Формирование типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) В. Семёнов. Грустит берёза под горой Урок по литературному чтению 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Формирование типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение)
В. Семёнов. Грустит берёза под горой
Урок по литературному чтению 4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение)
В. Семёнов. Грустит берёза под горой
Урок по литературному чтению 4 класс
Учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка Андриянова Елена Викторовна
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Здравствуйте. Я надеюсь, что сегодняшний день пройдет с пользой для всех нас. У всех хорошее настроение. Все красивы и здоровы. Начинаем наш урок литературного чтения!
2. Актуализация знаний.
-Пятиминутное чтение художественных книг (перед каждым уроком, в дифракционных очках, с артикуляцией и без артикуляции)
-Традиционно начнём наш урок с рекомендаций книг, которые вы сейчас читаете. (выходят учащиеся к доске с книгами, рекомендуют: название, автор, тема, основная мысль, оформление)
-Спасибо! Я рада, что все читают разные интересные книги и помнят: «Кто много читает, тот…, потому, что «Чтение-лучшее …» (продолжают пословицы, сл.№1)
3. Формулирование темы урока. Проектирование плана урока.
-Посмотрите на экран. Что скажете про данные названия? (на экране разные названия произведений о берёзах: Белая береза, Во поле береза стояла, Подарок, Люблю березку русскую)
-Да, вы правильно заметили, что это названия разных произведений об одном и том же дереве- символе России- березе. Попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
( формулируют тему: Изучение произведения о березе.)
-Разрешите мне уточнить. Изучение произведения В.Семенова «Грустит береза под горой».
-Спланируйте нашу дальнейшую работу на уроке. (ответы учащихся: «Сегодня на уроке мы будем читать новое произведение, отвечать на вопросы, думать, рассуждать, заботится о своем здоровье, слушать ответы товарищей»).
-Правильно ли я вас поняла: «На уроке мы знакомимся и анализируем новое произведение В.Семенова, работаем над формированием типа правильной читательской деятельности, развиваем речь, творческие способности и не забываем следить за своим здоровьем» (кивают в знак согласия: «Да, так!»)
4. Открытие нового знания. Работа с текстом до чтения
-Прочитайте название произведения В.Семенова. Рассмотрите иллюстрацию.
-Попробуйте предположить, о чём произведение?
-Можете догадаться, кто герои произведения? (береза, автор)
-Хорошо сказали, автор-герой произведения. А что можете сказать о В. Семенове, читая только название его стихотворения? (писатель, поэт, наблюдательный, любит природу…)
-Позже, на уроке, мы узнаем больше о В.Семенове.
5. Введение нового знания в систему знаний. Работа с текстом во время чтения
-Послушайте стихотворение (читаю наизусть)
-Поделитесь вашими впечатлениями о произведении(высказывания :осеннее, грустное, понравилось, взволновало)
-Прочитайте произведение самостоятельно. Возьмите карандаш в помощники себе. Отмечайте понравившиеся отрывки о которых захочется высказаться.
-На что обратили внимание при чтении? Есть такие места? Зачитайте вслух. Выборочное чтение (читают отрывки, объясняют, чем понравилось, что заинтересовало)
- Представьте, что автор рядом с вами и можно с ним поговорить(сл.4)
- Проведём диалог с автором (читают, вступают в диалог с автором: «Наверное дует ветер? Береза, а боится зимы! Вы думаете, ей приятно слушать лесные были? Я понял! Не только береза грустит, но и журавли тоже грустят, знала бы это береза, меньше бы грустила!)
-Правы ли мы были в начале урока в своих предположениях относительно того, что одним из главных героев выступает автор? Поясните. («Да, мы же с ним вели диалог! Он рядом!)
-Прочитайте предложение:
«Еще вчера ей птичий рой рассказывал лесные были» (сл. №5)
- Раскройте смысл этого предложения. (высказывания учащихся)
-Да, в этом предложении мы чувствуем тепло, покой летних дней ,представляем цветные яркие краски, и активный щебет птиц. Какое ёмкое по смыслу выражение автора! И мы его поняли!
-Словарная работа.(сл.6)
-Как понимаете слова: оранжевая, расцветка, прогрустят, над Нилом? (высказывания учащихся)
-Попробуем прочитать стихотворение выразительно. Отметьте литературные приёмы, которые автор использует несколько раз.
(читают, говорят о сравнениях, об олицетворениях)
- На уроках не забываем заботиться о здоровье. Зарядка для глаз (сл.№7)
(Проводит зарядку ученица - инструктор по физкультминуткам:
-Поморгаем глазами, зажмурились, открыли глаза, поморгали
-Посмотрели вверх, вниз, направо, налево, по кругу в правую сторону, по кругу в левую сторону
-Поставили указательный палец перед собой. Смотрим на палец и двигаем его к носу, от носа
-Перемещаем руку направо, налево, следим за рукой
-Закроем глаза, накроем ладонями, скрестив пальцы на лбу - пальминг
-Откройте глаза, посмотрите на зелёный цвет, на растения, на аквариум с рыбками - так успокаиваем глаза
-Зарядка окончена!)
6. Работа с текстом после чтения
-Подумайте, какова основная мысль стихотворения В.Семенова? (В природе все последовательно, все идет чередом: осень, зима, весна и вновь лето. Все будет хорошо! Не стоит жалеть и расстраиваться.)
-Каковы чувства березы? - Каковы наши чувства ? - Каковы чувства автора?
(грусть, тоска, растерянность) (грусть, жалость, надежда) (жалость, сочувствие,
сопереживание)
- Слушая ваши ответы, я поняла, что чувства березы, автора и наши – во многом совпадают!
- В.Семенов сумел передать нам свои мысли и чувства. Мы поняли его. Автор настоящий мастер слова!
-Посмотрите на экран. Некоторые сведения о В. Сладкове(автобиография, случаи из жизни, творчество, сл.№8-№9-№10)
- Творческие задания любят все. По нашему произведению для вас сегодня две игры (сл.№11)
-Игра: «0 или 1». Для правильного выполнения необходимо ещё раз просмотреть текст внимательно! (читают три минуты жужжащим чтением). Закройте текст!
-Я говорю фразу из рассказа Сладкова. Если фраза верная, то ставьте-1, а не совсем верная- 0.
-Не к журавлям ли поутру она, качаясь, тянет листья? (0)
-Не им ли машет на ветру крылом сияющей расцветки?(0)
-Чтоб улететь от зимних вьюг…(1)
-Но, кто ей может написать о самом дорогом и милом? (0)
-Что журавли о ней опять всю зиму прогрустят над Нилом.(1)
-Проверяем правильный ключ. Встаньте, у кого такой же получился: 00101
-Игра: «Дерево мудрости».
-Вы уже хорошо помните текст произведения. Задайте любые вопросы по тексту. Запишите их на том же листочке и прикрепите на дерево (на доске прикреплено дерево из картона, выбегают, крепят магнитиками вопросы в виде листочков на дерево).
- Я тоже хочу поиграть, поэтому сегодня не вы, а я буду снимать вопросы, читать их, а вы отвечайте без ошибок.
(Вопросы от учащихся: Сколько в стихотворении вопросительных предложений?
Найдите все глаголы. Природное явление зимы? Сторона горизонта, противоположная югу? Река в Африке?
-Спасибо! Вы правильно отвечали на вопросы мудрого дерева. Молодцы!
7. Рефлексия. Самооценка
-Наш урок подходит к концу. Итог урока надо всем учиться подводить. Мы будем главное сейчас в уроке находить! (высказывания: изучали новое произведение, развивали речь, технику чтения, следили за своим здоровьем, думали, слушали, играли)
-Да, я с вами совершенно согласна! Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым произведением, развивали речь, чтение, не только узнали новые факты из жизни природы, но и сумели понять мысли и чувства главных героев, автора. А это самое важное и ценное!
-Домашнее задание - принести в класс книги Н.Сладкова, прочитав из них любое произведение.
-Самооценка. (Ученик диктует текст самооценки вслух, учащиеся ставят себе в табличку плюс или минус, стараются быть объективными, сл.№11)
- Я старался правильно отвечать на вопросы (+, -)
- Работал активно, поднимал руку
- Внимательно слушал ответы одноклассников
- Узнал для себя новое
- Следил за своим здоровьем
-Встаньте, у кого пять плюсов, четыре плюса. Почему поставили себе минус? (надо быть активнее на уроке)
-Я, в свою очередь, вас оценю. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
20.10.16. г. Липецк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»
Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...
Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.
Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
В данной работе представлена единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Обо всем на сете рассказывают книги. Ни что по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей на полке. Ребенок знакомится с азбукой, учит буквы, складывает из них слова, а книга уже ...
Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности
Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)
Представлены методы технологии продуктивного чтения...