Читательская конференция "По страницам детских журналов"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Кокарева Ольга Игоревна

Конспект урока литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_otkrytyy_urok_3b_klass_-_kopiya.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Читательская конференция  «По страницам детских журналов»

3Б класс

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Кокарева О.И.

Читательская конференция  «По страницам детских журналов»

Цели: ознакомить учащихся с правилами общения, спора; учить формулировать и доказывать свою мысль; развивать коммуникативно – речевые навыки-умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему; воспитывать читательский интерес.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с  содержанием, главной мыслью; отличить журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме, отвечать на вопросы учителя.

Оборудование: выставка детских журналов, компьютер, проектор, карандаши, материалы к журналу, текст рассказа, планы конференции, тесты, правила общения на конференции.

                                                 Ход урока.

1.Организационный момент.

Участники занимают места, к одежде прикрепляют бейджики, раздается программа выступлений.

Учитель. Здравствуйте ребята, дорогие гости! Мне приятно видеть вас на нашем уроке литературного чтения. Пусть этот день принесет и взрослым, и детям радость общения. А теперь пришло время поздороваться с нашими гостями.

2.Постановка целей.

Учитель.

-Прочитайте высказывания.(на доске)

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. Фрэнсис Бэкон

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать. Ян Амос Коменский

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро.

-Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на конференции?

(Для чего необходимо читать, чему хорошему научит чтение, как чтение помогает в жизни)

Только ли книги помогают нам найти информацию, узнать что-то интересное. (нет не только)

- Где мы можем найти логические задания и кроссворды, анекдоты и стихи, песни и др.? Эту вещь можно взять с собой в дорогу и она поможет не скучать. ( из детских журналов)

- Итак, начнём нашу читательскую конференцию.

3.Читательская конференция.

-У вас на партах находится план конференции. Ознакомимся с ним.

 Знакомство с планом и правилами конференции.

-Прочитайте программу нашей конференции. Она пройдет в четыре этапа.

Первый этап. Правила общения на конференции.

-Давайте проговорим правила общения на конференции.

На конференции нужно:

  • быть внимательным;
  • не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
  • не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
  • не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
  • если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

Учитель:

-Кроме того, к конференции приготовили свои вопросы оппоненты. Оппоненты- это люди, которые выступают с возражениями, т.е. они оппонируют, возражают докладчику. Не бойтесь этих возражений, постарайтесь их опровергнуть, доказать свою точку зрения.

Второй этап. Выступления.

  1. Мурзилка – журнал увлекательный

(Докладчик освещает в своем выступлении об истории возникновения журнала, рубриках.)

Оппоненты:

- Для чего нам нужны журналы, ведь сейчас  большой  выбор книг?

                 ( Не всегда родители могут подобрать хорошие книги для детей нужного возраста)

2. Журнал Фантазёры

Оппоненты:

  • Есть ли в издании ответы на сканворды и ребусы ?
  • Нет. Но в следующем номере есть ответы и себя можно проверить. Это очень удобно.

3.  Журнал «Саша и Маша»

Оппоненты:

Для каких целей авторы журнала включают в него небольшие рассказы?

(Рассказы содержат мудрые изречения  и учат мудрому.)

4. Журнал «Непоседы»

-Любую информацию можно найти сейчас в сети интернет. Для чего вообще теперь нужны журналы?(В журналах содержится информация, которая соответствует нашему возрасту и интересам, журнал можно взять с собой в дорогу.)

5. Журнал «Фабрика загадок»

Третий этап. Знаете ли вы?

- А сейчас мы увидим и другие журналы для детей из презентации.

4. Физминутка.

          Вы,  наверное,  устали?

          Ну,  тогда  все  дружно  встали

          Ножками  потопали

          Ручками  похлопали,

          Покрутились,  повертелись

          И  за  парты  все уселись.

          Глазки  крепко закрываем,

          Дружно  до  пяти  считаем.

          Открываем.  Поморгаем.

          И  работать  продолжаем.

5. Продолжение работы по теме.

Третий  этап. Работа с материалами журналов.

Ребята, в одном из детских журналов есть рубрика «Детектив – клуб». Хочу вас с ней познакомить. В ней даётся какая-нибудь история, а затем вопрос.

    - Давайте прочитаем один из таких рассказов.

Чтение рассказа «Тайна одного подарка».

   - Попробуем ответить на заданный вопрос.

Тайна одного подарка

Афанасий Потапович Львов, в прошлом бравый гусар N-ского полка, а ныне просто любящий дед, ждал внуков, сидя в своем кабинете, и прислушивался к капели за окном. Не то чтобы весна уже наступила, более того, еще вчера на улицу невозможно было выйти из-за сильного мороза, но сегодня с крыши подтекало.

Мы пришли! — радостно возвестили внуки, гурьбой влетая в кабинет.

С трудом разместившись на узком диванчике, они приготовились слушать очередную порцию рассказов из насыщенной детективными сюжетами жизни деда.

Что ты нам сегодня расскажешь? — спросил Денис, упираясь подбородком в лакированную поверхность стола, стоявшего рядом с диваном.

Пришла мне тут на память одна история... Помнится, было это году эдак в 18... Я тогда служил под началом князя К., а полк наш квартировал в городе Т. Именно там мы с корнетом М. сдружились особенно крепко. Постоянно пропадали то на балах, то на званых приемах, а то устроим себе выход на природу, организовав или рыбалку, или охоту. Именно на почве пристрастия к охоте и рыбалке мы и сдружились. Мы бьг пропадали в лесу сутками, но у корнета М. была аллергия на пыльцу. <...>

Но я опять отвлекся... У нас уже не было друг от друга секретов. А поскольку мы ничего друг от друга не скрывали, я узнал, что мой друг влюблен в дочь господина Т., мадемуазель Мари Т., какую-то дальнюю родственницу моей матушки. Что это была за девушка! Более очаровательное существо трудно себе представить. Мало того, что она обладала просто ангельской внешностью — аккуратное личико сердечком с остреньким подбородком, большие голубые глаза и вьющиеся белокурые локоны, так и характер у нее был под стать ее облику.

Сама мадемуазель Т. была сестрой милосердия в больнице, и все лежащие там просто души в ней не чаяли. А бедные были готовы просто жизнь за нее отдать. Дело в том, что Мари организовала в городе благотворительную организацию для помощи малоимущим и неимущим.

И естественно, что все мужское население города тоже было влюблено в этого ангела! И вот мой друг тоже не стал исключением. Но его проблема была в том, что он был крайне застенчивым молодым человеком, а для того чтобы выделиться из толпы обожателей Мари, было необходимо совершить какой-нибудь героический поступок. Нет, корнет мог бы его совершить, но признаться в том, что именно он его совершил, он уже не смог бы.

А мужчины на что только не шли ради улыбки прекрасной мадемуазель Т.! <...>

В общем, корнет М. бледнел, худел и только вздыхал... А я даже не представлял, как ему помочь... Ведь не мог же я, в самом деле, объясниться перед Мари вместо него?

И вот как-то получаем мы приглашение на бал от господина Т. Естественно, мы приводим в порядок свою форму, я велю седлать лошадей, и тут корнет М. передумывает ехать. Просто ни в какую. «Не поеду, — говорит, — и все тут!» Я пытаюсь его уговорить, уверяя, что на балу может представиться возможность поговорить с Мари, и кто знает, может, повезет...

В общем, получилось так, что я уехал вперед, а он должен был подъехать позже. Приехать-то он приехал, но тут же собрался уезжать. «Не могу, — говорит, — я в таком виде предстать перед Мари — нос распух, глаза красные»,— и так далее. И никак я не могу его уговорить остаться.

А Мари была необыкновенно прелестна в этот день. Ее одаривали сладостями, книгами и всевозможными безделушками. А один из ее поклонников, который имел связи в ботаническом саду, принес для девушки пару бабочек в большом круглом аквариуме, а ведь на улице была зима! Явно они до этого жили в тепле...

Неожиданно Мари подошла ко мне за советом. Оказывается, неизвестный поклонник принес ей цветы, ее любимые ландыши, но она не знает кто. Букет был передан через прислугу, а никакой записки там не было... А ей было так приятно получить — зимой! — букетик ландышей. Но от кого? Поразмыслив, я понял, кто оказался дарителем.

— Кто подарил мадемуазель Т. цветы? (Цветы подарил корнет М. В тексте есть оговорка, что у него аллергия на цветочную пыльцу, а на приеме у него началась аллергия — распух нос и покраснели глаза.)

Четвёртый этап. Проверь себя.

Тест по теме «Из детских журналов».                                                

 Фамилия, имя.

1. Какой из этих журналов не является детским?

а) «Ёж»                            в) «Колобок»

б) «Чиж»                          г) «Здоровье»

2Как расшифровывается название журнала «Чиж»?

а) «Чрезвычайно интересная жизнь»

б) «Честный интересный журнал»

в) «Честный искренний журнал»

г) «Чрезвычайно интересный журнал»

3Какое стихотворение написали Н. Гернет вместе и Д. Хармс вместе?

а) «Веселые чижи»

б) «Очень-очень вкусный пирог

в) «Игра»

г) «Что это было?»

4Кто автор стихотворения «Чудаки»?

а) Д. Хармс                     в) Ю. Владимиров

б) А. Введенский            г) С. Маршак

5Найдите правильное значение слова «таратайка».

а) двухколесная повозка

б) трехколесная повозка

в) четырехколесная телега

г) деревянные сани

6. Настоящее имя Д. Хармса.

а) Даниил Ювачев          в) Дмитрий Ювачев

б) Даниил Хармс             г) Дмитрий Хармс

7. Выберите автора стихотворений «Веселые чижи», «Что это было?»

а) С. Маршак                    в) С. Михалков

б) Д. Хармс                       г) Б. Заходер

8. На что потратили один пятак Чудаки – герои стихотворения Ю. Владимирова?

а) Кушак

б) Тулуп

в) Фартук

6. Итог конференции.

  -  Какие  журналы  любите  читать  вы?  

  - О  каких узнали  только  сегодня  и  вам захотелось  их  прочитать?

-Захотелось ли вам стать писателем?

-О чем бы вы рассказали читателям?

-Чьи выступления вам понравились?

7. Домашнее задание.

Читать  журналы,  которые  вам  понравились.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Читательская конференция  «Из детских журналов»

                                         План конференции.

 Первый этап. Правила общения на конференции.

Второй этап. Выступления.

Третий  этап. Работа с материалами журналов.

Четвёртый этап. Проверь себя.

                           Правила общения на конференции.

На конференции нужно:

  • быть внимательным;
  • не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
  • не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
  • не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
  • если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.

"Мурзилка" - детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 90 лет своего существования  его выпуск не прерывался ни разу. 


Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книга для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится. Журнал «Мурзилка» - зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. Не всегда родители могут подобрать хорошие книгидля детей в нынешнем разнообразии детских изданий – редакция «Мурзилки» проводит большую работу по отбору лучших образцов детской литературы, а детские художники создают яркие и запоминающиеся иллюстрации к ним.  «Мурзилка» - это не только детская газета с рассказами и сказками для детей, это еще и полезное детское чтение. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка ( «Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры ( «Чемпион»), ОБЖ ( «Школа безопасности»), изобразительного искусства ( «Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры и кроссворды, загадки и головоломки, ребусы, раскраска и несколько конструкций-самоделок.

Несмотря на солидный возраст «Мурзилки», он остается современным и актуальным, и как и 90 лет назад любим современными детьми.

«Фантазёры»

Обложка журнала говорит о себе, что в журнале есть гороскопы, тесты, игры, комиксы, ребусы головоломки, призы, конкурсы, сканворды, переписка. Уже этого достаточно чтобы открыть и просмотреть, а может, и почитать журнал. А, открыв его, мы встречаемся еще и с другими страничками: “Моя галерея”, “Твой календарь”, “Смешная страничка”, “Сканворденок в картинках”, “Знаешь ли ты?”,  комиксы, “Супер соображалка”, “Издательство “Букварь” представляет”, “Издательство “Эксмо” представляет”, “Мой живой уголок”, “Компьютерные игры”, “Тест от Даши Почемучки”, “Английский и немецкий ”, “Твой гороскоп”, “Переписка” - вот далеко не полный перечень развлечений, предлагаемых журналом.

Мне понравилась рубрика “Живой уголок”, где я прочла научно-познавательную статью о кошках “Священные животные”.

С древних пор кошки жили рядом с человеком, спасая его от грызунов. Люди им были благодарны на столько, что, например, в Древнем Египте богиню радости и веселья Баст изображали в виде женщины с головой кошки. В Бубастисе возвели храм, в котором жили тысячи кошек, а затем там появилось и кладбище для них. Виновного в убийстве кошки забрасывали камнями. В Китае кошка считалась символом долголетия и благополучия. Крестьяне выносили кошку в поле, чтобы она принесла им хороший урожай. Мусульмане тоже доброжелательно относились к кошкам. В Коране есть запись, где рассказывается о том, как кошка заснула на крае плаща Магомета, а пророку надо было идти. Тогда он обрезал край своего плаща, чтобы не будить кошку. А вот в Европе кошка приобрела совершенно противоположное значение. Из священного животного она превратилась в дьявольское существо. Одноцветные белые и черные кошки подвергались особому гонению. Их обвиняли в связи с нечистой силой. Утверждали, что в них превращаются ведьмы.

   Журнал  «Саша и Маша»  познавательно-развлекательный.  В  нем  много  материала,  который  будет  интересен  детям  от  7  до  14  лет.  Красочное  яркое  оформление  журнала  делает  его  привлекательным  для  читателей.  В  нем  есть  страничка,  где  собраны  песни  и поговорки  народов  России  и  других  стран. Рубрика   «Узнавай  и  удивляйся»,  знакомит  нас  с  жизнью  и  обычаями  разных  народов.  Мне  очень понравился рассказ  Игоря  Шкляревского  «Как  в  Париже  судили  собаку»:

   К  судье  пришел  мясник  и  притащил  на веревке  собаку.  Он  требовал,  чтобы её повесили,  так  как  она  украла  кость  и  укусила  мясника.  Защищать  пса  стал  великий  адвокат  средневековья  Варфоломей  де  Шансе.  Он  выяснил,  что  кость  упала  на  пол  когда  мясник  рубил  мясо,  а  когда  мясника  заставили  вымыть  руки,  то выяснилось,  что  на  нем  не  было  и  царапины.  «Бог  создал  её  так,  чтобы  она  добывала  себе  пищу  зубами.  И  никто  не  учил  её  «не  кради»,  не  кусай -  говорил адвокат.  Собаку  не  только  не  повесили,  но  и  присудили  мяснику  накормить  её.  Когда  в лавке мясника  ей  предложили  миску  с  мясом  собака  не  стала  есть  до тех  пор,  пока  адвокат  ей  не  разрешил.  А когда вор  хотел  пронести за  спиной  мясника  украденное,  зарычала  на  него.

  Удивленный  мясник  пожелал  оставить  такую  умную   и  полезную  для  лавки   собаку,  но  она  не  пожелала  остаться с  ним,  а  побежала  за  умным  адвокатом.  Рассказ  заканчивается     мудрыми  словами: «Даже  бездомная  собака  не  всегда  выбирает  хозяина  с мясом».  В  журнале  есть  страничка  для  изучающих  английский и  немецкий  языки. Для  тех  кто  любит  делать  поделки  своими  руками  есть  страничка  с  выкройками  и полезными  советами – «Ателье  Марьи  Искусницы».   Здесь  же  можно   найти  себе  адрес  друга  по  переписке – «Здравствуй  незнакомый  друг».

  «Олимпийские  истории»,  «Живой  уголок»,  «Говорят  малыши»,  «Вот  это  да!»  «Как? Почему? Зачем?»,  «Тебе  в  коллекцию» - такие  странички  есть  в журнале  -  на  всякий  вкус. Для  любителей  кроссвордов,  загадок,  логических  задач  организованы  конкурсы  с  призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Весёлые картинки". Как получаются легенды?

Данный материал позволяет познакомить учащихся  с понятиями "миф" и "легенда", работая с текстами Остера Г.Б. и текстом легенды Александра Лазарева из книги "Легенды Южного Урала", составитель Ки...

Презентация по теме "Путешествие по страницам детских журналов".

В презентации собраны материалы о детских журналах начиная с 1921 года по наши дни....

Урок "По страницам детских журналов"

Конспект урока и презентация...

По страницам детских журналов. Вторая жизнь старого журнала.

Урок литературного чтения 2 класс "Школа России" (интегрированный урок литературное чтение, технология)....

«По страницам детских журналов». Презентация интересных материалов из журналов

Цель урока: познакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой; развивать творческие способности, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов....