

– Было ли вам когда-нибудь страшно?

Попробуйте предположить, о чём будет рассказ?

Читает текст произведения.

– Чьё же предположение оказалось более точным?

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – всем присесть.

Семь, восемь – встать попросим.

Девять, десять – сядем вместе.

Отвечают на вопросы.

Следят по учебникам.

Дают толкование слов

Повторяют движения за учителем

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Устные ответы  

V. Закрепление знаний и способов действий

1. Анализ художественного произведения.

Работа в паре

2. Деление рассказа
на части.

Составление плана

3. Игра «Да-нет»

а) Чтение рассказа учащимися по цепочке.

– Ребята, понравился ли вам рассказ? Кто главные герои рассказа?

б) Выборочное чтение.

– Где находилась дача? Прочитайте.

– Что напугало ребят? Прочитайте.

– Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.

в) Работа с иллюстрацией на с. 137.

– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.

г) Чтение по ролям.

– Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?

– Прочитайте диалог по ролям в парах.

– А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.

– На сколько частей можно разделить текст?

– Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим её.

Мальчики остались одни.

Странные звуки.

Испуганные дети.

Родители вернулись.

Неожиданная находка.

Ёжик остался на даче

Если согласны с утверждением, то хлопаем в ладоши, если не согласны- закрываем глаза руками.

1. Мальчиков звали Шура и Петя.

2. Без мамы и папы дети не ложились спать.

3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.

4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

5. В углу свернулся шариком ёжик.

6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.

7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

Выполняют задания.

Читают вслух.

Выполняют задания

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

(Самооценка собственной работы на уроке. Приём «Незаконченное предложение»)

Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.

Выставление отметок

– Как называется рассказ, который мы читали на уроке? Кто его автор?

– Почему автор назвал рассказ именно так?

– Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?

– Почему ёжик не ушёл, а остался жить с ребятами всё лето?

– Чему учит рассказ? Почему надо беречь животных?

«На уроке я узнал...»

«Мне на уроке удалось ...»

«Трудным для меня было ...»

«Самым интересным на уроке было…»

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; осознают важность и необходимость знаний в жизни человека

Устные ответы

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выразительное чтение рассказа, вопросы, с. 138

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения....

Урок литературного чтения во 2-м классе.Рассказ Е.И. Чарушина «Страшный рассказ».

Этот урок составлен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Тема Е.И. Чарушин произведение"Страшный рассказ" 2 класс

Индивидуальный лист раздаток к уроку литературного чтения.Тема Е.И. Чарушин произведение"Страшный рассказ"...