ФГОС о технике чтения
статья по чтению на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_o_normah_chteniya.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС о нормах чтения

Источник: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Техника чтения

Что  понимают под техникой чтения?
Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

   1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

 2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения 

предполагает понимание читающим:

           - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

      - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

       - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

       - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Правильность чтения

 выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: 
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 
Выразительность чтения

 проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Характеристика чтения:
Скорость (темп) чтения 

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Ориентировочные показатели по скорости  чтения в начальных классах
1 класс 
1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту 
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.
2 класс
1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.
3 класс 
1 полугодие: 60-70 сл./мин. 
2 полугодие: 70 80 сл./мин. 
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. 
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин 
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

Считается, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА

Прочитай сказку.

Про чудака лягушонка

Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном.

 А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет...

 И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце.

 А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон.

 Тут лягушонок обрадовался и закричал:

 – А я большой слон!

 Только большой слон очень обиделся.

 – И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня.

(По Г. М. Цыферову)

После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы.

Для этого ты можешь перечитывать сказку.

1. О ком рассказывается в этой сказке? Отметь ответ .

        ▢ о козлике и баране

        ▢ о большом слоне

        ▢ о чудаке-лягушонке

        ▢ о большой лягушке

2. О чём мечтал маленький лягушонок?

        ▢ стать красивее

        ▢ стать больше

        ▢ научиться летать

        ▢ отправиться в путешествие

3. Что сделал лягушонок в большом поле?

        ▢ искупался в пруду

        ▢ запел песни

        ▢ начал прыгать по траве

        ▢ сел на бугорок и стал ждать захода солнца

4. Впиши нужное слово.

Потянуть себя за ________________? – не получается.

5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4.

                      Большой слон очень обиделся.

                      От лягушонка начала расти тень.

               1    Лягушонок захотел стать больше.

                      Лягушонок назвал себя слоном.

6. Допиши предложение.

А когда солнце покатилось к закату, _____________________________________________________.

7. Отметь ответ.

Слон обиделся на лягушонка, потому что:

▢ лягушонок дразнил слона

▢ лягушонок назвал себя слоном

▢ лягушонок не пришёл к слону в гости

▢ слон обижался на всех без разбора

8. Как ты думаешь, почему слон назвал лягушонка чудаком?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как ты думаешь, лягушонок обрадовался, когда увидел большую тень?

▢ Да

▢ Нет

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Маленький лягушонок пытался разными способами стать больше. Что в тексте помогло тебе это понять? Приведи два примера.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН РАБОТЫ

№ задания

Контролируемые умения

Уровень сложности задания

Тип задания

Примерное время выполнения

Основная часть работы – обязательные задания

Чтение текста про себя

10 мин

№ 1

Общее понимание содержания текста

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 2

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 3

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 4

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким ответом

3 мин

№ 5

Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке

базовый

с самостоятельным вписыванием цифр

4 мин

№ 6

Умение находить информацию, заданную в явном виде

базовый

с кратким ответом

3 мин

№ 7

Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод

базовый

с выбором ответа

1 мин

№ 8

Умение интерпретировать содержание прочитанного

базовый

с развернутым ответом

3 мин

Дополнительная часть работы

№ 9

Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста

повышенный

с развернутым ответом

4 мин

№ 10

Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод

повышенный

с развернутым ответом

4 мин

Практикующие учителя   о нормах чтения в начальной школе:
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтение, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе стения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. 
1 класс 
2 четверть: меньше 10 слов - " 1 уровень", 10-15 слов - "2 уровень", 16-19 слов "3 уровень", 20 и больше слов - "4 уровень". 
3 четверть: меньше 20 слов "1 уровень ", 20-25 слов "2 уровень ", 26-34 слов "3 уровень ", 35 и больше  слов "4 уровень ". 
4 четверть: меньше 25 слов "1 уровень ", 25-30 слов "2 уровень ", 31-39 слов "3 уровень ", 40 и больше  слов "4 уровень ". 

2 класс 
1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 44 слов "4", 45 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 54 слов "4", 55 и  больше  слов - "5". 
3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-64 слов "4",  65 и больше слов "5". 
4 четверть:меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-69 слов "4", 70 и больше  слов "5". 

3 класс 
1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 65 слов "4", 66 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 74 слов "4", больше 75 слов - "5". 
3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5". 
4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5". 

4 класс 
1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -89 слов "4",  90 и больше  слов "5". 
2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -99 слов "4", 100 и больше  слов - "5". 
3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-109 слов "4", 110 и больше  слов "5". 
4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-119 слов "4", 120 и больше слов "5". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конроль техники чтения по ФГОС.

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (1-4 КЛАССЫ).ФГОС....

Нормативы техники чтения по ФГОС

Нормативы  техники  чтения  в  начальной  школе по  ФГОС...

«Совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС»

Движение за качественное обновление школы приобретает все более широкий характер. Школа работает над проблемами умений и навыков учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья. Осознание новых цел...

Оценивание техники чтения по ФГОС

Умение читать – одно из самых важных навыков, способствующих успешному усвоению знаний. На первой ступени обучения технике чтения уделяется довольно много внимания. Это не удивительно, ведь именно в э...

Совершенствование техники чтения в условиях ФГОС.

     В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей  направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во мног...

Нормы техники чтения по ФГОС

Техника чтенияЧто  понимают под техникой чтения?Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:   1) смысловую – понимание, осознание содержания...

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС

Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС...