Конспект урока Сказки А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Тема урока: Сказки А.С.Пушкина»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения:   урок-размышление.

Цели урока:

1.     Обучающие:

·         организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Сказки А.С.Пушкина”;

·         создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;

·         обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

2.     Развивающие:

·         создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;

·         создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;

·         способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3.     Воспитательные:

·         содействовать развитию умения общаться между собой;

·         помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:   художественные произведения,  фломастеры, листы бумаги, бумажные фигуры героев сказок А. С. Пушкина,  клей, краски, кисточки, баночки с водой.

 

Подготовительная работа.

Список сказок А.С.Пушкина, прочитанных учащимися:

1.     «Сказка о рыбаке и рыбке».

2.     «Сказка о царе Салтане…».

3.     «Сказка о Золотом петушке».

4.     «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

5.     «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Примечания:

1 часть урока задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности. Ученики работают в группах. Каждая группа готовит творческий проект с примерами из текста по заданию, предложенному учителем в презентации.

Работа в группах требует от учащихся умения не возвышаться, сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению оппонентов; умения рассуждать, строить свое высказывание так, чтобы слушателям было все понятно. Во время своей работы учащиеся пользуются дополнительной литературой, словарями, справочниками (они их приготовили заранее).

2 часть урока – самая главная. В её основе лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик). Ученики вместе с учителем подводят итоги работы в группах.

3 часть предполагает творческую самостоятельную работу в группах на компьютере, позволяет закрепить основные знания и понятия, полученные на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

Посмотрите, все ли есть? Можно всем за парты сесть. Влево, вправо повернёмся и друг другу улыбнёмся.

2. Сообщение темы урока.

 – Тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». Вы их читали?

 3. Вводная беседа.

Необычный сегодня у нас урок. Мы будем работать сразу с несколькими сказками.

– Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

·         отвечать на вопросы,

·         задавать вопросы,

·         выразительно читать,

·         пересказывать,

·         находить в тексте нужные отрывки,

·         думать,

·         делать выводы,

·         анализировать и сравнивать,

·         подводить итоги.

Правильно!

Итак, цели нашего сегодняшнего урока определены.

Давайте немного пофантазируем и отправимся в страну Лукоморье, где живут сказки А. С. Пушкина. Закройте глаза, представьте розовую сказочную страну, произнесём волшебные слова

У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит. 

Кот: Здравствуйте, ребята!

Я рад вас видеть. Чтобы узнать моё задание, надо назвать слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»

Дети: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Такими словами заканчивается “Сказка о Золотом петушке” Александра Сергеевича Пушкина.

 Кот: Я думал, что всё знаю и умею, но сделать рекламу пушкинским сказкам не смогу никогда. Пусть каждая группа представит свою сказку так, чтобы всем стало понятно, чему учат сказки Пушкина.

4. Творческая работа в группах.

Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.

 

1 группа – “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

2 группа – “Сказка о царе Салтане…”.

3 группа – “Сказка о Золотом петушке”.

4 группа – “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

5 группа – “Сказка о рыбаке и рыбке”.

План работы:

1.     Подготовьте короткую характеристику сказки: 
правильное название;
какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).

2.     Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям, рекламный плакат.
 

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? 
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали, 
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся, 
Влево тоже наклоняйся, 
Покрутились, повертелись 
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем, 
Дружно до пяти считаем 
1-2-3-4-5 
Открываем, поморгаем 
И работу начинаем.

6. Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходят С К А З К И.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ.

1.     Внимательно выслушайте ответ товарища.

2.     Оцените: 
1) полноту ответа; 
2) последовательность (логику); 
4) использование примеров изложения; 
3) наглядность; 
5) наличие вывода.

3.     Исправьте ошибки, дополните ответы.

4.     Дайте обоснованную оценку.

7. Открытие новых знаний.

Кот: СПАСИБО вам, дорогие мои ребята, столько я сегодня узнал нового и интересного! Порадовали вы меня, и за это я расскажу вам тайну сказок Пушкина – ТАЙНУ СКАЗОК.

 

Александр Сергеевич Пушкин маленьким мальчиком слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.

От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

 В годы ссылки в Михайловском поэт попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки.

 Арина Родионовна расскажет о мёртвой царевне, которая «заблудилась в лесу», а «мачеха приходит в лес под видом нищенки. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…» Записывает Пушкин и про Балду, и про турецкого государя Султана Султановича, которому царица родила 33 сына, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц…»

 Чудесным образом мотивы русских сказок и фантазии Пушкина переплетаются, и вот из-под его пера появились литературные стихотворные сказки, в которых «русский дух» и «Русью пахнет!»

8. Обобщение. Игры по сказкам.

 А у меня есть подарок. Я приготовил для настоящих знатоков пушкинских сказок весёлые задания. Хотите поиграть?

 1) Разгадайте кроссворд  ( вывешивается на доске)

 2) Игра “Как кого зовут”.

Кот: До свидания! До скорой встречи!

 9. Итог урока.

- Какие сказки вы сегодня повторили?

- Какие сказки вам больше всего понравились?

10. Домашнее задание

Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_skazki_a.s.pushkina.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение ( 4 класс)

                                                                                                  Учитель Зыза Г.В.

Тема урока: Сказки А.С.Пушкина»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения:   урок-размышление.

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Сказки А.С.Пушкина”;
  • создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
  1. Развивающие:
  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  1. Воспитательные:
  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:   художественные произведения,  фломастеры, листы бумаги, бумажные фигуры героев сказок А. С. Пушкина,  клей, краски, кисточки, баночки с водой.

 

Подготовительная работа.

Список сказок А.С.Пушкина, прочитанных учащимися:

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке».
  2. «Сказка о царе Салтане…».
  3. «Сказка о Золотом петушке».
  4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Примечания:

1 часть урока задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности. Ученики работают в группах. Каждая группа готовит творческий проект с примерами из текста по заданию, предложенному учителем в презентации.

Работа в группах требует от учащихся умения не возвышаться, сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению оппонентов; умения рассуждать, строить свое высказывание так, чтобы слушателям было все понятно. Во время своей работы учащиеся пользуются дополнительной литературой, словарями, справочниками (они их приготовили заранее).

2 часть урока – самая главная. В её основе лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик). Ученики вместе с учителем подводят итоги работы в группах.

3 часть предполагает творческую самостоятельную работу в группах на компьютере, позволяет закрепить основные знания и понятия, полученные на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организация класса.

Посмотрите, все ли есть? Можно всем за парты сесть. Влево, вправо повернёмся и друг другу улыбнёмся.

2. Сообщение темы урока.

 – Тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». Вы их читали?

 3. Вводная беседа.

Необычный сегодня у нас урок. Мы будем работать сразу с несколькими сказками.

– Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

  • отвечать на вопросы,
  • задавать вопросы,
  • выразительно читать,
  • пересказывать,
  • находить в тексте нужные отрывки,
  • думать,
  • делать выводы,
  • анализировать и сравнивать,
  • подводить итоги.

Правильно!

Итак, цели нашего сегодняшнего урока определены.

Давайте немного пофантазируем и отправимся в страну Лукоморье, где живут сказки А. С. Пушкина. Закройте глаза, представьте розовую сказочную страну, произнесём волшебные слова

У Лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит. 
 

Кот: Здравствуйте, ребята!

Я рад вас видеть. Чтобы узнать моё задание, надо назвать слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»

Дети: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Такими словами заканчивается “Сказка о Золотом петушке” Александра Сергеевича Пушкина.

 Кот: Я думал, что всё знаю и умею, но сделать рекламу пушкинским сказкам не смогу никогда. Пусть каждая группа представит свою сказку так, чтобы всем стало понятно, чему учат сказки Пушкина.

4. Творческая работа в группах.

Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.

 

1 группа – “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

2 группа – “Сказка о царе Салтане…”.

3 группа – “Сказка о Золотом петушке”.

4 группа – “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.

5 группа – “Сказка о рыбаке и рыбке”.

План работы:

  1. Подготовьте короткую характеристику сказки: 
    правильное название;
    какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).
  2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям, рекламный плакат.
     

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? 
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали, 
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся, 
Влево тоже наклоняйся, 
Покрутились, повертелись 
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем, 
Дружно до пяти считаем 
1-2-3-4-5 
Открываем, поморгаем 
И работу начинаем.

6. Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится, 
Присев на кровати, подушки 
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица, 
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица, 
По комнате ходят С К А З К И.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ.

  1. Внимательно выслушайте ответ товарища.
  2. Оцените: 
    1) полноту ответа; 
    2) последовательность (логику); 
    4) использование примеров изложения; 
    3) наглядность; 
    5) наличие вывода.
  3. Исправьте ошибки, дополните ответы.
  4. Дайте обоснованную оценку.

7. Открытие новых знаний.

Кот: СПАСИБО вам, дорогие мои ребята, столько я сегодня узнал нового и интересного! Порадовали вы меня, и за это я расскажу вам тайну сказок Пушкина – ТАЙНУ СКАЗОК.

 

Александр Сергеевич Пушкин маленьким мальчиком слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.

От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

 В годы ссылки в Михайловском поэт попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки.

 Арина Родионовна расскажет о мёртвой царевне, которая «заблудилась в лесу», а «мачеха приходит в лес под видом нищенки. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…» Записывает Пушкин и про Балду, и про турецкого государя Султана Султановича, которому царица родила 33 сына, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц…»

 Чудесным образом мотивы русских сказок и фантазии Пушкина переплетаются, и вот из-под его пера появились литературные стихотворные сказки, в которых «русский дух» и «Русью пахнет!»

8. Обобщение. Игры по сказкам.

 А у меня есть подарок. Я приготовил для настоящих знатоков пушкинских сказок весёлые задания. Хотите поиграть?

 1) Разгадайте кроссворд  ( вывешивается на доске)

 2) Игра “Как кого зовут”.

Кот: До свидания! До скорой встречи!

 9. Итог урока.

- Какие сказки вы сегодня повторили?

- Какие сказки вам больше всего понравились?

10. Домашнее задание

Выполнить рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. 

МБОУ-СОШ № 3

Литературное чтение

Урок-размышление по теме

«Сказки А.С.Пушкина»

4 класс

УМК «Школа России»

Разработала  Зыза Г.В., учитель начальных классов

        г.Армавир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе По УМК «Начальная школа 21века»Тема урока: Сказки А.С.Пушкина (Обобщение по теме урок-проект)...

Конспект урока. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане... ) (проблемный метод)

Урок для использования в 3 классе по системе "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Конспект урок. Сказки А.С. Пушкина

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. Сказки А.С. Пушкина...