Разработка урока литературного чтения с использованием ЭОР
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Варюхина Галина Владимировна

Урок литературного чтения с использованием ЭОР по теме "М.Ю. Лермонтов "Утёс" для 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА
         М.Ю. Лермонтов "Утёс"

Варюхина Галина Владимировна

МБОУ "СОШ № 9" г.Энгельс

Учитель начальных классов

Литературное чтение

2 класс

Тема: М.Ю. Лермонтов "Утёс", первый урок

Базовый учебник: Литературное чтение. 2 класс. В.Ю. Свиридова

  1. Цель  урока: учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.

9. Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с творчеством М.Ю. Лермонтова.

2. Формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать настроение.

3. Развивать воображение, творческое мышление, память, речь, обогащать  словарный запас.

4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку, к русской поэзии.

  1. Тип урока: урок "открытия" нового знания
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска
  4. Структура и ход  урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент.

-

Приветствует учащихся; настраивает на работу

- Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Проверяют готовность к уроку

1

2

Подготовка к изучению темы

ЭОР 1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9d7a7f6-7bb7-4ecc-8798-050d7de0d2f4/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BIM_004%5D.swf

 Разминка.

Предлагает составить пословицы и объяснить их смысл.

Задание на формирование умений читательской деятельности

Составляют пословицы и объясняют их смысл.

3

(работа с ЭОР-3 мин)

2.1

Определение темы

ЭОР 2

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg

ЭОР 3

(используется учителем при подготовки к уроку)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5821d94-5147-2f9b-a458-5199f4b87d68/1010220A.htm

1) -Уберите одинаковые согласные буквы, чтобы узнать, что сегодня будем читать.

 

С   Н   К  П   Р

Ф  Т   П   И  Ф

Р   К   Х   Н  И

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением великого поэта- Михаила Юрьевича Лермонтова

Рассказ учителя "Биография М.Ю. Лермонтова"

+ презентация, подготовленная учителем

Выполняют практические действия, исключая одинаковые согласные буквы и определяют, что будем читать на уроке.

Слушают рассказ учителя о биографии М.Ю. Лермонтова.

7

(просмотр изображе- ний  2 мин)

3

Подготовка к чтению стихотворения. Речевая разминка.

Учитель предлагает прочитать стихотворение

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно.

- Прочитайте медленно, проговаривая каждое слово.

(Читают 3 – 5 учеников)

- О чём это четверостишие?

(Ответ: о том, как нужно правильно разговаривать)

- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые главные слова.

(Ответ: разговаривать, выговаривать, правильно и внятно, всё понятно)

- Прочитайте медленно, выделяя интонацией главные слова.

(читают 3-5 учеников)            - Прочитайте быстрее.

- Как вы считаете, почему я взяла именно это четверостишие?

- Как нужно читать стихотворения?

Читают стихотворение, проговаривая выделенные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

3

4

Работа по теме урока.

ЭОР 4

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52d4988e-2017-4e17-8e59-f57cc1f822bd/%5BLI6RK_7-02%5D_%5BAU_02%5D.htm

Демонстрирует картину А.Куинджи.

- Перед вами репродукция картины А.Куинджи

- Что вы видите на картине?

(гору, скалу)

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Словарная работа

- Что такое утёс?

(Утёс – это высокая скала (гора)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила юрьевиче Лермонтова «Утёс».

Предлагает детям прослушать стихотворение М.Ю.Лермонтова в исполнении         Е. Нестеренко  (N 203613) Создает эмоциональный настрой. Подготовливает учащихся к выразительному чтению стихотворения. Знакомит с интерпретацией художественного

 текста.

Рассматривают картину. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.

Прослушивают стихотворение

3

0,49

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Почему?

- Посмотрите на картину А.Куинджи. Совпадает ли настроение, которое вызывает это стихотворение с настроением, переданным в картине? Докажите.

Предлагает ученикам прочитать стихотворение.

Жжужащее чтение стихотворения.

- Прочитайте стихотворение и выберите интонацию, с которой будете читать стихотворение.

 Чтение стихотворения вслух.

(Читают 3-5 учеников)

Отвечают на вопросы учителя. доказывают свою точку зрения.

Читают стихотворение, стараясь передать настроение.

2

5

4

Анализ стихотворения

Формулирует проблемный вопрос:

Почему поэт называет тучку «золотой»?

- Если представить, что тучка – живое существо, то как она себя ведёт?

Подтвердите строками из стихотворения.

- Найдите слова, которые описывают утёс.

- Как вы думаете, какие морщинки могут быть у утёса?

- Что означает «влажный след» в морщинках?

Высказывают предположения, подтверждают строками из стихотворения

Высказывают предположения

7

5

Создание проблемной ситуации

- Образный язык стихотворения помогает нам представить этот старый, изрезанный расщелинами утёс, лучи заходящего солнца, маленькую тучку, сверкающее голубое небо.

- Но разве только об этом стихотворение?

- Закройте первые две строки стихотворения в первом и во втором четверостишиях. Прочитайте, что получилось.

- О ком можно рассказать этими словами?

- О каких этапах в жизни людей мы узнаём из стихотворения?

( О молодости и старости)

- Согласны ли вы со мной, что мы с вами увидели, что слова, которыми поэт описал утёс и тучку, подходят и к людям? Докажите.

- Давайте подумаем над словом «пустыня». Может, всё это происходит в настоящей пустыне? (Нет, т.к. есть утёс)

- Почему же утёс чувствует себя как в пустыне?

Рассуждают, высказывают предположения, анализируют.

Доказывают свою точку зрения

5

6

Рефлексия. Итог урока.

- Как вы думаете, что могло происходить в жизни поэта, когда он писал это стихотворение? Какое чувство он испытывал?

- Кто в нашей жизни порой остаётся одиноким?

Одиночество – это самое страшно на земле. Пусть никто и никогда не испытает это чувство.

Высказывают предположения, опираясь на свой жизненный опыт.

2

Приложение к плану-конспекту урока "М.Ю. Лермонтов "Утёс "

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Составь пословицы

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f9d7a7f6-7bb7-4ecc-8798-050d7de0d2f4/%5BNS-LIT_2-05%5D_%5BIM_004%5D.swf

2

Портрет

М.Ю. Лермонтов

Информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4879c4f8-d271-4e63-8d66-d443fc6c318e/Zabolotskij.PortretLermontova.jpg

3

Биография М.Ю. Лермонтова

Информационный

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5821d94-5147-2f9b-a458-5199f4b87d68/1010220A.htm

4

Стихотворение М.Ю.Лермонтова в исполнении         Е. Нестеренко   (N 203613)

Образовательный

Аудиофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52d4988e-2017-4e17-8e59-f57cc1f822bd/%5BLI6RK_7-02%5D_%5BAU_02%5D.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "В открытом космосе" в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ

Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Гармония" , разработанный в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ.Содержит вступительное слово о ТРКМ, технологическую карту занятия,...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: В Гаршин "Лягушка - путешественница"с использованием технологии развития критического мышления

На этом уроке учащиеся познакомятся   с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; научатся  определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжеты различных сказок о животных; отвечать на поставле...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения через использование технологии продуктивного чтения

Методическая разработка содержит теоретическое обоснование выбора темы по формированию читательских компетенций и использованию технологии продуктивного чтения, а так же фрагменты уроков с использован...