Чтение «пешком» Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Писарева Елена Вячеславовна

Какому чтению мы учим? Я думаю в начальной школе надо учить медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок должен продумать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для себя самого. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлека1ть из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. Необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Чтение «пешком»

 Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Какому чтению мы учим? Я думаю в начальной школе надо учить медленному чтению художественного текста, т.е. ребенок должен продумать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для себя самого. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлека1ть из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. Необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Когда речь заходит о медленном чтении, у учителей обычно возникает вопрос: как жё быть с техникой чтения, достигнут ли дети необходимой скорости чтения? Медленное чтение не означает замедленное, под ним понимают определенный подход к пониманию прочитанного.

Дети плохо читают? Нет беглости и выразительности? Да нет же! Просто эти умения не зависят от быстроты чтения. Наоборот: чем медленнее, тем лучше. Ведь если обдумывать каждое прочитанное слово, состоится самое желанное - ребенок и писатель, создававший текст, поймут друг друга.

Медленное чтение, чтение «пешком», - задание трудное. Но эта трудность сначала не видна ученикам. Они открывают ее самостоятельно и уже в процессе выполнения задания, поэтому она их не пугает, а заинтересовывает, побуждает ее преодолевать. Самостоятельно выявленная трудность захватает как сильных, так и слабых учащихся, как школьников, так и самих учителей.

Даже те дети, кто очень плохо читает - с интересом включается в работу - и они не боятся пробовать! Если от слабого ученика требуют быстрого чтения, он теряется и начинает отказываться, потому что заранее знает - успеха не будет. Когда же ученикам предлагается установить рекорд медленности, то и слабые чтецы легко соглашаются. Им кажется, что медленно-то они всегда прочтут. А в ходе проб у них появляется и напевность, и слитность, и осмысленность, отсутствовавшие до этого.

В конце каждой пробы учитель интересуется, какими приемами, по мнению слушателей, пользовался чтец для достижения максимальной медленности в чтении и сохранении смысла в истории. После одного исполнения дети называют «таинственную интонацию», после другого -протяжное произнесение некоторых слов (растягивание ударных гласных). Кто-то из исполнителей находит такой прием, как громкий голос (чем громче произносится текст, тем больше времени на это уходит). Кто-то начинает использовать при чтении вслух верхи и низы своего природного речевого диапазона (тогда монотонность, разрушающая смысл текста, исчезает).

С помощью учителя ученики открывают две такие закономерности: если во время паузы оторвать глаза от текста и обвести взглядом слушающих, то пауза становится насыщенной, и хотя длина ее сильно увеличивается, тем не менее, история не разваливается, наоборот, она становится более захватывающей, интригующей. Если читающий старается не просто произнести слова, а подать их, рисуя картину, чтобы слушающие, как в кино, могли увидеть все происходящее, то это очень помогает сохранять интерес слушателей на протяжении всего чтения.

После первых проб наступает время в тренировке чтения «пешком». Учитель достает секундомеры и предлагает ученикам, объединившись по четверкам, взять один из секундомеров, занять любое удобное место в классе и в своей четверке каждому по очереди потренироваться в медленном чтении. На эту работу отводится 12 минут. Лучший персональный результат каждый ученик записывает к себе в тетрадь.   Работают все. В каждой группе текст читается и перечитывается вслух по нескольку раз. Учащиеся, объединенные в группки, внимательно слушают друг друга, следят по тексту, перенимают удачи, прикидывают способы их преодоления. На уроке идет реальная, сосредоточенная тренировка каждого ученика в технике чтения.

Учитель взаимодействует с группами и тихим голосом подсказывает что-то, подбадривая, напоминает то один, то другой совет из тех, что уже звучали в классе. При этом учитель следит за часами и время от времени предупреждает: «Прошла половина отведенного времени», «Осталось три минуты», «Осталась одна минута», «Осталось полминуты», «Осталось десять секунд».

Отведенные 12 минут истекают. Когда группы разошлись, и ученики заняли свои места, учитель берет инициативу в свои руки, предлагая выполнить самые простые действия. «Откройте свои тетради на той странице, где у вас записано личное время. Кто готов - встаньте». Ученики постепенно успокаиваются и встают. Внимание класса собирается. Учитель:

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого личное время меньше ... секунд (указывается время первой пробы чтения).

Время постепенно увеличивается, пока не останутся стоять 4-5 учеников. Это - финалисты. Учитель подходит к каждому из них и просит назвать свое рекордное время. Дети удивлены: разве можно так медленно прочитать и не потерять смысл произведения. Очень интересно проверить истинность результатов, убедиться своими ушами в возможности подобных рекордов.

Учитель предлагает классу слушать финалистов в таком порядке: от наименьшего рекордного времени к наибольшему. Очевидно, что если поступать наоборот, то после двух самых лучших исполнителей внимание слушателей будет ослабевать.

Необходимо отметить, что, когда учитель выбирает путь демонстрирования своего выразительного чтения в качестве образца, детям иногда бывает очень неловко этот образец копировать перед всем классом.

Образец на то и образец, чтобы быть недосягаемым. В данном варианте урока учительский образец был заменен творческим поиском всех учеников и показом лучших ученических достижений. К показу и финалисты, и слушатели относятся как к естественному рабочему этапу.

Слушавшие финалистов одноклассники все больше открывают для себя стихию выразительного чтения: оказывается, одно и тоже можно исполнить по-разному, и каждое исполнение может быть по-своему интересно. У одного исполнителя эмоциональный аспект оказался на одном, у другого - на другом. Выходит, произнося один и тот же текст, можно «рисовать» разные картины, отчего смысл текста начинает восприниматься в чем-то по-другому и интереснее, чем при простом чтении про себя.

Это общая схема, алгоритм медленного чтения, чтения «пешком». Как обычно, возможны варианты, отклонения от схемы. Все зависит от текста, подбора ребят и, конечно, личности учителя.

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Для решения этой задачи я вела работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения.

  1. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
  2. Чтение блоков.
  3. Отработка дикции.
  4. Развитие оперативной памяти.
  5. Интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье. Выдох со счетом.

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка...

(и т. д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений - это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объем материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размеру самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 букв). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блока производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (первая группа блоков).

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

еу ад аж ай ам ап ар ах ей ел ем

ед еж ек иж из ик ил им иф их ой! ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! Эх! юг

юз юм юн яд як ял ям Ян яр

ба бы бэ-э-э во! вы га да до же за ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на не ни но ну по ра ре си су та те то ту ты тю! фа фу! ха! хе! че чу ша! щи бр-р-р кшш... тшш... тсс...

ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! во-во! га-га-га! да-да-да! эй-эй! Ну-ну то-то хе-хе-хе ха-ха-ха!

ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

При отработке чтения слов этой группы полезно использовать прием наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

Аа-ага-яга-яма-ява-Яна

Ли-лих-тих-тех-мех-мох

Ад-сад-суд-сед-дед-бед

Ай-бай-рай-лай-лей-лес

Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус

Во-вон-вот-воз-вол-эол

Га-газ-гаи-уаз-азы-азу

До-дом-дон-док-око-мод

Ем-ему-тем-там-том-сом Же-уже-ежу-еду-ежи-жив За-зал-зав-зам-зад-зуд Им-зим-ими иди-или-ила Ос-ост-сто-дос-дом-ома По-пол-пал-мал-дал-жал Ре-рек-век-вак-ваз-воз Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

влип   враз  врач   вред  все   втуз

где    глуп   граф   грач  грех  гриф

джаз   дни   дней   дров  друг  ждал

жрец   звон  злой   знак  зной  клев

Фразы для чтения: Класс встал у парт. Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

верх  взмах  взнос  взмыл  вклад

гвалт  тракт  Днепр  Днестр  дрозд

монстр  перст  пестр  пункт  склад

смысл  спорт  столб  страж  треск

Чтение двуслоговых слов.

аббат  бедных   браво     велю

абсурд  без фар   брикет   венки

аган   белый   бронза      верни

ажур  бизон  бронхит      верхи

Фразы для чтения:

Жнец ждал.

Я вверх вез хлеб.

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

Сели-съели, семка-съемка, приезд-съезд, прием-объем, взял-изъял, веду-въеду.

Фразы для чтения:

Он вел коня, потом въехал во дворец. Наша съемка объекта была изъята.

Быт-быть, ест-есть, вонь-вон, гость-гост, мел-мель, даль, дал, пусть-пуст, кровь-кров, плот-плоть, Коля-колья, дарю-Дарью, семя-семья, браня-вранья.

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов,

акция

амплуа

знание

горячка

материя

общество

дибазол

водная

заморозь

медная

озлоблен артистка    деньжата        

ассорти

вольница

епископ

муравьед

ошибка

Фразы для чтения:

Хвош, лесной, хвощ ценный.

полширины эссенция фамилия порядочность

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

апрельская        Ломоносов

базальтовый        обыкновенная

зеркальный        падчерица

знаменитая        недобро

Учись читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
  2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
  4. Старайся понять, о чем читаешь.
  5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Упражнения развития четкости произношения.

Чтение скороговорок, чистоговорок, упражнений в четком чтении абзаца, строфы.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

И т.п.

Произноси четко, внятно, соблюдая знаки препинания. Книга в суме/ - в пути тягость,

Книга в уме/ - в пути облегчение.

Испокон века/ - книга красит человека.

Читай правильно диалог.

  • Собака, что делаешь?
  • Волков пугаю.
  • А что хвост поджала?
  • Волков боюсь.

Покажи повышение и понижение голоса. -Что ж ты. Еж, такой колючий?

-        Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи, Произноси правильно.

ша, ще     ручища, ножища, тараканище

чудище, хвостище

Щеткой чищу я щенка,

ого, его     у синего моря

пустите отдохнуть дорожного человека

Эта страница зеленого цвета,
р        грохот грома

родимая стройка

режу резеда

Карл у Клары украл кораллы,
сш        шапкой Саша сшиб шишку

Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее, и совсем быстро, без ошибок.

Сыворотка из-под простокваши. Добрый разум не наживешь сразу.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

Слова с общим корнем: вода, водный; белый, белье; Родина, родной.

Сочетания слов: чистого берега; у дальнего леса.

Корень слова: чистота-частота, девушка-дедушка, булка-белка.

Связный текст для безошибочного восприятия: абзац, строфа, или "спрашивают-

спрашивали, расспрашивать - расспрашивали".

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

ученье   вьюга, метель, поземка, буря

ученый  Чтение - вот лучшее умение.        1

ученик

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая

Дети запоминают и повторяют. Также здесь используются зрительные диктанты по И, Т, Федоренко и В. Н. Зайцеву.

Проверка зрительной памяти.

Рассмотреть таблицу рисунков в течение 30 секунд. Закрыть ее и посмотреть на рисунки справа. Отметьте те из них, которые вы запомнили из левой таблицы. Проверка результата:

7 элементов - средний уровень,

12 - хорошая зрительная память,

17-прекрасно.

Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча,

 «Губы». Для четкого разграничения чтения молча и вслух. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки -этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

«Угадай».

Аленка вылез- из луж- и сказа-:

- А вода до чего тепл—

И побеж— по ули-, по всем лужи— и калужинк-. Таня бросил— за ней.

Они догон— друг друга, шлеп— босы- ног- по воде, подним- весел- брыз-,

и смеял—.

Упражнения на понимание прочитанного.

1.        Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж

2.        Раздели слова на группы:

А) заяц, горох, волк, огурец, ежик, медведь.

Б) радость, апельсин, яблоко, грусть, любовь, абрикос.

3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова: Травы: (клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница).

4.        Пятый - лишний.

Шляпа, волосы, глаза, нос, уши.

Скоро, быстро, поспешно, постепенно, молниеносно.

5.        К слову, стоящему за скобками, из слов, стоящих в скобках, подобрать два
слова, ближе всего
по смыслу подходящих к первому слову:

Пение (звон, мелодия, искусство, аплодисменты, голос).

Виды чтения.

Жужжащее чтение. Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский метод). Любой урок начинается с того, что дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, каждый свою любимую книгу.

Чтение перед сном. Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Режим щадящего чтения. Ребенок читает  одну-две строки и отдыхает, затем повторяется такое же чтение (диафильмы).

Орфографическое чтение. Дети проговаривают все как написано.

Чтение - канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.

Чтение по ролям.

Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.

Чтение на время. Самозамер скорости чтения. В конце каждого урока оставляем три-четыре минуты, чтобы произвести самозамер. Результат записывается в дневник. Уже через неделю можно получить результат, который свидетельствует об увеличении скорости чтения.

Многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Этот прием обеспечивает развитие навыка чтения. Вот тогда-то ребенок открывает в нем что-то новое, чего не заметил при первом чтении.

Чтение «спотыкаясь о камушки». Задача - при чтении обращать внимание
на знаки препинания (камушки).        |

Ввод в игру.

Представьте себе - течет ручеек. На его пути встречается камушек. Что делает ручеек? Приостанавливается, огибает камушек и течет дальше. А теперь представьте, что наш голос - это ручеек. Что же будет тогда камушками? Камушки - это все знаки препинания, которые встречаются в тексте.

Виды работы над текстом.

Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю виды заданий, которые помогут создать процесс чтения занимательным.

  1. Чтение самого красивого места в рассказе.
  2. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  3. Чтение «выше нормы» (это домашнее чтение, поэтому ученик набирает 10-15 слов выше нормы)
  4. Нахождение предложения или отрыв1^а, отражающего главную мысль рассказа.
  5. Чтение и установление что правда, что вымысел (для сказки).
  6. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку.
  7. Чтение, рассказ о том, что понравилось, что запомнилось.
  8. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  9. Чтение названия рассказа, (как еще можно назвать).
  10. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.11
  11. .«Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  1. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
  2. Чтение, пометка непонятных слов.
  3. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

15.        а) сущ.+ прил.

б)        сущ. + гл.

в)        мест.+ гл.

  1. Чтение с выписыванием слов для цитат и словаря.
  2. Комбинированное чтение (учитель -ученики).
  3. Нахождение отрывка, который нужно прочесть презрительно, строго, с мольбой, досадой, радостью, печально...
  4. Нахождение и чтение предложений с восклицательным знаком, вопросительным знаком, и др.
  5. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  6. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Список использованной литературы:

  1. Популярная психология для родителей «Если ребенок не любит читать»; М. Кравцова, М.: «Эксмо», 200З.
  1. Резервы обучения чтению; В. Н. Зайцев, М.: «Просвещение», 1991.
  2. Чтение как психологическая проблема учащихся 1-6 классов; М. В. Гушенец, Томск: «Пеленг», 1999.
  3. Практическая методика обучения русскому языку в начальных классах; С. И. Поздеева, Томск: «Пеленг», 2000.
  4. Сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения; Т. И. Кондранина, М.: 1998.
  5. Соверщенствование чтения младших школьников; М. И. Оморокова, М.: 1999.

Памятка

«Как подготовиться к выpaзитeльнoмy чтению».

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживание героев.
  2. Определи для себя отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
  3. Мысленно представь себе их.
  4. Реши, что будешь сообщать при чтению слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).  
  5. Подумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные чувства - тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения.
  6. Прочитай сначала текст про себя. Проверь еще раз, со всем ли ты согласен, Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
  7. Прочитай текст выразительно.

Условные обозначения: Логические ударения - подчеркнуть;

Паузы: - малая, /- большая,// - очень большая.

Темп: б. - быстрый, уб. - убыстряющийся, н. - нормальный, ум, -умеренный,

 м. -медленный, з. -замедленный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Выступление в школьном методическом объединении учителей начальных классов: Организация работы учителя-логопеда в условиях ФГОС

Вся деятельность школьных и дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых наруше...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...