Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тема: А.И. Куприн «Слон».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению согласно требованиям ФГОС

3 класс

Тема: А.И. Куприн «Слон».  (Урок 1)

Цели:  

Образовательные:

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;
  • способствовать формированию умения  прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: 

  • развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;
  • совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы;
  • совершенствовать умение определять жанр произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.


Задачи: 

  • создать ситуацию сопричастности, сочувствия, сострадания;
  • настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста;  
  • формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.

УУД:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения;
  • формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • формулировать тему урока и его задачи;
  • составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.

Коммуникативные:

  • осознавать цель своего высказывания;
  • строить диалог с учителем;
  • задавать вопросы;
  • слушать ответы одноклассников.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент (Слайд 1)

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

  1. Разминка речевого аппарата (Слайд 2)

Начнём наш урок с разминки. Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело..

- Прочитайте громко, тихо.

- Прочитайте с ускорением.

- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли?  (ответы детей)

3. Актуализация знаний учащихся .

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)

Рассказ учителя о слонах.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. (Слайд 3) Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн.  В Африке их можно увидеть в саванне. (Слайд 4)   

Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. (Слайд 5)  Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

      У слонов есть хобот. (Слайд 6)  На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Ребята, кто уже догадался,  о ком мы будем сегодня читать?

- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 7)

А также: (Слайд 8) 

  • Познакомимся с биографией и творчеством А.И. Куприна.
  • Будем  прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации.
  • Продолжим обогащать словарный запас.

  1. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя (Слайд 9)

(Рассказывает ученица)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника.(Слайд 10) Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в Разумовский сиротский пансион. (Слайд 11-12). Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. (Слайд 13)  Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре.(Слайд 14)

В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. .(Слайд 15) В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде. .(Слайд 16)

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 17)

  1. Подготовка к восприятию рассказа.

- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.

- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)

- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)

Работаем в группах.

Заслушиваем работу групп .

- Какую работу мы проделали на этом этапе?

- Для чего мы её выполняли?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации  (Слайд 18) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

  1. Физкультминутка для глаз. (Слайд 19)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы,  наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

  1. Знакомство с текстом произведения .

- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

  1. Беседа по первичному восприятию произведения.

-Что вы испытывали при чтении текста?

- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 20)

  1. Итог урока. Рефлексия.

  - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте ответим на  вопросы.

  - К какому жанру относится новое произведение? Докажите.  

        -  Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

        - Оцените свою работу по 10-ти бальной системе.

         

         Закончите предложения: (Слайд 21)

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Меня удивило…..

  1. Домашнее задание:
  1. Прочитать текст ещё раз с.25-40. (Слайд 21)
  2. Попробовать разделить текст на части.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника.(Слайд 10) Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в Разумовский сиротский пансион. (Слайд 11-12). Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. (Слайд 13)  Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре.(Слайд 14)

В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. .(Слайд 15) В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде. .(Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....