Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Э. Шим. Всем вам крышка"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Урок составлен в соответствиис ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Дата урока  18.11.2015 г.    ФИО учителя  Гудничева Лариса Владимировна,   класс 2 «А»

Название урока Литературное чтение

Тема урока. Э. Шим. «Всем вам крышка».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для  ознакомления с творчеством Э. Шима  и сказкой «Всем вам крышка»; познакомить с новым понятием жанра – познавательная сказка; вызывать  интерес у школьника к содержанию произведения и развивающимся в тексе событиям; способствовать расширению читательского кругозора;  формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закреплять   литературные термины  жанр и тема произведения; пополнять  словарный  запас; содействовать воспитанию интереса к родной природе; прививать интерес к предмету..

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой  Эдуарда Шима «Всем вам крышка»; с новым понятием -  познавательная сказка;

будут учиться находить ответы на вопросы к тексту;  определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания;   анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения;    поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют   удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;  приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.  рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

медиапроектор;  экран;  ноутбук; схемы для моделирования, карточки с заданиями при работе в группах;  смайлики; листочки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся  

Универсальные  учебные действия

1.   Организация начала урока  

 Посмотрите друг на друга. Подарите друг другу улыбку. Пусть ваше хорошее настроение останется с вами на протяжении всего урока. Готовы работать?

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова «Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…»

  Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Л.: жизненное самоопределение

Р.:   привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая разминка

 Как мы должны научиться читать на уроке? (Правильно, выразительно, чётко проговаривая, хорошо). А для этого нам необходима речевая разминка.

- Читаем, правильно произнося звуки.

ы  а  о  у  э  и

Ещё раз.

- Добавим эмоции и выразительности в чтение.

- испугали товарища из-за угла    ы

- испугались сами     а

- удивились               о

- разочаровались    у

- задумались     э

- улыбнулись друг другу             и.

Молодцы!

 2. Игра «Вспомни и назови»

Сейчас мы немного поиграем в игру «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать и указать жанр.

  • «Разозлилась старуха-зима,  задумала всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.»  (Константин Дмитриевич Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Сказка)
  •  «Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом покрывает он поля» (Сергей Анатольевич Иванов. «Каким бывает снег». Рассказ)
  • «Снежок порхает, кружится,

На улицах бело,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.»    (Зинаида Николаевна Александрова. «Зима». Стихотворение)

- Что общего между этими произведениями? (Они о зиме)

Правильно. О волшебном и изумительном времени года – зиме.

- Вспомните, как называется раздел, где находятся эти произведения. (Снежок порхает, кружится…)

Чётко артикулируют звуки.

Пытаются передать голосом разную интонацию (удивления, разочарования, грусти, радости, испуга)

 

Заслушивают отрывки из произведений, определяют жанр произведения, называют заглавие и автора произведения.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Отвечают на поставленные вопросы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: выделение существенной информации из текста

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

 Проверка домашнего задания

- Какое произведение из этого раздела было задано на дом? (И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу». Пересказ по плану)

- План мы составили на прошлом уроке, а сегодня он поможет нам ответить.

1) зайцы-беляки

2) следы на снегу

3) медведь-лежебока

- Кто-то выбрал для себя повышенный уровень выполнения задания? (1 часть выучить наизусть)

Выслушать ответы, оценить.

Рассказывают о выполненной дома работе

Пересказывают текст по плану.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

3. Постановка учебной задачи

1. Определение автора произведения.

- Определите, с произведением какого автора мы будем знакомиться на уроке. Возьмите полоски, вычеркните все буквы Б и Е    и прочтите фамилию автора.

Э б е д е у б а б р е д   Ш б и е м            

(Эдуард (Юрьевич) Шим)

2. Работа с выставкой детских книг

- Рассмотрите книги на выставке, назовите их. Вспомните, какие произведения Э. Шима мы уже читали? (Рассказ «Храбрый опёнок», сказка «Белка и Ворон»)

- О чём же писал в своих произведениях Э. Шим? (О природе). Назовите жанры этих произведений. (Сказки, рассказы)

- Познакомиться с другими произведениями этого автора вы сможете, взяв книгу в библиотеке, или найдя произведение в интернете.

3. Определение названия произведения.

- А как называется произведение, с которым мы познакомимся, догадайтесь, используя схему.

В

с

е

м

к

м

а

в

р

ы

ш

к

а

- Итак, какова же тема нашего урока?( Эдуард  Юрьевич Шим. «Всем вам крышка»)

4. Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение. Моделировать обложку  к произведению)

5. План работы над новым произведением.

- Составим план работы над новым произведением

1. Познакомиться с произведением

2. Анализировать текст

3. Работать в группе

4. Защитить ответы

5. Оценить работу

Определяют фамилию авторов  нового произведения

Рассматривают портрет.

Называют выставленные произведения.

Вспоминают и формулируют названия ранее изученных произведений автора, определяют их жанр

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Определяют название произведения

Формулируют тему урока

Ставят цели, используя опору

Составляют план работы над новым произведением

Р.: определение темы и целей урока

П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

Р: планирование действий по выполнению задач урока

4. Первичное усвоение новых знаний

1.  Постановка проблемного вопроса

- Прочтите название.  Вот так название!  Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение?  Когда так говорят? (Когда кого-то накажут, всем наступит конец)

- О чём же может быть содержание этого произведения? Выскажите своё мнение.

- Обратите внимание на иллюстрации к данному произведению на с. 135, 136. Может быть, они вам помогут.  (Зима, снег, жучки, рыбки. Может быть, как мороз заморозил все реки. Интересно, а живут ли рыбки подо льдом?)

- Может быть, пришло время узнать об этом, найти в произведении ответ на вопрос «Есть ли зимой жизнь подо льдом?»

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и  выражений.

ВЛАСТЕЛИН – хозяин, повелитель

ВМИГ – сразу

МАЛЬКИ-СЕГОЛЕТКИ – маленькие рыбки этого (сего) года

НЕСПОСОБНО – неудобно

НЕВДОМЁК –  не сообразил, не пришло в голову

ИЗВЕСТКОВЫЕ дверцы – из известняка (ракушечника)

Если не знают значение слова, то можно прочитать в словарике на с. 138.

 - Молодцы!

 4. Знакомство с новым произведением

- Сейчас следим и читаем текст вместе со мной, попытаемся ответить на вопрос  «Есть ли зимой жизнь подо льдом?»

- Можете отмечать карандашом важные для ответа места.

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Отвечают на поставленные вопросы

Работают с иллюстрациями.

Формулируют проблемный вопрос

 

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают в словарике значение незнакомых слов

Пополняют словарный запас

Прочитывают трудные слова, встречающиеся в тексте

Читают текст вместе с  учителем  

 

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

П.: анализируют и делают выводы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичная проверка понимания  

  1.  Выявление первичного восприятия

- Понравилось ли вам это произведение?  

- Чем?

- Когда вы волновались, переживали?

- Определите жанр этого произведения? (Сказка)

- Почему?

- Кто главный герой этой сказки?

- Морозко молод или стар?

- Почему так решили? (Шел первый раз, была ещё осень. Первый мороз, поэтому молод)

- Нашли ли ответ на проблемный вопрос «Есть ли зимой жизнь подо льдом?»

- Подтвердите ответ чтением из текста.  (с. 137   3 часть 2 абзац)

  1. Физминутка  

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 

Подтверждают ответ выборочным чтением

Выполняют физические упражнения под музыку

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

 

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

6. Первичное

закрепление

1. Работа в группах

- А теперь будем работать в группах. Какие правила работы в группе?

-Не забудьте определить капитана.

1 группа составит схему «Кого пытался напугать Морозко»

2 группа выразительно прочитает по ролям 2 часть и ответит на вопрос «Как вёл себя Морозко?»

3 группа даст  Характеристику Морозко

- Работаем 3 мин.

2. Работа над текстом произведения

- Вопрос для всех участников:

-Прочитайте, почему рассердился Морозко? ( с. 134     1 абзац. Промочил ноги, зачихал, носом захлюпал)

- На кого рассердился Морозко? Отвечает 1 группа

- Что он сделал? (Запечатал крышками лужи, озёра, болота)

- Какие крышки сделал Морозко? Допишите в тетради с 60 № 1

- 2 группа читает по ролям и ответит на вопрос «Как вёл себя Морозко?»  (Хвастал, хвалился)

- 3 группа Дайте характеристику Морозко. Какой же он был? (Молодой, обидчивый, неопытный, злой, хвастливый)

- Вопрос всем: смог ли Морозко справиться с подводным миром? (Нет, все остались живы)

- Испугались ли его подводные жители? А тепло ли им подо льдом? (Да)

- Сначала нам казалось, что молодой и неопытный Морозко был злой. После прочтения сказки ваше мнение о Морозко не поменялось? (Поменялось. На самом деле, запугивая всех, Морозко делал крышку, чтобы согреть подводных жителей, защищал подводный мир от вымерзания. Значит, делал доброе дело)

- О чём же хотел нам рассказать Э. Шим, когда писал своё произведение? (Даже зимой подо льдом жизнь продолжается, а лёд сохраняет тепло. Холод и мороз не страшен жителям подводного мира)

- Такую сказку можно назвать познавательной.  Почему? (Узнали новую информацию о жизни животных зимой)

  1. Моделирование обложки

Э. Шим

Всем вам крышка

  1. Домашнее задание:

 - Выберете свой уровень задания.

1 уровень: с. 134 – 138 выразительно читать

 

2 уровень: выр. чит. с. 134-138, т.с. 60 №  2- 4

Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания?

Вспоминают правила работы в группах

 

Составляют и наклеивают схему, отвечая на вопрос

Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям

Из предложенного выбирают качества, которые характеризуют главного героя

 

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

Проводят выборочное чтение

Выполняют задание в тетради

 

 

Отвечают на поставленные вопросы

Делают выводы

Определяют нравственную ценность добрых поступков

Знакомятся с новым понятием «Познавательная сказка»

Доказывают, что правильно определили жанр  и тему данного произведения, называя признаки сказки.

Моделируют обложку

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе;  читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,  

П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);  

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения

Р.:  контроль, оценка,  

П.: выбор способов решения задачи;

Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор передает информацию познавательного характера, раскрывает взаимосвязи в природе;

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия.

  1. Итог урока.

- Вспомните, какие цели ставили перед собой. Выполнили ли мы их?

- С каким произведением познакомились?

- Кто его автор?

-Что нового узнали из произведения? (Даже зимой подо льдом жизнь продолжается, а лёд сохраняет тепло. Прорубают проруби, чтобы поступал кислород. Холод и мороз не страшен жителям подводного мира)

- Все ли пункты плана работы над произведением выполнили?

  1. Рефлексия

- Оцените смайликами  свою работу над новым произведением.

Красный – мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Жёлтый – я могу лучше работать. У меня не всё получилось.

Зелёный – Я молодец Я был активен на уроке, у меня всё получилось.

- Вспомните эпиграф к нашему уроку. Соответствует ли он тому материалу, который мы сегодня изучали? Почему?

- А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке.  Разместите листок на той строчке, которая вам подходит:

- Мне очень понравилось

- Мне было интересно

- Я узнал(а)  новое

- Мне не понравилось

- Мне было скучно

Вы молодцы! Спасибо вам всем за урок!

Делают выводы и обобщения.

Отвечают на вопросы, пользуясь опорой

Я

повторил

узнал

запомнил

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

 

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

 

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль, самооценка и оценка процесса и  результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...