П.П. Бажов «Серебряное копытце» (1-й урок)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ставцева Галина Васильевна

Цели урока:

Обучающие:       

·         познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

  • обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
  • развитие грамотной устной речи;
  • совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;

Воспитательные:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
  • воспитывать интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.p._bazhov_serebryanoe_kopyttse_1-y_urok.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока: 

Обучающие:         

  • познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
  • обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие: 

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,
  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения;
  • развитие грамотной устной речи;
  • совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;

Воспитательные:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
  • воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;  метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова.

Оборудование.

  • учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),
  • диафильм
  • выставка книг “Уральский сказитель”.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний:

                                                   Сценарий  урока

1. Сообщение темы урока, актуализация знаний

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника.

- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.

2. Вводная беседа

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.

    Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия,  в которых рос П. Бажов.

    Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.

    Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.

     Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. А школьница из г. Асбеста Алена Сонина сочинила стихотворение:

В синем звенящем уральском морозе,
Мудрую душу в морщинах храня,
Взгляд, отведя от застывшей берёзы,
Павел Петрович глядит на меня.
Близкий, как дедушка, мудрый как сказка,
Добрый, как песня, седой, как Урал…
Кажется, будто напрасно две даты
Кто-то на камне пред ним написал.

     Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.

3.Словарно-лексическая работа

Учитель. Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.

Барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Пособник – помощник в делах
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством) 

Взъестся – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Горюн – горевать
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах

Несподручно – неудобно, неловко.

 Статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

4. Первичное восприятие текста

Чтение сказа П. П. Бажова “Серебряное копытце” с использованием диафильма.

Учитель. Понравилось ли вам сказ? Чем? Каковы ваши впечатления от прочитанного?

5.Физкультминутка

6. Вторичное чтение. Работа над содержанием

Учитель. Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

Дети. Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному.

Учитель. А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Дети. После смерти родителей Дарёнка  оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.

Учитель. Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу

Учитель. Можно сказать, что они были счастливы?

Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.

Учитель. Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?

каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

Дети выбирают один из вариантов, обосновывая свой выбор.

Учитель. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают на дармовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

Учитель. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.

7. Итог урока

Учитель. Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.

Викторина

1. Кому был посвящен наш урок?

2. Почему Бажова называют волшебником?

3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?

4. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...”

- А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.
  • Богатство – не синоним счастья.
  • Желаешь себе добра – делай добро другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

П.П. Бажов «Серебряное копытце» (2-й урок)

Цели: создавать условия для развития умения рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения; воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оцен...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...

Технологическая карта урока Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце».(второй урок) УМК Школа России.

Создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки»....

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Технологическая карта урока. Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»). Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце». Цель урока: расширить читательский кругозор н...