Разработки конспектов уроков по дисциплинам начальной школы
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Утегенова Эльвира Токесовна

В данном разделе представлены разработки конспектов уроков по дисциплинам начальной школы. Также к этим разработка представлены мультимедийные презентации и дополнительный видео-аудио материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Этапы урока

  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1-2 минуты)

- Здравствуйте, ребята.  Меня зовут  Эльвира Токесовна и сегодня урок  литературного чтения проведу у вас я. Тише садятся девочки, еще тише мальчики.  Проверим вашу готовность к уроку, у вас на парте должны лежать учебник и дневник.

Приветствуют учителя, садятся за парты, проверяют готовность к уроку.

Постановка учебной задачи(1,5-2 минуты)

- Сегодня мы с вами вспомним все, что знаем об осени и попытаемся посмотреть на это замечательное время года глазами разных поэтов.  1 слайд

Слушают учителя

Изучение нового материала (20-30 минут)

- Начнем разговор об осени с творчества А.С. Пушкина   2 слайд

- Что вы знаете  о Пушкине?

- Какие произведения Пушкина вы читали?

- А сейчас я напомню вам о некоторых фактах его жизни.

Биографическая справка А.С. Пушкина.

Великий русский поэт.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского языка и любовь к чтению. В 1811 г. Пушкин поступил в Царскосельский лицей.   Большой вклад в формировании любви к чтению внесла его няня Арина Родионовна, которой он позже посвятил некоторые свои  стихотворения, такие как «Няне» и т.д..

- Ребята, а какое время года любил А.С. Пушкин?

- Одно из лучших произведений о временах года является стихотворение «Осень», но мы с вами не будем полностью читать произведение, познакомимся  только с отрывком  из стихотворения.

- Откройте учебник на странице 105 . я буду читать отрывок из стихотворения, а вы постарайтесь понять, какие чувства хотел передать нам поэт. Учитель читает отрывок из стихотворения «Осень». 3 слайд

Словарная работа:

- Как вы понимаете значение слов: багрец(багряный), сень лесов, очи?

- Почему Пушкин называет осень «унылая пора»?

- Но в то же время поэт говорит: «Очей очарованье». Почему поэта очаровывает, то что он видит?

- Как вы понимаете выражение «…в золото одетые леса»?

- Почему красота осеннего леса названа прощальной?

- Как вы думаете, почему зима названа седой?

- Испытываете такие же настроения как автор, когда приходит осень? Или вам нравится другое время года?

- Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете подходят ли они к стихотворению Пушкина?

- Какие чувства  поэта мы должны передать при чтении этого отрывка стихотворения? Давайте попробуем прочитать. Кто выразительно прочитает нам отрывок?

- А сейчас мы прочитаем стихотворение «Осень» М.Ю. Лермонтова, наша задача постараться  понять отношение поэта к этому времени года, но прежде я вам расскажу о поэте.   4 слайд

Биографическая справка М.Ю. Лермонтова.

Великий русский поэт.  Родился в Москве, в дворянской семье. Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г.

В 1837 г. он был сослан на Кавказ из-за написанного им стихотворения «Смерть поэта», посвященного гибели Пушкина.  Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей.

- Какие стихотворения Лермонтова вы читали?

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Лермонтова «Осень». Учитель читает стихотворение на странице 106.  5 слайд

Словарная работа:

- Ребята объясните значение слов: пахарь, бор, мрачная зелень.

– Как вы понимаете строки «Зверь, отважный, поневоле скрыться где-нибудь спешит»?

- Найдите строки о грусти поэта о наступившей осени.

- Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете подходят ли они к стихотворению Лермонтова?

- Прочитайте стихотворение постараясь передать чувство автора, с какой интонацией мы будем его читать? Кто нам прочитает?

                                        Физкультминутка            

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

- Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним произведением о осени А.К. Толстого. Но сначала я вам расскажу немного о поэте.

    6 слайд

Биографическая справка поэта.

Толстой  Алексей Константинович  родился 24 августа 1817, русский поэт. Детство провел в Черниговской губернии  в имении своего дяди Алексея Перовского, поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

 

- Давайте посмотрим, как относится к осени Толстой.

Учитель читает стихотворение на странице 106.   7 слайд

- Как вы думаете, почему поэт назвал сад «бедным»?

- Что украшает этот грустный пейзаж?

- Почему кисти рябин вянущие?

- Прочитайте стихотворение постараясь передать чувство автора, с какой интонацией мы будем его читать?

- Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете подходят ли они к стихотворению Толстого?

- Какие краски использовали поэты, рисуя картины осени?

- В каких стихотворениях использован прием олицетворения?

(Олицетворение- один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.)   8 слайд

Давайте найдем олицетворения.

Пушкин «Осень»-  одетые леса, угрозы зимы

Лермонтов «Осень»- ели зелень мрачную хранят

Толстой «Осень»- нет.

- Ребята, послушайте фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года» и подумайте, как звуками композитор хотел передать то, что передали поэты стихами.

9 слайд

- Если бы вы были художниками- иллюстратами то, к какому стихотворению сделали бы иллюстрацию? Почему?

Итоговая беседа

- Одинаково ли воспринимают осеннее время года разные поэты? Обоснуйте свои ответы.

- Какое стихотворение вам понравилось особенно? Почему?

Отвечают на поставленные вопросы.

Внимательно слушают учителя

Осень и зима.

Внимательно слушают учителя.

Багрец- темно-красный, багровый

Сень лесов- лиственный покров деревьев

Очи- глаза.

Осень- это время увядания природы, когда природа готовится уйти в зимний сон.

Осыпаются листья с деревьев, ветви деревьев остаются голыми пока не придет весна.

Ответы детей

Чтение учеником отрывка

Слушают учителя

Пахарь- тот, кто пашет землю.

Бор- сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

Зелень мрачная- потемневшая от сырости и холода.

 Зверь ищет убежище, от холода, где тепло.

Ученик читает стихотворение, учащиеся внимательно слушают.

Выполнение физминутки

Слушают учителя

Слушают учителя

Осенью листья опадают, деревья остаются без лиственного покрова

Кисти ярко- красные вянущих рябин

Холодно, мороз.

Выразительное чтение стихотворения

Ответы детей

Прослушивание

Ответы детей.

Нет, каждый поэт видит осень по-своему.

Ответы детей.

Рефлексия урока

(2 минуты)

Домашнее задание (1-2 минуты)

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- За что можете себя похвалить?

- Испытывали ли вы затруднения при  работе со стихотворениями?

Страница 105-106 наизусть на выбор.   10 слайд

Ответы детей.

Запись домашнего задания в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Поурочные разработки к уроку английского языка (Начальная школа)

Поурочные разработки к уроку английского языка 2, 3, 4 класс...

Конспект урока по программе "Начальная школа ХХI века"

Тема :" Решение задач изученного  вида"  2 класс . На уроке  используется дифференцированная работа , работа  в группах и микро- группах....

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...