Урок литературного чтения С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Апенькина Елена Петровна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                         СЕРГЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА».  УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Цель урока: учить анализировать лирическое произведение.

Тип урока: Комбинированный

Место темы в учебном разделе: 5урок по разделу « Поэтическая тетрадь»,2 урок по теме.

Задачи:

учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи, работать над выразительностью, обобщать знания о художественных  выразительности  ; развивать речь, творческое воображение;

воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умение анализировать лирические произведения Оценивать прочитанное с целью подготовки к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать,удерживать учебную цель и задачи, стремиться к достижению цели,  планировать её реализацию.

Коррекционная цель: коррекция и развитие долговременной памяти  на основе упражнений на отсроченное запоминание.

                                                                                                         Технологическая  карта   урока

Этапы  урока

                                              Деятельность        учителя

Деятельность           учащихся

Деятельность           учащихся в нкл. режиме

1.Организационный момент. Психологический настрой на деятельность.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Актуализация знаний

-По какому разделу  работаем? Что  объединяет произведения этого раздела?  (фронтальный опрос)

Работа над выражением

-Прочитайте

Музыкант рисует звуками, художник -красками, а поэт рисует словом.

-Как вы понимаете смысл данного выражения?

-Я ставлю перед вами цель: запомните его, в конце урока мы его запишем по памяти.

-Над каким произведением на пр.уроке начали работать?

-Какую работу выполнили?

Какие чувства испытали при чтении?

Какие картины представили?  Назовите гл.героев произведения.

На  какой жанр УНТ похоже это произведение? Чем?

   Поэтич. тетрадь

        Ответы

                         

                            Памятки

                           «Словарик                                                

        чувств»

3.Самоопределение к деятельности

-Сегодня мы продолжим  работать по этому произведению.

-Какую работу, вы, хотели бы ещё выполнить ?

(на доске листочки с  записями)

 1)Художественные  средства выразительности .

2)Восстановить последовательность событий.

       3) Работа по содержанию текста.

       4)Выборочное чтение.

       5)Выразительное чтение.

Высказывают предположения

4.Работа по теме урока

Физкультминутка

1) Восстановите последовательность  событий. Работа в паре. Проверка.

1. Описание природы.

2. Прогулка Лебёдушки с лебежатами.

3. Появление орла

4. Смерть лебёдушки.

-Что за слова и выражения помогают поэту более красочно нарисовать картины, как они называются?  Какие вы знаете?

2)Худ.средства выр-ти.   Проверка д/з

Руки подняли и покачали - 
Это деревья в лесу, 
Вниз опустили, 
Кисти встряхнули – 
Листья роняют росу. 
В стороны руки, 
Плавно помашем – 
Это к нам птицы летят. 
Как они сядут – тоже покажем, 
Крылья сложили назад.

3)Прослушать фрагмент музыки и соотнести его с произведением.

-Какой отрывок из произведения представили ,слушая музыку. Найдите его. Как будете его читать?(Прочитайте друг друг  другу в паре).Проверка.

4)Работа по содержанию текста, выборочное чтение.

-Как автор показывает, что лебёдушка была хорошей матерью?

-Как поэт относится к ней и к её деткам? Найдите и зачитайте слова, которые подтверждают это.

-Найдите и зачитайте отр., который бы вы отнесли  к  иллюстр. на стр.122.

-Какие опасности подстерегали Лебёдушку и её деток? С чем поэт их сравнивает?

-Найдите отрывок, где  поэт описывает орла. Зачитайте. Как будем читать этот отрывок?

 

-Какой момент самый напряжённый?

-Какой звук чаще др. встречается в словах?

Как вы думаете почему? Что хотел показать этим поэт?

Р-это звонкий грозный звук, несёт трагический смысл. Как будем читать эту часть?

-Какая здесь показана Лебёдушка?

-Как повела себя она, увидев  тень орла?

-Могла ли спастись лебедушка?  

-Почему она этого не сделала?

-Что смогла сделать мама-лебедь для своих детушек?

-Удалось ли деткам спастись? Зачитайте.

-Как вы думайте, почему из глаз лебедушки «покатились слезы горькие»?

-Как бы повела себя в этой ситуации женщина-мать?

-Прочитайте последнюю строфу. Как будем читать?

-Какое задание у нас осталось невыполненным?

5) Запись выражения по памяти

Музыкант рисует звуками, художник -красками, а поэт рисует словом.

8) «Дерево чувств» Работа в группах по рядам.

Лирика Есенина живописна. Цвет в его произведениях играет огромную роль.

Я вам сейчас предлагаю выразить свои чувства  к  произведению  цветом.(цветные сердечки).Почему сердечки?

(Несколько слов о своём дереве)

 

Работа в паре

Ответы

Худ.ср-ва выр.

Дети зачитывают слова и выр.,которые выписали дома

Работа в паре

Зачитывают

Доказывают словами текста

Зачитывают.

Зачитывают

Ответы

Зачитывают

Зачитывают

Запись выражения по памяти

ответы

Памятка

Проводят физ.мин

Зачитыва    ют

6.Подведение итогов урока.

С каким произведением познакомились? Кто автор?

- Как ,вы, думаете какова гл.мысль этого произведения?

Ответы

7.Рефлексия.

-Продолжите любое высказывание….(на парте ,на доске)

 

Ответы

8.Д.з.(на выбор)

Выразительное чтение

1р.-с 1-9строфу

2р.-с 10-18

3р.-с 19-28

По желанию:

1.Нарисовать иллюстрацию.

2.Выучить наизусть отрывок.

3.Написать сочинение-отзыв.

4.Синквейн.

Сами выбирают задание

 *Синквейн (по желанию выбирают тему.Герой произведения или само произведение)

*Игра «Если бы я был волшебником». Групповая работа.

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

Дети высказывают свои версии.

*Не только поэты и писатели в своих произведениях воспевали эту птицу, но и художники и композиторы.

Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» (В старину девушку называли Лебёдушкой)

-Как вы думаете к какому произведению, художник мог нарисовать эту картину?

-Прослушивание фрагмента музыки «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский (балет «Лебединное озеро»

Какие картины представили в воображении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...