КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Замкова Галина Дмитриевна

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного города

ЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композиторов и музыкантов, продолжить изучение тембров  русских народных инструментов и закрепить навыки музицирования,  познакомить учащихся с  народными подвижными  играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no1_o_tolyatti.docx27.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока музыки в  начальной школе

«ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД  МОЛОДОЙ,  А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ  ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного города

ЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композиторов и музыкантов,  продолжить изучение тембров  русских народных инструментов и закрепить навыки музицирования,  познакомить учащихся с  народными подвижными  играми

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

 «Песня о Тольятти» Ю. Панюшкина,

попевка «Барашеньки-крутороженьки»,

«Родники» Виктора и Людмилы Корневых,

«Калмыцкая народная пляска»,

 «Игра в лошадки»  М. Мусоргского,

 р.н.п. «Как у наших у ворот», «В садике»  С. Майкапара

ОБОРУДОВАНИЕ:  медиапроектор,  слайдовая презентация, музыкальные инструменты – свистульки, ложки

ХОД УРОКА:

  1. Учащиеся  входят под  музыку «Песня о Тольятти»  Ю.Панюшкина

(Слайд №1)

Попевка-приветствие  учителя и детей «С добрым утром»

  1. Беседа учителя:

Учитель:

 Ребята, как называется наш город,  в котором мы живем? (Тольятти)

 А кто знает,  как он назывался раньше?  (Ставрополь-на-Волге)

(Слайд №2)

278 лет назад   построили Ставрополь –на-Волге как город-крепость, в таком живописном месте на берегу реки Волги,  которое называлось Куньей Воложкой.

(Слайды №3-4)

Красиво было вокруг! Цветочные луга, густые леса и высокие горы  всех радовали.

Любой путник мог воды ключевой попить,  так как в лесу родников было много.

Многие музыканты нашего края воспевали эту красоту в стихах и песнях.

-Послушайте песню наших Тольяттинских авторов Виктора и Людмилы Корневых «Родники».

ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕСНИ «РОДНИКИ»

(Слайд №5)

Какой характер мелодии  этой песни? (напевный, мягкий, сердечный)

Покажите рукой, как двигалась мелодия (воспроизводится фрагмент песни, дети пластически интонируют её).

Ребята, подберите близкие по значению слова  к слову «родник»

(Родина, родной, родня, род).

Первые жители нашего города были калмыки. По приказу императрицы Екатерины их  привезли на волжские берега для постоянного проживания.

 По праздникам они наряжались  вот в такие костюмы.

(Слайды №6-8)

Жили они в необычных домах – кибитках, которые сверху были покрыты теплой и толстой тканью-войлоком.

(Слайд №9)

 Посуду калмыки  изготавливали из металла, кожи и дерева.  А из хрупкого стекла и из глины не делали, и вот почему.

Калмыки любили кочевать, они пасли стада и переходили с одного поля на другое.

Посуда, которая могла разбиться в дороге,  им была не нужна.

 А теперь разгадайте мою загадку:

ЗАГАДКА

«Идет, идет,  закрученными рожками  трясет:

«Бе-бе-бе,  дайте вкусной травки мне-е-е»

Правильная отгадка - это баран.

(Слайд №10)

Баранов и овец пасли калмыки в своих  больших стадах.

Давайте, ребята разучим с вами песенку  «Барашеньки-крутороженьки»  и  исполним ее с движениями и ритмическим сопровождением (хлопки и притопы).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «БАРАШЕНЬКИ»

Часто пастушки-калмыки в руки инструменты музыкальные брали, на гудках и дудочках играли.

(Слайд №11)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «МЫ НА ДУДОЧКЕ ИГРАЕМ»

(Педагог играет коротенькие мотивы из нескольких звуков на синтезаторе, дети имитируют игру на «дудочках», поднеся руки ко рту, стараясь играть правильно,

Далее игра проводится как с группой детей, так и индивидуально с использованием свистулек)

А еще калмыки любили праздники. Главный из них – Цаган-Цар.

В переводе с калмыцкого – это означает «белый месяц».

Встречали они и Новый год. Праздник назывался Зула и отмечался в конце ноября. Каждая семья к нему готовилась – изготавливала корытце из теста, в него вставлялись свечи и стебельки из  трав. Сколько человек в семье – столько было  и свечей, а количество стеблей говорило о возрасте членов семьи. В этот день к возрасту калмыка или калмычки  добавлялся один год, независимо от даты рождения. Вот так по традиции все становились старше ровно на один год.

Праздники обычно сопровождались танцами, движения в танцах  передавали движения и повадки животных.

- Послушайте, как звучит   «Калмыцкая пляска».

ПРОСЛУШИВАНИЕ «КАЛМЫЦКОЙ ПЛЯСКИ»

(Слайд №12)

-Ребята, какое настроение людей выражено  в этой  пляске? (веселое, задорное, радостное, праздничное)

Наши предки не могли обходиться без животных, которые им помогали  охотиться, стада пасти, дрова запасать – это лошади.

(Слайды №13-14)

МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМОТЕРАПИЯ  И  ИГРОТЕРАПИЯ

Упражнения:

1.«Лошадка веселая» (под музыку М.Мусоргского «Игра в лошадки» с музыкальными инструментами - ложками)

2.«Лошадка грустная» (под музыку  В.Корнева «Жеребенок»)

       3.«Коза» (под музыку  русской народной песни «Как  у наших у ворот»)

       4.«Бычок» ( под музыку «В садике» С.Майкапара)

(Слайд №15)

         

 Итоги урока:

Учитель:

  • Ребята, сегодня  на уроке вы познакомились с культурно-историческими и музыкальными традициями наших предков – калмыков, которые проживали в нашем городе со дня основания, послушали музыку Тольяттинских композиторов и исполнителей, народную калмыцкую музыку, научились некоторым танцевальным и ритмическим движениям, приобрели навыки музицирования в процессе игры на музыкальных инструментах-свистульках, ложках.
  • Где вы можете применить полученные знания и умения?

( предполагаемые ответы:  на уроках по краеведению, истории, на Новогоднем или  домашнем празднике с друзьями и т.д.)

Заключительная попевка  в исполнении детей и учителя

«До свидания».

Учащиеся  выходят  с урока под «Песню о Тольятти»   Ю.Панюшкина

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс С. Михалков "Новогодняя быль" с применением презентации. Презентация позволяет совершить путешествие по произведениям С. Михалкова. Учит ориентирова...

План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...