Конспекты уроков музыки в начальной школе
план-конспект урока по музыке по теме

Черкасова Юлия Вячеславовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Класс: 1                                                                                                                                      

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Музыка и ты»

Тема урока:  Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Цель: Воспитание интереса и уважения к своим истокам и к национальным особенностям своего народа через русский фольклор. 

Тип урока:  Урок - игра.

Планируемый результат:

Предметные:
1. Познакомить учащихся с образцами русского народного фольклора;

2. Познакомить детей с классическими произведениями русских композиторов;

3. Ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки.

Метапредметные:

1. Умение слушать и анализировать прослушанный материал
2.Развивать музыкальную память , расширять кругозор и умение рассуждать
3.Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Личностные:

 1.Воспитать потребность общения с музыкой , желание слушать.

2.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, фортепиано, портрет композитора.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3

4

5

6

 Организационный момент. (3 минуты)

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

Изучение нового материала. (7 минут)

Организация слушательской деятельности. (14 минут)

Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Рефлексия деятельности.(Итог урока 4 минуты)

Здравствуйте, меня зовут Юлия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Учащиеся входят в кабинет под музыку «Приходите в гости к нам» - Песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках» В. Дашкевича.

(Слайд 1 – тема урока)

 Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Герой нашего урока спрятался в этой коробочке. Шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке? (Угадать, кто там.)

Совершенно верно. Но прежде, чем мы отгадаем нашего героя, мы познакомимся с его друзьями. Внимательно послушайте и скажите, кто там может быть.
(Слайд 2 – загадка про кикимору) Учитель читает загадку, параллельно звучит музыкальное произведение «Кикимора». Народные сказания» А.К.Лядова.

В дремучем лесу, на болоте

Вы её непременно найдёте.

Не рыбка она, не лягушка,

Моя дорогая подружка.

Стройная фигурка,

А зовут её... 

Учащиеся отгадывают.

 Что вы знаете о кикиморе? (Звучат ответы детей).

 Кики́мора обитает в жилище человека, приносит вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в курятнике.

(Слайд 3 – «Песня кикиморы»  Ольги Ш.)

Учитель: Следующий гость, друг нашего спрятавшегося героя, пришёл к нам в гости. Кто же это?

(Слайд 4 – загадка про лешего) Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают.

Есть ещё в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив,

как зайка, а зовут его...

 Что вы слышали о лешем? (Звучат ответы детей).

 Ле́ший - в мифологии восточных славян хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
        Давайте изобразим лешего. Будем негромко хлопать в ладоши, аукать, хохотать и плакать под песенку про лешего.

(Слайд 4*[a]-5 - «Песенка про Лешего» Н.Масленниковой)

 

Ещё один друг нашего героя.

(Слайд 6 – загадка про водяного) Учитель читает загадку, учащиеся отгадывают.

Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки –

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка...

Что вы слышали о водяном? (Звучат ответы детей).

Водяно́й дух, обитающий в воде, хозяин вод. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Говорят «дедушка водяной, начальник над водой».

Давайте изобразим водяного, сидя на стуле под музыку.

(Слайд 6*-7 – «Песня Водяного» - песня из м/ф «Летучий корабль», М.Дунаевский (минус)

Мы познакомились с друзьями нашего героя, который спрятался в коробочке. Что вы можете сказать о них? Они хорошие, добрые или отрицательные герои? (Злые, отрицательные герои)

Как вы думаете, наш спрятавшийся герой добрый или злой? (Звучат ответы детей).

(Слайд 8)  Кто же наш герой?

(Слайд 9)  Внимательно прослушайте музыку, которая передаст характер этого персонажа.

(Слайд 10) Слушание «Баба-Яга» А.К.Лядова.

 (Слайд 11 - загадка про Бабу-Ягу) Учитель читает загадку.

Узнали вы, кто же спрятался в коробочке? (Баба - Яга).

 Почему вы так решили? (Звучат ответы детей).

Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Если это Баба-Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Что вам подсказывает музыка?

С помощью чего она передвигается? (Помело, ступа)

Сделайте вывод, какая же она, эта Баба-Яга? (Хитрая, обманщица, коварная, дружит с кикиморой, лешим и водяным, она ужасно одета, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос и т.д.)

 А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет? (учитель достает из коробочки Бабу – Ягу.)

Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

Сейчас мы с вами будем изображать Бабу-Ягу и лесных жителей, которые её боятся. Кто хочет быть Бабой-Ягой?

Либо по желанию, либо с помощью считалки выбирается учащийся, который будет изображать Бабу-Ягу.

:Баба-Яга под музыку выходит, свистит, залезает в ступу и летит в ней. А мы с вами, ребята, будем лесными жителями, которые её боятся и прячутся.

Звучит  «Баба-Яга» А.К.Лядова. (CD«Музыка 1 класс»)

Дети изображают сказочных персонажей. Игра повторяется несколько раз.

П.И.Чайковскому тоже был интересен этот персонаж. И он написал музыкальное произведение, которое называется «Баба-Яга». Давайте послушаем его.

Звучит  «Баба-Яга» П.И.Чайковского. (Слайд 14*)

 Какая Баба-Яга у П.И.Чайковского?

Проходит сопоставление-анализ музыкального образа.

Легко ли бы было вам узнать Бабу- Ягу и её характер?

Молодцы, вы отлично справились, а сейчас я предлагаю вам вспомнить нашу замечательную песню, которую вы разучивали на прошлом уроке .

Вспомните пожалуйста название и автора..

ВХР

Методы и приёмы

Чёткое произношение слов

Дирижёрский жест

Собственный показ

Допевание окончаний

Дирижёрский жест

Отлично, молодцы, ребята!

-Что нового открыли для себя?

- С какими произведениями вы сегодня познакомились?

 (Слайд 14* - Спасибо за урок)

Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся уходят под музыкальное произведение «Баба-Яга» П.И.Чайковского. (Слайд 15)

 

Дети приветствуют.

Дети слушают произведения.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. Проявление эмоциональной отзывчивости.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.    

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в

учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Класс: 2                                                                                                                                        

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В концертном зале»

Тема урока: "Картинки с выставки" Музыкальные впечатления

Цель:  формировать представление о выразительных и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:
1.
Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;
2.
Знакомство с музыкальным определением понятия сюита; 
3.На основе прослушанного материала выявить взаимосвязь музыки М.П. Мусоргского и картин В. Гартмана.

Метапредметные:

1. Умение слушать и анализировать материал.
2. Развивать память, расширять кругозор и умение рассуждать.
3. Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства.

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, фортепиано, портрет композитора.

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3

4

 Организационный момент. (3 минуты)

Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

Изучение нового материала. (7 минут)

Здравствуйте, меня зовут Юлия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок.

Для начала мы с вами вспомним песню «До чего у бабушки вкусные оладушки», потому что скоро к нам приблизится праздник 8 марта.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных  звуков

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных звуков

Чёткое снятие рукой.

Скачки мелодии

Звуковысотный показ,

собственный показ

Ребята, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

(Музей, галерея, выставка, вернисаж).

Совершенно верно. Сегодня это будет выставка картин.

Но чтобы открыть дверь и увидеть картины нужно ответить на вопросы? Сможем?

-К какому жанру живописи относится эта картина? (Пейзаж)

-Как называется музыкальный спектакль, где все действующие лица выражают свои мысли и чувства с помощью танца? (БАЛЕТ)

-Назовите жанр этих картин? (Портрет)

-Окраска звука в музыке? (Тембр)

-Жанр этой картины? (Натюрморт)

Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана. Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана. Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите.

Модест Петрович Мусоргский.

Правильно. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.

После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течение трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

Сюита - жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом. Каждая пьеса - это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

  1. «Гном»;
  2. «Старый замок»;
  3. «Ссора детей после игры»;
  4. «Быдло» - «Скот»; «Прогулка»
  5. «Балет невылупившихся птенцов»;
  6. «Два еврея, богатый и бедный»; «Прогулка»
  7. «Лиможский рынок»;
  8. «Катакомбы. Римская гробница»;
  9. «Избушка на курьих ножках»;
  10. «Богатырские ворота».


Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.

Запишите домашнее задание: написать свои впечатления от этой музыки в виде сочинения (10 предложений).

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. Проявление эмоциональной отзывчивости.

5

6

Организация слушательской деятельности. (14 минут)

Рефлексия деятельности.(Итог урока 2 минуты)

Начнём с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.

Слушаем фрагмент.

Задание - определить жанр. (Песня)

5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

Дети: Тембр инструмента - фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

-У Гартмана - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского - это шуточный танец маленьких цыплят.

9 часть: «Избушка на курьих ножках»

-Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?

Дети: Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный домик.

-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»

-Скажите, эта пьеса и рисунок похожи?

Дети: Нет. И т.д.

- Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

10 часть - последняя «Богатырские ворота»

- Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».

Задание: определить жанр - песня, танец или марш.

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»

-Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение пьесы величаво-спокойное и торжественное.

-Почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Дети совместно с учителем: Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей, которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

-«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?


Отлично, молодцы !
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работали, спасибо за урок. До свидания!

.Дети слушают, отвечают.

Дети подводят итоги, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в

учебном диалоге.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Класс: 2                                                                                                                                        

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В концертном зале»

Тема урока: Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель:  Формирование представления об особенностях построения симфонической сказки и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с симфонической сказка С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:
1.Вспомнить, что такое симфония.
2.Прослушать и проанализировать фрагменты симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
.
3.На основе прослушанного материала выявить взаимосвязь музыки и персонажей в произведения;

Метапредметные:

1. Умение слушать и анализировать материал.
2. Развивать память , расширять кругозор и умение рассуждать.
3. Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства.

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, фортепиано, портрет композитора.

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3

4

 Организационный момент. (3 минуты)

Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

Изучение нового материала. (7 минут)

Здравствуйте, меня зовут Юлия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок.

Для начала мы с вами вспомним песню «До чего у бабушки вкусные оладушки», потому что скоро к нам приблизится праздник 8 марта.

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных  звуков

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных звуков

Чёткое снятие рукой.

Скачки мелодии

Звуковысотный показ,

собственный показ

Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а симфонической, музыкальной. Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

- Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая от слова симфония. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

С. Прокофьева «Петя и волк». Композитор сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня! Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир?

В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает рассказчик, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты.

Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами.

- Обратите внимание на то, что у каждого персонажа есть свой музыкальный инструмент. И это не случайно. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком музыкальных инструментов. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос – тембр, как говорят музыканты. Поэтому мы никогда не спутаем голос скрипки и пианино, голос гитары и баяна и т.д.

Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.

Запишите домашнее задание: с помощью родителей вам необходимо дома самостоятельно просмотреть «Симфоническую сказку» до конца.

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. Проявление эмоциональной отзывчивости.

5

6

Организация слушательской деятельности. (14 минут)

Рефлексия деятельности.(Итог урока 2 минуты)

Сейчас мы прослушаем симфоническую сказку « Петя и волк »Слушайте внимательно, после прослушивания вам необходимо ответить на вопрос: какие темы подобрал композитор каждому герою?

- Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:

1) Слушаем тему Пети. Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие инструменты исполняют тему Пети?

А знаете ли вы как играть на: скрипке, виолончели, контрабасе?

- Покажите движениями рук, как на них играют. –Кто хочет побывать в роли Пети? (вам необходимо с помощью движений передать настроение Пети)

2) Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка).

- Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.

- Какой же характер у дедушки?

- В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Фагот-инструмент, исполняющий тему Дедушки (густой, низкий). –Кто хотел бы побывать в роли дедушки, передать его походку, настроение?

3) Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание темы птички.

- Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

4) Звучит тема кошки. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Почему вы решили, что это кошка? Какой у нее характер? Тему Кошки исполнял инструмент кларнет (показываю как на нем играют).

-Кто желает показать жестами, как движется это персонаж?

5) Слушание темы уточки.

Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой.

- Покажите движениями рук, как на играют на этом муз. инструменте.

6) Кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?

Какой характер у этого героя? Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Волка.

7). Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть?

Слушают тему охотников (выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан).

Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему охотников.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке.

-Ребята пока мы разбирались с героями нашей сказки у нас перепутались муз. инструменты.

-Ваша задача определить к какому герою принадлежит какой инструмент.

Заполнение таблицы:

Герой

Инструмент

Группа инструмента

Петя

2 скрипки, альт, виолончель

Струнная смычковая группа

Птичка

флейта

Деревянная духовая группа

Утка

гобой

Деревянная духовая группа

Кошка

кларнет

Деревянная духовая группа

Дедушка

Фагот

Деревянная духовая группа

Волк

3 валторны

Медная духовая группа

Охотники

Выстрелы охотников

Оркестр

Литавры и большой барабан

Ударная группа

-Что нового открыли для себя?

- С какими произведениями вы сегодня познакомились?

 
Отлично, молодцы !
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работали (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

.Дети слушают, отвечают.

Дети подводят итоги, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в

учебном диалоге.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Личностное отношение при восприятии музыки



Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                                    

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В концертном зале»

Тема урока: «Музыкальное состязание (концерт)»

Цель: знакомство с инструментальным жанром концерт.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные: 
1. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

2. Ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки.

3. Делать анализ прослушанных произведений.

Метапредметные:

1. Учиться определять тему урока.
2. Развивать  память, расширять кругозор и умение рассуждать.
3. Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Личностные:

1. Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать.

2. Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, фортепиано, портрет композитора.

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3

4

5

6

7

 Организационный момент. (3 минуты)

Организация исполнительской деятельности(10 мин)

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

Организация слушательской деятельности. (5 минут)

Изучение нового материала. (7 минут)

Организация слушательской деятельности. (6 минут)

Рефлексия (подведение итогов) (5 минут)

Приветствие учащихся. Здравствуйте, я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

Ребята, какой праздник приходит с наступлением весны? (8 марта). И сегодня мы с вами вспомним хорошо знакомую вам песню «Солнышко в окно впускает мама».

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Замыкание согласных  звуков

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных звуков

Чёткое снятие рукой.

Скачки мелодии

Звуковысотный показ,

собственный показ

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово состязание? (ответы детей)

Существуют ли музыкальные состязания, соревнования? (ответы детей)

Кто с кем могут соревноваться? (музыканты исполнители)

В какой форме проходят эти состязания? (концерт)

Слово концерт пришло в русский язык с других языков:

с латинского – conzerto – «состязаюсь»,

с итальянского – conzerto – «согласие».

 Поразмышляем, что значит «состязаюсь», что значит «согласие».

А могут соревноваться между собой инструменты, а не исполнители в своём мастерстве? (ответы детей да, нет, не знаю, может быть…)

Какая же возникает проблема? (ответы детей)

В чем мы должны разобраться? (ответы детей)

А теперь придумайте, сформулируйте тему нашего урока! (ответы детей)

И так тема урока «Музыкальное состязание» (дети записывают тему урока в тетрадь)

Музыкантам всего мира известен Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года более 50 лет (13 раз) с 1958 года.

Так же как и  многие концерты, Концерт № 1 состоит из трех частей.

Ребята, сегодня мы познакомимся с произведением П.И.Чайковского (Концерт №1, 1 часть), а вы подумайте, можно ли в этом произведении услышать состязание. Ваши впечатления? Какие инструменты звучали? (ответы детей)

Мы можем сказать, что фортепиано и оркестр спорили, соревновались в своих высказываниях? (ответы детей)

Почему? (они то вместе звучат, то один играет, другой молчит, они как будто ведут спор, беседу)

Мы можем сказать, что между инструментами тоже существует состязание? (ответы детей)

Как мы можем назвать такой жанр в музыке? (ответ детей КОНЦЕРТ)

 А теперь сформулируйте определение понятия КОНЦЕРТ? (ответы детей)

 Концерт – музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента

Произведения, созданные в жанре «концерт» увлекают человека в удивительный мир музыки, помогают ему задуматься о настоящем или помечтать о будущем. Поэтому многие композиторы,  русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов: скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса. 

Первые концерты появились в Италии в 18 веке. Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Классический концерт обязательно состоит из 3 частей. Один из самых известных инструментальных концертов - это Первый Концерт П.И.Чайковского. Он был написан в 1875 году. Первым исполнителем был немецкий пианист Ганс Гвидо фон Бюлов.

Что нового узнали о жанре концерт?

- А в чём заключается согласие между солирующем инструментом и оркестром? (ответы детей)

Сейчас мы послушаем третью часть Концерта П.И.Чайковского, и дадим анализ в форме синквейна (дети слушают музыку, делают практическую работу)

- Какую народную песню композитор включил в третью часть концерта – финал? (украинская песня – закличка «Веснянка»)

- Как она звучала в концерте?

- Изменился ли её характер при повторении?

- Как она звучит в партии фортепиано и у симфонического оркестра?

- Ваше мнение кто же должен победить в соревновании?

- Что такое инструментальный концерт?

- Какой инструментальный концерт известен пианистам всего мира?

- Солирующий инструмент в этом концерте?

- Сколько частей в концерте?

- Какие два значения слова концерт вы знаете?

- С творчеством, какого композитора мы познакомились на уроке?

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

Дети приветствуют.

Исполняют песню.

Отвечают на вопросы, слушают учителя.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. Проявление эмоциональной отзывчивости.



Предварительный просмотр:

Класс: 3                                                                                                                                    

                                                                                                                                                      

Конспект урока музыки

Тема четверти: «В музыкальном театре»

Тема урока: Звучащие картины. Прощание с Масленицей"

Цель: Вызвать осознанное отношение к празднику – масленица; выявить связь с жизнью.

Тип урока:  Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные: 
1.Учиться определять тему урока

2. Ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки

3. Сделать анализ прослушанных произведений.

Метапредметные:

1. Умение слушать и анализировать прослушанный материал
2.Развивать музыкальную память , расширять кругозор и умение рассуждать
3Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения уметь сравнивать и находить сходства и различия в произведениях искусства

Личностные:

 1.Воспитать потребность общения с музыкой , желание слушать.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, фортепиано, портрет композитора.

Ход урока.

Этап урока.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

2

3

 Организационный момент. (3 минуты)

Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (4 минуты)

Изучение нового материала. (7 минут)

Звучит музыка.

Приветствие учащихся. Здравствуйте, я рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их?

(Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, масленица).

– Посмотрите, сколько праздников!

Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого, традиции проведения и значение разные.

Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.

А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все без труда догадаетесь из стихотворения тобольского поэта А. Сокерина «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги,
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,
Он – ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль – зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою,
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой – зимою,
Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели,
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут на масленку блины.

– Масленица.

(Слайд 1)

– А что вы знаете об этом празднике?

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.

Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.

Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

– Когда в этом году будет или была Масленица?

(Слайд 2)

В этом году масленичная неделя начиналась 11 марта, а заканчивается 17 марта.

Каждый день масленицы имел своё название и значение:

1 день (понедельник, 11.03.2013 г.) – Встреча масленицы.

(Слайд 3)

Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.

Изготавливали и наряжали куклу-чучело.

2 день (вторник, 12.03.2013 г.) – Заигрыши.

(Слайд 4)

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

– Я хочу показать вам одну из игр, которую использовали на масляной неделе) – Игра «Петушки».

3 день (среда, 13.03.2013 г.) – Лакомка.

(Слайд 5)

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…

– Ребята, а вы умеете печь блины?

– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. У меня от вас секретов нет, и в конце урока я всем подарю свой рецепт приготовления блинов.

– Кто не знает, тот узнает из песни «Блины».

Разучивание и исполнение песни «Блины»

4 день (четверг, 14.03.2013 г.) – Разгул.

(Слайд 6)

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.

Игра «Кулочки»

5 день (пятница, 15.03.2013 г.) – Тёщины вечеринки.

(Слайд 7)

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 день (суббота, 16.03.2013 г.) – Золовкины посиделки.

(Слайд 8)

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 день (воскресенье, 17.03.2013 г.) – Проводы или прощеное воскресенье.

(Слайд 9) 

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В этот день заканчивается обжорство и веселье,

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

  • Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
  • Сколько дней длится праздник? (7 дней)
  • Назовите эти дни.
  • Основное масленичное блюдо? (Блины)
  • Почему блины круглые? (Символ солнца)

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».

Внимательно вглядитесь в эту картину.

(Слайд 10)

– Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

– Если внимательно вслушаться в эту картину- Эта картина звучит или она безмолвна?

– Что вы услышали?

(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

– Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

– Я включу небольшое музыкальное произведение.

– Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? Внимательно слушайте.

– Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

– Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

– Кто мог написать эту чудесную музыку?

(Слайд 11)

– П.И.Чайковский. «Февраль. Масленица.» (цикл «Времена года»).

– Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний.

– Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ место).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

 

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя. Проявление эмоциональной отзывчивости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

До чего у бабушки–вкусные оладушки! До чего у мамочки-вкусные торты! И за это бабушке, и за это мамочке Подарю я к празднику-первые цветы! Нет не знают скуки-бабушкины руки! И не знает отдыха мамочка моя. И за это бабушку, и за это мамочку Больше всех на свете уважаю я!

Слайд 2

С праздником весенним я вас поздравляю! Песенку весеннюю я для вас пою Целый день послушным быть я обещаю, Потому что очень-очень-очень вас люблю!

Слайд 3

Челябинская государственная филармония

Слайд 5

Пейзаж

Слайд 6

Балет

Слайд 7

Портрет

Слайд 8

Тембр

Слайд 9

Натюрморт

Слайд 11

Виктор Александрович Гартман

Слайд 12

Модест Петрович Мусоргский

Слайд 13

Сюита жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом

Слайд 14

«Прогулка»

Слайд 15

«Балет невылупившихся птенцов»

Слайд 16

«Избушка на курьих ножках»

Слайд 17

«Богатырские ворота»

Слайд 18

Что композитор хотел передать с помощью музыки? Свои впечатления от выставки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: « Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка »

Слайд 3

В дремучем лесу, на болоте Вы её непременно найдёте. Не рыбка она, не лягушка, Моя дорогая подружка. Стройная фигурка, А зовут её... Загадка

Слайд 4

Кикимора

Слайд 5

Есть ещё в лесу один Очень важный господин. Он весь шишками оброс, На лице лишь виден нос. Может быть пуглив, как зайка, а зовут его... Загадка

Слайд 6

Леший

Слайд 7

Внутри него водица, С ним не хотят водиться, А все его подружки – Пиявки да лягушки! Водорослями зарос Добрый дедушка... Загадка

Слайд 8

Водяной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Начальная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...