Знакомство с буквой И,и
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Конспект открытого  урока по литературному чтению в 1 классе. УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvoy_ii.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 1 «Б»  классе.              

 Выполнила:  Краснова Ю.А., учитель начальных классов первой квалификационной категории.

Предмет, тема урока

Русский язык, УМК «Начальная школа XXI века».

Тема:  «Знакомство с буквой  И, и»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель:

создание условия для овладения  знаниями по ознакомлению с гласным звуком «и» и буквой «И,и»

Задачи:

совершенствовать навык чтения слов с изученной буквой, пополнять  словарный запас;

способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления;

формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;

формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе;

воспитывать  аккуратность, усидчивость.

Средства обучения

учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г. ;

- рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2015 г;

- разрезной материал по чтению;

- схемы звуков.

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.  Мотивация и самоопределение к деятельности.

Психологически настраивает учащихся на урок

– Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет необычный  урок литературного чтения, у нас сегодня  присутствуют гости. Поздоровайтесь. А сейчас  повернитесь друг другу и улыбнитесь, мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Тихонечко сели. Я желаю вам успешной работы на уроке.

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

- Ребята, а вы согласны, что уметь читать очень важно для человека?

- Верно. И для того, чтобы научиться читать, мы должны в первую очередь знать буквы.

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку.

Согласны. Чтение делает человека умным, разносторонне развитым, грамотным, расширяет словарный запас.

Л.: жизненное самоопределение

Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- Ребята, пока я шла к вам на урок, мои буквы запутались. Их надо правильно расставить.  У доски работает один ученик, остальные ребята проверяют с места.

  - Игра «Собери буквы в лукошко»

В две корзинки нужно разложить карточки с буквами. Одна корзинка синего цвета, другая - зеленого.

Проверка:

 - Почему в синюю корзинку положила буквы а, о, у, э, ы? Ребята, вы согласны?

 

- Какие буквы положила в зеленую корзину? (я, ё, ю, е) Почему? Все согласны?

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Они обозначают твердость предшествующего согласного

Они обозначают мягкость предшествующего согласного

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выбор способов решения задачи;  

логические - анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Нацеливает на работу:

 -Сегодня мы отправимся на  рыбалку. Но ловить будем не рыбку, а новые знания.

А чтобы рыбалка была удачной вы должны помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли  - не шуметь!

- Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой?

- Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и начнём ловить.

- Ребята, я поймала первое слово. Хотите узнать какое?

- Открываем Букварь на с.56.

- Рассмотрите картинку. Что  изображено?

- Как вы думаете, чтобы узнать это слово получше, что мы должны сделать?

удочку, червяков, ведерко.

Ребята показывают руками, как делают прорубь, закидывают удочку

Да.

Флаги.

Провести звуковой анализ.

Р.: целеполагание

П.: постановка вопросов;

логические - формулирование проблемы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

1) Звуко - буквенный  анализ и знакомство с новой буквой.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «флаги».

- Дайте характеристику звуку.

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

 

ФИЗМИНУТКА

На болоте две подружки, две зелёные лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

                    (хором)

- Что изображено на второй картинке?

- Сделаем звуковой анализ и составим схему слова «гиря».

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «гиря».

- Дайте характеристику звуку.

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

- Какой звук слышится после мягкого согласного в слове «флаги»?.  

- Работали мы раньше с этим звуком?

- Назовите тему урока?

- Чему должны научиться сегодня на уроке?

- Охарактеризуйте звук «и».

- Продолжите высказывание: Если в слове звук [и] находится сразу после мягкого согласного, он обозначается буквой …..

На что похожа буква И? Послушайте стихотворение С.Маршака. (читаю из Букваря)

Вывешиваю на доску карточку с буквой «И,и»

Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы

Гиря

Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы

[и]

нет

 Звук И, обозначение звука буквой.

Характеризовать звук И, интонационно выделять его в словах.

Гласный, потому что при произношении воздух не встречает преграды

И

Знакомятся с новой буквой

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

знаково-символические – моделирование схемы слова;

логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие

5. Первичное закрепление во внешней речи

Называние слов с звуком и в начале, в середине и в конце слова (по рисункам)

- В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Определите, где в этих словах звук «и».

Предлагаю поработать в группах. Делимся на группы. Я раздаю листочки с заданием. Соедините слово со схемой.

- Кто выполнил задание в группе, берут друг друга за руки и поднимают руки вверх.

Проверка:

- От каждой группы приглашаю к доске представителя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

1) в начале слова        (игла, ива)

2) в середине слова      (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр)

3) в конце слова             (носки)

Подводим итог работы в группах.

Определение в словах звука и

Групповая работа.

Каждая группа представляет свои ответы.

Л.: жизненное самоопределение

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации

Р.:  контроль, оценка,  

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

ФИЗМИНУТКА

Гуси серые летели.

На полянку тихо сели.

Походили, поклевали,

Быстро, быстро побежали.

Разгадывание кроссворда

Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки.

Предлагаю поработать в паре.

− Давайте повторим правила работы в парах.

  • говорить шепотом
  • слушать и слышать товарища
  • работать дружно

- Пара, которая закончила работать, показывает мне зелёный сигнал.

Проверка:

- А теперь сравните с моими ответами (вывешиваю на доску).

- Оцените свою работу. Не возникло затруднений – поднимаем жёлтый сигнал, были затруднения – красный сигнал.

Парная работа

Учатся проводить контролирующие и оценочные действия

К.: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи,

Р.:  контроль, оценка,  

7. Этап включения в систему знаний и повторения

В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и. 

- Кто у нас нарисован?

- А кто знает, как называется эта птичка?

- Определите позицию звука [и] в слове?

Закрепляют зрительный образа буквы и. Отрабатывают правило обозначения гласных звуков буквами.

Птичка.

Иволга

В начале слова

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

8. Рефлексия.

– Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Какую же букву мы «поймали» с вами сегодня на рыбалке? Предлагаю слепить её из пластилина.

- Расскажите, что вы запомнили про букву «И» (гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость).

- А теперь рядом с буквой прикрепите «СОЛНЫШКО», если урок для вас был интересным и познавательным, вы  узнали что-то новое, всё было понятно; прикрепите «СОЛНЫШКО В ОБЛАЧКЕ» те, кто сделал для себя открытие на уроке, но всё же в некоторых заданиях возникали трудности, самостоятельно с заданием не получалось справиться.

- Давайте, посмотрим, что получилось.

- Замечательно. Я довольна вашей работой на уроке. Но мне хотелось бы знать с каким настроением вы уходите с урока. У вас на столах лежат фонарики. Если у вас хорошее настроение, вам хочется улыбаться, нарисуйте лучики света оранжевым или жёлтым карандашом, а если вы сердитые и грустные, нарисуйте лучики синим карандашом.

- А вот в какой цвет я раскрасила свой фонарик.

- Давайте наше хорошее настроение подарим друг другу и нашим гостям.

Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам за урок.

Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности.

Дети работают с пластилином.

(гласная, обозначает гласный звук «и», придаёт согласным мягкость).

Учащиеся поднимают вверх свои работы.

Учащиеся подходят к одноклассникам и гостям, дарят свои фонарики.

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...