конспект урока литературного чтения 4 класс. В. Гаршин "Attalea Prinсeps"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классе

Тема:  «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea  Prinсeps»»

    Цели:   кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; определить вид сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, пониманию  героев и сопереживанию.

 Задачи: расширить представления о творчестве В.М. Гаршина; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки  «Attalea   Prinсeps»; развивать речь, творческое мышление.

  Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрации  к сказке, ИД, ноутбук, таблицы для работы в парах.

  Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturn_luzhanskaya_oa.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (дополнительное чтение) в 4 классе

Тема:  «В.М. Гаршин. Сказка «Attalea  Prinсeps»»

     

Цели:   кратко ознакомить учеников с биографией В.М.Гаршина; выявить основную идею сказки; определить вид сказки; продолжить работу по пониманию прочитанного, пониманию  героев и сопереживанию.

 Задачи: расширить представления о творчестве В.М. Гаршина; проанализировать художественное и идейное своеобразие сказки  «Attalea   Prinсeps»; развивать речь, творческое мышление.

  Оборудование: портрет В.М.Гаршина; иллюстрации  к сказке, ИД, ноутбук, таблицы для работы в парах.

  Основные виды деятельности: выразительное чтение; устные ответы на вопросы; работа с текстом, словарная работа с литературоведческими терминами.

  1. Орг.момент, эмоциональный настрой.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше,

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

  1. Актуализация знаний.

- С произведениями какого автора мы начали работу на предыдущих уроках? Для чего мы знакомимся с жизнью и творчеством писателя перед изучением его произведений? Что вы уже знаете о писателе Гаршине? Предлагаю послушать рассказ ребят и посмотреть видеосюжет, чтобы узнать об этом человеке больше. Постарайтесь запомнить новые факты о жизни писателя.

- Что стало для вас открытием? В каком жанре ещё писал В. М. Гаршин?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели.

- Какое произведение Гаршина вы прочитали к этому уроку? ("Attalea princeps")

- К какому литературному жанру его можно отнести? (Литературная (авторская) сказка) 

-  Докажите своё мнение. (Это сказка, потому что есть вымышленный сюжет, главными героями являются растения, которые разговаривают: жалуются, спорят. Есть автор – значит, авторская, литературная.)

Сказка «Attalea princeps» была написана в 1879 году, когда писателю было всего лишь 24. А тремя годами ранее Всеволод Гаршин сочинил стихотворение «Пленница». Послушайте его в исполнении Савиной Полины и подумайте, какое отношение оно имеет к сегодняшнему уроку.

Чтение стихотворения ученицей на фоне музыки (Савина Полина)

Пленница

Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт.
И отпрыск от пальмы султаном зелёным
Поднялся в пробоину ту;
Над сводом прозрачным, под небом лазурным
Он гордо глядит в высоту.
И жажда свободы его утолилась:
Он видит небесный простор,
И солнце ласкает (холодное солнце!)
Его изумрудный убор.
Средь чуждой природы, средь странных собратий,
Средь сосен, берёз и елей,
Он грустно поникнул, как будто бы вспомнил
О небе отчизны своей;
Отчизны, где вечно природа пирует,
Где тёплые реки текут,
Где нет ни стекла, ни решёток железных,
Где пальмы на воле растут.
Но вот он замечен; его преступленье
Садовник исправить велел,—
И скоро над бедной прекрасною пальмой
Безжалостный нож заблестел.
От дерева царский венец отделили,
Оно содрогнулось стволом,
И трепетом шумным ответили дружно
Товарищи-пальмы кругом.
И снова заделали путь на свободу,
И стёкла узорчатых рам
Стоят на дороге к холодному солнцу
И бледным чужим небесам.

3 марта 1876 г.

- Что вы хотите сказать?

Действительно, стихотворение «Пленница» стало первоосновой сюжета сказки «Attalea princeps».   Сам Гаршин объяснял возникновение сюжета простым случаем. В ботаническом саду он стал случайным свидетелем, когда пальма разрушила стеклянную кровлю и была спилена, чтобы можно было отремонтировать крышу и не поморозить оранжерейные растения.

Текст сказки Гаршина - загадка, которую надо кропотливо разгадывать, учиться читать между строк – искать смысловой подтекст. Этому мы и будем учиться сегодня на уроке.

- Можете ли вы определить, что это за сказка? О животных, бытовая, волшебная? (нет)

- Знакомы ли мы с таким видом сказок?

- Предположите, какова будет одна из задач нашего урока?

(определить её особенности и  отличительные признаки нового вида сказок)

- Что нам предстоит сделать, чтобы решить эту задачу?

(познакомиться с языком сказки, её героями, их характерами, поступками, отношениями друг с другом)

- Давайте ещё раз обратимся к названию сказки: «Attalea princeps».

- Кто узнал, на каком языке написано название? Почему? (варианты ответов: это название пальмы и т.д.) Что значит это странное название – «attalea princeps»?

Attalea – это название бразильской пальмы, данное дереву учёными-ботаниками на латинском языке. Латинский язык – это язык древних римлян, который сейчас вышел из широкого употребления (как говорят, «умер»), но остался только в научном употреблении. С детства Гаршин собирал многочисленные гербарии. Латинские названия, принятые в ботанике, были красивы и благозвучны, отсюда и название сказки. 

- Но может быть, это название несёт какой-то скрытый смысл?

- Почему к имени Аталия автор добавляет латинское слово? Может быть, он закладывает в это название главную мысль, идею сказки?

- А как вы понимаете значение слова «princeps»? Давайте обратимся к он-лайн толковому словарю. (Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо.)

Так почему же автор записал название сказки именно на латинском языке?  Можете сейчас ответить на этот вопрос? Какую ещё задачу поставим на уроке? Что нам для этого надо сделать?

(Выявить смысл, главную идею сказки)

- Решая задачи урока, предлагаю каждый этап отметить закрашенным листиком на нашей пальме. Сейчас мы с вами выполнили очень важную работу: определили задачи урока. Давайте закрасим первый лист на пальме.

  1. Анализ текста,  беседа по прочитанному тексту.

Прежде, чем решать эти задачи, давайте проведём небольшую словарную работу, которая нам поможет лучше познакомиться с героями произведения.

(Работа в парах – разрезные карточки)  Соотнесите слова и выражения, их объясняющие:

Оранжерея

устаревшее название жителя Бразилии (бразилец)

Цикада

цикадовая пальма

Ботаник

тропическое растение с мясистым стеблем, без листьев, но с колючками для защиты от поедания их животными

Саговая пальма

теплое помещение (теплица) для искусственного выращивания растений, привыкших к теплому природному климату

Кактус

коричное дерево, из коры которого добывают пряность – «корицу»

Корица

вид пальмы, из сердцевины ствола которой добывают крахмал для производства крупы под названием «саго»

Папоротник

учёный, изучающий растения

Бразильянец

очень древние растения, они появились на Земле миллионы лет назад, не имеют семян, покрыто огромным количеством чешуйчатых листьев

Сравните свой результат с работой ребят, работавших у доски. Кто справился также? Раскрасьте второй лист на пальме.

- Какое слово обозначает место, где начинается повествование? (Оранжерея)

- Прочитайте описание оранжереи.

- Какой предстаёт оранжерея в начале сказки?

Совпадает ли описание оранжереи в сказке с вашими впечатлениями после экскурсии.

-Какие слова следующего абзаца меняют настроение? Прочитайте это предложение.

- Какие слова здесь являются определяющими смену настроения?

- Каково на самом деле жилось растениям в этой красивой оранжерее?

- Почему оранжерея была названа тюрьмой, а растения – заключенными? (прочитайте этот отрывок) 

(Растениям было тесно, они толкались, гнулись и ломались. Они тосковали по родным краям, по ясному небу, по теплому ветру. Оранжерея стала для них «тюрьмой».)

Давайте ещё раз заглянем в оранжерею. (слайд, использование приёма «волшебная лупа»)

- Было ли у вас такое ощущение на экскурсии? Мы постараемся сегодня это выяснить.

- Какие синквейны у вас получились? (зачитать по 2 синквейна про оранжерею и растения)

Например:

Оранжерея

Красивая, светлая

Играла, горела, переливалась

Что же там внутри?

Интерес

Растения

Нежные, роскошные

Страдают, теснятся, гнутся

Какой же выход есть?

Заключённые  

- Какой вывод можно сделать с первых строчек сказки? (внешне красивая оранжерея снаружи, оказалась тюрьмой для растений)

- Сюжет в этом произведении строится на противопоставлении, контрасте. Мы будем учиться искать эти контрастные линии. (Прекрасная оранжерея – растения-заключённые; растения – пальма; мечта – реальность; директор – бразильянец)

- Такой литературный приём, который использует автор, называется антитеза. (РЕЗКО выраженное противопоставление понятий или явлений.) Мы ещё встретимся с этим приёмом сегодня на уроке.

- Для чего автор использует этот приём? (усиливает эмоциональную окраску речи и подчёркивает высказываемую с её помощью мысль).

Уже в начале сказки нас писатель заставляет обратить внимание на то, как по-разному можно взглянуть на одни и те же предметы, явления и жизненные ситуации.

Мы познакомились с новым литературным приёмом. Это одна из особенностей языка сказки.

Это первая контрастная линия: ОРАНЖЕРЕЯ – РАСТЕНИЯ-ЗАКЛЮЧЁННЫЕ

Раскрасьте следующий (2) лист.

Давайте вернёмся к обитателям оранжереи. (Слайд)

- Когда мы говорим о людях-героях произведения, то касаемся разговора об их характерах. А есть ли характер у растений – героев нашей сказки?

- В сказке растения говорят и действуют, как люди; у них свои мысли, свои рассуждения, своё отношение к происходящему. Мы познакомились с героями. Соотнесите названия растения и слова, подходящие к его характеру.

высокомерная

Саговая пальма

довольный своей жизнью

завистливая

Кактус

любящая поспорить с другими

неприхотливая

Корица

надменная

«почти довольная» своим положением

Древовидный папоротник

не совсем довольный условиями

злобная

рассудительный

раздражительная

- Проверьте, как вы выполнили это задание. Как можно охарактеризовать саговую пальму? Кактус? Корицу?

 - Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)

- Это ещё одна особенность языка сказки.

- Что объединяет этих геров-растения? (испытывают страх, не готовы к изменениям, довольствуются тем, что имеют)

- Как автор относится к этим растениям? Поддерживает ли он их? (Ироничное отношение)

- Кто не назван на слайде?  (Аталия) Почему?

- Как описывает Атталию автор? Прочитайте.

- К чему призывает Атталия? Послушайте фрагмент аудиозаписи, в котором говорится об этом.

- Нашло ли стремление пальмы к свободе поддержку у других растений? Как растения относятся к этому призыву? В основе сказки часто лежит диалог. Найдите диалог пальмы и растений. Прочитаем этот отрывок по ролям. Что необходимо передать голосом при чтении по ролям? (передать голосом интонацию героя, выразить его позицию) Кто хочет прочитать за пальму? Растения?

- Найдите в этом отрывке предложение, в котором автор говорит о стремлении Атталии. (Я хочу видеть небо и солнце не сквозь эти решётки и стёкла, - и я увижу!)

- Вам были предложены цитаты  известных людей. Какая из них подходит для этого момента сказки?

«Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». Б. Шоу

Это вторая контрастная линия: РАСТЕНИЯ – ПАЛЬМА.

- Как называется такой литературный приём? Сейчас мы узнали характеры героев. Раскрасьте следующий (3) лист.

- Кто из героев сказки внимательно слушает и поддерживает пальму? Какие эпитеты использует автор для того, чтобы описать травку? Прочитайте. (жалкая, презренная, рыхлая, бледненькая, ничтожная)

- Какое чувство вызывает травка? (Жалость и восхищение одновременно: поддерживает Атталию, но не может ей помочь.

-  Как она сама объясняет, почему не может помочь Атталии? (Конечно, у нас вовсе не так тепло… Я буду довольна и этим.  …. Вспоминайте иногда своего маленького друга!)

- Что ожидала увидеть пальма на воле и что увидела?

(Она ожидала увидеть то, что ещё хранилось в её памяти о тёплых края, но увидела лишь тусклое серое небо, капли дождя пополам со снегом, скучную, грязную, нищую погоду и почувствовала леденящий поздний осенний ветер. Вырвавшись на свободу, она поняла, что для неё всё было кончено. Она замерзала.)

- Пальма достигла своей цели, но это обернулось для неё разочарованием. Почему? (Столкнулась с тем, чего не ожидала, противоречие мечты и действительности, противопоставление идеала и обретенной реальности)

Это третья контрастная линия: МЕЧТА – РЕАЛЬНОСТЬ

Раскрасьте следующий (4) лист.

- Как называется такой литературный приём? (Антитеза)

- Вам были предложены цитаты  известных людей. Выберите ту, которая наиболее подходит к этому моменту.

«В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать.»  Пришвин М. М.

- А как вы считаете, нужна ли была эта борьба пальме? Необходимо ли довольствоваться тем, что есть или пытаться изменить жизнь к лучшему?

- Даёт ли сам автор ответ на этот вопрос? Почему? (каждый человек имеет собственное мнение, только от него само зависит будущее)

- Вот как отвечает на этот вопрос писатель и поэт Игорь Губерман:

Свобода   -  это право выбирать,

С  душою лишь советуясь  о плате,

Что нам  любить, за что нам умирать,

 На что свою  мечту нещадно тратить ...  

- Как «расплатилась» пальма за своё стремление к свободе?  Прочитайте предложение. (Пальму привязали канатами…)

В этом произведении автор использует ещё одно противопоставление, найти его будет первым домашним заданием.

- А чьи убеждения разделяет автор? (Атталии, он гордится ей)

- Среди персонажей сказки действуют два очень непохожих человека.

- Назовите этих героев (директор оранжереи и путешественник из Бразилии). Случайно ли это?

- Каким предстаёт бразильянец? Найдите предложение, в котором мы описывается его появление. Прочитайте. Какое слово определяет его характер? (улыбнулся) Почему ему становилось всё грустнее и грустнее? Прочитайте. (Он вспомнил свою родину, её роскошные леса с чудными зверями…  Он понимает пальму, её одиночество и то, что лишь на родине можно быть счастливым.)

А директор? Как автор описывает учёного? (не допускал беспорядка, большую часть времени проводил в занятиях с микроскопом в стеклянной будочке)

- Какой литературный приём использует автор? (Антитеза) Для чего? (показать противопоставление, разное отношение к растениям в оранжерее)

-  Кто из людей - директор или путешественник - ближе по духу пальме? Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы, ведь он – последняя ниточка, связывающая пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею. Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро почувствовала своё одиночество, всю безысходность ситуации и приняла решение вырваться на свободу.

Это ещё одна контрастная линия: УЧЁНЫЙ-ДИРЕКТОР – БРАЗИЛЬЯНЕЦ

Раскрасьте следующий (5) лист.

- Какие мысли возникают после прочтения сказки? Что нам хотел сказать автор этим произведением?

Все растения чувствуют боль, у всех есть душа. Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие, когда они настроены враждебно. Противоречие мечты и обретённой реальности.

- Над  чем заставляет размышлять сказка Гаршина? (стремление к свободе не всегда находит понимание у окружающих, часто заканчивается трагически)

- В этом и заключается основная идея всей сказки.

Размышления автора о свободе, о стремлении к ней, о свободолюбии, о смысле жизни называются философскими. Вернёмся к нашему плану. Попробуйте теперь определить вид сказки. (философская сказка)

Найдите среди предложенных цитат известных людей ту, которая наиболее подходит к основной идее сказки.

«Это – свобода: делать то, к чему стремится твоё сердце, что бы ни говорили другие» Пауло Коэльо

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Время подвести итог нашего урока. Стремление к улучшению жизни достойно уважения окружающих, иногда, несмотря на трагические события.

- Почему же Гаршин записал название сказки на латинском языке? Вернёмся к названию. Почему же «princeps»? Обратимся на этот раз к он-лайн-переводчику. (важнейший, главный, руководитель)

- Что значит в переводе это слово? Кого оно вам напоминает?

(Именно Атталия в этой сказке – важнейшая, главная, руководитель.)

  1. Рефлексия, домашнее задание

Если бы вы находились в тот момент в оранжерее, чью бы позицию вы поддержали? Мог ли у этой сказки быть другой конец?

- Я предложу вам такие задания: найти ещё одно противопоставление (антитезу), рассказать эту сказку от имени одного из персонажей сказки; нарисовать иллюстрации.

На этом наш урок закончен. Благодарю за проделанную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...