УМК урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

Литературное чтение 3 класс
1. Тема: С. Черный "Что ты тискаешь утенка?"
2. Презентация: С. Черный "Что ты тискаешь утенка?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока
литературное чтение

                                                                                                                                                           Выполнила: Гунтина Мария        
                                                                                                                                                                                                 

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Тема: Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с новым разделом учебника, с произведением Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..»; обучать правильному чтению стихов, понимать смысл стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: 

Личностные: 

  • умения самостоятельно понимать смысл произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения.

Предметные:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: Литературное чтение 3 класс 2 часть: Л.Ф. Климанова; рабочая тетрадь; презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Орг.момент

Слов.; ответы на вопросы

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок чтения. 
Посмотрите на себя, на свою парту. Все ли в порядке? Тетради и учебники на местах? Портфели около парт? Вы готовы к уроку? Посмотрите на соседа, улыбнитесь. Сядьте ровненько и красиво. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Начинаем урок.

Приветствовать учителя. Садиться на места.

Л: воспринимать нашу речь.
Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности..

2

3


4

5

Мотиваци
оный

Практич.: выполнение артикуляционной разминки

Постановка учебной задачи и ее решение

Слов.: ответы на вопросы.

Практич.:
Выборочное чтение.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: слушание текста.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словесный: ответы на вопросы

Практический: выборочное чтение

Физ.минутка

4 мин

3 мин

3 мин

4 мин

7
мин

2 мин

12 мин

Для начала давайте с вами проведем речевую разминку. ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ.

Прочитайте строки с доски про себя, затем:

-вслух медленно

-с интонацией – вопросительной

-быстро и весело

О чем говорится в этой скороговорке? Почему перепел прятал их от ребят?  Какая опасность может угрожать птицам? (Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц).

К какому литературному жанру относится эта «речевая разминка»? (Это скороговорка).  

Какие еще литературные жанры вы знаете? (Сказки, рассказы, песни, басни, стихи, загадки, и др.)

А чем отличаются басни от стихотворений?  (басня – чему-то учит, там есть мораль, стихотворение – лирическое произведение)

Сказки от рассказов? (сказка – присутствует волшебство, рассказ – повествовательное произведение) Правильно. Молодцы!

-Ребята, какие жанры вы любите читать? А какие стихотворения любите читать? Может кто-то из вас пишет сам стихи? А стихотворения каких авторов  вы  уже читали? (А.Толстой, Э. Успенский. А. Фет, И. Никитин, И. Суриков,  К.Бальмонт, А Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, И. Бунин.)

 - Сегодня мы начинаем новый раздел нашего учебника. Давайте откроем учебник на стр. 45 и внимательно рассмотрим ее. Кто прочитает заголовок? (поэтическая тетрадь №1) Как вы понимаете слово поэтическая? От какого слова оно образованно? (от слова: поэт, пишущий стихи) О каком жанре мы будем говорить в поэтической тетради №1? (О стихотворениях) Что еще написано на этой страничке? Кто прочитает? (С чем познакомимся, что научимся делать и чему будем учиться.)

 - Итак, первое, с чем мы должны познакомится – это со стихотворениями Саши Чёрного. Он  написал такие стихи как: («Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон», «Про кота», «Кто?», « Волк», «Уговор», «Кому что нравится» и др.)  

Слово о писателе.

 - Теперь мы познакомимся с самим поэтом Сашей Чёрным.

   Саша Черный родился 1880 г. В Одессе. Его отец был управляющий аптекой. Поступил в гимназию, но проучился недолго. Мальчик бежал из дома в 15 лет и стал нищим попрошайкой. Один журналист  написал о Саше в газете. Вскоре богатый человек взял его к себе в дом. Когда Саша вырос, то уехал жить за границу, но там он все равно писал стихи на русском языке, чтобы дети, живущие за границей, не забывали свой родной язык.
  Также  написал много стихов для взрослых. Эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

   Псевдоним «Саша Черный» возник случайно. Настоящее его имя Александр Гликберг. В семье было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр недолго придумывал себе творческое имя.
- Ребята, что интересного вы узнали про замечательного поэта Сашу Чёрного? (бежал из дома в 15 лет, взял к себе богатый человек, уехал за границу, там писал стихи за русском языке, в семье было два Саши – блондин и брюнет, поэтому такой псевдоним)

Знакомство со стихотворением
 - Откройте стр. 46. Что вы видите? (стихотворение) Как вы думаете, как называется это стихотворение? Что нам на это указывает? (если стихотворение без заголовка, ему дается название по первой строчке) Как называется стихотворение? Правильно.

 - Давайте рассмотрим иллюстрации к этому стихотворению.

- Кого вы видите? (мальчика с утёнком и бегемота)

- Что делает бегемот? (указывает, говорит что-то)

- Кому он может говорить? (мальчику)

- А что делает мальчик? (бежит с утёнком куда-то очень довольный)

- Как вы думаете, о чем может быть это стихотворение? (о том, как мальчик играет с утенком, а бегемот что-то  поучительно говорит мальчику.)  Давайте проверим наше предположение. Слушайте внимательно и следите!

 - Сбылись наши предположения о содержании стихотворения? О чем говорится в этом стихотворении? Кто главный герой стихотворения? Что он делает? Как он его тискает? А что значит «тискает»? (мучает, теребит..)
- Сейчас я расскажу еще раз это стихотворение, а вы внимательно следите и слушаете.

 - Как вы думаете, утёнку нравится, что его тискают? Подтвердите это словами в тексте. (3 и 4 строчка)

 - Как вы понимаете выражение: «..задравши головёнку»? Почему головёнку? (поднимает маленькую голову вверх)

 - Почему рвется прочь душой? (физически не может выпрыгнуть, а желание огромное)

 - От чего имени ведется повествование? (от автора) Почему?

 - Каким может быть автор? (маленьким или взрослым?) Почему?
 - Почему автор приводит в пример бегемота, а не кота или собаку? (бегемот такой же сильный для ребенка, как и ребенок для утёнка; слайд)

 - Как взрослый разговаривает с мальчиком в стихотворении? (советует дружелюбно) Найдите в тексте, как он его убеждает? (2 последние строфы)

 - Кто тискает утёнка? (мальчик) Докажите, что это именно мальчик тискает? Найдите в тексте. (2 последние строчки)

 - Объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь и капут» (Лапы – только у животных. Например, у зверей. А у мальчика – руки. Но для утенка – находиться в руках мальчика опасно. Поэт сравнивает руки мальчика с лапами зверя)

Обратите внимание на последнее слово в этом стих.-«капут», кто знает его смысл? (гибель, конец)

Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение? (жалость, сочувствие..)

Как вы думаете, что автор хотел сказать нам этим стихотворением? (чтобы мы относились к животным бережно, с любовью. Не обижать слабых)

Давайте теперь немного отдохнем и подвигаемся!
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!
Ветерок все тише, тише! Деревцо все выше, выше!

 - Ребята, а теперь давайте попробуем вместе с поэтом убедить мальчика не тискать утенка. Для этого начнем читать. Вам нужно прочитать так, чтобы убедить друг друга, что нельзя тискать утёнка. Работать вы будете в парах. У вас есть 3 мин. Приступайте! А теперь кто хочет прочитать выразительно на оценку и убедить своих одноклассников? Кто оценит чтение? (критерии: осмысленность, беглость (темп), правильность, выразительность.) Как ты сам оцениваешь себя? Молодцы!
- Ребята, а утенок – это дикая птица или домашняя? (первоначально – дикая)
Поднимите руку у кого есть домашние животные? Скажите, как к ним нужно относиться? (любить, заботиться о них, ухаживать за ними, кормить, следить.) А как нужно относится к домашним животным ваших друзей? (не обижать, тоже о них заботиться.) К бездомным животным? (помогать им, кормить их, найти приют) Почему? (мы отвечаем за животных) Как вы думаете, им забота и любовь нужны меньше? (нет) Почему? (о них некому заботиться) Что нужно делать для таких животных? (организовывать питомники или приюты)
Хочу вам рассказать историю про тигра Жорика. Кто-нибудь слышал про него? Кто может назвать символ Чемпионата Мира по Дзюдо в 2014 году? (амурский тигр Жорик) (слайд) Кто знает, почему его выбрали? (обобщаю) Сейчас  вам расскажу об этом тигре.
Жил обычный простой тигр в зверинце. Как-то раз он обедал курочкой и случайно подавился косточкой! Она ему расцарапала всю щёку и вскоре она начала гноится! В зверинце подумали, что у него болит зуб и вырвали его, но сделали только хуже! Он ничего не мог есть и от голода чуть не умер! Но на помощь ему пришел замечательный хирург
челябинский ветеринар Карен Даллакян (слайд) и совершенно бесплатно сделал ему около 19 пластических операций. Кормил его молоком из бутылки. Сейчас Жорику 5 лет и он живет в вольере и теперь за ним хорошо следят и кормят.
- Ребята, кто помог Жорику?
- Что он сделал? Почему? Для чего?
- Какое отношение имеет эта история к нашему сегодняшнему уроку? (Отношение людей и животных)
- Что общего у утенка и Жорика? (утенка тискали, Жорик мучился, о них не заботились)
- Какой вывод мы можем сделать о нашем сегодняшнем уроке? (НЕ ОБИЖАЙ СЛАБЫХ!  ОБДУМЫВАЙ СВОИ ПОСТУПКИ!)
 - А это относится только к животным? (мы можем также сказать о людях; старшие и сильные всегда должны защищать и помогать младшим и слабым) Конечно, сильные должны помогать тем, кто слабее, защищать их.

Отвечать на вопрос. Слушать учителя.

Читать.

Выполнять артикуляционную разминку.

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы, слушать.

Отвечать на вопросы.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Смотреть на экран. Знакомиться с новым поэтом.

Слушать текст, воспринимать информацию.

Обобщать.

Отвечать на вопросы.

Работать с текстом.

Рассуждать

Работать с текстом.

Делать выводы

Выполнять упражнения

Работать в парах, взаимоконтроль

Отвечать на вопросы

К:  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельно решение.

П: строят речевые высказывания

К:  четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

П:высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К: умение слушать и слышать.


П: ознакомительное чтение.

К: слушать учителя.

Л: проявлять интерес к героям рассказа.

К:  выслушивать разные точки зрения.

К: строить речевые высказывания.

П: определение основной и второстепенной информации

П: анализ, синтез, обобщение

Л:  осознание ответственности за общее дело

Р: познавательная инициатива.

К: строить речевые высказывания.

6

7


8

Итог.

Итог урока.

Рефлексия
Словес.: ответы на вопросы, самоанализ.

Домашнее задание

2 мин

2 мин

 1 мин

-Ребята, давайте вспомним, о каком поэте мы с вами сегодня говорили?

-Что вы узнали о жизни и творчестве Саши Чёрного?

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Что хотел автор сказать нам этим стихотворением?

У вас у каждого есть карандаши: красный, желтый и зеленый. Если вам понравился урок и вы все поняли, поднимите зеленый карандаш. Если вам понравился урок, но вы что – то недопоняли, поднимите желтый. И если вам совсем ничего не понравилось и вы ничего не поняли, то красный.

Домашним заданием у вас будет - выучить этот стих. наизусть.
Спасибо вам за урок! До свидания!

Подводить итог урока. Отвечать на вопросы.

Оценивать свои достижения.

Записывать домашнее задание.

Р: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Р: анализировать собственную и нашу работу. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Поэтическая тетрадь №1

Слайд 3

Саша Черный (1880- 1932гг)

Слайд 4

Александр Михайлович Гликберг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....