Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Лебедева Людмила Семеновна

Татьяна Пономарева "Лето в чайнике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tatyana_ponomareva_leto_v_chaynike.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Татьяна Пономарева «Лето в чайнике»

Цели урока:

  • Продолжать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений.
  • С помощью системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.).
  • Развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа.
  • Работать над пониманием смысла названия рассказа.
  • Учить работать с картиной.

Задачи урока:

• постараться, чтобы дети вычитали из текста рассказа «Лето в чайнике» все подробности, которые свидетельствуют о том, что божья коровка попала к хорошим людям;

• обсудить название рассказа «Лето в чайнике» и выяснить, что текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, – это чудо кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.

Оборудование: учебник, конверты с сушеной травой, картинки фотоаппарата, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, музыкальное произведение, чайник.

ХОД УРОКА:

1) Введение в тему. Эмоциональный настрой

Учитель: Здравствуйте, ребята. Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом.  Загляните в конверты, которые лежат у вас на столах. Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?

(в конверте лежит сухая травка лаванды)

Дети: О лете, солнце и тепле (конверты можно отложить)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможете нам вспомнить лето?

Дети: Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».

Учитель: В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?

Дети: Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.

Учитель: Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали?

Дети: Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».

Учитель: В каком разделе нашего учебника находится это произведение?

Дети: Учимся любить.

Учитель: На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?

Дети: Что значит любить?

Учитель: Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?

Дети: Маша и Миша Ивановы.

Учитель: Верно. С нашими помощниками начинаем работу с текстом.

2) Первичное ознакомление с текстом

(Чтение учителем)

Учитель: Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?

Дети: У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).

Учитель: Подтверди Машин вывод словами из текста.

Дети: Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.

3) Работа над содержанием текста

Учитель: Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «переломный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент?

Дети: Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники.

Учитель: Попробуйте найти в тексте эту «переломную» строчку.

Дети: «На дне сидела божья коровка».

Учитель:  Почему именно это строчка «переломная»?

Дети: После этой строчки возможно любое развитие событий. Если люди жестокие, они не пожалеют божью коровку – выбросят её и заварят в чайнике чай.

Учитель: Подтверди, что божья коровка попала к хорошим людям.

Дети: «Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.

Учитель: Предположи, кто такие «мы»?

Дети: Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.

Учитель: Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?

Дети: Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.

(чтение по ролям)

Учитель: А у вас есть свои версии?

Дети: Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)

4) Работа над заголовком текста

Учитель: Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое.  Какие два мира объединил автор в названии текста?

Дети: Природный мир и искусственный мир.

Учитель: Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора.

Работать будем в парах.

Работа в парах (Бином фантазии)

На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.

 На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый  интересный.  

Например: осень в книге – про гербарий

                    зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп

                    весна в лодке – о спасенных животных от половодья

Учитель: Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.

5) Работа над  главной мыслью текста

Учитель: А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например?

Дети: Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.

6) Динамический момент

Представим себя фотографами. Возьмите фотокамеры, примите удобную позу для фотографирования. Сфотографируйте то, что вы очень любите в природе. Объясните, почему именно это вы сфотографировали?

 (дети выступают в роли фотографов).

7) Поход в «Музейный дом»

Учитель: Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок.  

Предлагаю совершить поход в «Музейный дом». Сегодня нам поможет профессор Антон Платонович, который влюблен в живопись и может часами рассказывать про художников и их картины. Его верный слушатель и компаньон - кокер-спаниель по кличке Тиба.

(на экране видеофрагмент «В музей – без поводка» Фрагмент № 1_Вступление)

Учитель: Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи.

- Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?

- Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?

(Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.)

- Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?

  (Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине  – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.)

- Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?

(Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.)

- Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?

(Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)

Учитель: Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.

Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?

Дети: Это любовь.

8) Рефлексия. Оценивание

Учитель: Что значит любить?  

Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.

Учитель: Человек любит сердцем. Были  у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?

Билось чаще? Почему?

Трепетало от восторга?

Ответы детей (рефлексия)

Учитель: Наш урок коснулся и моего сердца.

Особенно оно замирало от ответов….

Оригинальные ответы прозвучали …

Фантастические идеи предложил …

Интересные названия придумала пара…

9) Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание предлагаю выбрать по велению сердца. Это может быть: пересказ изученного текста или сочинение своей истории. Можно использовать заголовки, придуманные на уроке.

Дополнительный вопрос для самых любознательных: Как связано творчество писателя Т. Пономаревой с творчеством известных художников.

10) Подведение итогов

Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка  сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.

(в конце дуем на ладошку)

Учитель: Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Лето в чайнике" Т. Пономарева

Материал содержит конспект для проведения урока литературного чтения по рассказу Т. Пономаревой "Лето в чайнике", 3 класс, УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна Пономарева «Помощь» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Корней Чуковский «от двух до пяти». Григорий Остер «Вредные советы». Татьяна Дмитриевна  Пономарева «Помощь»Цель урока: Учить выделять черты детс...

урок литературного чтения ПНШ Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

Данный урок    построен на формировании: представлений  о любви к природе, окружающему миру, умения  рассматривать живописное произведение А. Куинджи,  слушания музыкаль...

Конспект урока литературного чтения: Григорий Остер «Вредные советы», Татьяна Пономарева «Помощь». (УМК «перспективная начальная школа» 3 класс О.В. Малаховская)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Г.Остера и Т.Пономаревой; ознакомление с художественными произведениями «Вредные советы» и «Помощь»; совершен...

Т. Пономарёва "Лето в чайнике". Основная мысль текста. ПНШ. 3 класс.

Урок разработан по системе ПНШ. Автор учебника Н. Чуракова...