Конспект урока Г. Остер "Эхо"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

Конспект урока в 1 А классе Г. Остер "Эхо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Г. Остер "Эхо"80 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_g._ostera.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 1 А классе Медведевой Н. В. Учитель  МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой» г. Нефтеюганск

Тема урока: Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо».

Цели:

1) формировать представление о  понятии рифма;

2) найти способ нахождения созвучных слов (рифмы);

3) создавать условия для  ученического сотрудничества, воспитывать  интерес к предмету;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап «Мотивация к учебной деятельности».(самоопределение учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение.

I Начинаем урок с пожелания  хорошего настроения. Повернитесь  друг к  другу, улыбнитесь.

 - Чем мы занимаемся на уроках чтения? Для чего мы работаем над скороговорками?

3) Проверка домашнего задания.

Сейчас мы проверим, как вы знаете скороговорки. Предлагаю работу в группах. Выберите ответственного в группе. После выполнения работы заполните листы самооценки.

  1. группа: проговаривание скороговорки в разном темпе с разной интонацией (восторженно, радостно, грустно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
  • группа: проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями(например хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
  • группа: чтение скороговорок по цепочке, по номерам, по заданным словам;

Ответственных в группе прошу оценить работу в группах

Мы работаем со скороговорками, чтобы речь была понятной, красивой.

Сороговорки развивают память.

Скороговорки поучительны.

С помощью листов самооценки сделаю вывод, что с заданием справились все ребята.

Лист самооценки показал, что группа быстро вспомнила скороговорки.

Каждый оценил себя. Все ребята выполнили задание.

С помощью самооценки выяснили, что группа справилась с заданием. Было интересно.

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.

Регулятивные: умение  сохранять поставленную задачу.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Ребята, а почему легко читать скороговорки?

У ежа - ежата,

 У ужа - ужата.

А где у них созвучные слова ?

В каких произведениях устного народного творчества есть созвучие концов?

Да, концы, или хвосты слов характерны для стихотворных текстов.

Давайте узнаем чьи это хвосты?  ( На доске- картинки)

  • Рака, индюк, фламинго, медведь, акула

Слова тоже бывают похожи как и животные, своими хвостами.

И у слов можно находить «Созвучные хвосты».

По первым буквам узнаем, как называются созвучные хвосты слов.

  • Рифма

Скороговорки одинаково заканчиваются.

У скороговорок созвучные слова.

Созвучные слова в конце слов.

Созвучие концов есть у считалках, загадках, закличках, скороговорках, чистоговорках.

По первым звукам мы узнали, что созвучные хвосты слов называются рифмы.

III этап «Выявление места и причины затруднения».(определение границ знания и незнания)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Определите тему урока.

Как вы считаете сможем ли мы сейчас найти рифмы в загадках, скороговорках, закличках?

Что есть  в словах у которых есть созвучные хвосты?

Тема урока: Рифмы.

Я пока не знаю, как находить рифмы.

Я не уверен, что смогу правильно подбирать созвучные хвосты.

Мы еще не умеем подбирать похожие слова.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.  Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.(многозначное слово)

Какая перед нами цель?

Будет ли полезное новое знание?

При каких условиях научимся находить созвучные слова-рифмы?

Для того чтобы четко и правильно произносить созвучные слова, нужно уметь и дышать правильно.

Выполним дыхательную гимнастику.

Сделаем вдох, на выдохе произнесём  слово хвост.

Что у вас нарисовано на карточке?

Георгия попрошу поработать с «Толковым словарём» возле конторки «Базарного»

Посмотрите на плакат. Что на нём изображено?

  • Хвост самолета
  • Хвост очереди
  • Хвост животного
  • Хвост поезда.

Какой вывод можем сделать? Георгий, пожалуйста, сделай вывод.

Наша цель - научиться находить рифмы в словах.

Наша цель - подбирать рифмы, похожие хвосты слов.

Моя цель - научиться самостоятельно сочинять рифмы.

Если научусь находить созвучные слова, смогу закончить чистоговорку.

Некоторые загадки можно отгадать только с помощью рифмы.

Я не смог найти рифмы в задании Олимпиады. Эта тема мне поможет.

Внимательно слушать учителя

Слушать и слышать товарища.

Помогать друг другу.

На карточке нарисованы:

Хвост самолета

Хвост очереди

Хвост животного

Хвост поезда.

Хвост «у двоечника»

Это слово многозначное

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.

А еще хвосты бывают у слов.

На доске – слова с хвостами

Быстро рифму подберем

И чистоговорку произнесём.

Са, СА, СА во дворе  у нас….

Почему получились разные чистоговорки?

  • Мы подобрали много созвучных слов.

Что значит подобрать созвучные слова?

А какое из слов подходит по смыслу?     

Значит, сделаем вывод, что бы подобрать рифму нужно подобрать слова

                                                                   Условия рифмы:

        

        Созвучие концов         Смысл

                    стихотворных слов.

…коза, ….лиса, …оса … роса

Мы подобрали много созвучных слов.

Мы подбирали созвучные слова в конце строк.

Коза

VI этап «Первичное закрепление  с проговариванием».Работа с текстом во время чтения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной форме,. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Я говорю, а вы находите созвучные концы. Кто найдет созвучный хвост, того прошу присесть.

Дрель…..ель

Метель…….ель

Апрель…..ель

На что похоже?

Сегодня мы познакомимся с произведением Г. Остера «Эхо».

А, что вы знаете о творчестве этого писателя?

Ребята, возле доски находится выставка книг этого писателя.        

Какие произведения вы читали?

Да ,сегодня мы продолжим знакомиться с приключениями котенка Гав и щенка в  тексте «Эхо»

Слова автора читает Георгий.

Слова щенка – Саша.

Внимательно слушаем. После чтения попрошу Вас ответить на вопрос : «Как бы вы озаглавили текст?»

Какие непонятные слова Вам встретились?

  • Антрекот                                                      

Где можно найти значение слов?

( демонстрирую  « Толковый  словарь»)

Назовите главных героев.

Встали. Посмотрели на доску. (На доске- рисунки  котенка Гав, щенка, утёнка.)

Закрыли глазки. Что изменилось?(убрала утёнка)

Превратимся сейчас в героев произведения «Эхо». Изобразим жестами, мимикой, звуками главных героев, их повадки.

Как называются разговор двух людей или животных?

  • Диалог

Предлагаю в парах прочитать диалог котенка и щенка, исключая слова автора. Возьмите карточки. Назовите, кто нарисован на карточках? (котенок Гав и щенок) Подражая голосам животных, прочитайте диалог.

Спасибо. Эта работа поможет нам проинсценировать  это произведение.

Роль котенка покажет – Маша.

Роль щенка  - Эмиль.

Роль чёрного кота – Семён.

Спасибо теперь вы не котёнок, щенок, кот, а Эмиль, Маша, Семён.

Соблюдались ли условия? Какие?

Было ли интересно? Почему?    

                     

На эхо.

Рассказ подготовленного участника о творчестве писателя.

Ответы детей.

Рифмы

Созвучны хвосты

Созвучные слова

В « Толковом словаре»

Работа по карточке

Было созвучие концов стихотворных строк

Не было смысла.

Смешно, юмор, весело.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».Регулятивные УУД: свободно ориентируются в содержании и заданиях учебника.Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно.

1. Расставь картинки по порядку ( рисунки к тексту расположить по порядку)

2.Найди среди букв главных героев.

проипрщенокиртото

нропаимкотёнок Гав

мапритлкотдлшдлло

3.Найти то, что на рисунках не так.

4. Выбрать лишних персонажей (кто не встречается в тексте).

5. Найти предложение по рисунку.

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону.

Взаимопроверка.

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «рифма».

С помощью  работы в группах  проверим, как вы поняли тему.

Попробуем сочинить рифмы, найти созвучные слова. Ваши работы займут достойное место в творческом альбоме.Это будет наша классная книга, которая будет пополняться вашими творческими работами.

Работа в группах. На выполнение этой работы – 2 минуты.

Самоанализ

IX этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке».

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.  Регулятивные: самооценка.

Давайте вспомним тему урока.

Какие трудности возникли у нас в начале урока?

Какую цель мы ставили на урок?

Как вы думаете, достигли мы этой цели?
Прошу оценить себя:

  • Научился находить и подбирать рифмы, доволен собой - линия вверху
  • Было сложно находить рифмы - линия посередине
  • Не смог найти и подобрать рифмы, не доволен собой - линия внизу.

Мы смогли подобрать много созвучных слов.

Мы подбирали похожие слова в конце строк.

Чтобы подобрать рифму нужно.

Для меня было открытием, что рифмы можно назвать созвучные хвосты.

Я понял, что научился находить рифмы в словах.

Научился подбирать похожие хвосты слов, рифмы.

Было интересно и весело  работать над скороговорками.

Мне показалось важным, что мы умеем работать вместе, в группе.

Теперь я попробую сам сочинять скороговорки, заклички, считалки.

Я могу похвалить одноклассников за то, что работали дружно в паре.

Я могу похвалить себя за то, что удалось подобрать рифмы.

Моё достижение на уроке- смог проинсценировать роль чёрного кота.

Для меня было открытием, что я сам подобрал рифмы.



Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 1 А классе Медведевой Н. В. Учитель  МБОУ «СОШ № 2 им. А. И. Исаевой» г. Нефтеюганск

Тема урока: Созвучные хвосты слов. Г. Остер «Эхо».

Цели:

1) формировать представление о  понятии рифма;

2) найти способ нахождения созвучных слов (рифмы);

3) создавать условия для  ученического сотрудничества, воспитывать  интерес к предмету;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап «Мотивация к учебной деятельности».(самоопределение учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне (надо, могу, хочу).

Формируемые УУД: Личностные: самоопределение.

I Начинаем урок с пожелания  хорошего настроения. Повернитесь  друг к  другу, улыбнитесь.

 - Чем мы занимаемся на уроках чтения? Для чего мы работаем над скороговорками?

3) Проверка домашнего задания.

Сейчас мы проверим, как вы знаете скороговорки. Предлагаю работу в группах. Выберите ответственного в группе. После выполнения работы заполните листы самооценки.

  1. группа: проговаривание скороговорки в разном темпе с разной интонацией (восторженно, радостно, грустно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
  • группа: проговаривание, сопровождаемое определёнными загаданными действиями(например хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
  • группа: чтение скороговорок по цепочке, по номерам, по заданным словам;

Ответственных в группе прошу оценить работу в группах

Мы работаем со скороговорками, чтобы речь была понятной, красивой.

Сороговорки развивают память.

Скороговорки поучительны.

С помощью листов самооценки сделаю вывод, что с заданием справились все ребята.

Лист самооценки показал, что группа быстро вспомнила скороговорки.

Каждый оценил себя. Все ребята выполнили задание.

С помощью самооценки выяснили, что группа справилась с заданием. Было интересно.

II этап «Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии».

Цель: готовность мышления учащихся и осознание потребности к построению нового способа действий.

Регулятивные: умение  сохранять поставленную задачу.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Ребята, а почему легко читать скороговорки?

У ежа - ежата,

 У ужа - ужата.

А где у них созвучные слова ?

В каких произведениях устного народного творчества есть созвучие концов?

Да, концы, или хвосты слов характерны для стихотворных текстов.

Давайте узнаем чьи это хвосты?  ( На доске- картинки)

  • Рака, индюк, фламинго, медведь, акула

Слова тоже бывают похожи как и животные, своими хвостами.

И у слов можно находить «Созвучные хвосты».

По первым буквам узнаем, как называются созвучные хвосты слов.

  • Рифма

Скороговорки одинаково заканчиваются.

У скороговорок созвучные слова.

Созвучные слова в конце слов.

Созвучие концов есть у считалках, загадках, закличках, скороговорках, чистоговорках.

По первым звукам мы узнали, что созвучные хвосты слов называются рифмы.

III этап «Выявление места и причины затруднения».(определение границ знания и незнания)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Определите тему урока.

Как вы считаете сможем ли мы сейчас найти рифмы в загадках, скороговорках, закличках?

Что есть  в словах у которых есть созвучные хвосты?

Тема урока: Рифмы.

Я пока не знаю, как находить рифмы.

Я не уверен, что смогу правильно подбирать созвучные хвосты.

Мы еще не умеем подбирать похожие слова.

IV этап «Построение проекта выхода из затруднения».

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.  Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем. Выполнение учебных действий в громкоречевой форме Познавательные УУД: логические- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.(многозначное слово)

Какая перед нами цель?

Будет ли полезное новое знание?

При каких условиях научимся находить созвучные слова-рифмы?

Для того чтобы четко и правильно произносить созвучные слова, нужно уметь и дышать правильно.

Выполним дыхательную гимнастику.

Сделаем вдох, на выдохе произнесём  слово хвост.

Что у вас нарисовано на карточке?

Георгия попрошу поработать с «Толковым словарём» возле конторки «Базарного»

Посмотрите на плакат. Что на нём изображено?

  • Хвост самолета
  • Хвост очереди
  • Хвост животного
  • Хвост поезда.

Какой вывод можем сделать? Георгий, пожалуйста, сделай вывод.

Наша цель - научиться находить рифмы в словах.

Наша цель - подбирать рифмы, похожие хвосты слов.

Моя цель - научиться самостоятельно сочинять рифмы.

Если научусь находить созвучные слова, смогу закончить чистоговорку.

Некоторые загадки можно отгадать только с помощью рифмы.

Я не смог найти рифмы в задании Олимпиады. Эта тема мне поможет.

Внимательно слушать учителя

Слушать и слышать товарища.

Помогать друг другу.

На карточке нарисованы:

Хвост самолета

Хвост очереди

Хвост животного

Хвост поезда.

Хвост «у двоечника»

Это слово многозначное

V этап «Реализация построенного проекта».

Цель: построение и фиксация нового знания.

А еще хвосты бывают у слов.

На доске – слова с хвостами

Быстро рифму подберем

И чистоговорку произнесём.

Са, СА, СА во дворе  у нас….

Почему получились разные чистоговорки?

  • Мы подобрали много созвучных слов.

Что значит подобрать созвучные слова?

А какое из слов подходит по смыслу?     

Значит, сделаем вывод, что бы подобрать рифму нужно подобрать слова

                                                                   Условия рифмы:

        

        Созвучие концов         Смысл

                    стихотворных слов.

…коза, ….лиса, …оса … роса

Мы подобрали много созвучных слов.

Мы подбирали созвучные слова в конце строк.

Коза

VI этап «Первичное закрепление  с проговариванием».Работа с текстом во время чтения. Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое  высказывание в устной форме,. Личностные: нравственно-этическая ориентация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Я говорю, а вы находите созвучные концы. Кто найдет созвучный хвост, того прошу присесть.

Дрель…..ель

Метель…….ель

Апрель…..ель

На что похоже?

Сегодня мы познакомимся с произведением Г. Остера «Эхо».

А, что вы знаете о творчестве этого писателя?

Ребята, возле доски находится выставка книг этого писателя.        

Какие произведения вы читали?

Да ,сегодня мы продолжим знакомиться с приключениями котенка Гав и щенка в  тексте «Эхо»

Слова автора читает Георгий.

Слова щенка – Саша.

Внимательно слушаем. После чтения попрошу Вас ответить на вопрос : «Как бы вы озаглавили текст?»

Какие непонятные слова Вам встретились?

  • Антрекот                                                      

Где можно найти значение слов?

( демонстрирую  « Толковый  словарь»)

Назовите главных героев.

Встали. Посмотрели на доску. (На доске- рисунки  котенка Гав, щенка, утёнка.)

Закрыли глазки. Что изменилось?(убрала утёнка)

Превратимся сейчас в героев произведения «Эхо». Изобразим жестами, мимикой, звуками главных героев, их повадки.

Как называются разговор двух людей или животных?

  • Диалог

Предлагаю в парах прочитать диалог котенка и щенка, исключая слова автора. Возьмите карточки. Назовите, кто нарисован на карточках? (котенок Гав и щенок) Подражая голосам животных, прочитайте диалог.

Спасибо. Эта работа поможет нам проинсценировать  это произведение.

Роль котенка покажет – Маша.

Роль щенка  - Эмиль.

Роль чёрного кота – Семён.

Спасибо теперь вы не котёнок, щенок, кот, а Эмиль, Маша, Семён.

Соблюдались ли условия? Какие?

Было ли интересно? Почему?    

                     

На эхо.

Рассказ подготовленного участника о творчестве писателя.

Ответы детей.

Рифмы

Созвучны хвосты

Созвучные слова

В « Толковом словаре»

Работа по карточке

Было созвучие концов стихотворных строк

Не было смысла.

Смешно, юмор, весело.

VII этап «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону».Регулятивные УУД: свободно ориентируются в содержании и заданиях учебника.Познавательные УУД: осуществление поиска и выделения необходимой информации.

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

- А сейчас, ребята, вы будете работать самостоятельно.

1. Расставь картинки по порядку ( рисунки к тексту расположить по порядку)

2.Найди среди букв главных героев.

проипрщенокиртото

нропаимкотёнок Гав

мапритлкотдлшдлло

3.Найти то, что на рисунках не так.

4. Выбрать лишних персонажей (кто не встречается в тексте).

5. Найти предложение по рисунку.

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону.

Взаимопроверка.

VIII этап «Включение в систему знаний и повторение».

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Познавательные УУД: поэтапное формирование понятия «рифма».

С помощью  работы в группах  проверим, как вы поняли тему.

Попробуем сочинить рифмы, найти созвучные слова. Ваши работы займут достойное место в творческом альбоме.Это будет наша классная книга, которая будет пополняться вашими творческими работами.

Работа в группах. На выполнение этой работы – 2 минуты.

Самоанализ

IX этап «Рефлексия учебной деятельности на уроке».

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.  Регулятивные: самооценка.

Давайте вспомним тему урока.

Какие трудности возникли у нас в начале урока?

Какую цель мы ставили на урок?

Как вы думаете, достигли мы этой цели?
Прошу оценить себя:

  • Научился находить и подбирать рифмы, доволен собой - линия вверху
  • Было сложно находить рифмы - линия посередине
  • Не смог найти и подобрать рифмы, не доволен собой - линия внизу.

Мы смогли подобрать много созвучных слов.

Мы подбирали похожие слова в конце строк.

Чтобы подобрать рифму нужно.

Для меня было открытием, что рифмы можно назвать созвучные хвосты.

Я понял, что научился находить рифмы в словах.

Научился подбирать похожие хвосты слов, рифмы.

Было интересно и весело  работать над скороговорками.

Мне показалось важным, что мы умеем работать вместе, в группе.

Теперь я попробую сам сочинять скороговорки, заклички, считалки.

Я могу похвалить одноклассников за то, что работали дружно в паре.

Я могу похвалить себя за то, что удалось подобрать рифмы.

Моё достижение на уроке- смог проинсценировать роль чёрного кота.

Для меня было открытием, что я сам подобрал рифмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...