Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс М.Пришвин "Золотой луг"
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

    Ахметова Эльмира Ринатовна

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс  М.Пришвин "Золотой луг" УМК Перспективная начальная школа 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_liter_chteniyu.docx184.52 КБ
    Office presentation icon zolotoy_lug.ppt2.29 МБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Тема:

    Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».

    Класс:

    2

    Педагогические цели:

    показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в её тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек

    Задачи:

    Образовательные: - учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;

    Развивающие: Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу;

    Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений о природе

    Планируемые результаты(предметные):

    -знакомятся с произведением М. Пришвина и выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения.

    Личностные результаты:

    -формируют ценностное отношение к природному миру, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Универсальные учебные действия (метапредметные):

    Регулятивные УУД:

    • формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

    Познавательные УУД: 

    • находят и выделяют необходимую информацию в разных источниках.

    Коммуникативные УУД: 

    • строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.

    Оборудование:

    Презентация, компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению за 2 класс.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Организационная часть

    -Прозвенел звонок!

    Начинается урок!

    -Здравствуйте!

    Приветствие

    Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность

    II.  Речевая разминка

    Слайд №6

    1.Учись отчётливо произносить звуки.

    на – на – на – во дворе растет сосна;

    но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

    ан – ан – ан – собери свой чемодан;

    ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

    2.Читай без ошибок.

    Произноси быстро.

    Соня Зине принесла малину в корзине.

    Читают все хором

    Читают выборочно

    Умение воспринимать текст с учетом поставленной задачи.

    III.  Актуализация знаний

    - Ребята вспомните, какую главу учебника мы с вами изучаем?

    - Откройте содержание учебника и скажите с какими произведениями этой главы мы уже познакомились?

    - Чему научили нас эти произведения?

    - А зачем в природе нужно быть наблюдательными?

    - «Природа для поэта – любимая и живая»

    Дети перечисляют изученные произведения.

    - Они научили нас любить природу, бережно относиться к ней, быть наблюдательными и внимательными.

    -Только наблюдательный человек может заметить скрытую жизнь природы.

    Метапредметные.

    Познавательные:

    -находят и выделяют  необходимую информацию в учебнике.

    IV. Постановка цели урока.

    - Послушайте стихотворение   Слайд № 7

      В пестрых, красивых, башкирских коврах,
    Девственных, горных, воздушных лесах,
    Под золотистого солнца лучами,
    Липы душистые пленяют цветами.
    Трудятся пчелы башкирского меда, Свойства целебные дарит природа.
    Мягкие травы, в зелёное время,
    Лугов сенокосных молочное бремя.
    Духом священна гора Иремель,
    Стремительна Уфа, полноводен Инзер,
    Лентой голубой украшает Агидель
    Башкортостан, любимый край!
    Песней Отчизну возносит курай ,
    -Башкортостан, жизнерадостный, выше взлетай,

    Людям звездой путеводной сияй!

    Скажите о чём мы будем читать следующее произведение главы «Природа для поэта – любимая и живая»

    -Это стихотворение написал наш с вами земляк Рустам Гафуров.

    -Давайте медленно пройдём по лугу

    И «здравствуй» скажем каждому цветку.

    Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать,

    А чтоб увидеть добрые их лица

    И доброе лицо им показать.

    - Отгадайте загадку и узнаете , какой именно луговой цветок поразил героя произведения.

    Слайд №  8

    Горел в траве  росистой

    Фонарик золотистый,

    Потом  померк, потух

    И превратился  в  пух.

    - Почему вы так решили?

    Дети слушают стихотворение и определяют тему нового произведения.

    Дети отгадывают загадку.

    - Одуванчик.

    Ответы детей

    Определяют тему урока.

    V.  Подготовка к работе над текстом.

    - Найдите по содержанию учебника произведение, с которым мы сегодня будем работать.

     - На какой странице находится ?

    Слайд №  9

    - С каким произведением

    М. Пришвина мы уже знакомы?

    - Что вы узнали об этом писателе?

    -Предположите  какова же цель изучения нового произведения, что мы должны увидеть. Если затрудняетесь, вспомните название изучаемой главы.

    -Сегодня мы продолжим беседовать о природе, учиться любить её, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в её тайны.

    - М. Пришвин «Золотой луг».

    - Стр.123.

    - «Разговор деревьев».

    Ответы детей.

    - Мы должны увидеть, что природа для поэта – любимая и живая.

    Метапредметные.

    Регулятивные:

    -определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем ;

    Физкультминутка

    Слайд № 10

    Зайцы утром рано встали,
    Весело в лесу играли.
    По дорожкам прыг-прыг-прыг!
    Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
    Вот лиса идет по лесу.
    Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
    Чтоб ответить на вопрос,
    Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
    Но зайчата быстро скачут.
    Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
    Тренировки помогают!
    И зайчата убегают. (Бег на месте)
    Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
    Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
    Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
    Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

    Выполняют физкультминутку

    Выполняют  физкультминутку согласно инструкции

    VI. Работа с текстом.

    А) Словарная работа

    Б)  Чтение текста детьми по цепочке

    В) Работа по содержанию текста.

    - Откройте учебник на нужной странице.

    - Что нам поможет в работе над текстом, обратите внимание на пиктограмму.

    - Что мы узнаём с помощью толкового словаря?

    - Где находится школьный толковый словарь?

    - C какой страницы начинается?

    -Приготовьте словарь к работе.

    - Прослушайте рассказ М. Пришвина и подумайте, почему автор решил написать именно об одуванчике?

    Чтение текста учителем.

    Слайд №  11

    - А сейчас вы прочитаете текст по цепочке, чтобы мы смогли ответить на вопросы Учёного Кота.

    Вопросы из учебника. Слайд № 12

    - Что казал Кот об одуванчике?

    - Найдите в тексте подтверждение.

    -  Найдите и прочитайте, какая смешная забава была у них связана с одуванчиками?

    - Что вы можете сказать об иллюстрации в учебнике?

    - Читаем дальше задание из учебника.

     -Прочитайте следующее задание Кота.

    -Какие же секреты открыл наш герой?

    -Вспомните, как герой сначала называл эти цветы?

    -Каким же людям природа раскрывает свои секреты?

    -Толковый словарь

    -Значение слов

    -Учебник «Русского языка №2».

    -Стр. 98

    Дети готовят словарь.

    Дети слушают и высказывают свое мнение.

    - Промысел-добывание чего-либо, охота

    - Пята-то же, что пятка.

    - Фукнуть-дунуть.

    Дети читают текст по цепочке по одному предложению.

    -Одуванчик – загадочный цветок.

    - С тех пор одуванчик стал………

    - Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо………

    - Иллюстрация подходит к этим словам.

    -Рассказ М. Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи своё мнение строчками из текста.

    - От лица мальчика.

    Дети читают доказательство (С тех пор одуванчик……вместе с нами детьми……..).

    Дети читают из учебника:

    -Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты?

    Ответ

    -Луг с одуванчиками меняется в течение суток: он то зелёный, то золотой.

    Одуванчик  - очень красивый цветок.

    -Наблюдательным, любознательным, любящим природу.

    Метапредметные

    Коммуникативные

    -договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в  сотрудничестве взаимопомощь.

    Предметные: 

    знакомятся с произведениями  М. Пришвина

    Личностные: 

    -формируют ценностное  отношение к природному миру

    Метапредметные Регулятивные

    -формулируют  и удерживают  учебную задачу

    Метапредметные.

    Познавательные:

    -находят и выделяют  необходимую  информацию в учебнике, словаре.

    Метапредметные.

    Познавательные:

    -осуществляют смысловое чтение

    Метапредметные Коммуникативные:

    -договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь,

    Предметные:

    -выявляют художественные особенности   данного произведения на основе анализа.

    VII. Работа с картиной В. Ван Гога «Подсолнухи»

    Гимнастика для глаз

    - С какой картиной мы сегодня будем работать?

    -Рассмотрите картину .

    Слайд № 13

    - Начинаем обсуждение.

    Слайд № 14

    -Какие цветы подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими?

    -Как художник это показывает?

    -Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали,- сопротивляются, изгибаются , как бы не даются в руки?

     

    -Каким образом художник напоминает нам, что когда- то  подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо?

    -С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?

    (Главное, чтобы дети поняли смысл главного наблюдения художника: подсолнухи, даже, когда их сорвали, продолжают жить, сопротивляться гибели, тянуться к свету.)

    - Что вы можете сказать о художнике, о его отношении к природе?

    Слайд № 15

    -Ван - Гог «Подсолнухи»

    Дети читают задание из учебника.

    -Ответ: Это цветки, которые расположены в центре картины и прямо над кувшином.

    -Ответ: У этих цветков засохшие, потемневшие или совсем опавшие лепестки и тяжёлые, склонённые вниз головки.

    -Ответ: Эти цветки, которые расположены ближе к правому верхнему краю картины.

    -Ответ: Стол , на котором стоит кувшин с подсолнухами,- золотисто- жёлтого цвета, как поле подсолнухов. Фон картины зеленовато- голубой, как летнее небо.

    -Художник наблюдательный,

    любознательный и очень любит природу

    Выполняют гимнастику для глаз.

    Метапредметные.

    Коммуникативные: 

    -строят понятные  высказывания, формулируют  собственное мнение.

    Выполняют гимнастику для глаз согласно инструкции.

    VIII. Итог урока.

    Стр.123-124, выразительное чтение

    Слайд №  16

    • Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение?
    • Что означает здесь слово «золотой»?

    Читают выразительно

    Ответы детей

    Метапредметные

    Регулятивные:

    -формулируют  и удерживают  учебную задачу

    Личностные: 

    -формируют ценностное  отношение к природному миру,

    IX.  Домашнее задание

    Слайд №17

    Задание по выбору:

    1).Найти загадки об одуванчике

    2).Нарисовать рисунок к рассказу

    Записывают домашнее задание

    Литература

    1. Г.Г. Граник О.В.Соболева «Путешествие в страну книг». НПО «ОБРАЗОВАНИЕ» Москва 1998г.

    2.У.В. Бунеева О.В.Смирнова, Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». Москва «Баласс» 2000г.

    3.Газета «Начальная школа» 2001г.

    Приложение 1

    Сообщение об одуванчиках.

    Одуванчик лекарственный - травянистое многолетнее растение высотой 10-30 см. Отнесено к семейству сложноцветных. Корень одуванчика мощный, вертикальный, бурый, в разрезе белый. Его листья образуют прикорневую розетку, глубоко рассеченные. Цветки одуванчика собраны в соцветия-корзинки, желтого цвета. Плод растения представляет собой семянку с хохолком. Он цветет в апреле - мае, а его семена созревают в июне - июле. Сорное растение одуванчик лекарственный распространен на всей территории России. Растет на лугах, в садах, на пустырях, на газонах, вдоль дорог. Это один из наиболее распространенных в земледелии растений – сорняков с полезными свойствами.

    Лекарственное растение одуванчик.

    Лекарственное растение одуванчик, сегодня я вам расскажу об этом растении. Растет одуванчик на полях, в садах, на лугах, около дорог, около жилья. Одуванчик многолетнее травянистое растение, которое имеет безлиственный
     цилиндрический стебель, на верхушке стебля всего одна корзиночка.

    Цветки одуванчика золотисто-желтого цвета, язычковые. Цветет одуванчик в апреле-мае. Листья в прикорневой розетке длинные. Растение во всех частях имеет млечный сок. Плод одуванчика серовато-бурая семянка с хохолком, состоит из белых волосков.

    В народе одуванчик имеет такие названия полая трава, бабака, придорожь, подойничек, дуан, одуй-плешь, дойник, зубной корень, плешивец.

    Лекарственное растение одуванчик применяют  в народной медицине. С лечебной целью используют саму траву, листья, сок, корни растения. Корни нужно выкапывать ранней весной или поздней осенью, траву и листья собирают в апреле - мае.

     Водный раствор из корней вместе с  листьями улучшает пищеварение, возбуждает аппетит, улучшает обмен веществ, тонизирует организм, усиливает выделение молока у кормящих женщин.

    978-5-9951-0426-1_2

    Приложение 2


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Выполнили: Ахметова Э.Р.

    Слайд 2

    показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в её тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек

    Слайд 3

    Образовательные Развивающие Воспитательные Учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения; Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу; Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений о природе

    Слайд 4

    Личностные УУД :формируют ценностное отношение к природному миру,самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, Метапредметные УУД . Регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль; Познавательные УУД: находят и выделяют необходимую информацию в разных источниках. Коммуникативные УУД: строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности. Предметные УУД : знакомятся с произведением М. Пришвина и выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа и наблюдения.

    Слайд 5

    Орг.момент Актуализация знаний Постановка цели урока Подготовка к работе над текстом Работа с текстом: Словарная работа Чтение текста с детьми по цепочке Работа по содержанию текста Выборочное чтение Работа с картиной Ван-Гога «Подсолнухи» Итог урока Домашнее задание

    Слайд 6

    1.Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? 2.Читай без ошибок. Произноси быстро. Соня Зине принесла малину в корзине.

    Слайд 7

    В пестрых, красивых, башкирских коврах, Девственных, горных, воздушных лесах, Под золотистого солнца лучами, Липы душистые пленяют цветами. Трудятся пчелы башкирского меда, Свойства целебные дарит природа. Мягкие травы, в зелёное время, Лугов сенокосных молочное бремя. Духом священна гора Иремель, Стремительна Уфа, полноводен Инзер, Лентой голубой украшает Агидель Башкортостан, любимый край! Песней Отчизну возносит курай , - Башкортостан, жизнерадостный, выше взлетай, Людям звездой путеводной сияй! Рустам Гафуров

    Слайд 8

    Горел в траве росистой Фонарик золотистый, Потом померк, потух И превратился в пух.

    Слайд 9

    «Золотой луг»

    Слайд 10

    Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг-прыг-прыг! Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте) Вот лиса идет по лесу. Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте) Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед) Но зайчата быстро скачутКак же может быть иначе? (Прыжки на месте) Тренировки помогают! И зайчата убегают. (Бег на месте) Вот голодная лиса (Ходьба на месте) Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх) Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох) Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

    Слайд 11

    Промысел Пята Фукнуть Добывание чего-либо, охота. То же, что пятка Дунуть

    Слайд 12

    Что казал Кот об одуванчике? Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу раскрывает свои секреты? Какие же секреты открыл наш герой? Вспомните, как герой сначала называл эти цветы? Каким же людям природа раскрывает свои секреты?

    Слайд 14

    Какие цветы подсолнечника кажутся тебе тяжёлыми и перезревшими? Как художник это показывает? Какие цветки словно не согласны с тем, что их сорвали,- сопротивляются, изгибаются , как бы не даются в руки? Каким образом художник напоминает нам, что когда- то подсолнухи росли в поле? Что над головами у них было голубое небо ? С точки зрения художника, в подсолнухах ещё сохранились жизненные силы?

    Слайд 16

    С какими произведениями мы сегодня работали? Почему рассказ называется золотой луг? Как вы понимаете это выражение? Что означает здесь слово «золотой»? Что нового и интересного узнали на уроке?

    Слайд 17

    Задание по выбору: Найти загадки об одуванчике Нарисовать рисунок к рассказу

    Слайд 18

    Г. Г. Граник. О. В. Соболева Путешествие в страну книги 1. НПО «ОБРАЗОВАНИЕ» Москва. 1998. У. В. Бунеева. О. В. Смирнова, Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве» Москва. «Баласс» 2000. Газета «Начальная школа» №23 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

    Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....

    Конспект урока по литературному чтению (2 класс)

    Тема урока:"Сказки народные и литературные. В.И.Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"....

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс "А.А.Блок-На лугу"

    Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: А.Блок. « На лугу»Цели урока: продолжить знакомить уч-ся со стихотворениями о весне;развивать навыки правильного,выразительного чтения,память,внимание,мы...

    Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

    Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

    Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

    Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....