Урок литературного чтения в 4 классе на тему : "Дети и взрослые"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шипунова Любовь Александровна

Урок на тему "Взрослые и дети" освещает интересную и до сих пор не разгаданную задачу о том, возможен ли путь назад, в детство...мы часто задумываемся над этим вопросом и я решила узнать у самих детей, возможно ли вернуться в детство. очень многие ребята говорили, что "нет", это невозможно..., но затем в конце урока мы пришли к выводу о том, что в своих мечтах и в своей памяти мы все-таки можем туда вернуться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_g_20_aprelya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 «Г» классе.

Дата:  20.04.11 г.

Тема: «Дети и взрослые».

Цель: Рассмотреть тонкую лиричность и реализм в раскрытии темы детства.

Задачи:

- развивать речь детей, их творческие способности;

- формировать умение выделять основную мысль автора;

- формировать умение сопоставлять тексты и делать выводы.

Оборудование: ТСО; «Литературное чтение» Е.И.Матвеева, М. 2010 г.; памятка по составлению синквейна; эпиграф к уроку на доске.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

(На доске эпиграф к уроку: Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» А. де Сент-Экзюпери ).

Уч: Ребята, здравствуйте, улыбнитесь нашим гостям и поприветствуйте их, а теперь улыбнитесь друг другу…мне…а теперь тихонечко сели. Настроились на работу. Я желаю вам многое узнать сегодня, принимать активное участие в уроке и просто хорошего настроения.

  1. Постановка цели урока.

В той удивительной стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ

И озорных Затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

Узнали ли вы это стихотворение? ( «Мой секрет» С. Михалкова )

Уч: О какой Стране идет речь?

Д: О Стране Детства.

Уч : а скажите мне пожалуйста, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(выслушиваются ответы детей)

Уч: верно о детях и все, что связано с детством.

Уч: Как вы понимаете последние строки «Однажды с этою Страной простились навсегда»?

(выслушиваются ответы детей)

  1. Работа по теме урока.

Уч: А как вы думаете, возможно ли вернуться в детство?

А для этого я предлагаю вам прочитать произведение М.М. Пришвина «Дитя», с которым вы должны были познакомиться дома.

(Чтение произведения)

Уч: итак, ребята, что поразило вас в миниатюре?

     Что показалось необычным?

     Что непонятным?

(Ответы детей)

Уч: Какую эже важную мысль высказал автор своим читателям?

Д:

Уч: Ребята, я предлагала вам дома ответить на вопрос Пришвина: «Возможно ли вернуть детство и удивление взрослому человеку?»

Кто подготовил ответы? Давайте послушаем, как считаете вы сами, дети.

(учащиеся зачитывают письменный ответ на вопрос, после чего идет обсуждение их ответов на вопросы всем классом, а также подводится итог, каких ответов больше: возможно или невозможно).

Уч: молодцы, а вот, как отвечает на вопрос С.Михалков, я зачитаю вам конец его стихотворения «Мой секрет».

Держава Детства далеко

Осталась позади.

«Хочу назад» — сказать легко.

Попробуй! Попали!

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, там.

Мне стоит лишь собрать багаж

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

И, как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

Уч: Так значит в страну детства можно вернуться?

      А как это сделать?

Уч: Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел, последний в нашем учебнике, давайте посмотрим как же он называется?

«Куда уходит детство»

  1. Физкультминутка.

Но для начала, чтобы чуть-чуть отдохнуть, я предлагаю вам устроиться поудобнее закрыть глаза и представить картину. (Песня А.Пугачевой «Куда уходит детство»)

  1. Продолжение работы по теме.

Уч: Что вы представили? Как считает исполнитель песни, можно ли вернуться в детство?

Д: Нет, не возможно, так как детство проходит и наступает взрослая жизнь.

Так куда же уходит детство? Нам предстоит в этом разобраться, читая последнюю главу нашего учебника, а сейчас давайте прочитаем вступительное слово автора нашего учебника.

(чтение вступительного слова до слов: «…Страна детства…Какая она?»)

Уч: Ребята, а помните в начале года мы писали с вами сочинение на тему : «Страна детства»? И у каждого из вас она была своя, сейчас я предлагаю нескольким ученикам вашего класса прочесть свои сочинения. А вы еще раз подумайте, какая же она страна детства?

(Учащиеся читают свои сочинения: Арина И., Настя, Алеша К., Вадим, Арина П., Лиза, Данил).

Уч: Ребята, посмотрите, какая разная страна детства, но что же объединяет все эти сочинения, что общего вы услышали в них?

Уч: Для всех для вас эта страна таит много чудес, она наполнена мечтами, новыми открытиями. Эта страна полна радости, доброты, тепла. То есть, что мы можем сказать о стране детства?

(Нам нужно ценить нашу страну детства, всегда хранить ее в своем сердце)

Уч : А если эта страна будет в нашем сердце, мы будем хранить воспоминания о ней, то тогда будет ли возможным вернуться в нее, когда мы повзрослеем?

(Конечно же да, в наших воспоминаниях)

Уч: Так значит в страну детства можно вернуться, мы возвращемся к началу нашего урока?

(ответы детей).

Уч: Давайте вернемся к нашему эпиграфу, значит А. де С. Экзюпери был прав?

Ребята, давайте дочитаем введение в новую главу наше учебника до конца.

Вашим домашним заданием будет написать сочинение на одну из тем, предложенных автором учебника: «Кто такие взрослые?», «Как стать взрослым?».

  1. Итог урока.

А сейчас я предлагаю вам в группах составить синквейн на тему: «Детство». Памятка по составлению синквейна на доске. Приступайте.

Зачитываем синквейны.

Уч: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, все молодцы, я вам желаю оставить воспоминание о своем детстве навсегда в своем сердце и тогда вы в будущем всегда сможете убежать от взрослых проблем, окунувшись в свою страну детсва. Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цели: познакомить с произведением Э. Шима, с его жизнью и творчеством; учить давать характеристику героев произведения; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания; Развивать вообр...

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра» УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения, 1 класс. Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра» УМК «Перспектива»Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; вос...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....