Урок литературного чтения Д.Хармс "Очень вкусный пирог"2 класс
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Апенькина Елена Петровна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Технологическая   карта   учебного занятия  

                                                  УМК «Школа России», автор учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.

                                                     учитель  начальных классов      Апенькина Елена Петровна                                                                      

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип учебного занятия

Комбинированный

Технология построения учебного  занятия

 Технология продуктивного чтения

Тема

 Н. Гернет, Д. Хармс  «Очень-очень вкусный пирог».

Цель:

Продолжить знакомить обучающихся с творчеством  Д.Хармса  и др. поэтов.

Задачи:

Совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения; развивать внимание, умение подбирать рифмы, творческие и артистические способности;  воспитывать интерес к чтению, внимание к авторскому слову.

                                                                        Планируемые результаты

Предметные умения: : выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответсвующей смыслу содержания текста, определять настроение.

 Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах и в парах;

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять цель деятельности на уроке;

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД: 

-способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания.

-выделять существенную информацию из стихотворения.

  Коммуникативные УУД:

 -  слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- оказывать помощь в сотрудничестве;

- осуществлять самоконтроль, взаимный контроль.

                                                                 Организация пространства

                   Формы работы

                                Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Групповая

 компьютер, проектор, интерактивная доска , презентация,  учебник, сигнальные карточки, портреты писателей.

                                                                                 

                                                                     Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Вызов на «поверхность» имеющихся знаний.

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Выявить умения определять тему урока, ставить учебные задачи по теме урока.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Сохранение интереса к изучаемой теме.

Применение   знаний и умений

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Сохранение интереса к изучаемой теме.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели.

Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Тема урока: Н. Гернет, Д. Хармс  «Очень-очень вкусный пирог».

Тип урока: комбинированный урок.

Образовательные ресурсы: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска , учебник, сигнальные карточки,портреты писателей.

Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством  Д.Хармса  и др. поэтов; развивать внимание, умение подбирать рифмы, творческие и артистические способности; совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения; воспитывать интерес к чтению, внимание к авторскому слову.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке.

Предметные: выразительное чтение стихотворения с использованием интонации соответсвующей смыслу содержания текста, определять настроение. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событии).

Метапредметные:

Регулятивные: уч-ся должны понимать и принимать,сохранять учебную задачу,осуществлять самаооценку,взаимооценку.

Познавтельные:

Общеучебные: способствовать формированию умений оформлять свои мысли в устной форме,слушать и понимать речь других,пользоваться приёмами слушания.

Логические:выделять существенную информацию из стихотворения,характеризовать героев.

Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: понимать ценностные ориентиры и значимость учебной деятельности.

Этапы

                         Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Орг.момент

        Друг на друга посмотрели,

          Улыбнулись, тихо сели.

II Речевая разминка

(карточки)

Работа в паре.

(карточки)

 Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

-Прочитайте жужжащим чтением.

-Определите жанр. Как догадались? Какие звуки повторяются?

Сейчас  поработаете в паре.

- Прочитайте  по слогам

-Прочитайте целыми словами

-Прочитайте с ускорением(начинаем медленно, к концу-быстро)

         

-Скороговоркой(быстро и чётко и выразительно).

 (проверить 3-4 человека)        

(самооценка и взаимооценка).Поднимите руку у кого оценка совпала;у кого не совпала?(анализ)

Скороговорка, один звук чаще других повторяется,([с],[ш])

Читают друг другу

оценивают себя и одноклассников

III Актуализация знаний(презентация)

По какому разделу путешествуем мы с вами, вот уже несколько уроков? Какие дет.журналы вам известны? Чем они интересны? И чем они отличаются от другой печатной литературы? А какие журналы  в детстве могли читать ваши прабабушки и прадедушки? Как они расшифровывались?

С какими произведениями в этом разделе мы уже познакомились?

А сейчас мы проверим как вы их помните. И на сколько вы внимательны? (Презентация)

-Кто автор всех этих произведений?

-Что вы помните из моего рассказа об этом писателе? Найдите из предложенных портретов-портрет Д. Хармса. (Портреты на доске).

- А какое произведение Д.Хармс написал вместе  с                                  С. Маршаком?

Кто помнит кому они его посвятили?

«Из детских журналов»

Ответы детей. «Чиж», «Ёж»

« Игра», «Вы знаете?», «Весёлые чижи», «Что это было?»

Ответы детей

Д.Хармс

Дети рассказывают то что  запомнили.

«Весёлые чижи»

6-му ленинградскому детдому.

IVСамоопределение к деятельности

Сегодня мы продолжим своё путешествие по разделу «Из детских журналов».

И познакомимся с новым произведением автора, который вам уже известен-это Д.Хармс, а соавтор Н.Гернет(учитель вывешивает портрет писателя и рассказывает биографию).

-Что общего между  Д.Хармсом  и Н.Гернет?

        

                               

-А о чём пойдёт речь в их произведении вы узнаете, разгадав загадку:

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

 

-Откройте учебники на стр.175(запись на доске)

-Рассмотрите иллюстрацию, предположите о ком или о чём ещё кроме пирога пойдёт речь в этом произведении?

-Прочитайте название произведения.

-Как вы думаете ,почему авторы произведения, в заголовке слово очень написали 2 раза? Что они этим хотели сказать?

- Чему  будем  учиться на уроке?

Дети слушают

Ответы детей.

Ответы детей

Высказывания детей

Что пирог был очень-очень вкусным

Читать осознанно, выразительно; характеризовать поступки героев…

V Работа по теме урока

Карточки

1)Первичное чтение произведения.

-Прочитайте жужжащим чтением это произведение.

-Что необычного в нём?

-Как вы думаете каков жанр этого  произведения?

- А что есть в стихотворении в конце строк?

-Н.Гернет и Д. Хармс рассчитывали, что их произведение будут читать сообразительные и догадливые дети.

-А вы такими являетесь?

-Сейчас мы это и проверим. Вставьте не достающие слова так, чтобы последние слова в строчках рифмовались. (работа в паре на карточках).

2)Фронтальная проверка. Повторное чтение(с уже вставленными словами)

3)Проверка понимания прочитанного:

-Какое чувство у вас вызвало это произведение?

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Соотнесите название и содержание стихотворения. Как они согласуются?

-А что такое бал?

-А по какому случаю можно устроить бал?

 

  Физ.минутка «Каравай»;для глаз:написать глазками слово пирог.

4)Выразительное чтение(с предварительной подготовкой).

-Давайте почитаем это стихотворение выразительно.

А для этого представим себе, что чувствовал мальчик, пригласивший к себе гостей.

-Читать будем по две сточки, наша задача постараться передать внутреннее состояние героя, о чём он думает ,что чувствует, произнося каждое слово.(дать время подумать с какой интонацией надо читать).

(В последнем предложении могут быть разные варианты:

-если он был зол на гостей, за их опоздание, то он произнесёт слова-с радостью,

-если ему стыдно-то грустно).

Выразительное чтение на оценку. Сейчас вы учтёте всё то, что мы сказали и постараетесь прочитать стихотворение  выразительно друг другу в паре. А затем друг друга оцените.

4-5 человек отдельно послушать(самоанализ, коллективный анализ,самооценка,взаимооценка).

-А что бы вы посоветовали хозяину бала и гостям?

 

5)*Творческая работа (в группе по 4 человека), повторить правила.

Продолжите эту историю и инсценируйте.

Не хватает слов

Стихотворение, загадка.

Рифма, созвучные слова или рифмованные слова.

Да.

дети вписывают недостающие слова.

Несколько пар читают по 2 строчки, а остальные проверяют.

Высказывания детей.

Вечер(праздник) с танцами под музыку.

День рождения, новогодний бал…

Чтение стихотворения детьми.

Затем читают друг другу в паре (взаимооценка)

Высказывания детей.

Инсценировка

VI Итог урока

-С каким произведением познакомились?

-Кто автор этого произведения?

-Чему –  нибудь  нас учит это стихотворение?

«Очень-очень вкусный пирог»

Н.Гернет,Д.Хармс.

Высказывания детей.

VII Рефлексия

Оцените свои достижения на уроке.

         -Молодец! Всё было понятно. Все задания выполнял(а)   без ошибок.

        -Хорошо! Были небольшие ошибки.

         -Надо ещё стараться! Было много ошибок.

самооценка

VIII Д/з.

С.175 выучить наизусть.

Записывают в дневник