Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Даниил Хармс «Вы знаете?»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Никитина Людмила Владимировна

Тип урока: урок изучения нового материала по творчеству Д.Хармса.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения. 

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- способствовать  проявлению индивидуальных творческих способностей  в процессе чтения по ролям;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

 

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством  Д. Хармса, как поэта;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- продолжить знакомство с понятием игра слов (метод подбора формы).

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока на конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий «Лучший современный урок (занятие)2013-2014 учебного года»

Ф.И.О. учителя: Никитина Людмила Владимировна

Учебный  предмет: литературное  чтение.

Класс: 2 класс

Автор  УМК (программы  учебного  курса): Литературное чтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова,  В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2012)

Тема урока: Даниил Хармс «Вы знаете?»

Тип урока: урок изучения нового материала по творчеству Д.Хармса.

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения.  

Учебные задачи :                                      

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;

-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу,   планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации;

-формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации,  слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других;

- способствовать  проявлению индивидуальных творческих способностей  в процессе чтения по ролям;

- формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивании поступка героя.

3.Учебные задачи,  направленные на достижение предметных результатов обучения:

-продолжить знакомить детей с творчеством  Д. Хармса, как поэта;

-продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; 

-способствовать умению выделять главную мысль произведения;

- продолжить знакомство с понятием игра слов (метод подбора формы).

- развивать навыки анализа художественного произведения,

-способствовать развитию творческих способностей учащихся 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства (оборудование):

1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Плешаков);

2)проектор-компьютер;

3)лист А-3,  смайлики.

4) карточки для работы в группах


Этап

Оценка деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: организация направленного внимания на начало урока

На протяжении всего урока работа с листком достижений

(Приложение 1)

(Алгоритм оценивания на каждом этапе учитель проецирует на экран).

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

Учитель. Добрый день, дорогие гости! Нам приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения, наполнит сердца благородными чувствами.

 «Здравствуйте» – скажем руками. 
«Здравствуйте» – скажем глазами. 
«Здравствуйте» – скажем ртом: 
«Здравствуйте!»
Станет радостней кругом.

У вас у каждого на столах лежат листы достижений в которые вы будет заносить результаты своей деятельности по каждому этапу урока. 

- Внимательно рассмотрите требования к оцениванию:

              Зеленый кружок – успешно справился с

заданием.             Я молодец!

           Желтый кружок – были ошибки в работе.

          Красный кружок – не справился с заданием. Нужна помощь!

Машут друг другу руками.

Смотрят друг на друга, кивают головой.

Дети поворачиваются к гостям и говорят хором, занимают свои рабочие места.

Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.

А) Речевая разминка

Б) Игра в слова

Алгоритм оценивания при актуализации знаний

да  – успешно справился с заданием. - зеленый кружок,

да, но были незначительные ошибки в работе -  желтый кружок,

нет –– не справился с заданием. Нужна помощь! - красный кружок.

Учитель предлагает  прослушать стихотворение

          (слайд 2)

Если плачет кто-то рядом

Если слёзы льются градом

Подойдите вы к нему

И спросите : «Почему?»

Это, дети, сделать надо-

Плохо плакать одному.

-А как вы утешите плачущего?

-Прочитаем с разной интонацией:

-грустно

-сердито

-с ускорением

-Я прочитала это стихотворение в детском журнале «Весёлые картинки» .№ 11 за 1983 год

-А что такое журнал?

(выслушивает ответы детей)

-Послушаем, что означает слово журнал в толковом словаре Ожегова.

Где вы можете взять детские журналы?

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

          (слайд 3)

- Посмотрите на выставку книг и скажите, пожалуйста, произведения, какого писателя здесь собраны? (книги Даниила Хармса).

- Почему?  (мы будем говорить о нем)

          (слайд 4)

Почему ещё одна фамилия в скобках?

- Что вы узнали о жизненном пути Даниила Хармса?

- В каких журналах  работал поэт?

(слайд 5)

 Чиж и ёж

- Какое настроение создают произведения поэта?

- Действительно произведения Даниила Хармса не дадут нам скучать. Они очень забавные, весёлые, чудные.

-Послушайте, какие ещё весёлые стихи написал поэт.

 

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы с вами.

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы.

- А помните ли вы, что такое рифма?(Слайд6) ( Созвучие слов в конце стихотворных строк).

(слайд 7 ) Учитель показывает указкой на доске:

Будем выполнять с движениями.

Та – та – та – та –

В нашем доме три ….  кота.

Ты – ты – ты – ты –

У них рыжие….    хвосты.

То – то – то – то –

Почитай стихи ….     Барто.

Ту – ту – ту -  ту –

Ты любимому коту.

-Кто это Барто?

-Назовите созвучие на конце строк.

(слайд 8 )- А теперь поиграем  в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь:…низко.

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь…близко.

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: …пол.

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты …нашёл.

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты…храбрец.

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай:…конец.

- Как вы оценили работу? Объясните, почему так?

Дети внимательно слушают.

Проговаривают с нужной интонацией.

Ученик читает всему классу значение слова журнал.

В  школьной библиотеке, городской библиотеке, у друга, купить в магазине.

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся объясняют слово псевдоним

Объясняют названия журналов.

Учащиеся рассказывают стихи (2 чел)

Выполняют задание стоя с движениями.

(прохлопать)

(протопать правой ногой)

(протопать левой ногой)

(похлопать по коленкам)

Проговаривают последние слова в строчках хором.

(отвечают 2-3 человека).

Оценивают  свою работу

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем.

Алгоритм оценивания при постановке цели

Зеленый кружок –отвечал на вопросы, сам формулировал задачи урока  без посторонней помощи. Я молодец!

Желтый кружок – не всегда удавалось отвечать на вопросы ,  задачи формулировал при помощи одноклассников или учителя.

Красный кружок – не смог сформулировать ни одной задачи урока, ответить на вопросы. Нужна помощь!

-Приходилось ли вам когда-нибудь говорить неправду?

- Как  на это реагируют ваши близкие, друзья – те, кого вы обманывали?    

-Чем отличается ложь от фантазии?

 - Сегодня на уроке вы узнаете ещё одно стихотворение Д.Хармса и сочините его продолжение.

(стр.165)

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Поэт назвал своё стихотворение «Врун», а авторы учебника оставили его без названия.

 Вы сами попробуете подобрать более подходящее название.

-Оцените свою работу на этом этапе

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

Оценивают работу на этом этапе

Первичное восприятие произведения.

Цель:обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

-Послушайте стихотворение и подумайте, какое название наиболее подходит к нему?    

(аудиозапись)

Слушают аудиозапись.

Выявление особенностей восприятия

(проверка восприятия)

Цель: определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Понравилось стихотворение? Какое настроение оно у вас вызвало?

Как музыка звучала на фоне стихотворения?

На что похоже стихотворение?

-Какое название больше других подходит к нему?

 -Все эти названия близки по смыслу.

(Слайд9)

(варианты: «Фантазёр», «Выдумщик», «Затейник», «Сочинитель»).

Какое же из них лучше подходит?

 Ваши мнения разделились.

Разрешить эту проблему нам поможет анализ произведения.

Предположения учеников

Повторное восприятие. Анализ

(перечитывание).

Цель: углубить восприятие произведения(осмысление произведения на уровне сюжета).

Словарная работа

Зрительная гимнастика

Чтение по цепочке

Инсценировка стихотворения Даниила Хармса «Вы знаете?»

Коллективное сочинение небылицы

Алгоритм оценивания при анализе произведения

Зеленый кружок – отвечал на вопросы  без посторонней помощи. Я молодец!

Желтый кружок – не всегда удавалось отвечать на вопросы , делал это с помощью одноклассников или учителя.

Красный кружок – не смог ответить на вопросы. Нужна помощь!

Эксперты словесно оценивают выступление групп, аргументируя свои высказывания

Алгоритм оценивания при  коллективном составлении небылицы

Зеленый кружок – активно участвовал , придумывал слова без посторонней помощи. Я молодец!

Желтый кружок – не всегда удавалось придумать нужное слово, делал это с помощью одноклассников или учителя.

Красный кружок – не смог сам ничего придумать . Нужна помощь!

Подводит учащихся к выводу с какой интонацией читать произведение.

-Прежде чем вы начнете читать стихотворение, обратите внимание на знаки препинания?

- Что вы можете сказать о них?

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит восклицательный знак?

- С какой интонацией будете читать?  (с восклицательной)

- Что содержит в себе предложение в конце, которого стоит вопросительный  знак?

-Как называется такое предложение? (вопросительное)  

- С какой интонацией будете читать? (с вопросительной)

Проводит словарную подготовку.

-Прежде чем читать проведём словарную работу

(слайд 10)

не-сом-нен-но        на-у-чи-ли-ся

здо-ро-вен-ный        яст-ре-бы

е-рун-да        ча-со-вой

соба-ки-пус-то-лай-ки        с заря-жен-ным  ру-жьём

-Кто такой часовой?

Обратите внимание слово на  научилися. Мы так не говорим сейчас.

-Зачем автор использует такой вариант?

-Сколько действующих лиц в стихотворении?

- В какой форме написано стихотворение? (монолог или диалог)

- На первый взгляд, кажется, что мальчик обманывает ребят. Проверим, так ли  это?

-Прочитайте первую строфу. Зачем мальчик повторяет одни и те же слова?

 (хочет заинтересовать ребят, привлечь их внимание)

- Что отвечают ему ребята? Что это означает?

- Верят ли ребята мальчику? Почему же они не расходятся, а слушают следующие выдумки? (они включились в игру)

- А зачем мальчик рассказывает небылицы? Он действительно хочет обмануть?

- Значит, он не просто выдумывает, он придумал новую игру.

- Какое же из предложенных названий подходит больше других?

 - Как вы оценили работу? Объясните, почему так? (отвечают 2-3 человека).

Организует чтение стихотворения в группах

- Что необычного в этом стихотворении?

Как построено стихотворение?

(Это стихотворение построено в виде вопросов и ответов)

(слайд 11)

- Зачем автор использует повторы слов? ( Чтобы  показать, что не один человек отвечает, а сразу несколько).

- Как вы думаете, можно ли разыграть эту ситуацию?

Сейчас вы попробуете это сделать.

- Работать будем группами по 4 человека.

-Выходят к доске 2 группы.

-Кому я надеваю кепку на голову читает за фантазёра, остальные 3 человека ему отвечают.

- Остальные группы являются экспертами, оценивают выступление артистов.

Поаплодируем всем артистам.

Предлагает совместное сочинение продолжения стихотворения

- Давайте сочиним вместе небылицу про котенка. На сколько частей

  нужно разделить это слово? (3)

-Что получилось?

А вы знаете, что ко

А вы знаете, что те,

А вызнаете, нок

- Придумываем невероятное предположение.

Что котенок, как ребенок научился говорить, не мяукать,

 не мурлыкать, а как люди, говорить….

 - Что отвечают ребята?

мурлыкать, говорить, как люди, как ребенок                   научился,

ко-      -тё-         -нок

-Оцените свою работу

    Учащиеся обсуждают постановку знаков препинания, подбирают интонацию чтения

дети читают медленно   вполголоса, затем целыми словами

Выполняют гимнастику для глаз.

Заслушать мнение детей.

Они заинтересовались, им

  любопытно

Оценивают деятельность

Учащиеся инсценируют отрывок по группам.

Слушают и оценивают каждую группу.

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!

Ну, мяукать, ну мурлыкать,

Ну, ещё туда - сюда.

А как люди говорить,-

Это просто ерунда!

Дети оценивают свою работу

8.Рефлексия деятельности

Цель: осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Просмотр мультфильма

Помогает учащимся сделать выводы по изученному материалу.

– Каким вы видите главного героя стихотворения?

 - О чём бы хотели у него спросить?

 - Изменился  бы  мир, если бы не было фантазёров? Как?

Отвечают на вопросы

 Домашнее задание

Цель: закрепить умения, полученные на уроке

Алгоритм оценивания при  домашнем задании

Зеленый кружок – понял, как выполнять, справлюсь сам без посторонней помощи. Я молодец!

Желтый кружок –   немного будет нужна помощь взрослых при оформлении работы

Красный кружок – не смогу сам ничего придумать . Нужна помощь!

Даёт комментарии к домашнему заданию

-  Оформить своё подражание Д.Хармсу, как страничку книги

(формат А-4 ).

Дети записывают домашнее задание в дневник

Оценочная деятельность

Цель: Дать оценку  полученным знаниям.

Все вопросы спроецированы на экране.

  1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока? (вести диалог с автором: учиться подбирать разные названия к произведению, выразительно читать произведение, отвечать на  вопросы).
  2. Достигли ли ее? В какой степени?
  3. Если не достигли, то, что нужно сделать?
  4. Какие затруднения возникли?
  5. Над чем нужно поработать?
  6. Какую отметку поставишь?

- Приготовьте свой лист достижений. Ответьте на вопросы и оцените свою работу на уроке.

Дети сами оценивают свою деятельность

Приложение 1

Лист достижений

Орг.

Момент.

Актуализация знаний обучающихся.

Постановка целей урока.

Работа с текстом.

Составление небылицы

Информация  о домашнем задании.

Подведение  итогов учебного занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Даниил Хармс"

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс "Даниил Хармс" "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...