Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Буква М, м.
план-конспект урока по чтению на тему

На данном уроке вы познакомите детей с буквой М, м; будете учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл знакомство с буквой М47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока обучения грамоте

Школа: МКОУ базовая НОШ г. Омутнинск

Класс: 1 «а»

Дата проведения: 27.10.2015

Учитель: Обоймова Елена Витальевна

Практикант: Сагадюк Александра Леонидовна

Методист: Стрелкова Людмила Арсентьевна

Тема: «Звуки [м], [м']. Буква М м»

Цель: знакомство с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.

Задачи:

  • познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
  • развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
  • формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
  • воспитывать доброту и взаимопомощь людям, положительную мотивацию к процессу обучения.  

Оборудование: электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, учебник «Обучение грамоте», изображение Мальвины, книга А.Толстого («Приключения Буратино, или Золотой ключик», распечатка с печатными буквами М м), квадратики синего и зеленого цвета, карточки с изображениями (макароны, помидор, лимон, масло).

Ход урока

Замечания

1. Организационный момент

-Здравствуйте дети! Меня зовут Александра Леонидовна и сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. Все готовы? Присаживаемся! Проверяю, какой ряд готов раньше. Первый ряд вижу, второй, третий. Замечательно.

Сегодня такой чудесный день, мы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним.

 

Постановка цели урока

Ребята, к нам на урок пришла девочка с синими волосами, которая обучала грамоте Буратино. Как её зовут? (Мальвина).

-А из какой книги пришла к нам Мальвина? (книга А.Толстого («Приключения Буратино, или Золотой ключик»)

-Сегодня Мальвина решила узнать, как учатся ребята 1 «а» класса и приготовила для нас задания. Начнём их выполнять.

Итак, первое задание Мальвины.

Мальвине очень хочется узнать , умеете ли вы составлять схемы слов. Обратите внимание на доску. Назовите что изображено на первой картинке? (дом)

-Давайте проговорим слоо дом хором. Сколько слогов в слове дом? (1 Слог).

-Скажите, надо ли нам определять , куда ставить ударение?(нет)

-Почему? (всего 1 слог).

-Ребята, из чего состоит слово «дом»?

(из слога –слияния до).

-Какую команду даёт согласному звуку [д] гласный звук [о]?(Быть твёрдым).

-Каким цветом обозначим слог-слияние? (Звук [д]синим, так как он твёрдый, а гласный звук

 [о]красным.

-Назовите последний звук [м] хором. Какой он?

(согл-не поётся, твёрдый, звонкий-подставьте ладони к ушам ,если при произношении шум в ушах, то звонкий).Каким цветом обозначим? (синим).

-Этот звук для нас новый. Запомним его [м]

-Поднимите руки, у кого получилось также.Верно.

-Назовите,что изображено на следующей картинке? (цифра 7).

-Проговорим слово «семь» хором. Сколько слогов в слове? (1 слог)

-Поставим ударение в слове «сЕмь». Позовём его.

-Из чего состоит слово? (из слога-слияния се)

-Назовите последний звук [м'] хором. Какой он?

(согл-не поётся, мягк, т.к «Ь» знак обозначает мягкость согласного звука. Каким цветом обозначим? (зелёным).

-Итак, ребята, звуки [м],  [м']обозначаются одной буквой «эм».

-Молодцы, вы справились с первым заданием Мальвины.

-С какими же новыми звуками нам предлагает познакомиться Мальвина? (со звуками [м],  [м']).

-Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

(познакомиться с новыми звуками и буквами их обозначающими; учиться читать слоги, слова и предложения с этими буквами, составлять рассказ по картинкам…)

*Работа над новым материалом

1.Знакомство с буквой

-Ребята, на письме эти звуки обозначаются буквой «ЭМ» (картинка)

Почему букв «эм» две? (большая и маленькая печатная )

Какие звуки обозначаются буквой М на письме. ([м],  [м']

-Послушайте стихи моих помощников о букве М

-Палочка и палочка,

А между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

-Мама, глянь-ка! Две горы

Словно две родных сестры!

Вот качели –

Буква М!

Здесь кататься

Можно всем!

Так на что же похожа буква «эм»?

(на горы, на качели, на две палочки, между которыми галочка).

2.Работа в тетрадях

-Откройте тетради давайте запишем букву М. Есть большая и маленькая. Запишем большую букву М-Из каких элементов состоит печатная буква М? (из двух прямых палочек и галочки по середине.)

-Как мы ее напишем.( в 2 клеточки)

-Сначала пишем сверху две прямые палочки, а затем по середине галочку), отступаем одну клеточку, пишем маленькую печатную м.

-А теперь посмотрим как пишется маленькая печатная м? (она пишется в одну клетку).

*Работа со слогами

-Прочитайте слоги, которые расположены на лепестках мака. (с доски) (хором,  индивидуально) Прочитайте слоги с мягкими согласными. (ми,ме).

-Какие буквы указывают на мягкость согласного?

Прочитайте слоги с твердыми согласными.(мо, му, ма, мы).

Физминутка:

Определение позиции звука в словах:

Если вы услышали новый звук в начале слова- поднимаем руки вверх;

в середине  - руки в стороны;

в конце -  руки вниз.

МОХ   МЕДВЕДЬ  КАРМАН  МУРАВЕЙ  МЕТРО СОМ  МОЛОТ  САМОВАР СОМИК  СЕМЬ

*Упражнение в различении твердого и мягкого звуков.

-Предлагаю поучиться различать звуки [м] и [м'] в словах. Для этого поиграем в игру «Твердый - мягкий». Вам понадобятся квадратики двух цветов: синий и зеленый. Если в слове звук [м] поднимите синий квадратик, если [м'] – зеленый.

(показываю карточки,  не называю слова)

макароны, помидор, лимон, масло.

*Игра «Доскажи слово»

-Составьте с этими слогами слова.(мак, море, миска, муха, метка, мышка.)

*Работа над словами

- А теперь давайте почитаем слова по слогам. На с.85 нашли слова.

ма-ма, мет-ро, мир(это жизнь это земля планета на которой мы живём мир это то что нас окружает) , Мос-ква (это город, столица России, стро-и-ли(действие строителя), строи-те-ли (профессия человека, который строит), сло-во (одно), сло-ва (много).

-Ребята, а вы знаете,что такое метро?

(подземный вид транспорта).

Проговариваем все слова по слогам, ставим ударение, определяем значения слов).

*Работа с электронным приложением к учебнику

-Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на первой картинке, второй, третьей, четвёртой? Ваша задача составить рассказ по картинкам. Затем я вам зачитаю свой вариант рассказа:

-Жили-были три медведя: папа-медведь, мама-медведица и сын их Мишутка. Решили они перебраться в новый дом. Решили они отремонтировать дом, папа покрасил крышу, стены, раму. Мишутка рядом с домом сделал клумбу и посадил туда разные цветы. Мама медведица в это время собирала душистую малину. Вся семья вечером будет пить ароматный чай с малиной.

*Работа с пословицами (с.84)

-Прочитаем  первую пословицу: «Кто сеет мир, пожнёт счастье». Как вы её понимаете? (Если люди друг к другу будут обращаться доброжелательно, тогда и будет мир и счастье.)

-Найдём слова в которых встречается буква М. (мир)

-Прочитаем вторую пословицу: «Мир строит, война разрушает». Как вы ее понимаете? (Смысл этой пословицы в том, что война ник чему хорошему не приводит, а только разрушает, а когда люди живут мирно, то и всё процветает).

-Прочитаем третью пословицу: Мало хотеть, надо уметь». Как вы её понимаете?

(Если ты чего-то хочешь - этого мало чтобы это получить. Надо еще уметь этого добиться/сделать)

-О какой же букве мы говорили сегодня? Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам [м], [м'].

-Ребята, вы удачно выполнили задания  нашей героини. Она очень рада, что вы все справились со всеми заданиями.  

*Подведение итогов урока.

-Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Все ли мы их выполнили?

С какими звуками мы работали сегодня на уроке? Расскажите все, что вы узнали об этих звуках?  

Какой буквой эти звуки обозначатся на письме?

Что вам понравилось на уроке?

Давайте попрощаемся с Мальвиной, скажем до свидания.

Молодцы, на уроке поработали хорошо. Всем спасибо, до свидания!

Проговаривают слова на доске

дом и семь хором

Зарисовывают схему слов в тетрадь, а 1 учащийся на доске, сначала зарисовывают слог-слияние, а затем примыкающий  к нему звук

На доске карточка со звуками [м],  [м']

Зарисовывают схему слов в тетрадь, а 1 учащийся на доске, сначала зарисовывают слог-слияние, а затем примыкающий  к нему звук

Вывешиваю на доску карточку с с большой и маленькой печатной буквой М м.

(прописываю на доске, затем дети в тетрадь)

Указкой показываю, а дети хором читают

Картинки на доске

Показываю на слог (хором и кто догадался продолжает..)

Карточка со слогами на доске.

Дано 4 картинки,

Составляют рассказ.

Затем просмотр мультфильма по данным изображениям.

Сначала читают дети, а затем я

Методист:                 /Стрелкова Л.А /

Учитель:                   / Обоймова Е.В/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...