Уроки чтения
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Сложеникина Наталья Ивановна

Повторить и обобщить изученный материал, развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности,речь,память,мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_chteniya.docx25.36 КБ
Файл prezentatsiya_oseni_.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

6) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

8) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

2) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

4) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Тема урока № 1: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.»

Цели: повторить и обобщить изученный материал, развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности,речь,память,мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: карточки с заданиями, тексты для чтения по ролям, тексты для речевой разминки.

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Чтение  сейчас.

2.Речевая разминка

У учащихся тексты со стихотворением.

Кричит ворона в небе: -- Кар!

В лесу пожар,в лесу пожар!

А было просто очень:

В нём поселилась Осень

                                                     Е.Интулов

-- Какое впечатление произвело на Вас это стихотворение?

-- Какую историю поведал нам автор стихотворения?

-- Прочитайте с вопросительной интонацией ( с сердитой интонацией, с   веселой интонацией, с интонацией удивления,выразительно)

3.Постановка цели урока.

На доске зашифрованное предложение: ИНЕСОИКСАРК

-- Догадайтесь какой раздел мы  с вами изучили? (ответы детей)

Сегодня мы вспомним все произведения, которые изучили. А помогут нам в этом игры.

Давайте разделимся на группы .

4.Работа по теме урока

Игра №1

«Узнай произведение по отрывкам»

 В их сеня ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

(А.Пушкин «Осень»)

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне трещат,

Листья ногой загребать.

(А.Майков «Осень»)

Туча небо мглою кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

(А.Плещеев «Осень наступила…»)

Целый день сегодня

Все летят,летят…

Видно,тоже в Африку

Улететь хотят.

(И.Токмакова «Опустел скворечник…»)

 Всё перекрашивается: березы и клены – в желтое, рябины и осины – в алое. И стоит весь лес, как сказочная Жар-птица: и золото,и пурпур, и бронза, и малахит! Хорошо в осеннем лесу» (Н.Сладков «Сентябрь»)

А сейчас воды нет.Один лед. Интересно, будет сейчас камешек прыгать или нет? (Н.Сладков «Стеклянный пруд»)

 Я люблю осень даже самую позднюю, но не ту, которую любят все.(С.Аксаков «Осень»)

( Дети должны назвать произведение и автора,сранивают по учебнику)

Игра №2

«Приметы осени»
В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая. 

Если журавли летят высоко и поют - будет стоять хорошая осень. 

Если летом петух запел раньше девяти часов вечера – к дождю.

Гром в сентябре предвещает теплую осень. 

Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. 

В августе дуб желудями богат –к урожаю.

Облака редкие - будет ясно и холодно. 

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая. 

Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

Птицы со двора и опенки у пня — наступила осенняя пора.

Осенью гусь летит — к дождю, а лебедь — к снегу.

(Команды выбирают из всех примет приметы осени)

Игра №3

«Собери пословицу»      

 Весной дождь парит,                       а человек добреет.
Корми меня весной,                           коли гусь на лед выходит.

Осенью скот жиреет,                         а осенью мочит.

Что за осень,                                        а осенью я сам сыт буду.

№4 Конкурс  знатоков стихотворений

- Угадайте по рифме стихотворение

Золотой – ногой

В лесу – красу  ( «Осень» Майков)

Золотая – стая

На пруду – звезду (С.Есенин)

Кроет –воет

Блестит –моросит (А.Плещеев)

Очарованье – увяданье

Краса-леса ( «Осень» А.С.Пушкин)

 №5 Конкурс «Сочиняй-ка»

Команды сочиняют рассказ про осень.

Конкурс №6 «Мы в театре»

Чтение командами рассказа Н.Сладкова «Осень»

5.Рефлексия

Самостоятельная работа вопросы №1,2,4 страница 43

6. Подведение итогов урока

-Какой раздел закончили изучать?

-Чем он вам понравился?

- Кто считает,что он работал хорошо?

-Задайте вопрос по теме урока команде соперника.

- Оцените свою работу с помощью смайликов

7.Домашнее задание

Прочитать понравившееся произведение об осени.

Тема урока №2: «Любимые стихотворения об осени»

Цель: овладение умением выразительно читать стихи,называть известные произведения об осени, различать средства художественной выразительности.

Планируемые результаты:  - знать наизусть стихи об осени

                                                     -уметь выразительно читать стихотворения

                                            -находить в тексте сравнения и эпитеты

                                           -формулировать собственное мнение и позицию

                                          -  учитывать разные мнения и стремиться к             сотрудничеству в рамках учебного процесса.

                                                     

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, тексты со стихотворениями, карточки с изображением осенних листьев

Ход урока

1.Организационный момент

-Давайте закроем глаза и послушаем музыку

Звучит музыка Чайковского «Времена года»

-Что вы себе представили?

-Какие чувства возникли?

2.Активизация знаний учащихся

-Посмотрите на фотографии, сделанные в нашей местности (Просмотр презентации осенних пейзажей)

-Вы узнали места,где были сделаны фотографии?

-Что вам захотелось сделать,послушав музыку и посмотрев фотографии?(Ответы детей)

3.Постановка проблемы

Аня и Ваня тоже посмотрели фотографии и им очень понравились осенние пейзажи нашего родного края. Им захотелось нарисовать осенний лес  и сочинить стихотворение. Они взялись немедленно за работу и вот что у них получилось.

Ваня:  -Осенью лес  очень красивый. Листья летят и падают на землю.Стало холодно.

Аня :   -Листопад,листопад.

             Утопает в листьях сад,

             Листья,грустно шелестят,

             Птицы вдаль летят,летят…

-Ребята, у кого стихи получились? Почему? (Ответы детей)

- А легко ли сочинять стихи?

- Каких авторов  вы помните?

-Какая цель  нашего урока? (Вспомнить любимые стихотворения об осени, их авторов)

4. Работа по теме урока

а) проверка домашнего задания

б) Конкурс «Лучший чтец» Дети читают наизусть стихотворение об осени.

-Оцените себя смайликами.

в) Физкульминутка (под музыку дети кружатся, как осенние листья)

г) Работа в паре

На столе у каждой пары карточки с осенними листиками.

-Ребята, посмотрите на эти разноцветные листики.

-Что вы представляете себе, глядя на них? (Осень, осенний  лес и т.д.)

-Какое настроение у вас?

-Давайте мы с вами, как Аня и Ваня, попробуем сочинить  маленькое стихотворение. ( Учащиеся на карточках  пишут четверостишие)

-Кто легко справился с заданием?

- Кому требовалась помощь?

-Понравилось вам быть поэтами?

-Похожи ли ваши стихи на произведения известных поэтов?

-Почему? (ответы детей)

д)) Знакомство со средствами художественной выразительности: сравнением и эпитетом.

Дети читают сообщение на с.44 и с.45

е) Рефлексия

Работа в группе.

-Давайте найдем эпитеты и сравнения в стихотворениях известных поэтов на с.44-45 и выпишем их в тетрадь

Сравнивание результатов.

-Оцените свою работу. Кто считает, что ваша группа успешно справилась с заданием?

ж) Чтение стихотворений выразительно.

После предварительной подготовки (жжужащего  чтения) учащиеся читают стихи И.Никитина «Встреча зимы», И.Бунин «Листопад», А.Майков «Летний дождь»

5. Подведение итогов

-Дополните предложение:

-Мне понравилось стихотворение …

-Я узнал …

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось …

-Сегодня  я сумел …

6. Домашнее задание: выразительно прочитать понравившееся стихотворение.

Урок-конкурс на тему «Осень»(№3)

Цель: обобщить знания учащегося по разделу  «Краски осени», развивать творческие способности

Планируемые результаты: -учить проверять себя и самостоятельно

                                                    оценивать свои  достижения на      основе    

                                                    деятельности                                            

                                                  -ориентироваться в учебнике

                                                  -находить нужную информацию

                                         - участвовать в диалоге на уроке

                                        -учитывать мнения товарищей в классе

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, краски, кисти, таблица на доске для подсчета баллов.

Ход урока

1.Организационный момент

Дети встают в круг, взявшись за руки.

-Ребята, почувствуйте, как крепко держит товарищ вашу руку.

-Сегодня вам потребуется взаимопомощь. Тема нашей игры «Осень»

Класс делится на две команды. Капитаны выбирают название команд

2.Работа по теме урока

 а) Конкурс  1 «Кроссворд» (см.приложение)

б) Конкурс 2. «Стихи об осени»

Учитель читает стихотворение, учащиеся называют автора и стихотворение.

-Полдень, дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок (И.Никитин)

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…(И.Бунин)

-Ржавый лист кружится

Вырезной и плоский,

И рыжая лисица

Оранжевой полоской

Мелькнула за березкой (Л.Яхнин)

-Опустел скворечник –

Улетели птицы

Листьям на деревьях

Тоже не сидится (И.Токмакова)

Подсчет очков.

-Ребята, какое у вас настроение? Продолжим конкурс?

в) Конкурс чтецов стихотворений

Дети самостоятельно решают, что читать наизусть.

-Команды, оцените сами свою работу с помощью смайликов.

г) Конкурс «Осенние загадки»

Учащиеся придумывают  загадки команде-сопернику

д) Конкурс «Художник»

Учащимся нужно нарисовать картину осени и прочитать к этой картине подходящее по смыслу стихотворение.

Подведение итога, подсчет очков.

                         Вы немало потрудились

                        Вот закончилась игра

                        Вы чему-то научились

                        Результаты знать пора!

3.Рефлексия

-Выберите и продолжите любое предложение:

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось …

-Сегодня я  сумел …

4.Домашнее задание:придумать загадки для друга.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...