Активное чтение
статья по чтению на тему

Статья об активизации чтения, о воспитании сознательного читателя, думающего до чтения, во время чтения и после чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnoe_chtenie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активное чтение

        В обучении, воспитании и развитии ребёнка огромную роль играет книга. Ясно, что успешно обучать школьников, не вооружив их рациональными способами работы с книгой,

нельзя: ведь приобретение знаний, умений, навыков осуществляется не только с помощью учителя, но и самостоятельно, прежде всего, в общении с различными литературными источниками. Но книга учит только тогда, когда ученик умеет работать с книгой, умеет читать. От умения читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимать прочитанное, во многом зависит и воспитание, и умственное развитие

  Именно поэтому воспитание настоящих читателей становится одной из основных обязанностей учителя.

   Есть особый, специфический вид общения между людьми –  с помощью письменных текстов. В нём участвуют автор и читатель. А текст является между ними посредником. Чтобы общение состоялось, читатель должен воспринимать реальность, выраженную в тексте, во всей полноте и в то же время не приписывать тексту смыслов, которых в нём нет.

  В процессе, ведущем к пониманию, как бы взаимодействуют две силы: сам текст и то, что происходит в психике человека во время восприятия читаемого. Читатель воспринимает текст через сигналы, его составляющие. Такими сигналами являются слова, словосочетания и предложения, а также взаимосвязь с ними, т.е. монтаж. Все эти сигналы действуют на читателя в процессе чтения. Поэтому понимание текста зависит, во-первых, от умения читателя воспринимать эти обращённые к нему сигналы, во-вторых, от умения на них реагировать.

  Как же помочь читателям-школьникам установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?

ВНИМАНИЕ К СЛОВУ.

  Первая ступень – это понимание каждого слова, каждого словосочетания, каждого фразеологического оборота, входящего в текст.

  Не зная отдельных слов, школьник может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл. В других случаях потеря отдельных слов не влияя на понимание, обедняет его восприятие.

  Причины потерь:  иллюзия понимания. («Кто кивер чистил, весь избитый,

                                                                         Кто штык точил, ворча сердито,

                                                                         Кусая длинный ус.»

«Что такое кивер?»-спросит себя маленький читатель. «Наверное, что- то, связанное с военными

делами.» Так возникает иллюзия понимания. А между тем «кивер весь избитый» - это очень важная деталь, говорящая о тяжести и опасности повседневной ратной жизни. Воин не раз был на волосок от смерти. Ведь кивер – это высокий металлический головной убор, предназначенный для защиты от ударов холодным оружием. А он был « весь избитый».

    Другая причина: привычка не обращать внимание на непонятные слова.

    Таким образом, первейшее условие верного восприятия текста – понимание каждого слова. Наша задача – учить видеть каждое слово .Дети стараются скрыть факт непонимания. Посмотреть в глаза своему незнанию или непониманию – первый толчок к тому, чтобы захотеть узнать и понять.

  Слово многогранно, и его понимание тоже многогранно. Одна  из важных граней понимания – это умение видеть и оценивать состав слова. Приведу в  качестве примера «ряд волшебных изменений», которые происходят со значение слов, если изменяются приставки. Вот человек вышел из пункта А (т.е покинул). Он пошёл по дороге (т.е. начал движение). На дороге он встретил большую лужу (т.е обогнул). Затем он перешёл реку по мосту(т.е переправился) . Он подошёл к домику (т.е приблизился). Пешеход вошёл вдомик (т.е попал внутрь). Он зашёл в комнату (т.е.             ). Там он нашёл письмо (т.е.отыскал) и вышел из домика (т.е покинул). Через час он далеко отошёл от домика (т.е.удалился). При этом он не снизошёл к просьбе встречного (т.е.не обратил внимания, не ответил).

  Внимание к каждому слову не исчерпывается проникновением в смысл его корня и других морфем. Слова существуют не сами по себе, а в речи, и они в ответе не только за себя, но и за своих соседей по контексту. Слова могут рассказывать не только самих себе, но и своём смысловом и грамматическом окружении. Так, слово «если» сообщает нам о том, что речь пойдет не о том, что происходило или будет происходить на самом деле, а о том, что могло бы произойти при определённых условиях.

  Первые записанные слова так или иначе предсказывают форму и –  в самом общем виде – содержание текста. Именно это улавливаемое сразу предсказание, которое человек тут же, может быть и неосознанно «схватывает» и заносит в кратковременную память, помогает ему построить развёрнутую фразу и произнести её до конца без смысловых потерь и огрехов.

Допустим вы прочли:

  1. И снег, и...
  2. Ни отец, ни...
  3. Мой товарищ, по прозвищу...

Накладываясь на такое предсказание т.е на уже начавшееся понимание, текст воспринимается легче и лучше. Вычерпывание информации из текста становится намного эффективнее.

  Какие могут быть задания повышающие внимание к слову.

  1. Найдите в тексте непонятные слова и выражения. Выясните их.
  2. Найдите в тексте слова,  употреблённые в переносном смысле.
  3. Найдите в тексте слова, употреблённые для усиления иронии ( радости, печали, напряжения и т. д.)
  4. Найдите в тексте слово, употреблённое неправильно.
  5. Найдите опечатку (слово пропущено)
  6. Найдите в тексте знакомые вам слова в новом, непривычном для вас значении.

(«В лесу раздавался топор дровосека»

 «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя»).

        7.   Найдите в предложении одинаковые слова и объясните их значение

(«Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат её, мальчик Иван

Тоже разбил стакан»)

     Такие задания можно предлагать учащимся не только в готовом виде, но как поисковые и даже творческие.

  1. Найдите в текстах (учебника, журналов, книг) непонятные слова и выражения и выясните их значения.
  2. Найдите в текстах, которые вы читаете слова, употреблённые в переносном смысле.
  3. Прислушайтесь к своей речи. Употребляете ли вы или окружающие слова в переносном смысле?
  4.  Найдите в текстах, которые вы читаете слова, подчёркивающие уверенность или неуверенность автора. Вспомните как можно больше слов, при помощи которых вы сами выражаете неуверенность или уверенность.
  5. Найдите случаи, знакомые слова, употреблялись в непривычном смысле.
  6. Составьте маленькие рассказы по данным предложениям. Используя то, что в них есть, не добавляя того, чего в них нет. ( Поваленная в прошлом году ветром, ива продолжала жить. )
  7. Объясните значение каждого слова из группы
  1. сплетать, переплетать, заплетать, уплетать;
  2. записывать, описывать, приписывать, прописывать, дописывать

       8.  Кто больше придумает слов с корнем   прав- (190 ), воз- (110 ), вод- ( 180 ), да- (280 )

 

ЗНАКОМСТВО С ЗАГОЛОВКОМ

  Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок будоражит весь личный багаж человека, актуализируя в уже имеющимся опыте представления, на которые будет опираться новое знание. Сопоставление известного с темой заголовка рождает выдвигает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы, является основой прогнозирования, т.е. даёт установку на определённое ожидание. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом до чтения, во время чтения, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Завершается эта работа после чтения текста, когда понятое фиксируется с помощью плана, конспекта, краткого пересказа. Если заголовок не удерживается в памяти, то и беседа с текстом «не клеится».

  Чем лучше обработан заголовок, тем полноценнее будет дальнейшее чтение.

  Анализ заголовка до начала чтения может строиться как ответ на ряд вопросов: что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из имеющихся знаний?  О чём можно судить по характеру заголовка?

  Работа после чтения более разнообразный характер. Один из наиболее распространённых видов такой работы – объяснение смысла названия. В чём смысл заглавия?

    Иногда автор стремится к тому, чтобы уже при входе в текст читатель знал, что ему предстоит. В таких  случаях заголовок – это краткое выражение главной мысли произведения. Есть заголовки, которые являются вопросами. Есть заголовки, которые сталкивают читателя с чем- то настолько неожиданным и непонятным, что читатель сразу  же вовлекается в самостоятельную постановку вопросов и дальше ищет ответы на них в тексте. («Всадник без головы» Майн Рида, «Лужа Бородатой Свиньи» А.Грина, «Голова профессора  Доу-

эля»А.Беляева). Заголовки могут: отражать отношение автора к персонажам («Добрый человек из Сезуана»Б.Брехта), обозначать главное действующее лицо («Евгений Онегин»А.Пушкина),

время изображаемых событий ит.д. Стоит ли обдумывать заголовки, если предположения могут оказаться неверными? О чём «Собака Баскервилей»? Стоит ли настраивать себя на какие – либо ожидания? Да, стоит. Ожидание придаёт чтению напряжённость и остроту. Если оно оправдывается, читатель испытывает удовлетворение, если нет, удивляется неожиданности.

 

Тренировочные задания.

  1. Вспомните (найдите ) заголовки, выражающие главную мысль; сформулированные в виде вопроса; непонятные; обозначающие место действия, имя главного персонажа, время действия; выражающие отношение автора к персонажам; передающие эмоциональное состояние автора;
  2.  Вспомните названия произведений соответствующие содержанию, не соответствующие содержанию, включающие выразительную деталь
  3. Вспомните названия книг, ясно показывающие их жанр: 1) произведение на историческую тему; 2) приключения и фантастика; 3) научно – популярное  произведение; 4) сказка

  Итак, проникновение в главную мысль начинается «у входа» в текст: при встрече с заголовком и эпиграфом. Установка на выделение главного организует всю работу над пониманием, направляет её на всех этапах чтения.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ

  Теперь мы обратимся к работе читателя по ходу чтения.

  Мысль, реализованная в тексте, воспринимается читателем настолько, насколько он готов её воспринять. Эта готовность возникает благодаря тому, что с самого начала чтения  в нашем внимании, в наших мыслях и воображении удерживается не только то, что читается в данный момент, но и  сознательно или несознательно, правильно или неправильно, мы в общих чертах предугадываем , о чём пойдёт речь.

   Процессом прогнозирования  читаемого управляют, с одной стороны текст, с другой – сам читатель, обладающий багажом знаний и умений. Получив первую дозу информации от текста, читатель сразу же включает в работу что- то из своего багажа, имеющее отношение к этой информации. Встреча текстовой информации с жизненным опытом приводит к возникновению вероятностного прогнозирования. Что это такое? Теннисист направляет свою ракетку не туда, где сейчас находится мяч, а туда, где по его предположению он будет через несколько секунд. Грибник прежде всего осматривает те места, где, по его предположению, должны быть грибы. Вероятностное прогнозирование  - это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Благодаря вероятностному прогнозированию у читателя возникает  определённый эмоциональныё и смысловой настрой  на последующий текст. Такое ожидание – это мостик, сцепляющий куски текста, ещё один смысловой пласт в понимании.    Все помнят стихотворение С.Я.Маршака  «В гостях у королевы»:

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы, у английской.

- Что видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

  Игрой смыслов между предложениями – сцеплений – высмеивается человеческая ограниченность, которая весь окружающий мир воспринимает сквозь призму своих недалёких интересов. Взятые по отдельности, эти предложения не дали бы такого эффекта.

  Вот как об этом писал Л.Н Толстой:»Во всём, почти во всём , что я писал мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берётся одна из того сцепления, в котором находится. Само же сцепление составлено не мыслью, думаю, а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами нельзя.»

  Сцепление соединяет части текста таким образом, что мысли и чувства, выраженные в каждой из частей, взаимно усиливают и проясняют друг друга. По Л.Н.Толстому, секрет искусства состоит в «бесконечном лабиринте сцеплений».

  Умственные действия: возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста – все это заполняет сцепления и составляет особый вид общения с текстом, который условно можно назвать диалогом с текстом. Посмотрим,  как протекал  бы диалог, на примере стихотворения Новеллы Матвеевой, если бы мы не знали его названия

     Какой-то странный тихий звук

     Раздался в тишине.

Сразу же возникает вопрос: что это за звук? Это наверняка не звук проезжающей машины, не завывание ветра, не лай собаки – такие звуки странными не назовёшь. Но что это может быть? Здесь предположений может быть очень много, что область поиска ограничена. Мы начинаем ждать ответа из текста.

     Одной струной запела вдруг

     Гитара на стене.

Ответ получен, но тут же возникает следующий вопрос: почему она вдруг запела? Может быть содрогнулась стена? Но это случается при стихийных бедствиях. Однако спокойная интонация стихотворения исключает возможность такого предположения. Или кто-то невидимый коснулся к её струнам? Возникает новое ожидание.

     Стоит глубокий час ночной,

     И я включаю свет.

Нам хочется вместе с автором узнать, почему зазвучала струна. Теперь освещённая комната должна пролить свет на таинственное происшествие.

     Струна дрожит сама собой,

     А музыканта нет.

Наверное, думаем мы, стена вибрировала, или музыкант успел спрятаться.

     И только муха на стене

     Блуждает наугад.

Вот, значит, кто играл на гитаре. Но неужели, если муха дотронется до струны, гитара запоёт? Нет! Этого не может быть!

     У мухи есть на лапках клей.

А, вот в чём дело!  Теперь мы уверены, что всё отгадали, но хорошо бы в этом убедиться.

     Ну как ей не сыграть,
    Когда иначе лапку ей

     От струн не отодрать

  Зададимся вопросом: что является внутренним содержанием диалога, что им движет?

Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. Это попутчики от первого шага (осмысления заголовка) до заключительного акта процесса понимания – выделения главной мысли и создания её словесной формулировки. Они подсказывают вопросы, рождают гипотезы, создают прогнозы на разных уровнях постижения текста и организуют само контроль.

  Если читатель не безразличен к содержанию текста, то по ходу чтения у него возникают вопросы: почему? Что из этого следует?  Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно- следственных отношений, пронизывающих текст.

Тренировочные задания.

  1. Попробуем свои силы в прогнозировании.

Задание1. Допишите словосочетания, угадав недостающие слова: перочинный..., грецкий ..., окладистая ..., карие ...,  кромешный ..., кромешная ...

 Задание 2. Догадайтесь, какие слова здесь нужно вставить

Задание 3. Допишите текст.

Задание4. Восстановите пропущенные строчки.( в стихотворении и т.д.)

  1. Теперь попробуем поработать со сцеплениями.

Задание 1.Составь пословицы из частей которые потеряли друг друга.

Задание 2. Закончите данный отрывок. ( Однажды у Альберта Эйнштейна Спросили:»Как появляются изобретения в наши дни?» «Очень просто!» -  ответил Эйнштейн. – Все знают, что это невозможно. ...» Ответ: «Случайно приходит один невежда, который этого не знает.»)

Задание 3. Восстановить рассыпанный текст.

Задание 4.Соберите рассыпанные предложения.

Задание 5. Распутайте «путаницы» и «небывальщины».

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ  МЫСЛИ

  Представим себе, что школьник научился беседовать с текстом. Достаточно ли этого для полного понимания материала? Нет, не всегда. Многие школьники даже после обстоятельной беседы с текстом пасуют, когда их просят выделить главную мысль. Как же помочь школьнику в формировании этого умения?

  Как развивается проникновение читателя в главные мысли текста?  Вспомним основные этапы работы над текстом. Первый – до начала чтения текста – обдумывание заголовка и эпиграфа. Второй – работа по ходу чтения, т.е. ведение диалога и использование сопутствующих ему приёмов. И вот чтение закончено. Что на этом этапе добавляется к пониманию? Когда можно считать, что понимание достигнуто?  Когда текст прочитан и все его смысловые вехи схвачены,  происходит понимание прочитанного как единого целого.

 Вот ответы на вопрос «Какова главная мысль в рассказе Н.Г.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка»? учителей  2-го класса. «Нужно помогать друзьям в беде», «Тёме удалось вытащить Жучку, потому что он был смелым», «Любовь к животным». Дети написали «Тёма спас Жучку».Но главная мысль более глубокая. Тёма проявил такую силу любви к своему четвероногому другу, что оказался способным на подвиг. Выделение главной мысли – задача непростая. Выделите главную мысль в известной народной сказке «Курочка Ряба».

  Только полное вычерпывание всех смыслов текста даёт возможность адекватно его понять и адекватно выделить главную мысль.

   Что бы научиться и приучиться выделять главную мысль, необходимо соблюдать следующие условия.

  Первое  - чтобы ученики знали, что эта цель стоит перед ними  всегда, при каждом взаимодействии с текстом. Вопросы: «Что здесь главное? Что здесь важнее всего?» должны стать привычкой.

   Второе – вычерпывание смыслов из каждого слова, словосочетания, предложения, а так же из их монтажа.

   Третье – постоянная работа по прогнозированию на всех уровнях – от слова до целого текста.

Тренировочные задания.

  1. Найдите в тексте строчки, в которых выражена главная мысль.
  2. Найдите в тексте слова, которые выражают главную мысль
  3. Объясните главную мысль в тексте. Объясните её своими словами.
  4. Объясните смысл этого стихотворения (басни, рассказа)
  5. По каждому из данных предложений напишите небольшой рассказ, ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская.
  6. Сравните пословицы
  7. Придумайте сказку или небольшой рассказ, основываясь на следующем тексте.

  Итак, читатель завершил чтение текста. Провёл диалог. Выделил главную мысль. Достаточно ли этого? Для тех, кто учит, достаточно. А для тех, кто стремиться поумнеть? Тем нужно гораздо больше. Добывать это большее каждый читатель сможет, если привыкнет задавать вопросы:

  Как соотносится то, что я прочитал, с тем, что уже знаю?

   Что ещё хотелось бы узнать об этом?

   Как можно оценить то, о чём я сейчас прочёл?  Что положительно, что отрицательно?

   Возможны ли другие пути решения этих вопросов?

   Какие причины породили эти события?

   Каковы возможные последствия?

  ПАМЯТКА ЧИТАТЕЛЮ

  1. До чтения текста.

 Начинай работу с заголовка. Настраивай себя для дальнейшей работы с текстом.

  1. По ходу чтения

Ведите диалог с текстом. Выявляйте скрытые в тексте вопросы, стройте предположения, и проверяйте их. Походу диалога постарайтесь осознать, что вам непонятно.

  1. После чтения.
  2.  Попытайтесь выразить главную мысль текста. Читайте повторно трудные для вас части.
  3. Проверяйте себя.

Литература:

Г.Г. Граник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит», М: Педагогика, 1991