Технологическая карта урока по литературному чтению "А. Куприн "Слон"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Медведева Елена Владимировна

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного  чтения. Урок увлекает детей,заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к своим близким, к своей семье. Тема урока легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.Отобранное содеожание урока , оборудование на уроке,  организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности,применение словесных и визуальных методов, работа с учебником способствуют достижению образовательных целей урока,стимулируют познавательные интересы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению

по теме «А.Куприн «Слон» в соответствии с требованиями ФГОС .

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 3 класс 

Школа: МБОУ «Усадовская СОШ»

УМК: Образовательная система «Школа России»

Учитель: Медведева Елена Владимировна

    Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира. Урок увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к  семье, близким.  Тема урока  легко воспринимается  учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, способствуют достижению образовательных целей урока,  стимулируют познавательные интересы учащихся. Перед учениками ставятся посильные проблемы для того, чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся. Для активизации мышления учащихся используется систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создаются проблемные ситуации, для воспроизведения материала активно используется работа с учебником.

Тема урока

«А.Куприн «Слон».

Цель урока

1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;

2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;

3. раскрыть композиционно-языковые особенности текста;

4. развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;

5. приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Основная мысль произведения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение,

2 .Презентация к уроку.

3. Карточки самооценки

4.Сигнальные карточки

5.Карточки для работы групп.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок.  Я хочу пригласить вас в гости, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Познакомьтесь с Великаном
Умывается фонтаном.
Обожает в полдень душ.
Только с виду неуклюж.
Детвору водой окатит,
А воды надолго хватит.  
(Слон)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1.Работа с крылатыми выражениями.

Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим:

( Слайд 1)

Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2.Предварительная  беседа.

 Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию слона. Что вы можете сказать о нем?

( Слайд 2)

* Какой он? (Слоны - это крупные животные)

* Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.)

* Чем питаются слоны?

( Питаются слоны травами, листьями, плодами)

*Где живут? ( Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.) *А для чего слонам хобот?

( Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку).

Учитель:  Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- Как вы думаете, а зачем их занесли в Красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, какую роль выполняет хобот слона.

Восприятие информации

Открытие новых знаний

Стадия вызова

Целеполагание.

Планирование.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Слайд 3). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

Учитель: С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (А. Куприн «Слон»). 

Учитель: Что будет «истиной» на нашем уроке чтения? (основная мысль произведения)

Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? – цель урока.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься, чтобы ответить  на главный вопрос урока?

Мы будем  размышлять, продолжите…(читать, работать с текстом , рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

Учитель: Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики  героев,  знание текста, биография писателя, сравнение  их поступков и т.д.)

Отвечают на вопросы учителя

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.

Прогнозируют результат работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Выражение своих чувств, мыслей.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей

Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению.

По щелчку на Слайде 4, появляется иллюстрация Г. Мазурина

Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа?

 Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 5, 6.

Учитель: Оценить пересказ своих одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.

(Взаимооценка, лист оценивания).

Отвечают на вопросы.

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.

Оценка  деятельности одноклассников по критериям..

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Учитель: Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

Музыкальная физкультминутка

для глаз

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

1.Проблемный анализ. Работа в группах.

Повторение правил работы в группе (чтение хором). ( Слайд 7)

Команда – это значит вместе,

Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.

1группа: Каким видит живого слона Надя? Опишите его, выбирая  так как было у автора. Использование презентации.

Выберите в описании слона слова автора. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые. 

1.высота…      длина….     Вес…

2.вид… африканский или индийский...   

Вывод:

2. группа: Выберите , какие трудности пришлось преодолеть    папе и хозяину слона, чтобы привести его к девочке. ДОПИШИТЕ  И РАССКАЖИТЕ. Использование презентации.

Выбрали из комнат  ………

 В столовой……..

В дверях  ………

Полы должны быть    …..…….

Потолки……..

Чтобы провести по лестнице……..

Решили вести когда?......., потому что……….

В столовой……..

Вывод:

3группа: Озвучить диалог Нади и слона , используя кадры из диафильма с опорой на текст. Использование презентации.

4 группа: составить «кластер» отношений главных героев. Доказать.

5группа: Работа по таблице.

Выбрать из данных  в таблице описаний главных героев верные утверждения. Словесный конструктор.

Доказать.

Выводы:

Папа- любящий, заботливый, решительный, равнодушный

 Надя - капризная, добрая, внимательная,   мечтательная,  требовательная, гостеприимная.

Слон – артистичный, непослушный, доброжелательный, умный.

Принятие учебной задачи.

Выбор капитана, секретаря и спикера группы.

Выполняют задания по карточкам в группе.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Формулируют вывод.

Проверка работы в группах.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Коммуникативные:

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

(Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.)

Выступление представителей каждой группы.

Самооценка.

Физкультминутка

Личностные УУД:

умение применять правила охраны своего здоровья

Подвижная музыкальная физминутка «Зарядка»

Двигательные упражнения

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю ?

(Ответы детей.)

Учитель: Что хотел сказать автор этим произведением? (Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.)

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии.

(Один ученик показывает презентацию и рассказывает о своей семье.)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли?

(Надо любить и беречь своих родных, свою семью).

Учитель: Подойдите ко мне, встаньте в круг, расскажите, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу и работу своих одноклассников. (Сигнальные карточки. Критерии самооценки: «Очень хорошо» - зеленый, «Хорошо» - желтый, «Старался, но не всё получилось» -красный).

Учитель: Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся): ( Слайд 8)

1.Подготовить свои вопросы по тексту. 2. Найти и прочитать другие произведения Куприна.
3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Список использованной литературы

  1. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2014.
  2. Интернет ресурсы.
  3. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...