Урок литературного чтения 2 класс по ос школа 2100
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Идрисова Минера Ецимбайевна

Данный урок проведен в технологии продуктивного чтения. Используется диалог с автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:2 (УМК «ОС ШКОЛА 2100)

Учебный предмет: литературное чтение

          Тема урока: Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника»).

УМК:

Используемая образовательная технология: технология продуктивного чтения

Обоснование выбора данной технологии для данного урока: 

данная технология учит продуктивному чтению, умению вычитывать все виды текстовой информации                                                   фактуальную, концептуальную, подтекстовую), самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. Главными приёмами анализа текста в этой технологии являются диалог с автором и комментированное чтение.

Цели урока: Формирование  умения самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (вести «диалог с автором»).

Задачи:

  1. Познакомить с творчеством писательницы Туве Янссон.
  2. Формировать умения читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; находить различные средства выразительности; составлять устный рассказ на основе созданного  рисунка; осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы; использовать различные источники информации, отбирать информацию, полученную из них (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  3. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведения; работать по предложенному плану; выразительно читать по ролям; передавать содержание текста в виде пересказа.
  4. Создать условия для положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уважительного отношения к  иному мнению, истории и культуре других стран; умения согласованно и продуктивно работать при выполнении коллективных заданий.

Оборудование: проектор, презентация.

Планируемый результат:  сформировать умение самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту, отвечать на них (вести «диалог с автором»).

Ход урока

Дидактическая структура урока

Планируемые результаты: предметные, метапредметные

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

Момент.

Предметные: осознание  значимости чтения для дальнейше-го обучения.

Личностные: формировать мотива-цию к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности.

Познавательные: осознавать необ-ходимость нового знания.

Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других.

- Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Урок литературного чтения.

- У вас у каждого на столах лежат листы достижений (Приложение), в которые вы будет заносить результаты своей деятельности по каждому этапу урока.

- Внимательно рассмотрите требования к оцениванию:

              Зеленый кружок – успешно справился с

заданием.             Я молодец!

           Желтый кружок – были ошибки в работе.

          Красный кружок – не справился с заданием. Нужна помощь!

 (Алгоритм оценивания на каждом этапе проецирую на экран).

Обучающиеся самостоятельно  оценивают свою готовность к уроку по плану и выбирают кружок соответствующего цвета, прикрепляют к данному этапу урока.

Проверка домашнего задания

Предметные: умение составлять устный рассказ на основе созданного  рисунка (иллюстрации).

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целена-правленной познавательной дея-тельности.

Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу;

учиться работать по предложенно-му учителем плану;

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать речь других;

учиться  работать в паре; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой ре-чи;

контролировать действия партнера;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

- Ребята, проверим домашнее задание. Работать будете в группах. Расскажите о своей Вообразилии с помощью рисунка (иллюстрации). Используя алгоритм (спроецирован на экране), оцените ответ одноклассника. Занесите результат в лист достижений.

Не забывайте, пожалуйста, о правилах работы в парах. Следите  за осанкой.

- Проверим, как вы справились с заданием.

Дети в группах выполняют задание, проверяют и оценивают по алгоритму, выбирают цвет кружка и  заносят результаты проверки домашнего задания в лист достижений.

Сообщают о результатах работы, об ошибках.

Актуализация знаний обучающихся

Предметные: развитие умений вы-разительно читать по ролям; отвечать на вопросы.

Личностные: формировать моти-вацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: выполнять анализ (выделение признаков).

Регулятивные: 

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

оценивать правильность выполнения действий совместно с учителем;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;

владеть диалогической формой речи;

построение понятных для партнера высказываний.

- Откройте рабочие тетради на стр. 13, найдите задание 1.

- Прочитайте внимательно задание про себя. Ответьте на вопросы (фронтальная работа):

- Как нужно читать русскую народную песенку? Почему?

- Прочитайте выразительно по ролям в парах и оцените работу своего одноклассника по алгоритму и выберите кружок соответствующего цвета.

- Не забывайте правила посадки во время работы.

 Текст:

Бродит Дрема возле дома,

Ходит Сон по сеням,

И пытает Сон у Дремы:

«Где тут люлечка висит?

Где тут деточка лежит?

Я пойду их укладать,

Буду глазки закрывать!»

- Как вы оценили работу? Объясните, почему так?

Читают задание про себя, отвечают на вопросы учителя.

Читают выразительно по ролям и оценивают работу одноклассника

Подводят итог, у кого лучше получилось выразительное чтение.

Постановка целей урока

Предметные: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения.

Личностные: формировать мотива-цию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставлен-ной задачей.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;

владеть диалогической формой речи;

построение понятных для партнера высказываний;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собст-венную позицию.

  1. Работа с текстом до чтения.

- Сядьте правильно. Приготовьтесь к работе над произведением.

- Откройте учебник на стр.86.

 Прочитайте фамилию, имя автора, название произведения.  

- Какие вопросы вы можете задать к названию произведения?

- Все произведение будете читать? - Почему? Как определили?

- Рассмотрите иллюстрацию. Предположите по иллюстрации, о чем пойдет речь в тексте? 

- Сформулируйте цели урока (Будем вести диалог с автором: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них, выразительно осознанно читать текст).

– Знакомы ли с этой книгой? Как познакомились?

– Не все ребята слышали об этой писательнице и её книге. Чтобы вам было интереснее читать, я немного расскажу о Туве Янссон и её героях. Думаю, что они вам очень понравятся и всем захочется прочитать эту книгу.

Рассказ о писательнице с презентацией.

Предлагают свои вопросы по заглавию, по иллюстрации, по имени и фамилии автора.

Формулируют цели урока:

- Будем вести диалог с автором: самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них, выразительно осознанно читать текст.

Ответы детей.

Работа с текстом.

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (вести «диалог с автором»);

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осозна-вать (понимать) смысл прочитан-ного;

осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,

находить различные средства выра-зительности (сравнение, олицетво-рение).

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целена-правленной познавательной деятельности; 

уважать иное мнение, историю и культуру других стран.

Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: пользоваться планом в ходе самооценки;

решать проблемы творческого и поискового характера;

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;

владеть диалогической формой речи.

Вступление.

  1. Работа с текстом во время чтения.

- Ребята, когда вы будете работать над вступлением, вам необходимо будет оценить умение самостоятельно формулировать вопросы автору, отвечать на них  по алгоритму, который вы видите на экране (Приложение).

- Начнем читать вслух и комментировать прочитанное.

Образец чтения:

 Вступление.

Первый снег пал на Муми-дол хмурым утром. Он подкрался, густой и безмолвный, и за несколько часов выбелил всю долину. Муми-тролль стоял на крыльце, смотрел, как зима пеленает землю в свой белый саван

(Что такое саван? (Это слово употребляется в переносном значении: широкое снежное пространство), и думал спокойно: «Вечером мы погрузимся в спячку». (Вопрос: почему Муми-тролль думал о предстоящей спячке спокойно?) Ведь все Муми-тролли делают так в ноябре (и, по правде сказать, это очень разумно, если кто не любит холода и темноты). (Проверка. Оказывается, всегда в ноябре Муми-тролли погружаются в зимнюю спячку.) Он закрыл дверь, неслышным шагом подошёл к маме и сказал:

– Идёт снег. (То есть наступила зима.)

– Знаю, – ответила мама. – Я уже приготовила для вас самые тёплые одеяла.

Муми-семейство, все его друзья и знакомые готовились к долгой зимней спячке серьёзно и обстоятельно. (Вопрос: как именно?) Муми-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. (Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать целых три месяца подряд.) (Вопрос: почему иголками? Предположения-ответы детей.) После обеда (а он казался уж совсем безвкусным) все чуть серьёзнее обычного пожелали друг другу доброй ночи, и Муми-мама велела всем вычистить зубы. (Вопрос: зачем?)

А Муми-папа обошёл весь дом, закрыл все двери и ставни и обернул люстру сеткой от комаров, чтобы не запылилась. Потом каждый залез в свою кровать, устроил в ней ямку поуютнее, укрылся с головой одеялом и стал думать о чём-нибудь приятном.

– Мм… – пробормотал Муми-тролль, уже погружаясь в сумрачный мир сновидений. (Проверка. Вот как Муми-тролли готовились к зимней спячке, для этого они набивали хвойными иголками желудки, чистили зубы – начинается долгая спячка.)

А на дворе сыпал снег, мелко, но густо. Он уже завалил крыльцо и грузными шапками свешивался с крыши, с наличников окон. Весь Муми-дом скоро должен был превратиться в сплошной пухлый сугроб. Одни за другими переставали тикать часы (Вопрос: почему перестают тикать часы? Предположения-ответы детей.) – пришла зима. (Проверка. Наступила зима, все заснули, и тиканье часов уже не слышно.)

Беседа по содержанию текста в целом.  Выявление первичного восприятия.

- Оправдались ли ваши предположения?

– Кто такие Муми-троли? Что узнали о Муми-троллях?

– Какими их себе представили?

– Из кого состоит семья Муми-тролля?

– Что мы узнаем об обычаях Муми-семейства?

Дети учатся самостоятельно формулировать вопросы, вести «диалог с автором». Примерные ответы детей выделены жирным шрифтом в тексте (см. раздел «Деятельность учителя»).

  1. Работа с текстом после чтения.

Выборочное чтение.

– Где происходят события?

– Прочитайте строчки о наступлении зимы.

– Какие слова, на ваш взгляд, точнее всего рисуют картину наступления зимы?

– С кем сравнивается снег?

– Прочитайте последнее предложение (с. 88).

– Почему перестали тикать часы?

Предположительные ответы детей.

Физминутка

Личностные: оценивать важность здорового образа жизни.

Регулятивные: принимать и сохра-нять учебную задачу; выполнять учебное действие в материализован-ной форме.

«Буратино».

Работа с текстом(продолжение).

Мы продолжаем работать над произведением. Правила работы по оцениванию такие же, как и при работе над вступлением.

Глава 1, часть 1.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сколько глав из сказки помещено в учебнике? Почему?

– На что поделена глава?

– Сколько частей в 1-й главе?

– Прочитайте, о чём будет говориться в 1-й главе.

- Рассмотрите иллюстрацию, опишите, какой момент изобразил художник.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают вслух.

Рассматривают иллюстрацию, рассказывают.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1-й главы. 

– Начнём читать вслух и комментировать прочитанное.

Образец чтения:

Как-то весенним утром, часа в четыре, над Муми-долом пролетела первая кукушка. Она уселась на синюю крышу Муми-дома Вопрос (почему крыша синяя?)(снег уже растаял, и стал виден цвет крыши) и прокуковала восемь раз – с лёгкой хрипотцой, понятно, потому что весна была ещё в самом начале.

Муми-тролль проснулся и долго лежал, уставясь в потолок и соображая, где он. Он проспал сто ночей и сто дней подряд, он был ещё овеян сновидениями и не хотел расставаться со сном.

Но, перевернувшись с боку на бок, чтобы найти новое удобное положение, он увидел такое, что сон с него как рукой сняло. (То есть сон быстро прошёл, бесследно исчез. Вопрос: что же такое мог увидеть Муми-тролль?) Кровать Снусмумрика была пуста. (Проверка. Вот что так взволновало Муми-тролля! Вопрос: почему кровать Снусмумрика была пуста? Ответы-предположения детей.)

Муми-тролль так и подскочил в постели. (Вопрос: отчего?)

Ну конечно! Шляпы Снусмумрика тоже нигде не видать. (Проверка. Муми-тролль очень взволнован отсутствием Снусмумрика. Вероятно, это его близкий друг.)

– Это надо же! – сказал Муми-тролль.

Он подошёл к раскрытому окну и выглянул во двор. Ага, Снусмумрик воспользовался верёвочной лестницей. (Вопрос: как догадался? Ответы-

предположения детей.) Муми-тролль перебрался через подоконник и, осторожно переступая коротенькими ножками, спустился по лестнице вниз. (Проверка. Он увидел лестницу и понял, как выбрался наружу Снусмумрик.)

На сырой земле отчётливо виднелись отпечатки ног Снусмумрика. Они были запутанные, словно куриный след, и не было никакой возможности определить, куда он направился. Местами следы делали длинные прыжки и перекрещивались между собой. «Это он от радости, – размышлял про себя Муми-тролль. – А вот тут он перекувырнулся, уж это точно».

Муми-тролль поднял голову и прислушался. Где-то далеко-далеко Снусмумрик играл на губной гармошке, играл свою самую весёлую песенку:

«Эй, зверятки, завяжите бантиком хвосты».

Муми-тролль побежал прямо на музыку и внизу у реки увидел Снусмумрика. Тот сидел на перилах моста, нахлобучив на лоб свою старую шляпу, и болтал над водой ногами. (Ему явно хорошо.)

– Привет, – сказал Муми-тролль, усаживаясь с ним рядом.

– Привет, привет, – отозвался Снусмумрик, не отнимая от губ гармошки.

Солнце только что поднялось над верхушками деревьев и светило им прямо в лицо. А они жмурились от его лучей, болтали ногами над бегущей

сверкающей водой, и на сердце у них было привольно и беззаботно. (Оба радуются весеннему солнцу.)

Дети учатся самостоятельно формулировать вопросы автору, вести «диалог с автором. Примерные ответы детей выделены жирным шрифтом в тексте

3. Работа с текстом после чтения 1-й части.

1) Выявление первичного восприятия.

– Какими вам показались жители Муми-дола?

– Что больше всего удивило?

2) Обобщающая беседа.

– Найдите и подчеркните слова, которыми рисует автор наступление весны. (Весенним утром, первая кукушка, с лёгкой хрипотцой, весна ещё в самом начале, синяя крыша.)

– О чём думал Муми-тролль, проснувшись?

– Почему он не мог понять, где он? (Не проснулся до конца, сон тесно переплёлся с явью.)

– Что бы стали делать вы, если бы проспали всю зиму?

– Обратите внимание, как Муми-тролль шёл по следам Снусмумрика.

– Что узнали мы о внешнем виде Муми-троллей? (У них коротенькие ножки.)

– Чему радовался Снусмумрик? Как об этом догадался Муми-тролль?

– Как Муми-тролль нашёл Снусмумрика?

– Представьте себе Снусмумрика, играющего на губной гармошке.

– Какое настроение было у Снусмумрика? Как вы догадались?

– Почему на сердце у наших героев было привольно и беззаботно?

– Обратите внимание: через описание весеннего утра мы лучше понимаем настроение и чувства героев.

– Что значит отправлялись в большой мир? (Уплывали далеко от дома.)

– Почему им нравились эти путешествия?

– Что делает честь каждому дому? Как вы понимаете это выражение?

– Вы обратили внимание: семья Муми-троллей была очень гостеприимна, они были добрыми и весёлыми?

– Кто же из троллей был соней?

– Почему Сниффа надо было разбудить?

– Вы когда-нибудь придумывали что-то необыкновенное? Каким должно быть это «необыкновенное»? (Интересным, весёлым.)

Отвечают на вопросы по прочитанному произведению, работают с текстом, делают выводы, характеризуют внешность главных героев, поведение, привычки, чувства и настроение героев.

4. Работа с иллюстрациями.

– Рассмотрите рисунки автора на с. 89 и 91.

– Какие моменты изображены?

– Найдите соответствующие каждому рисунку предложения в тексте, прочитайте их сначала про себя, затем вслух.

- Оцените работу по алгоритму и отметьте в листе достижений.

Работают с иллюстрациями, находят соответствующий текст к иллюстрации, устно  объясняют свой выбор.

Оценивают результат работы.

Информация  о домашнем задании

Предметные: передавать содержание текста в виде пересказа.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целена-правленной познавательной деятельности.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания;

учиться отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энцикло-педии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

использовать различные источники информации.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других.

- Запишите домашнее задание:

  1. Рабочая тетрадь, зад. 3, стр. 13-14.
  2. Устный рассказ о семье Муми-тролля с показом каждого из героев.

- Откройте рабочую тетрадь, найдите зад. 3, прочитайте про себя.

- Объясните, как вы будете его выполнять.

Записывают домашнее задание, объясняют смысл домашнего задания.

Подведение  итогов учебного занятия. Рефлексия.

Предметные: осознание  значимости чтения для дальнейшего обучения.

Личностные: определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

развивать умение слушать и понимать речь других.

– Кто главные герои 1-й части?

– Что мы о них узнали?

– Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше? Какие слова из текста подсказывают вам? Надо придумать что-нибудь необыкновенное».)

Все вопросы спроецированы на экране.

- Приготовьте свой лист достижений. Ответьте на вопросы и оцените свою работу на уроке.

  1. Вспомните, какую цель ставили в начале урока?
  2. Достигли ли ее? В какой степени?
  3. Если не достигли, то, что нужно сделать?
  4. Какие затруднения возникли?
  5. Над чем нужно поработать?
  6. Какую отметку поставишь?

- Благодарю за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 кл. Программа "Школа-2100"

Урок литературного чтения по теме "Скозки о животных" построен на основе технологии природосообразного обучения грамоте...

Открытый урок по литературному чтению на основе Образовательнойсистемыт"Школа 2100" 3 класс

Урок по литературному чтению в третьем классе на тему : Э. Успенский " Школа клоунов". Цели урока были реализованы . Этапы урока логически последовательны и дозированы во времени. Содержание урока соо...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс I четверть

Презентация фотографий поэтов и писателей , их сборников произведений, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной систем...

Фотографии поэтов и писателей для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100", 3 класс II четверть

В презентации представлены фотографии поэтов и писателей, дополнительные сведения в помощь учителю начальных классов для уроков литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" для 3 класс...

Урок литературного чтения обучение грамоте ОС "Школа 2100" .Тема "Заглавная буква А."

I межмуниципальный конкурс методических разработокдля педагогов начальной школы«Новой школе – современный учитель» Номинация: «Урок в начальной школе» Конкурсная работаД...