Главные вкладки

    Урок по литературному чтению, защита проекта по теме "Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?"? 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Штоколова Анна Анатольевна

    Урок по литературному чтению, защита проекта по теме "Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?"? 3 класс. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                             

                                             ОТКРЫТЫЙ УРОК

    ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО

    ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что

    в современной жизни

    нет места сказке?».

    Учитель 3 «В» класса

    МОУ «Гимназия № 58»

    Штоколова А.А.

    Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».

    Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.  

    Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

    Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.

    Ход урока:

    I.Организационный момент.

    1.Распределение детей по группам.

    Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.

    Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

    2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

    II.Формулирование целей и задач проектной деятельности.

    Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.

     Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри(стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.

    Ш.Создание проблемной ситуации.

    -Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.

    -Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.

    (Варианты защиты проекта: альбом, опорная таблица, памятка, игра, книга сказок, спектакль)

    IV.Испытание всего проекта.

    1.Публичное выступление - индивидуальные проекты.

    2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).

     Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).

    Задания для группы социологов:

    1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?

    2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?

    Учащиеся.

    -Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).

    Стихотворение «Бабушкины сказки».

    В зимний вечер по задворкам

    Разухабистой гурьбой

    По сугробам, по пригоркам

    Мы идем, бредем домой.

    Опостылеют салазки,

    И садимся в два рядка

    Слушать бабушкины сказки

    Про Ивана-дурака.

    И сидим мы, еле дышим

    Время к полночи идет.

    Притворимся, что не слышно,

    Если мама спать зовет.

    Сказки  все. Пора в постель…

    Ну а как теперь уж спать?

    И опять мы загалдели,

    Начинаем приставать.

    Скажет бабушка несмело:

    «Что ж сидеть-то до зари?»

    Ну а нам какое дело,-

    Говори да говори.

    Задания для фольклорной группы:

    1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?

    2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?

    3.Какую роль играли народные обряды?

    Типы сказок

    Сказка-произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.

    Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

    У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.

    Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

    Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :

    Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.

    О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.

    Музыкальная пауза(физминутка).

    Учащиеся фольклорной группы  исполняют танец и поют русские народные песни: «Уточка», «Я с комариком плясала».

    -В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)

    Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):

    1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?

    2.Каковы приметы сказочного жанра?

    3.Какую роль играла древняя числовая магия?

    Приметы сказочного жанра.(Отличие сказки от других жанров):

    Волшебство.

    Чудеса.

    Сказочные существа.

    Животные разговаривают

     человеческим языком

     и ведут себя как люди.

    Магия волшебных чисел.

    Невероятные события.

    Частые повторы.

    Приключения.

    Путешествия.

    Какую роль играла древняя числовая магия?

    В сказках встречаются числа 3 и 7.

    3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).

    7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)

    Задания для группы исследователей:

    1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?

    2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?

    3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

    Композиция сказок.

    В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был.., В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).

    Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.

    Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

    Учитель:

    -На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:

    -У кого из зверей фамилия Топтыгин?

    -Кого считают царем зверей?

    -Кого величают по отчеству Патрикеевна?

    -Кого в шутку называют Косым?

    -Какой зверь помогает нам переходить дорогу?

    -Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?

    -А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)

    Вывод: в сказках

     о животных -герои животные,

    в волшебных- сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),

    в бытовых- мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.

    Задания для группы авторов:

    1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?

    2.Расскажите свою сказку.

    Малоизвестные народные сказочники:

    Александра Петровна Анисимова.- пензенская сказочница.

    Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.

       Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.

    В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».

       «Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)

    Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.

    Расскажите свою сказку, группа авторов

    Авторы:Жабская Е.  сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.

    Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).

    VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов - сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

    VII.Итоги урока. Рефлексия.

    Подведение итогов - сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»

    Просмотр видеоролика «Маша и медведь».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения - защита проектов по теме "Книги зимы"УМК "Планета знаний"

    Конспект урока внеклассного чтения с презентацией. Проектная деятельность. Защита проектов. УМК Планета знаний...

    Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников "Начальная школа 21 века" по теме Н. Сладков " Эхо", 2 класс .

    Урок изучающего чтения рассказа Н. Сладкова "Эхо" с богатым игровым материалом в формате notebook , который позволяет сделать урок  интересным, динамичным, красочным. Весёлая физкультминутка позв...

    Конспект урока по литературному чтению М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол». 3 класс

    Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических...

    Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс

    Стартовая презентация по литературному чтению, защита проекта по сказкам "Сказочные дорожки", 3 класс...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему: "Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Природа и мы»" 4 класс...