Технологическая карта урока лит.чтение 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Апендеева Ирина Александровна
Предмет: литературное чтение (слушание) Класс: 1 Автор учебника (хрестоматия): Л.А. Ефросинина Тема: В. Сутеев «Дядя Миша» Дидактическая цель: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения сказки , активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_lit.chtenie_1_klass.docx256.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения (слушание)  

1 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Предмет: литературное чтение (слушание)

Класс: 1

Автор учебника (хрестоматия): Л.А. Ефросинина

Тема:  В. Сутеев «Дядя Миша»

Дидактическая цель: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  чтения сказки , активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа   художественного  текста.

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи:  - расширение читательского опыта детей;

                - создание условий  для активизации учащихся и вовлечения их в процесс анализа художественного текста;

            - развитие умения анализировать, обобщать и делать выводы;

            - воспитание чувства взаимопомощи и дружеского отношения друг к другу.

 Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая , фронтальная, игровая.

Методы обучения: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – интонационное выделение учителем логически важных моментов урока, сопровождение выводов приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся текстов заданий, облегчающих понимание их смысла, намёк-подсказка, содержащая готовую информацию, задания учащимся на приведение собственных примеров

- частично-поисковый – наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задач, организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию вывода, задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности

- исследовательский – задания обучающимся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений, на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций, « на соображение»

- проблемное изложение – интригующее начало урока, установка учителя на мысленное решение учениками различных заданий, выдвинутых в ходе изложения материала, предъявление обучающимся проблемных ситуаций и пути их разрешения

Средства обучения: Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. Уроки слушания» (авт. Л.А.Ефросинина), 2011год., рабочая тетрадь «Литературное слушание», 2015 г, иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, карандаши; компьютер, проектор, экран; выставка книг  В. Сутеева.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: положительное отношение к уроку литературы, эмоциональное восприятие поступков героев; формирование доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе; способности выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

Регулятивные: принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий

Познавательные:  понимать фактическое содержание текста; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; выполнять логические действия; видеть особенности характера героя в литературном произведении

Коммуникативные: принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; уважать мнение собеседников; проявлять интерес к общению и групповой работе; входить в коммуникативную и игровую ситуацию

Предметные: овладение навыками осознанного, правильного выразительного чтения; использование простейших приёмов анализа текстов; рефлексия, оценка знаний, полученных за определённый период учебного времени

Этапы урока, цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формирование УУД.

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности

 

 

-Рано утром я встаю,

 И улыбку всем дарю.

Солнцу, ветру улыбаюсь.

И при этом не стесняюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь поутру.

-Что мы желаем человеку при встрече, когда здороваемся?

-Как можно поздороваться с друзьями?

-Улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь. 

- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ – 
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами             

Хором произносят строки ,  настраиваются на позитивную работу.

Регулятивные:

-организуют свое рабочее место

-развитие умений успешного общения, реального сотрудничества

  в учебном процессе

 

2. Актуализация знаний                       и фиксация затруднений в деятельности.

 

- Вспомним пройденное.

 Игра «Вспомни и назови». 

1.«А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца. Увидел Заяц у Ежа  палку, удивился:

- Зачем тебе палка? Что в ней толку?

- Это палка не простая, - объяснил Ёжик. – Это палочка – выручалочка»

2. «Ходил Заяц с мешком по лесу, искал грибы –ягоды: для своих зайчат, но, как назло, ничего ему не попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зелёной поляны увидел он дикую яблоню. Я румяных на ней  и под ней видимо – невидимо! Недолго думая раскрыл Заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать»

3. «Как- то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает. А дождь всё сильнее и сильнее….»

- Что общего у этих  произведений?

На слайде портрет В.Г. Сутеева

 Определите жанр, тему произведений

Как вы думаете, что вас ожидает впереди?

- «Палочка - выручалочка» ученик от группы вывешивает свою иллюстрацию на доску

- «Мешок яблок» ученик от группы вывешивает свою иллюстрацию на доску

«Под грибом» ученик от группы вывешивает свою иллюстрацию на доску

C:\Documents and Settings\админ.FA605D3B1F8649F\Мои документы\Downloads\0017-045-Vladimir-Suteev.jpg

Определяют общее:

- Это сказки написал  В.Сутеев,

жанр – сказки,  тема - о животных.

Знакомство с новым произведением В.Сутеева

Коммуникативные:

-умение слушать  и понимать речь других;

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание через умение правильно называть произведение;

3.  Постановка цели урока.  Построение проекта выхода из затруднения.

 

 -Ребята, обратите внимание на карточки с изображением предметов, которые лежат на столе: морковь, рыбка, грибы, куры, утки.

- Как думаете, кому они принадлежат?

- Как можем об этом узнать?

- Какая задача нашего урока?

Сегодня вы послушаете новое произведение В.Сутеева, сделаем модель обложки, узнаем о новых героях,  выясним, чему учит вас данное произведение

Кто он, главный герой этого произведения? Отгадайте загадку.

Вперевалку зверь идёт,

По малинку и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Дети высказывают свое мнение.

-Познакомиться с новым произведением, определим автора, жанр, тему.

 Определим, кому принадлежали эти предметы

медведь

Познавательные:

- выдвигать гипотезу, актуализировать личный жизненный опыт, понимать важность планирования своей деятельности;

Регулятивные:

-воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной
деятельности под руководством учителя);

4.  Открытие новых знаний.

Первичное слушание произведения, выявление первичного восприятия.

-  Наши ушки на макушке, глазки широко раскрыты, слушаем, запоминаем, на вопросы отвечаем!

Приготовьтесь слушать. После прослушивания вы будете отвечать на вопросы

«Понравилось ли произведение? Какой момент запомнился больше всего?».

(учитель читает вслух)

Стр.34

Слушают (хрестоматии закрыты).

Выясняет впечатления от прослушанного произведения.

Высказывают свои мнения.

Познавательные:

- учатся слушать и слышать художественное произведение, воспринимая чтение учителя с листа;

Коммуникативные:

- понимать на слух текст сказки

- представляют развернутые суждения о прослушанном.

Интерактивная физкультминутка «Танцуй со мной!»

 

5.  Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Эмоционально-оценочная беседа.

Коммуникативное взаимодействие в группе.

Моделирование обложки

- Произведение, какого жанра я вам сейчас прочитала? Обоснуйте свой ответ.

- Все согласны?  

-  Подумайте, о ком эта сказка? Почему вы так думаете? Докажите.

-Покажите это на своих моделях.

-О ком эта сказка?

-Каким цветом закрашиваем?

- Откройте хрестоматию на стр. 34 и прочитайте заголовок сказки

-Прочитайте фамилию автора.

Действительно, сказку написал Владимир Григорьевич Сутеев.

-Покажите на модели фамилию автора.

-Сравните свои модели с моделями на доске.

- Почему сказка имеет такой заголовок?  

- Нарисуйте   модель обложки.

- По цепочке в группе проверьте друг друга.  

- Сверьте свою модель с моим образцом.

Молодцы! Вы правильно  определили жанр, тему, автора и заголовок произведения.

 (на доску прикрепляю образец модели)

- А что знаете еще об авторе?

Отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения

                                                                          Предлагают свои заголовки.

                                                                              Дети перечисляют.

В.Сутеев

«Дядя Миша»

Моделируют обложки.

Один учащийся  показывает  модель, у доски,  остальные слушают. Высказывают свои мнения.

- В.Г.Сутеев написал много произведений для детей: «Палочка - выручалочка», «Мешок яблок», «Под грибом», «Три котёнка», «Ёлка» Эти произведения о животных.

Познавательные:

-моделирование  изучаемого содержания;
        Коммуникативные:

-умение слышать, слушать и понимать партнёра,

-планировать и согласованно выполнять совместную работу, распределять роли,

-уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.

Регулятивные:

-учитывать выделенные
учителем ориентиры действия в учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

6. Повторное слушание текста по эпизодам.

Составление словесного плана с ключевым словом.

 

Повторное слушание произведения

Составление схематического плана.

-Кто главный герой сказки?

-Какую карточку-заменитель выберем?

-Назовите, с кем медведь встречался по порядку?

-Какие карточки-заменители выберем?

– Составьте  картинный план.

Молодцы!

Работа в рабочей тетради стр.19-20

-Найдите произведение в рабочей тетради.

-Читаем задание 1. Что необходимо выполнить? Выполняем.

-Задание 2 выполняем в парах.

-Проверим работу.

-У кого всё правильно, поставьте +.

Оцените работу своего товарища.

Принимают участи в диалоге.

Организует работу над главной мыслью произведения.

На доске восстанавливают словесный план сказки;

Схематический план:

                                 

       

  1. Раскрашивают героев, которые понравились. Составляют небольшой рассказ об этом герое.
  2. Соединяют   стрелочками, кто из героев что добывал.

Коммуникативные:

- адекватно использовать

средства устной речи  для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности ;

-проговаривать последовательность действий

Познавательные УУД

-перерабатывать полученную информацию в результате совместной работы всего класса;

-осуществлять анализ произведения.

Оценка

Физминутка: Давайте вспомним, за какую работу брался дядя Миша. Попробуем её выполнить.

Дёргаем морковку, Собираем грибы, Достаём орехи, Ловим рыбу, Убегаем от собак. Залёг в берлогу.

7. Включение нового знания в систему знаний  и повторение  (групповая работа по тексту сказки).

 

1 группа (хорошо читающие) -  составить план сказки. (Заголовки даны на разрезанных полосках, крепятся на доску над иллюстрациями)

2 группа - инсценировать отрывок из сказки (хрестоматия с.34 -38).

В начале урока на столах лежали карточки с изображением предметов. Как вы думаете,  они вам помогут в инсценировке этой сказки?

- Что решил дядя Миша? Какими были герои сказки?

.

Доказывая  своё мнение, дети учатся отстаивать свою точку зрения.

 

 Работают в группах

1  – работают по плану:

-читают отрывок  

- карандашом отмечают слова героев,

- сверяют с образцом на слайде

2 - распределяют роли,

- выразительно читают по ролям,

- инсценируют отрывок  из сказки, используют карточки «помощницы»  

Высказывают свои мнения.

–Дядя Миша решил залечь в берлогу, зима «на носу».  Буду до весны «лапу сосать».

Коммуникативные:

-контролировать  и оценивать свои действия при сотрудничестве с
учителем, одноклассниками;

- договариваться, приходить к общему решению

 (в групповой деятельности под руководством учителя);

-проявление внимания к суждениям товарищей;

- выразительно читать, говорить

Личностные:

-умение выразить свои чувства и мысли;

Познавательные:

-умение при чтении использовать выразительные средства;

-владение логическими операциями.

8. Итог урока.  

 

С каким произведением мы сегодня работали?

- К какому жанру относится это произведение?

- Кто его автор?

- О ком эта сказка?

- Чему она вас научила?

- Что на уроке вам показалось интересным?

- Что вызвало затруднения?

-  Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?  

- К этому произведению мы сделаем книжку-самоделку, которая пополнит нашу библиотеку.

-Покажите свои модели.

C:\Users\Александр\Pictures\62830.jpg

 Выставка  книг В. Г. Сутеева

-Ребята, назовите книги, которые вы видите на выставке.

 Познакомились с новым произведением, сделали модель обложки.  

  Называют по модели произведение

 Ответы  детей на  вопросы по прослушанному произведению.

C:\Users\Валентина\Desktop\дядя Миша книга.jpg

Учащийся показывает обложку книги.

(обсуждение детей)

Подписывает автора красным цветом.

Подписывает заголовок синим цветом.

Обращает внимание на то, чтобы ученики правильно называли книги. C:\Users\Валентина\Desktop\под грибом.jpgC:\Users\Валентина\Desktop\палочка.jpg

Познавательные:

Фиксируют новое, изученное на   уроке,  соотносят с поставленной целью;  

-умение ориентироваться в тексте;

-определять главную мысль произведения;

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Обсудите свою активность в группе. Покажите сигналом «светофор».

- МОЛОДЦЫ! Все были активными на уроке. Поделитесь, о прочитанном произведении своим друзьям и близким.

Самооценка:  (показывают)

Оценивают свою работу и работу своего коллектива.

Выражают свои мысли, делают выводы.

Регулятивные:

-оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Личностные:

-сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;                                   - делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

СПИСОК использованных материалов:

Методические рекомендации, пособия, учебники, рабочие тетради: 

-Учебная хрестоматия «Литературное чтение. 1 класс. (авт. Л.А.Ефросинина), 2013год

-Методическое пособие «Уроки слушания» (авт. Л.А.Ефросинина), 2013год.,

           - Рабочая тетрадь «Литературное слушание» (авт. Л.А.Ефросинина), 2015 год,

           - ССЫЛКИ на использованные материалы Интернет: (конспект урока -  Шумилова Н.К.)

            - nsportal.ru Начальная школаЧтение-1-klasse

            - doc4web.ru Литература -vg-suteev-dyadya-misha

         

             - http://www.libex.ru/dimg/3b5bf.jpg 

            - http://pictures.bookshop.ua/TitleBooks/bs0000394608.jpg 

            - http://booklya.com.ua/files/books/46470_1.jpg 

                                                                                                                         

                                                                                                                     Учитель начальных классов: Апендеева И.А., Озинский район, с. Пигари


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ) 3 класс с тяжелой умственной отсталостью

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)3 класс с тяжелой умственной отсталостью...