КТП Литературное чтение 2 класс УМК РИТМ
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс УМК Ритм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_ktp_2kl_ritm.docx116.13 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Примечания

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия

(УУД)

личностные

результаты

Первое сентября —первый день календаря (3 ч).

1

Стихи и рассказы

о школе. С. Я. Маршак

«Сентябрь», «Первый день  календаря». Отрывок;  Я. Л. Аким «Где ты ходишь, осень?»;

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение учителем раз-личныхтекстов).

Письмо. Отработка навыков построения письменных текстов соответственно нормам письменной речи и с использованием выразительных средств языка.

Чтение. Адекватное пони-мание содержания прочитанного текста; овла-дение различными видами чтения.

Говорение (отработка комму-

никативных УУД). Построение мо-

нологического высказывания; диалогическое общение; адекватное   использование речевых средств для эффективного    решения коммуникативных задач; умение пользоваться нормами речевого этикета. Работа с текстом. Работа над содержанием; обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков

построения оценочного высказывания; отработка навыков сравнения текстов и элементов текста. Анализ художественного произведения. Персонажи произведения в их поступках и речи; отношение автора к персонажам; рассказ от первого лица; этикет поведения и речевого общения (выработка коммуникативных УУД).

Литературоведческая пропедев-

тика. Формирование первоначальных представлений о теме произведения, о прямом и переносном значениях слова.

Творческая работа.

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста;работа с многозначными словами, со словами, имеющими уменьшительно-ласкательные суффиксы

Адекватное понимание содержания

звучащей речи.

Создание письменных текстов разного типа, адекватных по содержанию и форме. Чтение вслух и просебя слов, предложений, текста.

Выборочное чтение для получения

определенной информации.

Выразительное чтение небольших

текстов, стихотворных

и прозаических.

Создание коротких монологических

текстов с опорой на авторский текст

или собственный опыт; участие в диалоге при обсуждении содержания произведения; использование этикетных формул приветствия.

Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; сравнение текстов, близких по форме и содержанию. Характеристика поведения

персонажей; определение авторской позиции; оценка речевого поведения персонажей. Формулировка темы произведения; обнаружение в тексте прямого и переносного значений слова. Обнаружение в тексте речевых примет рассказа от первого лица; определение конкретного значения слова в контексте; сравнение двух речевых вариантов для выражения одного и того же; образование

слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Создание устного текста повествовательного характера (с опорой на прочитанное произведение)

Формирование потребности в общении  в коллективе  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса.

2

Е. Л.Шварц «Как Маруся начала учиться».Из повести «Первоклассница»;

3

В. В. Голявкин

«Как я под партой сидел»

«Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч).

4

В. А. Осеева «Навестила»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение. Применение норм речевого этикета; отработка навыков четкого и быстрого произно-шения (при произнесении скороговорки).

Работа с текстом. Обнаружение и понимание информации, не выраженной в тексте явно; отработка навыков построения оценочного высказывания; отличие произведений разных жанров; членение текста на части; работа с заглавием; передача содержания текста своими словами.

Анализ художественного произведения: персонажи произведенияв их поступках и речи; отношение автора к персонажам; нравственное содержание произведений; хорошее и плохое в поступках людей, мотивы  их поведения; этикет поведения и речевого общения (обсуждение понятия «вежливость»);комическое в художественном произведении; формирование уважительного отношения к школе и учителям посредством анализа литературного произведения; анализ жанровых особенностей

произведений (басня).

Литературоведческая пропедевтика: формирование представления о жанровом своеобразии произведений; басня как нравоучительное произведение, мораль басни и способы ее выражения; углубление представлений об основной мысли произведений; развитие представлений об иносказании; пословица как малый фольклорный жанр; скороговорка.

Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с устойчивыми выражениями;  словесное выражение основной мысли художественного произведения.

Творческая работа.

Работа с книгой

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов,

нужных для подтверждения своей мысли.

Применение этикетных формул вежливого общения с людьми; произнесение скороговорки.Создание собственных высказываний на основе содержания текста;

объяснение смысла заглавия;

сравнение текстов, близких по

содержанию; озаглавливание частей

текста; выборочный пересказ текста.

Характеристика поведения персонажей; определение авторской позиции; анализ поступков героя с точки зрения норм морали; оценка речевого поведения персонажей; обнаружение нравственных ценностей,отраженных в поведении персона-

жей; выявление отличий произведений разных жанров; определение поучительного смысла произведения.

Обнаружение жанровой специфики

басни, пословицы и скороговорки;

формулировка основной мысли

произведения.

Выявление речевых особенностей

скороговорки; определение значения фразеологизма; сравнение двух речевых вариантов выражения

одного и того же; подбор слов для характеристики персонажа.

Создание устного текста повествова-

тельного характера (с опорой на про-

читанное произведение).

Иллюстрирование.

Написание краткого отзыва

в «Дневнике читателя»  Формирование потребности в общении  в коллективе  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса.

5

О. Е. Григорьев

«Яма»; С. Я.Маршак

«Песенка о вежливости».

6

7

Н. Н. Носов

«Огурцы»

8

К. Д. Ушинский «Играющие собаки»

9

Л. Н. Толстой «Муравей

и голубка», «Лев и мышь».Басни;

10

11

И. А. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»,

«Стрекоза и Муравей».

Басни;

12

13

14

Э. Н. Успенский

«Крокодил Гена и его

друзья». Отрывки из по-

вести; скороговорки, пословицы

                                                                                 «Уж небо осенью дышало...» (8 ч).

15

Е. А. Баратынский

«Осень». Отрывок;

«Утренник».

По М. М. Пришвину;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Работа над

содержанием; обнаружение и пони-

мание информации, не выраженной

в тексте явно; осуществление расши-

ренного поиска информации; члене-

ние текста на части; образ автора

в произведении.

Анализ художественного произ-

ведения. Поэты о красоте родной

природы — поэтические картины

осени (экологическое и эстетическое воспитание); образ автора

художественном произведении;

настроение, выраженное в произ-

ведениях; расширение представлений о природе на основе художественных произведений.

Литературоведческая пропедев-

тика. Развитие представлений об

образе автора; формирование перво-

начальных представлений о звуко-

писи (без введения термина); скры-тое сравнение.

Речевая работа. Обнаружение

и анализ речевых особенностей

текста; работа с образными выраже-

ниями; выявление признаков для

наименования предметов; расшире-

ние и активизация словарного запаса

школьника.

Творческая работа.

Работа с книгой

Выборочное чтение.

Выразительное чтение: передача

эмоционального тона стихотворения,

настроения. Декламация.

Построение устного монолога

в форме рассказа (описание).

Формулировка выводов, основанных на содержании текста; создание собственных высказываний на основе содержания текста; поиск информации в сети Интернет; выделение частей художественного произведения в соответствии с выраженным

в нем настроением.

Определение эмоционального тона

произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста.

Выявление образа автора в произведении; выявление в тексте скрытого сравнения и слов, передающих звуковые впечатления об объекте.

Выявление речевых особенностей

художественного произведения

(средства создания выразительности); объяснение значения слова и выражения.

Создание устного текста повествовательного характера; иллюстрирование текста; раскрашивание картинки в соответствии с содержанием

текста. Написание краткого отзыва в «Днев-

нике читателя»

Формирование потребности в общении  в коллективе  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

16

17

Н.М. Рубцов «У сгнив-

шей лесной избушки».

Отрывок; «Недосмотренные грибы».

По М. М. Пришвину;

18

19

М. М. Пришвин «Грибы тоже ходят»;

20

В. А. Жуковский

«Птичка» В. А. Солоухин

«Деревья». Отрывок

21

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

Из романа «Евгений

Онегин»;пословицы,

загадки, приметы,

народные названия

месяцев

22

Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо»

Про хитрую лису, глупого волка и других зверей  (14 ч).

23

Русская народная сказка. «За лапоток —курочку, за курочку —гусочку»

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение. Отработка навыков четкого и быстрого произношения (при произнесении скороговорки).

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не вы-

раженной в тексте явно; отработка

навыков построения оценочного

высказывания; сравнение произ-

ведений разных жанров; сравнение

произведений одного жанра; чле-

нение текста на части; передача

содержания текста своими

словами.

Анализ художественного произ-

ведения. Специфика персонажей

сказок о животных, их отличитель-

ные признаки; выработка умения

оценивать персонаж сказки по его

поступкам и мотивам поступков;

нравственное содержание сказок

о животных; развитие первоначаль-

ных умений определять основную

мысль произведения; выработка

умения объяснять название текста. Литературоведческая пропедев-

тика. Формирование представле-

ний об основных особенностях

фольклора (коллективный автор,

устная форма существования, вари-

антность); жанровое своеобразие

сказок о животных; формирование

первоначальных представлений

о рассказе через сравнение его со

сказкой; развитие представлений

о созвучии (рифме) как средстве

выразительности.

Речевая работа. Обнаружение

и анализ речевых особенностей тек-

ста; работа с устойчивыми выраже-

ниями; словесное выражение основ-

ной мысли художественного произ-

ведения; работа с однокоренными

словами и со словами, имеющими

оценочные суффиксы; работа со

словами-названиями. Знакомство с культурно-историческим наследием. Старинные русские обычаи (родины, крестины, ку-

мовство).

Творческая работа.

Работа с книгой*

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов,нужных для подтверждения своей мысли.

Чтение по ролям (инсценирование).

Выразительное чтение.Фонетическое упражнение (скороговорка).

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;

выделение частей текста; пересказ

фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях,сходных по сюжету или по жанру.

Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм человеческой морали; оценка речевого поведения персонажей; сравнение

сказок по событиям и персонажам;

обнаружение нравственных ценностей, отраженных в произведении.

Выявление отличительных особенностей фольклорных текстов в произведениях раздела; выделение жанровых признаков сказок о животных в конкретных текстах; выявление отличий между сказкой о животныхи рассказом; определение роли со-

звучий в тексте.Выявление речевых особенностей художественного произведения (созвучие, образные слова и выражения);объяснение значения слова и выражений; выделение морфем в словах

(общий корень в ряде слов, суффиксы

с оценочным значением).

Инсценирование; создание сказки

по предложенной модели; создание

сказки или истории по пословице;

иллюстрирование; написание крат-

кого отзыва в «Дневнике читателя» Формирование потребности в общении  в коллективе  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса.

24

25

26

Русская народная сказка

«Лисичка со скалочкой»

«Сказки про теремок»

27

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев» Пословица, Загадки

28

29

Русская народная сказка

«Лиса и журавль»,

30

«Сказки о животных»

31

М. М. Пришвин

«Журка»

32

33

Русская народная сказка

«Зимовье зверей» Загадка

34

35

Русская народная сказка

«У страха глаза велики».

36

Обобщение по разделу

« Про хитрую лису, глупого волка и других зверей  »

2 четверть    -  28  ч

Делу время — потехе час (7 ч).

37

38

«Долгоногий жура-

вель», «Совушка-сова».

Русские народные по-

тешки; «Мышку по воду

послали». Литовская

потешка; «Косари».

Молдавская потешка;

«Сенокос», «Веселье».

Чешские потешки;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение. Отработка навыков чет-

кого и быстрого произношения (при

произнесении скороговорки).

Работа с текстом. Отработка навы-

ков построения оценочного выска-

зывания; сравнение разных произве-

дений одного жанра; сравнение про-

изведений разных жанров, сходных

по содержанию; работа с учебным

текстом.

Анализ художественного произ-

ведения. Выработка умения оце-нивать персонаж по его поступкам;

анализ жанровых признаков текста;

развитие представлений о жизне

подобном и условном; нравственное

содержание текстов; развитие пред-

ставлений о комическом в литера-

турном произведении.

Литературоведческая пропедев-

тика. Работа с понятием «жанр литературного произведения»; формиро-

вание первоначальных представле-

ний о жанре потешки, загадки,

шуточной народной песни, пригово-

ра; развитие представлений о созву-

чии (рифме).

Речевая работа. Обнаружение и

анализ речевых особенностей текста;расширение и активизация словарного запаса школьника.

Знакомство с культурно-исто-

рическим наследием. Пополнение

представления детей о К. Д. Ушин-

ском как писателе; знакомство с

некоторыми приметами старинно-го русского быта и развлечений

(медвежья потеха, хоровод).

Творческая работа.

Работа с книгой*

Просмотровое и выборочное

чтение.

Выразительное чтение.

Произнесение скороговорки.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру.

Выбор слов из предложенного ряда

для характеристики персонажа; характеристика персонажа по его поступкам; оценка нравственных качеств персонажа.Придумывание загадок по модели,текста — по пословице; работа с ил-

люстрацией и репродукцией лубочной картинки.Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Формирование потребности в общении  в коллективе  Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса.

39

40

К. Д. Ушинский

«Ученый медведь»;

41

«Воробей пиво варил».

Русская народная песня;

«Андрей-воробей».

42

«Я посею, я посею».

Русская народная песня

43

Обобщение по разделу

«Делу время — потехе час»

Сказки русских писателей (12 ч).

44

В. В. Бианки

«Лис и Мышонок»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение. Выработка умения переда-

вать характер персонажа через его

речь.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не выра-

женной в тексте явно; отработка на-

выков построения оценочного вы-

сказывания; построение аргументации; членение текста на части; передача содержания текста своими словами; установление последовательности событий в тексте; сравнение текстов; работа с учебным текстом.

Анализ художественного произве-

дения. Выработка умения оцени-

вать персонаж сказки по его поступкам; характеристика персонажей по содержанием литературных сказок;

формирование эстетического отношения к искусству слова; анализ авторского замысла.

Литературоведческая пропедевтика. Закрепление представлений

о народной сказке; формирование

первоначальных представлений

о литературной сказке; формирование первоначальных представлений о композиции; формирование

первоначальных представлений

о диалоге, о противопоставлении;

знакомство с одним из признаков

волшебной сказки — троекратным

повтором (по «Сказке о золотой

рыбке» А. С. Пушкина).

Речевая работа. Обнаружение

и анализ речевых особенностей текс-

та; работа с устаревшими словами,

со словами-синонимами; расшире-

ние и активизация словаря школь-

ника; словообразовательный анализ

слова как средство определения зна-

чения устаревших слов.

Знакомство с культурно-истори-

ческим наследием. Знакомство

с творчеством великого русского

поэта А. С. Пушкина; знакомство

с предметами старинного русского

быта (одежда, жилище, оружие, ут-

варь и т. п.).

Творческая работа.

Работа с книгой*

Просмотровое и выборочное чтение для нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли.

Чтение по ролям (инсценирование).

Выразительное чтение.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;

выделение частей текста; пересказ

фрагментов текста; пересказ по  составленному плану; выделение

общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру.

Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали;оценка речевого поведения персонажей; сравнение сказок по событиям и персонажам; обнаружение нравственных ценностей, отраженных

в анализируемых произведениях; восприятие красоты художественного слова. Выделение специфических признаков народной и литературной сказок в конкретных текстах; наблюдение

за последовательностью событий

в произведениях; выделение отличительных признаков диалогической речи в текстах сказок; обнаружение примеров противопоставления и

троекратного повтора в литературных

сказках. Выявление речевых особенностей

художественного произведения

(образные слова и выражения, устаревшие слова, слова-синонимы);

сравнение двух речевых способов

выражения одного содержания;

определение значений слов и выражений в тексте; определение способа образования слова. Анализ образа автора в произведени-

ях А. С. Пушкина. Инсценирование; создание устного текста-рассуждения.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

45

46

Н. Д. Телешов «Покро-

витель мышей»;

47

48

49

К. И. Чуковский «Федо-

рино горе»;

50

51

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеле-

ный...». Из поэмы «Руслан

и Людмила»;

52

53

54

А. С. Пушкин

 «Сказка орыбаке и рыбке»;

55

Обобщение по разделу «Сказки русских писателей»

Родина любимая (5 ч).

56

П. Н. Воронько «Лучше

нет родного края»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не выра-

женной в тексте явно; использова-ние информации, взятой из допол-

нительных источников; отработка

навыков построения оценочного

высказывания; сравнение произве-

дений разных жанров; сравнение разных произведений одного жанра;

работа с заглавием.

Анализ художественного произ-

ведения. Воспитание гражданст-

венности, патриотического чувства

через анализ произведений о Роди-

не; развитие первоначальных умений определять основную мысль

произведения.

Литературоведческая пропе-

девтика. Развитие представлений

о словесном повторе; слова-сино-

нимы.

Речевая работа. Обнаружение

и анализ речевых особенностей

поэтических текстов; работа с пословицами; словесное выражение основной мысли художественного

произведения; работа с однокорен-

ными словами

Просмотровое и выборочное

чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли.

Чтение наизусть. Выразительное чтение (выражение голосом эмоционального тона стихотворения;расстановка логических ударений в поэтическом тексте).

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;поиск информации в сети Интернет; выделение частей текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру; озаглавливание частей произведения.Восприятие красоты родной природы, воспетой поэтами; восприятие красоты родного слова в патри-

отической литературе; определение

основной мысли произведения.

Обнаружение в тексте и анализ примеров повтора; обнаружение в текстах слов-синонимов. Выявление речевых особенностей художественного произведения (образные слова и выражения);

объяснение значения слова и выражения; выделение общего корня в ряде слов. Создание устного текста-рассуждения. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

57

К. Д. Ушинский «Наше

Отечество». В сокраще-

нии

58

С. А. Васильев

«Россия»;

59

«Русь». По

С. Т. Романовскому; Вижу чудное приволье...».

Песня. Из стихотворе-

ния Ф. Савинова;

60

Обобщение по разделу «Родина любимая» 

«Ой ты, зимушка-зима» (4 ч).

61

62

П. А. Вяземский

«...Здравствуй, русская

молодка...». Из стихо-

творения «Масленица на

чужой стороне»;

А. А. Фет «Мама!

Глянь-ка из окошка...»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не вы-

раженной в тексте явно; отработка

навыков построения оценочного

высказывания; работа с понятием

«жанр»; сравнение произведений

по разным признакам; сравнение

разных произведений одного жанра;

работа с заглавием.

Анализ художественного произ-

ведения. Восприятие содержания

поэтического текста и настроения,

в нем выраженного; картины зимы

в представлении разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской зимней природы.

Литературоведческая пропедев-

тика. Закрепление понятия «жанр»; формирование начальных представ-

лений об олицетворении (без ис-

пользования термина); развитие

представлений о повторе как средст-

ве выразительности; закрепление

представлений о звукоподражании,

о рифме (созвучии). Речевая работа. Формирование

начальных представлений о стилис-

тической окраске слов (без введения

термина) — понятие о народно-поэ-

тической и разговорной лексике;

обнаружение и анализ речевых

особенностей текстов; работа с си-

нонимами; морфемный анализ слова

с целью определения лексического

значения слова; пополнение слова-

ря школьника.Знакомство с культурно-историческим наследием. Расширение

представлений об истоках новогод- него праздника; традиции праздно-

вания Масленицы; знакомство со

старинным новогодним обрядом

(«посевание»).

Творческая работа.

Работа с книгой*

Выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть. Выразительное чтение (тренировка вопросительной и восклицательной интонации; передача эмоционального тона стихотворения).

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;определение жанра произведения;выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету

или по жанру; озаглавливание частей

произведения.

Восприятие красоты родной при-

роды, воспетой поэтами; описание

эмоционального тона произведения.

Определение жанра произведения;

обнаружение в тексте олицетворений, словесных повторов, звукоподражания, созвучий. Обнаружение в тексте народно-поэтических и разговорных слов; выявление речевых особенностей художе-

ственного произведения (образные

слова и выражения, народно-поэтическая, разговорная лексика); объяснение значения слов и выражений; подбор синонимов

к слову; выделение морфем в слове.

Создание устного текста-описания,текста-повествования.

Иллюстрирование.

Написание краткого отзыва

в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

63

И. З. Суриков «Детство».

Отрывок; А. А. Фет

«Чудная картина...»;

64

С. А. Есенин «Бабушки-

ны сказки».

Отрывок; Празднование нового года

3 четверть- 44ч                                «Ой ты, зимушка-зима» (7 ч).

65

С. А. Есенин «Бабушки-

ны сказки».

Отрывок; Празднование нового года

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не выра-

женной в тексте явно; отработка

навыков построения оценочного

высказывания; работа с понятием

«жанр»; сравнение произведений по

разным признакам; сравнение раз-

ных произведений одного жанра;

работа с заглавием.

Анализ художественного про-

изведения. Восприятие содержания

поэтического текста и настроения,

в нем выраженного; картины зимы представлении разных авторов;

развитие эстетического чувства при

анализе красот русской зимней при-

роды.

Литературоведческая пропедев-

тика. Закрепление понятия «жанр»; формирование начальных

представлений об олицетворении

(без введения термина); закрепление представлений о звукоподражании.

Речевая работа. Обнаружение и

анализ речевых особенностей текстов; расширение словарного запаса.

Творческая работа.

Работа с книгой*

Выборочное чтение для нахождения

фрагментов, нужных для подтверж-

дения своей мысли.Чтение наизусть. Выразительное чтение.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;

определение жанра произведения;

выделение общего и отличного

в произведениях, сходных по сюжету

или по жанру; озаглавливание частей

произведения.

Выявление средств художественного отображения красот родной природы; описание эмоционального тона произведения. Определение жанрапроизведения; выявление в тексте олицетворений, звукоподражания.

Выявление речевых особенностей

художественного произведения

(образные слова и выражения, звукоподражание); объяснение значения слова и выражения.

Создание загадок.

Иллюстрирование.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

66

И. С. Никитин

«Елка». Отрывок;

В. В. Бианки

«Синичкин календарь»

67

В. В. Бианки

«Синичкин календарь.

Февраль»; «Ой ты,

зимушка-зима».

Русская народная песня;

68

Д. Б. Кедрин

«Мороз на стеклах»

 М. М. Пришвин

«Морозный день»;

69

Ч. Янчарский «Мороз».

Глава из повести

«Мишка Ушастик».

Перевод и пересказ

В. Приходько;

70

Русская масленица

71

Обобщение по разделу

«Ой ты, зимушка-зима»

Словесные забавы (16 ч)

72

73

Скороговорки;

Н. П. Колпакова «Ненецкая скороговорка»;

Говорение. Отработка навыков

четкого и быстрого произношения

(при произнесении скороговорки).

Работа с текстом. Обучение вос-

приятию содержания текста при

затрудненной форме его подачи;

сравнение разных произведений

одного жанра; сравнение произведе-

ний разных жанров, сходных по со-

держанию; работа с учебным текс-

том.

Анализ художественного произ-

ведения. Развитие представлений

о комическом в произведении;

восприятие образности, вырази-

тельности шуточных народных

произведений как проявления

наблюдательности народа; народные шуточные произведения разных

жанров как отражение ментальности народа.

Литературоведческая пропедев-

тика. Работа с понятием «жанр

литературного произведения»;

расширение представлений о жанрах

(скороговорки, загадки, шуточные

народные песни); формирование

представления о таких жанрах,

как колыбельная песня, небылица,

докучная сказка; развитие представ-

лений о созвучии (рифме).

Речевая работа. Определение рече-

вых особенностей текста; расшире-

ние и активизация словарного запаса

школьника.

Знакомство с культурно-исто-

рическим наследием. Знакомство

с некоторыми приметами старин-

ного русского быта.

Творческая работа.

Работа с книгой*

Просмотровое и выборочное

чтение. Выразительное чтение.

Произнесение скороговорки Создание собственных высказываний на основе содержания текста;

выделение общего и отличного

в произведениях, сходных по сюжету или по жанру.

Выделение средств выражения ко-

мического в народных шуточных

произведениях разных жанров; отгадывание загадок; выявление национальной специфики народных произведений.

Выделение жанровых признаков

в скороговорках, загадках, шуточных

народных песнях, небылицах, докучных сказках; определение роли созвучий в тексте.

Выявление в тексте звукописи,

созвучий, образных слов, устаревших слов и определение их роли в произведении; объяснение значений слов и выражений.

Придумывание скороговорок по модели; иллюстрирование.Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

74

75

Загадки

76

77

Колыбельные песни,

присловья; «Женитьба

комара». Русская народ-

ная песня

78

79

Пословицы, загадки.

80

81

Небылицы;

82

83

К. И. Чуковский «Путаница»;

84

Молчанки

85

86

Докучные сказки

87

Обобщение по разделу

« Словесные забавы »

Сказки разных народов (6 ч).

88

Сказки о животных.

«Хвост».

Чукотская сказка;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение. Выработка умения пере-

давать характер персонажа через его речь. Говорение*.

Работа с текстом. Отработка на-

выков построения оценочного

высказывания; передача содержания текста своими словами; сравнение текстов по разным признакам;

работа с учебным текстом; исполь-

зование информации, взятой из

дополнительных источников.

Анализ художественного произ-

ведения. Знакомство со своеобра-

зием сказок разных народов; выра-

ботка умения оценивать персонаж

сказки по его поступкам; работа

над нравственным содержанием

сказок; национальная специфика

сказок — сравнение сюжета и пер-

сонажей русских сказок и сказок

других народов.

Литературоведческая пропедев-

тика. Закрепление понятия «сказка

о животных»; формирование пер-

воначальных представлений о

сказке-объяснении; формирование

понятия о противопоставлении как средстве создания выразительности.

Речевая работа. Работа с речевы-

ми средствами характеристики

персонажа.

Знакомство с культурно-истори-

ческим наследием. Знакомство

с некоторыми особенностями быта

разных народов (чукчи, эвенки,

африканские народы).

Творческая работа.

Работа с книгой*

Выборочное чтение.

Создание собственных высказыва-

ний на основе содержания текста;

выделение частей текста; пересказ

фрагментов текста; выделение общего и отличного в произведениях, сходных по сюжету или по жанру;поиск информации в энциклопедии или сети Интернет.

Характеристика поведения персонажей; анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение сказок по событиям и персонажам; выявление нравст-

венных ценностей и национальной

специфики, отраженных в анализируемых произведениях. Выделение специфических признаков сказки о животных в конкретных

текстах; обнаружение признаков сказки-объяснения в анализируемых текстах; обнаружение в тексте противопоставления.

Выбор слов для описания персонажей.

Создание сказки-объяснения.

Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

89

90

«Олешек и солнце». Эвенкийская сказка.

Пересказ Н. П. Колпако-вой

91

92

«Кто сильнее?».

Африканская сказка.

Перевод М. А. Смирновой

93

Обобщение по разделу

«  Сказки разных народов »

О братьях наших меньших (11 ч).

94

Н. М. Рубцов

«Воробей», «Коза», «Ласточка»

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение. Выработка умения пере-

давать характер персонажа через

его речь.

Говорение*.

Работа с текстом. Отработка

навыков построения оценочного

высказывания; чл части; передача содержания текстасвоими словами; установление последовательности событий в тексте; составление плана текста;сравнение текстов; работа с текстомописанием; работа с учебным текстом.

Анализ художественного произве-

дения. Эмоциональное и этическое

развитие учащихся на материале

произведений о животных, воспита-

ние бережного отношения к приро-

де, животным; определение главной

мысли произведения, выявление ав-

торского отношения к персонажу на

основе анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика. Развитие представлений

о реальном и условном изображении; развитие представлений о понятиях «персонаж», «сказка»,«рассказ»; развитие представлений об образе автора; формированиепредставлений об олицетворении (без использования термина  Речевая работа. Определение рече-

вых особенностей текста; расшире-

ние и активизация словаря школь-

ника; работа с многозначными сло-

вами.

Знакомство с культурно-истори-

ческим наследием. Расширение

представлений о предметах старин-

ного быта.

Творческая работа.

Работа с книгой*

Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов, нужных для подтверждения своей мысли. Чтение наизусть.

Выразительное чтение.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей текста;пересказ фрагментов текста; пересказ по составленному плану;

выделение общего и отличного

в произведениях, сходных по сюжету или по жанру.

Определение эмоционального тона

и настроения произведения; характеристика поведения персонажей;

анализ поступков персонажей с точки зрения норм морали; сравнение

произведений по событиям и персонажам; восприятие красоты художественного слова.

Выделение отличительных жанровых признаков сказки и рассказа(условное и реальное); характеристика автора произведения на основе содержания и формы его произведений; обнаружение олицетворений в текстах.

Анализ звукописи, олицетворения

(без термина), разговорных слов как

речевых особенностей произведений

о животных; понимание и использование новых (незнакомых) слов; определение значений слов в тексте. Создание сказки-объяснения по модели.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

95

96

К. Г. Паустовский

«Барсучий нос»;

97

98

Б. П. Корнилов «Как от

меда у медведя зубы на -

чали болеть»;

99

100

О. Туманян «Кот-скорняк». Перевод

С. Я. Маршака;

101

М. М. Пришвин

«Как поссорились кошка

с собакой

102

М. М. Пришвин

 «Собака-идеа-

Лист»

103

М. М. Пришвин

 «Жулька и

бабочка»; Н. М. Рубцов

«Про зайца»

104

Обобщение по разделу

«   О братьях наших меньших »

Прилетел кулик из заморья — принес весну из неволья (12 ч).

105

Ф. И. Тютчев «Весна»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не вы-

раженной в тексте явно; членение

текста на части; работа с заглавием;выражение образа автора в произведении; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; передача содержания текста своими словами; построение

аргументации.

Анализ художественного произ-

ведения. Поэты о красоте родной

природы — поэтические картины

весны; образ автора в художественном произведении; настроение, выраженное в произведениях; расширение представлений о весне и ее приметах; развитие наблюдательности по отношению к природе (основы экологической культуры — личностные УУД).

Литературоведческая пропе-

девтика. Закрепление представ-

лений о противопоставлении; фор-

мирование представлений об эпитетах; работа с понятием «жанр»

(речевые приметы весенних песен-

закличек).  Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выражениями; выявление признаков

для наименования предметов; рас-

ширение и активизация словарного

запаса школьника; определение лексического значения слова через описание значения морфем, его составляющих.

Знакомство с культурно-истори-

ческим наследием. Знакомство

со старинными народными весен-

ними обычаями и обрядами;

знакомство со старинным крестьянским бытом.

Творческая работа.

Работа с книгой*

Выборочное чтение.

Выразительное чтение: передача

эмоционального тона стихотворения,

настроения.

Декламация.

Построение устного монолога

в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходстви отличий текстов; подробный пересказ текста.

Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; анализ роли выразительных средств в произведении; наблюдение за природой и бережное отношение к ней.

Обнаружение противопоставлений

и эпитетов в тексте; выявление образа автора в произведении; выявление жанровых примет в конкретных текстах.

Выявление речевых особенностей

художественного произведения

(средства создания выразитель-

ности); объяснение значения слова

и выражения; использование в речи новых (ранее не знакомых) слов;

морфемный анализ производного слова.

Создание письменного текста-описания; иллюстрирование текста.

Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

106

В. В. Бианки «Синичкин

календарь. Март»;

107

108

М. М. Пришвин

«Грачи прилетели»;

В. А. Солоухин

«О скворцах»

4 четверть-28ч

109

110

А. С. Пушкин «Птичка»;

Ф. А. Туманский

«Птичка»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не вы-

раженной в тексте явно; членение

текста на части; работа с заглавием;выражение образа автора в произведении; сравнение текстов по разным признакам; работа с учебным текстом; передача содержания текста своими словами; построение

аргументации.

Анализ художественного произ-

ведения. Поэты о красоте родной

природы — поэтические картины

весны; образ автора в художественном произведении; настроение, выраженное в произведениях; расширение представлений о весне и ее приметах; развитие наблюдательности по отношению к природе (основы экологической культуры — личностные УУД).

Литературоведческая пропе-

девтика. Закрепление представ-

лений о противопоставлении; фор-

мирование представлений об эпитетах; работа с понятием «жанр»

(речевые приметы весенних песен-

закличек).  Речевая работа. Обнаружение и анализ речевых особенностей текста; работа с образными выражениями; выявление признаков

для наименования предметов; рас-

ширение и активизация словарного

запаса школьника; определение лексического значения слова через описание значения морфем, его составляющих.

Знакомство с культурно-истори-

ческим наследием. Знакомство

со старинными народными весен-

ними обычаями и обрядами;

знакомство со старинным крестьянским бытом.

Творческая работа.

Работа с книгой*

Выборочное чтение.

Выразительное чтение: передача

эмоционального тона стихотворения,

настроения.

Декламация.

Построение устного монолога

в форме рассказа (описание). Создание собственных высказываний на основе содержания текста;выделение частей художественного произведения; озаглавливание частей текста; выделение сходстви отличий текстов; подробный пересказ текста.

Определение эмоционального тона произведения; определение авторской позиции; характеристика автора произведения с опорой на содержание текста; анализ роли выразительных средств в произведении; наблюдение за природой и бережное отношение к ней.

Обнаружение противопоставлений

и эпитетов в тексте; выявление образа автора в произведении; выявление жанровых примет в конкретных текстах.

Выявление речевых особенностей

художественного произведения

(средства создания выразитель-

ности); объяснение значения слова

и выражения; использование в речи новых (ранее не знакомых) слов;

морфемный анализ производного слова.

Создание письменного текста-описания; иллюстрирование текста.

Написание краткого отзывав «Дневнике читателя» Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Формирование читательского интереса

111

112

А. Н. Майков

«Весна! выставляется пер-

вая рама...»;

С. Я.Маршак «Апрель»;

А. Н. Майков «Весна»;

113

Весенние братья-месяцы

114

115

В. И. Белов «Весна».

Отрывок из книги

«Лад»;

116

Обобщение по разделу

«   Прилетел кулик из заморья — принес весну из неволья »

Сказки зарубежных писателей (9 ч).

117

118

Дж. Харрис «Братец Лис

и Братец Кролик»,

«Смоляное чучелко»,

Из «Сказок дядюшки

Римуса». Перевод

М. Гершензона;

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не

выраженной в тексте явно; членение

текста на части; передача содер-

жания текста своими словами;

сравнение текстов по разным

признакам.

Анализ художественного произ-

ведения. Выработка умения харак-

теризовать персонаж по его поступ-

кам; раскрытие нравственного со-

держания сказок.

Литературоведческая пропедев-

тика. Представление о понятии

«персонаж-рассказчик»; развитие

представлений о сказке-объяснении;

формирование представлений об

иносказании (без использования

термина).

Речевая работа. Работа с речевыми

особенностями текста (иносказа-

ние, повтор, рифма).

Знакомство с мировыми культур-

ными ценностями. Знакомство с творчеством Дж. Харриса

и Р. Киплинга.

Творческая работа. Создание соб-

ственного текста заданного жанра

и вида, работа с иллюстрациями.

Работа с книгой

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;подробный пересказ текста;выделение сходств и отличий сказок разных авторов.

Характеристика персонажа; сравнение сказок Дж. Харриса с русскими народными сказками.Применение понятия «персонаж-

рассказчик» при анализе художественного текста; выделение признаков сказки-объяснения; обнаружение в тексте иносказания.Анализ примеров иносказания,

повтора и рифмовки.Сочинение сказки с персонажемрассказчиком.

Иллюстрирование. Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя»

119

120

Дж. Харрис «Братец Лис

и Братец Кролик»,

«Как Братец Кролик

перехитрил Братца Лиса».

Из «Сказок дядюшки

Римуса». Перевод

М. Гершензона;

121

122

Дж. Харрис «Братец Лис

и Братец Кролик»,

Из «Сказок дядюшки

Римуса». Перевод

М. Гершензона;

123

124

Р. Киплинг

«Слоненок». Перевод

К. И. Чуковского

125

Обобщение по разделу

«   Сказки зарубежных писателей»

Лето красное (4 ч).

126

С. Я.Маршак «Июнь»;

В. Д. Берестов «Легкий

вздох иль ветерок...».

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение*.

Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не вы-

раженной в тексте явно; отработка

навыков построения оценочного

высказывания; сравнение произве-

дений по разным признакам.

Анализ художественного про-

изведения. Развитие умения вос-

принимать поэтическое содержание

лирического текста; восприятие эмоционального тона стихотворе-

ния; картины лета в представлении

разных авторов; развитие эстетического чувства при анализе красот русской природы; развитие умения воспринимать выразительность и точность поэтического слова.

Литературоведческая пропедев-

тика. Работа с понятием «жанр»

(хороводная песня); развитие

представлений об олицетворении

(без термина).

Речевая работа. Обнаружение

и анализ речевых особенностей текс-

тов; работа со словами-определения-

ми; расширение словарного запаса

учащихся.

Творческая работа.

Работа с книгой

Выборочное чтение с целью нахож-

дения фрагментов, нужных для под-

тверждения своей мысли.

Чтение наизусть. Выразительное

чтение (тренировка вопросительной

и восклицательной интонации; пере-

дача эмоционального тона стихотво-

рения).Создание собственных высказыва-

ний на основе содержания текста;

определение жанра произведения;

сравнение текстов по теме, пред-

метам описания и речевым особен-

ностям. Восприятие красоты родной при-

роды, воспетой поэтами; описание

эмоционального тона произведения;

определение роли выразительных

средств в анализируемых произведениях. Выделение в тексте жанровых

признаков хороводной песни;

обнаружение в художественном

произведении олицетворений.

Выявление в художественном про-

изведении специальной поэтической

лексики (олицетворения, звукописи,

повтора); толкование значений слов

и выражений.

Иллюстрирование.

Написание краткого отзывав «Дневнике читателя»

127

А. А. Фет «Зреет рожь над

жаркой нивой...», «Жди

ясного на завтра дня...».

«Березонька».

Русская народная песня;

128

А. А. Прокофьев «Люб-

лю березу русскую...»

129

Обобщение по разделу

«   Лето красное»

130

Итоговая административная работа за 2 класс

Фантазеры (6 ч).

131

Е. И. Чарушин «Томки-

ны сны»;

Аудирование*.

Письмо*.

Чтение. Выработка умения передавать характер персонажа через его речь Говорение*.

Работа с текстом. Обнаружение

и понимание информации, не выраженной в тексте явно; членение текста на части; работа с заглавием. Анализ художественного произве-

дения. Выявление реального и фантастического в содержании текста;выявление комического в стихотворении; выработка умения оценивать персонаж по его поступкам;противопоставление персонажей;определение главной мысли текста.

Литературоведческая пропедев-

тика. Формирование понятия

«комическое» на примере прозаических и поэтических текстов.Речевая работа. Обнаружениеи анализ речевых особенностей текста; работа с речевыми средствами характеристики персонажа

Просмотровое и выборочное чте-

ние с целью нахождения фрагментов,

нужных для подтверждения своей

мысли. Выразительное чтение.

Инсценирование. Просмотровое и выборочное чтение с целью нахождения фрагментов,нужных для подтверждения своей мысли.

Выразительное чтение.

Инсценирование.

Создание собственных высказываний на основе содержания текста;деление текста на части пособытиям; озаглавливание.

Характеристика поведения персо-

нажей; анализ поступков персонажей; анализ средств выражения комического.

Обнаружение в тексте средств выражения комического.

Выявление речевых особенностей

художественного произведения (раз-

говорные слова, образные слова и

выражения, слова-синонимы, многозначные слова); определение   значений слов и выражений в тексте;

выбор слова из заданного ряда.

Создание устного текста («додумывание» сюжета). Создание устного текста-описания. Создание небылицы.

Написание краткого отзыва в «Дневнике читателя»

132

К. И. Чуковский

«Радость», «Обжора»;

133

В.Ю. Драгунский «Друг

детства»;

134

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

135

136

Н. Н. Носов

«Фантазеры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...