Урок чтения-проект "Вот и лето подоспело"
план-конспект урока по чтению на тему

Кичкайло Ольга Васильевна

Урок может быть подготовлен к любому времени года как урок внеклассного чтения. Необходимо только подобрать соответствующий литературный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_-proekt.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – проект по чтению «Вот и лето подоспело…»

Цели урока: 

  • стремиться к созданию образного представления о лете на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
  • расширять познавательные интересы, развивать фантазии;
  • создавать условия для воспитания  любви к Родине, родной природе;
  • способствовать развитию коммуникативности, умения работать в группах;
  • стремиться к созданию положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке;

Оборудование:

  • аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “ ” из цикла “Времена года”;
  • детские песни о лете;
  • листы формата А-3;
  • карандаши;
  • фломастеры;
  • ножницы;
  • клей;
  • раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята! Чтобы настроится на урок, давайте вспомним ваше сегодняшнее утро.

- Встаньте те, кто сегодня проснулся сам.                                                                                                        - Встаньте те, кого сегодня разбудил папа.                                                                                                                                - Встаньте те, кто сегодня утром проснулся от ласкового маминого голоса.                                                - Встаньте те, кого сегодня утром разбудило пение птиц.

Замечательно начался ваш сегодняшний денёк. Надеюсь, что хорошее настроение будет вашим спутником весь сегодняшний день. И не только сегодня, но и всегда вы будете бодры, здоровы и активны.

2. Введение в тему.

Сегодня на уроке мы попробуем через поэтические, живописные, фольклорные и музыкальные произведения увидеть красоту природы. Результатом нашей работы будет литературная газета. Каждая её страничка будет особенной, вы создадите её своими руками. Проявите творчество и фантазию. Работать будете в группах. Помните, что результат зависит от каждого, трудитесь дружно, помогайте друг другу, равномерно распределяйте выполнение заданий и постарайтесь сделать работу интересной и красивой.

3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя.

Чтобы узнать тему нашего урока и нашей литературной газеты, вы должны отгадать загадку.

Я соткано из зноя,                                                                                                         Несу тепло с собою,                                                                                                        Я реки согреваю,                                                                                                      Купаться приглашаю.                                                                                       И любите за это                                                                                                               Вы все меня. Я… (лето)

        Правильно. Сегодня Добродей предлагает открыть нам последнюю страницу в этом году – «Летнюю страницу». В сентябре ещё вам казалось, что впереди бесконечный учебный год. Но вот незаметно прошёл и он. Вы стали немножечко взрослее, узнали много нового, интересного. Скоро наступит лето, а вместе с ним и долгожданные каникулы. Давайте же весело и дружно встретим солнечное лето и хором скажем «Здравствуй, лето!»

4. Основная часть урока.

Задание 1. 

Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах есть несколько вариантов (найдите в раздаточном материале). Выберите один из них, тот который вам больше понравился, и оформите начало странички.

- Мы поедем в гости к лету…                                                                                            - Вот и лето подоспело!                                                                                               - Лето пришло – всё расцвело.                                                                                         – Лето! Лето! Снова - лето!                                                                                                                   (Время работы 3 минуты) Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Задание №2

Да, лето – прекрасная пора года, которое все мы ждём всегда с нетерпением.                                                                                                                                А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Подумайте и запишите их на заготовке. Оформите работу.

(Время работы 5 минут)

По окончании работы и зачитывают ассоциограммы.

Задание №3

Во всех ваших работах повторяется слово “цветы”. Конечно, ребята, лето  не бывает без цветов. Таких ярких, таких красивых, горящих всеми цветами радуги, пахнущих нежной свежестью и медовой сладостью.                                   Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о цветах.

I команде:

Белые горошки,
На зеленой ножке (Ландыш)

Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце (Ромашка)

II команде:

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (Василек)

Солнце жжет мою макушку,
Хочет сделать погремушку (Мак)

III команде:

Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (Подснежник)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок -
И остался стебелек (Одуванчик)

Нарисуйте отгадки в своих газетах. Пускай в них поскорее заиграет лето.        (Время на работу 4 минуты).  Проверка работ.

ФИЗМИНУТКА.

(релаксационная) Под песенку «Вот оно какое, наше лето»

Сейчас давайте немножечко отдохнём.

Задание №6.

Вот таким  бывает у нас лето. За это и любимо оно многими поэтами и писателями. Художники слова обращаются к теме лета и создают свои замечательные произведения

Сегодня на уроке я предлагаю вам почитать стихотворение о лете. Но строчки этого стихотворения у меня случайно рассыпались. Давайте соберём из них стихотворение. Чтобы они получились у вас правильными, помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Найдите у себя в файлах вот такое разрезное стихотворение, соберите его и наклейте. Оформите работу, используя рисунки из раздаточного материала.  (5 минут)

1 группа.

Бродят в траве золотые букашки.                                                                                                Словно цветной самолёт, стрекоза.                                                                             Вся голубая, как бирюза,                                                                                        Села, качаясь, на венчик ромашки.

2 группа

Вот тёмно-красная божья коровка,                                                                                      И полетела по божьим делам.                                                                         Вскинула крылья прозрачные ловко                                                                                  Спинку свою разделив пополам,

3 группа.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры,                                                                                То, раскрываясь, несутся опять…                                                                                 Бабочки сели в траву отдыхать.                                                                                               То закрываются кружечкой пёстрой,

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\0_1d52_85cc25ae_XL.jpg           C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\476.jpgC:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\94703_800_600.jpg


Всё это строки из стихотворения С.Я.Маршака «Зелёная страница». Давайте найдём в учебнике это стихотворение (с.130) и прочитаем его целиком.                                                                                                                     Первичное чтение учителем.                                                                                                                – Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?                                                                        – От чьего имени оно написано.                                                                                                 Словарная работа.                                                                                                      Бирюза – драгоценный камень голубого и зелёного цвета.                                                  Венчик – часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков. Самостоятельное чтение.                                                                                                                        Чтение «цепочкой».                                                                                                                 – О какой зелёной странице говорит С.Я.Маршак?                                                                  – Какое желание вызывает у автора зелёная страница?                                                – Какой предстаёт перед нами стрекоза? С чем сравнил её автор? Почему? Стрекоза – бирюза – голубого цвета.                                                                     Стрекоза – цветной самолёт – быстро летает, разноцветная.                              Давайте найдём и другие сравнения.                                                                Бабочки – сёстры – очень похожи.                                                                      Крылья – кружечки – напоминают силуэт кружечки.                                                   - Что значит «спинку разделив пополам»?                                                                                -Как вы понимаете «божьи дела»? (Добрые дела)                                                                          Выразительное чтение стихотворения.  (10 минут)

Задание №7

Для нашего народа лето – одно из самых любимых времён года.

Наблюдая за явлениями природы летом, народ определял по ним, какой будет погода, какой будет предстоящая зима. Например:                                            - Дождливое лето – к долгой зиме.                                                                                                        – Папоротник с раннего утра закручивает листья, значит, ожидается тёплый солнечный день и др.                                                                                                         Народ слагал о лете сказки, пословицы, поговорки, загадки. Найдите их, прочитайте, отгадайте и оформите на своём листе. (Время работы 5минут) Проверка работ.                                                                                                                           - Солнце встанет, так и утро настанет.                                                                                   – Что мне золото, светило бы солнышко.                                                                                                                        – Летом всякий кустик ночевать пустит.                                                                                                    – Летом ногой копнёшь, а зимой рукой возьмёшь.                                                                              – Что летом соберёшь, то и зимой на столе найдёшь.                                                       – Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь.                                                                      – Если летом часто гремят грозы и идут дожди – к сильным метелям зимой.  – Если летом облака движутся навстречу друг другу – к длительной дождливой погоде.                                                                                                                        – Если облака летом плывут против ветра – к дождю, движутся быстро в одну сторону – к жаркой погоде.

Наша летняя страничка не может обойтись без летнего рисунка.. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и немного порисовать, оформить работу до конца. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена лету и называется “ ”. В ней передаются восторженные чувства людей, их радость, восторг, восхищение летней природой.

Ребята разрисовывают заготовки и украшают свои работы.                                               Время работы 7 минут. Представление работ.

5. Итог урока. Рефлексия.                                                                                     - Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось? Что именно понравилось больше всего на нашем уроке? Из ваших страничек мы обязательно сделаем летнюю газету.  А ведь лето только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом бабочек, радужным разноцветием цветов, красотой летних закатов и рассветов, покувыркаетесь в душистых травах. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года –ЛЕТУ!

6. Домашнее задание.

  • Выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «Зелёная страница» (по желанию – наизусть).                                                                                                                                    
  • Найти и принести на следующий урок репродукции картин художников о лете.

Закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое, отражает мои и, я надеюсь, ваши чувства, желания и стремления.

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь:
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить:
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым:
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Прекрасный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда:
Природой называется все это,
Давайте же ее любить всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

Урок окружающего мира Скоро лето

Урок окружающего мира 1 класс программа 21 века Скоро лето...

методическая разработка урока по литературному чтению "Лето волшебное и разное"

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Лето волшебное и разное" в технологии деятельностного метода.Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.Учитель: Смирнова...

Урок мужества, посвященный 200-летию Бородинского сражения.

Презентация составлена в форме путешествия в 1812год. Представлены памятники Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге. В тестовой форме даны вопросы для учащихся о войне 1812 года....

Урок математики "Путешествие в лето"

Тема урока: Устные приемы табличного умножения (закрепление).Цель урока:закрепить умения устного приема табличного умножения через решение примеров и задач  (формирование предметных компете...