Урок - праздник "Прощай, азбука!"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Урок -праздник "Прощай, азбука!" в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchay_azbuka_2016g.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  - ПРАЗДНИК

«ПРОЩАЙ,  АЗБУКА!

1 КЛАСС

Цель урока: 

-         формировать у учащихся стремление  к активной  интеллектуальной деятельности;

-         воспитывать  умение общаться, совместно трудиться на общее благо.

-         прививать интерес и любовь к чтению художественной литературы

-         развивать творческий потенциал в  детях

 

Личностные УУД: смыслообразование — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; самоопределение — правильно идентифицируют себя с позиции школьника;

Оборудование: 

 

                        - макет обложки Азбуки и книги  по чтению,

                  - интерактивная доска, удостоверения,

 книги-подарки, воздушные шары – синие, зеленые, желтые, красные

                  - запись песен  «Алфавит», « Учат в школе»,

                    «Выглянуло солнышко», «Дорога добра»,

                    «Из чего наш мир состоит», «Танец маленьких утят»

                    «Если умным хочешь быть», «Не крутите пёстрый

                     глобус»

Плакат:

                Если хочешь много знать, многого добиться,

                 Обязательно читать должен научиться.

Ход праздника.

Ученики выстраиваются перед входом в класс. Путь им преграждают 2 стражника.

Учитель: Ребята, чтобы попасть на праздник, надо получить входной билет, отгадав загадки о буквах.

 ( Стражники преграждают путь каждому ученику, загадывают загадку, вручают билет и пропускают на праздник).

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...

Если букву потерять,
Гусь не сможет гоготать,
Гавкать пес цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет?

Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене 
Он рисует букву ...

Давно известно детям всем:
Корова любит букву ...

Букву «П» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получили букву ...

Для шипенья хороша
В алфавите буква ...

Безголосый он добряк,
Всё смягчает ...

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква ...

«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква ...

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву...

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Сегодня у нас большой праздник. Мы прощаемся с первой учебной книгой «Азбукой».

С давних времён на Руси живёт такая традиция: прощаясь с кем-то, собираться вместе, петь и плясать, чтобы день расставания оставался в нашей памяти светлым и радостным. Давайте и мы сегодня будем следовать народной традиции.

Праздник наш в разгаре

    И гостей полно уж в зале.

                                                           Где же героиня дня?

                                                           Где же Азбука?

Азбука: (входит и плачет)

Вы-то со мной попрощаетесь, а как я буду учить других ребят?

Учитель:  А что случилось?

Азбука: Клякса! Отвратительная клякса пробралась ко мне на страницы. Она выгнала все буквы. Она хочет, чтобы там жили одни кляксы.

Учитель: Успокойся, дорогая Азбука. Ты же нас научила читать и дружить. И мы тебе поможем вызволить буквы. Правда, ребята!

Азбука: Злая Клякса не любит песен, стихов, веселья. И, если мы на славу повеселимся, то все кляксы, помарки и описки убегут с моих страниц и буквы будут спасены.

Учитель: Давайте начнём с весёлой песенки про буквы.

(Исполняется песня «Азбука»)

Учитель: Ой, смотрите ребята, одна клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (а, о, у, и, ы, э). Какие звуки они обозначают?

 Эти буквы благодарят вас и предлагают интересную игру «Озвучь животных»

(В красивой коробке игрушки животных, Учитель их достаёт, показывает ребятам. Учащиеся изображают голос животного)

Учитель:  А все ли гласные мы спасли?

 Прочитаем весёлые стихи о буквах!

Буква «Я»  

Всем на свете буква «
Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я?
Я не только буква «
Я» -
Я -  буква, слог и слово!

Ю

Изогнулась буква Ю
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такой
Бабкой старою с клюкой.

Буква «Ё»

Ёжик букву «Ё» узнал,
Всех друзей своих созвал.

Мнение выразить своё
Про слова на букву «Ё».

Буква «Ё» нужна, решили,
Ведь без «Ё» нельзя нам в мире.

Без «Ё» не тот у слова вид!

Не забывайте в строчке
Над «Ё» поставить точки!

Буква Е

Мимо сосен, мимо Елей

Все бежали и летели!

Впереди спешит Енот,

На спине Ежа несет,

За Ежом вздыхая тихо,

Ежевику Ест Ежиха.

Кто бегом, кто Еле-Еле

Шел вперед к заветной цели!

Учитель: Смотрите ребята, ещё одна клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (я, ю, ё, е). В чём их особенность?

 Эти буквы благодарят вас и предлагают поиграть с ними  в игру «Составь слова»

( Кто больше назовёт слов на данные буквы).

Учитель:  А все ли буквы мы спасли?

               Исполним задорный танец «Весёлые зверята»

Учитель: Смотрите ребята, ещё одна клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (н, м, л, р, й). Что вы можете рассказать о них?

Эти буквы тоже благодарят вас и предлагают  найти их и вставить в слова. Игра «Вставь пропущенную букву»

Учитель:  Все ли буквы спасены?

               Отгадаем про них весёлые загадки.

Захомячил хомячок

Зерна в щеки-рюкзачок,

И до хатки поспешил,

Чтоб никто не рассмешил.

 Пощекочем хомяка,

             Пусть нам скажет букву… (Х)

Утром на лугу цветочки

Раскрывают лепесточки.

Села на цветок пчела,

Много меда собрала,

 А цикада на крыльце

Превратилась в букву… (Ц)

Никого часы не ждут,

  С громким тиканьем идут:

Тик-так! Тик-так!

Не обгонишь их никак.

 Бьют часы на каланче, 

Превращаясь в букву… (Ч)

Наш щелкунчик для потехи

 Детям щелкает орехи.

Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки

Щелкают скорлупки!

Всё! Орехов нет вообще –

 Стал щелкунчик буквой… (Щ)

Учитель: Смотрите ребята, ещё одна клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (х, ц, ч, щ). Что вы можете рассказать о них?

Эти буквы очень благодарны вам и предлагают  вспомнить сказки. Отгадайте загадки про сказочных героев.

Покупала самовар,
А спасал ее комар.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.

Учитель:  Есть ли ещё буквы, которые нужно спасти?

Исполним все вместе песню «33 родных сестрицы».

Учитель: Смотрите ребята, пятая клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (б-п, д-т, ж-ш, з-с, в-ф, г-к). Что вы можете рассказать о них?

Эти буквы очень  говорят вам спасибо и предлагают  разгадать ребусы.

                                               

                        

Учитель:  Все ли буквы мы освободили?

Посмотрим сценку про эти буквы.

 

Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руку поднимай!

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

 Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите – не хотите,

Стоит он в алфавите!

Знак твердый разделительный,

Он – строгий, рассудительный,

А ходит в черном фраке

И кепке набекрень,

Противник всякой драки,

Молчит и ночь, и день.

Какой-то странный

Твердый знак…

Его я не пойму никак.

Учитель: Смотрите ребята, последняя клякса убежала. Какие буквы мы спасли? (ь, ъ). Что вы можете рассказать о них?

Ъ и Ь   говорят вам спасибо и предлагают  собрать рассыпавшиеся слова.

И г р а  «Слово рассыпалось».

1. Ювьаг (вьюга), льем (мель), еньпе (пеньки).

2. Лъес (съел), зиъня (изъян), евъдз (въезд)

Азбука: Молодцы, ребята! Буквы вы освободили, теперь я смогу учить других детей. У меня для вас есть сюрприз «Беспроигрышная лотерея».

(Игра «Лото». У каждого карточка с напечатанным словом (количество букв в словах одинаковое) и фишки, чтобы закрывать названные буквы. Ведущий вытаскивает из мешочка по одной букве. У кого все буквы в слове закрыты, получают приз.)

Азбука: Пора, друзья, проститься нужно.

              Всех поздравляю от души.

              Пусть в этой школе живут дружно

               И старшие, и малыши!

              Чтобы побольше вы книжек читали,

              Чтобы красиво в тетрадках писали,

              Чтобы умели считать, рисовать.

               Чтобы учились на круглые «пять».

Нам пора расставаться. Но не грустите! Я привела к вам новую чудесную книгу.

Книга (литературное чтение): Здравствуйте, ребята! Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про нашу родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.

       Азбука говорила, что вы уже научились читать. Значит, и меня сможете прочесть?

Все (хором):  Как хорошо уметь читать!
                       
Не надо к маме приставать,
                       
Не надо бабушку трясти:
                       
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
                       
Не надо умолять сестрицу:
                       
"Ну, прочитай еще страницу".
                         
Не надо звать, не надо ждать,                         

                          А можно взять и  почитать!

Книга (литературное чтение): Каждому из вас хочу я другом стать.

                                                    Позвольте же, ребята, подарки вам раздать!

 ( Вручаются подарки и Удостоверения читателя)

 Учитель: Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первой школьной победой - вы теперь все умеете читать. Вам открыты все пути. Книги, как мудрые друзья, проводят вас в удивительный и прекрасный мир. Читая, вы будете становиться умнее, сильнее, добрее. В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ".

Серия уроков к Азбуке по УМК "ПНШ". Глава 4 "Клумба с колокольчиками"....

конспект урока по азбуке 1 класс

публикую конспект урока по азбуке в 1 классе тема" Буква щ"...

Урок "Прощай, азбука"

урок "Прощай, азбука"...

Конспект интегрированного урока по азбуке Смоленского края и трудовому обучению "Крестьянский дом. Изготовление макета избы из подручного материала"

Цели урока:  1. ознакомить с  жилищем крестьян в России;2. формировать умение создавать макет избы из бумаги;3. развивать познавательную активность и творческие способности младших школ...

Открытый урок "Музыкальная азбука"

Цели:1.Формировать у учащихся основные понятия о музыкальной грамоте.2.Формировать способность слышать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.3.Формировать способность анализировать музы...

Урок "Прощай азбука"

Урок -презентация для 1 класса "Прощай азбука"...