Литературное чтение 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лукьянова Татьяна Викторовна

"Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Скребицкий Г.А.. « Осень» 47.55 КБ

Предварительный просмотр:

     Предмет: литературное чтение.

Класс: 2 класс. 

Тема: Скребицкий Г.А.. « Осень» ( отрывок).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве Г.А. Скребицкого.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление о жанрах произведений Г.А. Скребицкого;
  • ввести понятие «олицетворение»;
  • закрепить понятие «рассказ с элементами сказки».

предметный результат:

  • самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
  • уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера;

развивающие:

  • называть произведения Г.А. Скребицкого и определять их жанр;
  • использовать выразительные средства языка для понимания произведений;
  • выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям;

метапредметный результат:

  • сотрудничать в решении проблемы творческого характера;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

воспитательная: 

  • обратить особое внимание обучающихся на бережное отношение к природе.

личностный результат:

  • самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.

Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный, практический.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, коллективная.

Средства обучения:

Для учителя: литературное чтение, 2 класс, 1 часть, Л.А. Ефросинина; презентация, компьютер,  музыкальный фон – П.И. Чайковский «Времена года» .

Для обучающихся: литературное чтение, 2 класс, 1 часть, Л.А. Ефросинина; каталог книжек-самоделок, опорные карточки – действия Осени, модели обложек разных жанров, цветок – палитра осенних красок, индивидуальные творческие поля, цветные карандаши, индивидуальные конверты с яблоками разной окраски.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

К какому уроку приготовились? Чем необычно расположение парт в классе?

Как мы будем сегодня работать?

Учитель организует повторение правил работы в группах:

  • умей выслушать каждого;
  • уважай собеседника;
  • приди к единому мнению;
  • добивайся успеха
  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

  • Дети сравнивают модели обложек, на которых с помощью «заместителей» обозначены жанр и тема произведения.

  • В чем различие этих обложек?
    (Жанр произведений.)
  • Что объединяет данные произведения? (Произведения о природе)
  • Какие произведения мы читали
    по этой теме? (
    Обучающиеся работают с выставкой книг из школьной библиотеке, вспоминают изученные произведения)
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
  • извлечение необходимой информации из  библиотечных книг  (П);
  • построение речевого высказывания (П);
  • выполнение пробного учебного действия (Р);
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
  • волевая саморегуляцияв ситуации затруднения (Р)

3. Выявление места и причины

 затруднений

(постановка

учебной задачи)

  • А с какими произведениями мы будем сегодня работать? Как определить?
  • Откройте учебник на с. 109.
  • Прочитайте фамилию автора. (Скребицкий)
  • Прочитайте заголовок. (Осень)
  • Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель:
  • Познакомиться (с интересными сведениями из биографии Г.А. Скребицкого).
  • Учиться выразительно (читать произведение).
  • Проанализировать (новое произведение).
  • Кому знакома фамилия автора?  
  • Кто читал произведения Г.А. Скребицкого? (Ответы детей.)

Учитель знакомит учащихся с некоторыми интересными сведениями из биографии Георгия Алексеевича Скребицкого.

Физминутка

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
  • извлечение необходимой информации из каталога книжек-самоделок (П);
  • определение основной и второстепенной информации (П);
  • постановка и формулирование проблемы (П);
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой

и точностью (К)

4. Построение

проекта выхода из затруднения

Первичное восприятие произведения учащимися.

- О чем читали произведение? (О том, как  осень разукрасила лес.)

- Как автор называет весну? ( Осень- Художник.)

- смыслообразование (Л);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П)

5. Реализация

построенного

проекта

- Прочитайте 1 абзац. Какие краски взяла осень? ( Самые яркие) . Куда прежде всего отправилась осень и зачем ?( Осень отправилась в лес ,  там и принялась за свою  картину .)

- Как покрасила осень березы и клены? (Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной.)

- А листья осины ?  ( Листья осины разрумянила будто спелые яблоки.) С чем сравнивает автор осинник ?

-  ( Стал осинник весь ярко – красный, весь ,как огонь горит

- Найдите в тексте предложения, в которых говориться о том, какие краски использовала осень для столетнего дуба ? ( « Могучего богатыря надо в медную кованую броню одеть ») Как вы понимаете эти строки ? ( ответы обучающихся)

По ходу чтения учитель крепит на доске лепестки указанного цвета. Получается осенняя палитра.

- Посмотрите, какая получилась палитра. Каким стал лес? (Лес стал  осенним -ярким, разноцветным.)

А все ли деревья разукрасила осень?

( Одни только сосны  да ели не знала она, как разукрасить)

Закончила осень свое путешествие?

( Отправилась Осень в поля и луга )

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Почему автор назвал  осень художником? ( Осень раскрасила лес.)

-  Осень– одушевленное существо? Если осень была бы в образе человека, то какой возраст ей бы определили?

 ( Рыжая , красивая  , как мама ,с подарками)

- Какие слова используются автором, чтобы создать образ «живой» осени?

Дети крепят на доску карточки – действия осени:

- для своей работы взяла;

- отправилась в лес;

- покрыла лимонной желтизной березы и клены ;

- листья осины разрумянила;

- забрела на лесную поляну;

- обрядила  она старика;

- все деревья и даже кусты разукрасила по -своему;

- отправилась из леса в поля и луга

- Такой прием «оживления» образа осени называется «олицетворение».

Физминутка «Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо . Ветер тише , тише ,тише ,деревцо все выше ,выше

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- подведение под понятие (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону

  • Назовите автора произведения.
  • Назовите заголовок.
  • Назовите жанр произведения: рассказ, сказка, стихотворение?

Дети могут дать 2 варианта ответа: сказка и рассказ.

  • Автор умело вносит в рассказ сказочные элементы. Это рассказ с элементами сказки. Как обозначим? (Прямоугольник с кругом внутри)

Самостоятельное моделирование обложки.

  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • моделирование, преобразование модели (П)

8. Включение  в

систему  знаний  и повторение

  • У осени характер изменчив. В сентябре она – урожайная . В октябре – золотая . В  ноябре– поздняя. Предлагаю и вам попробовать себя в роли художника.
    На индивидуальном творческом поле создайте весеннюю палитру с разным характером:
  • для группы № 1 – осенний урожай
    ;
  • для группы № 2 – золотую осень в школьном саду;
  • для группы № 3 – позднюю осень

На фоне музыки П. И. Чайковского дети работают в группах.

Учитель дает задание по выбору:

  • учебник с. 109- 110 -111 выразительное чтение + р.т. с. ?;
  • подготовить пересказ понравившегося абзаца;
  • найти  осенние приметы.
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
  • учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
  • осознание ответственности за общее дело (Л)

9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

  • Наш урок подошел к концу. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для вас осень приготовила сюрприз – спелые яблоки. С помощью них покажите свое настроение.
  • Выбирая  яблоко, что оно вам напомнило, о чем вспомнили? Продолжите предложение: На уроке
    я узнал…
  • Какое затруднение у вас возникло?
  • Кто нам больше всех помог
    на уроке, кого мы можем поблагодарить?
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • следование
    в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...