Конспекты уроков музыки в начальной школе
план-конспект урока по музыке на тему

Петухова Елизавета Ильинична

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Художник, поэт, композитор»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Показать красоту природы через музыку Эдварда Грига а так же показать особенности изображения нового дня  в поэтических, художественных и музыкальных произведениях.

Планируемые результаты:

Предметные: Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности;

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; осуществлять поиск необходимой информации;

Личностные: развивать эмоциональное восприятие произведений искусства; формировать нравственные и духовные представления через произведения искусства;

Оборудование: Наглядность: картина В. Васильева «Утро», портрет Э. Грига;  проигрыватель,  флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята

- Здравствуйте

Меня зовут Елизавета Ильинична, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (3 мин.)

Муза приглашает нас на новый урок. Она привела к нам гостей. А вот как их зовут, она не сказала. Это предстоит узнать вам.

- Посмотрите на картинки и назовите, чем занимаются эти люди, какие произведения искусства они создают, какими средствами пользуются для передачи их содержания?

Как же зовут наших гостей? (Поэт, художник, композитор)

Тема нашего урока: «Поэт, художник, композитор»

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (10 мин.)

Муза не просто пригласила поэта, художника и композитора. Она захотела узнать ответ на вопрос: «Что нужно для того, чтобы нарисовать картину природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них? Ребята, вы видите слова на воздушных шариках, какие слова соответствуют изображениям поэта, художника и композитора? (Слова – поэт, краски – художник, звуки – композитор)

Сейчас мы поговорим о том, как рисуют поэты, художники, композиторы «пробуждение нового дня».

Так чем рисуют художники? (красками)

Давайте посмотрим, как он рисует свои картины.

Беседа по картине «Утро» Вячеслава Палачева.

Ребята, что изображено на картине?

Какое время суток нарисовал художник?

Какими красками он изобразил этот пейзаж?

Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите эту картину?

Художник очень красиво нарисовал «пробуждение нового дня».

Затем за работу взялся поэт Иван Никитин. Вот как он изображает «пробуждение нового дня» в своем отрывке из стихотворения «Утро»:

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Какой темп чтения у этого стихотворения, быстрый или медленный?

Звучность голоса при чтении возрастает или затихает?

Ребята, я предлагаю вам встать со своих мест, сейчас я прочитаю отрывок еще раз, а под слова вам нужно будет сделать такие движения: на протяжении 3-х строк медленно тяните руки вверх, а на слова «Золотыми потоками хлынуло» - расправьте пальцы рук и потянитесь вверх. Итак, изобразим восход солнца.

Молодцы.

Ребята, что общего в изображении утра поэтом и художником? Во всех этих произведениях мы видим много общего: радостное состояние, светлые краски, «плавность» линий, напевность произношения слов.

В чем же отличия? Поэт сочинил стихотворение – мы его услышали, а у художника мы увидели картину.

А композитор может рассказать о «пробуждении нового дня»?

Слушают, отвечают на вопросы

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (10 мин.)

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу вам напомнить о том, что музыка – это особая страна и не каждому дано войти в ее прекрасный, волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки, будьте культурными слушателями.

Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я даю вам задание, чтобы вы мысленно нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

Какие краски вы используете, почему?

(идет слушание)

- Что вы увидели в своем изображении?

- Какие краски вы использовали, почему?

- Дадим характеристику музыке, подберем слова, которые определяют характер этой музыки.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Э.Григ «Утро»

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (14 мин.)

Ребята, мы с вами выяснили, что композитор, поэт и художник умеют отлично рисовать различные образы в своих произведениях, а мы умеем рисовать?

В какой песне мы рисуем «человечков»?

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Удержание мелодии на одном звуке

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: пунктирный ритм;

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р» в словах: рожица, ручки, огуречик

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, отвечают на вопросы, поют

Г. Гладков «Точка, точка, запятая»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Природа дарит людям чудеса, а произведения искусства помогают нам их лучше понять. Чтобы понять их нужно почувствовать душой и сердцем. Я хочу отметить, что каждый из Вас сегодня старался. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

До свидания, ребята!

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                                                 

Тема урока: Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра и жанром симфонической сказки.

Планируемые результаты:

Предметные: научить распознавать тембры отдельных инструментов; развивать способность анализировать выразительные и изобразительные интонации героев симфонической сказки С.С. Прокофьева; формировать компоненты музыкального слуха;

Метапредметные: способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости;

Личностные: воспитывать культуру слушания симфонической музыки; формировать творческие способности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления;

Оборудование: Компьютер,  проигрыватель, презентация, флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (2 мин.)

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята

- Здравствуйте

Ребята, можете ли вы определить, какое у меня сегодня настроение?

Верно, у меня хорошее настроение. А как вы определили? (здоровалась радостно, громко, улыбалась) Ребята, как вы ответите на мое приветствие? (радостно, весело)

Теперь попробуем еще раз: музыкальное приветствие. Вот, теперь молодцы. Вы поздоровались радостно, весело, в мажоре, а значит и настроение у вас тоже хорошее.

Заходят в класс, садятся, поют, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (4 мин.)

Ребята, сегодня мы отправимся в концертный зал, где мы не увидим на сцене героев, декораций, а только услышим звуки. Сегодня я познакомлю вас со сказкой, которую подарил нам русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Окунуться в эту сказочную историю нам поможет поэтическая загадка:

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери – страницы,

В нее поскорей отвори.

Вот мы и попали в сказку, но необычную, а симфоническую, и ее название напрямую связано именами главных героев. Значит, сегодня мы говорим о симфонической сказке: «Петя и волк».

Сегодня на уроке мы будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду, определять героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (4 мин.)

А как вы думаете, почему эта сказка называется «симфоническая»?

Совершенно верно, это музыкальное произведение исполняется симфоническим оркестром, а у каждого героя есть своя музыкальная тема. Композитор создал симфоническую сказку для детей, чтобы познакомить с симфоническим оркестром и научить понимать симфоническую музыку.

Прокофьев первый в мире написал такое произведение, а уже на его музыку появился и балет, и мультфильм.

У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема, присущая только ему. Но если в опере темы персонажей поют, то в сказке Прокофьева темы героев исполняют разные инструменты симфонического оркестра.

Каждый человек имеет голос, присущий только ему. Так и каждый инструмент имеет свой неповторимый голос – «тембр», как говорят музыканты.

Начнем же знакомство с героями сказки.

Слушают, отвечают на вопросы

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (15 мин.)

Сейчас мы внимательно послушаем вступление и узнаем, с какими персонажами мы встретимся в сказке.

Итак, Петя – главный герой сказки. Этот мальчик приехал на каникулы к дедушке. Послушаем тему Пети, чтобы понять, какой же он, главный герой сказки.

«Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку… Петя весело, не спеша шагает среди полевых цветов, деревья приветствуют его, машут ветвями, цветы кивают, как другу, бабочки садятся на голову, даже рыбешки показывают головы из пруда – Петя любит природу, его манит все живое…»

(идет слушание)

Какие инструменты исполняют тему Пети? Пожалуйста, встаньте и покажите движениями рук, как на них играют.

Молодцы! Итак, тему Пети исполняет струнный квартет – четыре инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Как я уже говорила, Петя приехал погостить к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки? Послушаем тему Дедушки у Сергея Сергеевича, определим характер. Совпадет ли наше предположение с темой композитора? Дедушка обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.

«…Места опасные. А если из лесу придет волк, что тогда?»

Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

Фагот – это деревянный духовой инструмент. Посмотрите, как он выглядит. Какой голос у фагота?

А вот еще три героя – Птичка, Кошка и Утка. Тема какого героя сейчас прозвучит? (звучит тема птички) Какой инструмент ее озвучивает? Верно, флейта. Как звучит тема Птички, что мы представляем, слушая ее? Какое настроение у птички? А как вы это поняли?

Видите, как легко музыка может изобразить настроение, характер, внешний вид любого героя. И все это благодаря тембру! К какой группе инструментов относится флейта? Флейта – деревянный духовой инструмент.

Кому из героев принадлежит следующая тема? Встаньте и покажите жестами, движения этого героя сказки. (тема кошки) Кто же это? Почему вы решили, что это кошка? Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.

Ее тему исполнял кларнет. Тембр кларнета низкий, мягкий, спокойный. Это тоже деревянный духовой инструмент. И последний герой, с которым мы познакомимся – это утка. Что же за птица утка? Как мы ее можем описать? Сейчас мы услышим, как Прокофьев изобразил утку, справился ли он с задачей – показать неуклюжесть и медлительность этого героя. (тема утки) Инструмент, исполняющий тему Утки, называется гобой. И он тоже относится к группе деревянных духовых инструментов. Мы услышали тембр гобоя, какой он?

Молодцы.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

С.С. Прокофьев «Петя и Волк», темы: Пети, Дедушки, Птички, Кошки, Утки.

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (14 мин.)

Ребята, композитор может изобразить любое животное музыкой, а мы с вами споем песню про лесного жителя – медведя.

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Скачки: ч 5, удержание мелодии на одном звуке;

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: паузы: «И шагая через мост (пауза), наступил лисе на хвост (пауза);

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р»: раз морозною зимой…;

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, отвечают на вопросы, поют

Л. Книппер «Почему медведь зимой спит»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (1 мин.)

Итак, сегодня мы говорили о симфонической сказке «Петя и Волк» С.С. Прокофьева. Мы повторили понятие «тембр». Ребята, что такое тембр? Тембры каких музыкальных инструментов мы услышали сегодня на уроке?

Молодцы, ребята! До свидания!

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: Сюита «Пер Гюнт»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Знакомство с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; углубление интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение, развивать творческое воображение, уметь находить в аудио материалах основную мысль; уметь выявлять характерные особенности в музыкальном произведении Э. Грига;

Метапредметные: Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов балета;

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; уметь анализировать и оценивать свою деятельность;

Оборудование: Портрет Э. Грига; компьютер, проигрыватель,  флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений, ноты песни В. Богатырева «Следы невиданных зверей»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята

- Здравствуйте.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (3 мин.)

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в удивительную, северную страну – Норвегию. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (6 мин.)

Самой знаменитой музыкой Э. Грига является музыка, сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт».

Пер Гюнт – имя и фамилия главного героя пьесы, который отправляется в дальнее путешествие по миру в поисках счастья.

Вдохновленный образами драмы, Григ написал к ней музыку. Она сопровождает отдельные эпизоды спектакля, звучит перед началом действий. А позже, из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины.

Слушают, запоминают

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (15 мин.)

Ребята, сейчас мы послушаем одну из частей сюиты. О чем нам расскажет эта музыка? Какой у нее характер?

(идет слушание) Ребята, этот фрагмент сюиты называется «Утро». Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности? Какой инструмент вначале солирует главную мелодию, что она напоминает? (флейта, пение птиц). Верно, ребята. Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? (от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты). Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций). А почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать? (постепенное пробуждение природы). А как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? (кульминация). Давайте сейчас попробуем руками показать развитие музыки и отметить кульминацию.

А сейчас вы услышите начальные звуки следующей части сюиты. Что вы можете о характере этой музыки? (звучит начало мелодии).

Эта пьеса называется «В пещере горного короля». Главный герой, Пер Гюнт, путешествуя по миру, попадает в пещеру,  где перед ним предстают сказочные обитатели королевства – тролли. Кто такие тролли? (злые гномы). 

Давайте внимательно послушаем, как Э. Григ изобразил встречу главного героя со злыми троллями. (идет слушание) Что вы можете сказать об этой музыке? Средства музыкальной выразительности (темп, динамика, тембровая окраска), какие инструменты? (духовые, ударные) Какой главный принцип развития музыки? (вариация)

Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро» и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, образы красоты и образ зла.

В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей, бывает в разных странах. Но эти годы не обогатили его, он растратил свои душевные силы, а счастья не нашел.

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья – 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Сейчас мы послушаем песню Сольвейг и определим, какое настроение у нее было. (идет слушание)

О чем поет Сольвейг? Какое настроение у нее было? Музыка менялась?

Когда кого – то  очень долго ждешь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Что менялось в музыке? (темп). Когда грустила, темп был… (медленный). А когда думала о хорошем..?(быстрый).

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче. Развитие музыки помогло нам представить образ Сольвейг.

А что наш герой – Пер? Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: мать, невеста Сольвейг, которая ждала его долгих 40 лет, и конечно же, его родная земля.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Э. Григ, сюита «Пер Гюнт»:

«Утро»; «В пещере горного короля»; «Песня Сольвейг»

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (13 мин.)

Наш герой – вернулся, а мы с вами отправляемся на прогулку в зимний лес. Ребята, каких лесных зверей вы знаете? Предлагаю посмотреть вам видеофрагмент из мультфильма, а затем мы разучим песню Маши.

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

нисходящее движение мелодии: «зверя по следам любого…»; удержание мелодии на одном звуке: «и жирафа… и жука…»

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: быстрый темп (восьмые);

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р» в словах: зверя, жирафа, корову, воробья;

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, отвечают на вопросы, поют

В. Богатырев «Следы невиданных зверей»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Ребята, с какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Кто ее композитор? С какими героями сюиты мы познакомились?

Спасибо за урок, ребята! До встречи!

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Сформировать у учащихся образ защитника Отечества в оперном жанре.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

Метапредметные: способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости;

Личностные: формировать творческие способности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; воспитание патриотизма, музыкальной культуры учащихся, интереса к творчеству русского композитор М.И. Глинки;

Оборудование: Компьютер,  проигрыватель, презентация, флеш – накопитель, аудиозаписи музыкальных произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (2 мин.)

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята

- Здравствуйте

Меня зовут Елизавета Ильинична, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Заходят в класс, садятся, поют, отвечают на вопросы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (4 мин.)

Прочитайте эпиграф

«…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» К. Рылеев

Ребята, а вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр.

Посмотрите, как расположены места внутри. Партер - это передние места. Бельэтаж - это задние места, которые немного приподняты высокой ступенькой и тем отделены от партерных мест. По бокам есть ещё небольшие балкончики, которые назвали ложей-более точно ложа бенуара. Балкон находится сзади и как-бы над бельэтажем, на втором этаже.

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (5 мин.)

Послушайте музыку. Кто узнал это произведение? Это «Патриотическая песня» из оперы М. И. Глинки.

Что вы знаете про этого композитора?

М.И. Глинка – русский композитор, родился в 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе, в родной усадьбе композитора. 

Ребята, напомните мне, что такое опера?

Опера – музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

М.И. Глинка написал первую оперу в 1836 году. И называлась она «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает о событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской - войска Польского.

В начале XII века польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд III хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.

Ребята, кто является главным героем оперы?

Совершенно верно, костромской крестьянин И. Сусанин, который погибает за Отечество

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

Слушают, отвечают на вопросы

М.И. Глинка «Патриотическая песня»

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (11 мин.)

Итак, ребята. Сегодня мы познакомимся с арией главного героя, Ивана Сусанина. Свою Арию Иван исполняет в четвертом действии оперы. Что же там происходит?

Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:

Чуют правду! Смерть близка, Но не страшна она: Свой долг исполнил я. Мысленно прощается Сусанин со своими родными - Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Какие черты характера, чувства Сусанина передает его ария? (идет слушание)

Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.

Туда завел я вас,

Куда и серый волк не забегал,

Куда и черный вран костей не заносил!

Туда завел я вас, где глушь и глад,

Где вам от лютой вьюги погибать!

Где вам голодной смертью помирать! -

с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

М.И. Глинка, Ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (15 мин.)

Ребята, вот как Иван Сусанин защищал свою Родину, своих родных и близких! Ребята, а чем мы с вами можем порадовать своих родных и любимых? Песней, конечно же. Приближается праздник мам, бабушек и сестер. Сейчас мы вспомним песню «Мама»

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Скачки: ч 5, удержание мелодии на одном звуке;

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: пунктирный ритм: «пе-е-рвое сло-о-во»

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р»: первое; открытая гласна «а» - мАмА (прикрыть)

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, отвечают на вопросы, поют

Ж. Буржоа «Мама – первое слово»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина? Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление? Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.

Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века.

Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.  Великая любовь к своей русской культуре заложена в русской песне, музыке русских композиторов. Спасибо за урок!

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Начальная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы можете найти конспекты уроков музыки в начальной школе...