урок по литературному чтению в 1-ом классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Знакомство с произведением С. Сапгира "Людоед и принцесса, или Все наоборот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_loiteraturnomu_chteniyu.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Открытый урок по литературному

                                    чтению в 1 «в» классе по теме:                                                                                                              

                                 «Г. Сапгир «Людоед и принцесса,

                                            или Всё наоборот»

                                                                                («Начальная школа XXIвека»)

  http://www.mdk-arbat.ru/main-book-image/124929                                                             

                                                                            Подготовила и провела  учитель    

                                                                          начальных классов Шувалова О.А.

                                           

                                           

                                                   

                                                                           


                       

Тема: Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»

Тип урока: комбинированный.

Цель: развитие навыков чтения при работе над произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Все наоборот».

Задачи:

- образовательные: 

  • познакомить с творчеством Г. Сапгира, со стихотворением-сказкой «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»;
  • определять жанр произведения.

- развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;  
  • совершенствовать навыки чтения;  
  • продолжать работу над выработкой хорошей дикции;
  • учить «вдумчивому чтению», т.е. умение думать до чтения, во время чтения и после чтения;
  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

- воспитывающие:

  • воспитывать  усидчивость, взаимоуважение, взаимовыручку;
  • воспитывать умение работать дружно, в парах.

Планируемые результаты (УУД):

личностные:

  • осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают  потребность в систематическом чтении;
  • проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное;
  • высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

метапредметные:

- регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;
  • адекватно воспринимают оценку учителя, товарищей.

- познавательные:

  • воспроизводят по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи;
  • строят речевые высказывания в устной форме.

- коммуникативные:

  • оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • составляют небольшие устные монологические высказывания.

предметные:

  • научатся выразительно читать вслух произведение и отвечать на вопросы по содержанию;
  • научатся определять, называть жанр и тему произведения.

                                           

Оборудование:  Букварь: 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2014. - (Начальная школа XXl век); мультимедиапроектор для демонстрации слайдов; модель «Цветик-семицветик» со съемными лепестками, на обратной стороне которых написаны названия этапов; листы с иллюстрациями для раскрашивания; иллюстрация людоеда и принцессы, карточки для индивидуальной работы.

                                                 План урока с хронометражем:

I. Организационный момент.                                                                  2 мин

II. Подготовительные упражнения.                                                        2 мин

III. Сообщение темы и целей урока.                                                       2 мин  

IV. Подготовка к чтению нового произведения.                                   2 мин

V. Первичное знакомство с произведением

           и проверка первичного восприятия.                                             5мин

VI. Физкультминутка.                                                                               1мин

VII. Повторное самостоятельное чтение текста.                                    10 мин

VIII. Анализ произведения                                                                        6 мин

IX. Физминутка                                                                                          1 мин

X. Выразительное чтение текста                                                              12 мин

XI. Итог урока.                                                                                            2 мин

                                               

                                                       

     Ход урока:

I. Организационный момент.

                                             

- Вы садитесь тихо как?

- Вот так!  (показывают, как садятся)

- А  работать будем  как? 

- Вот так!  (показывают большой палец правой руки)

- Настроение какое?

- Вот такое! (показывают большой палец  левой руки)

        На дворе зима…

        А в нашем классе уже весна.

        Вот расцвел цветочек нежный.

        Он чудесный и прелестный!

        Что же это за цветок?

        Назови его дружок!

- Это цветик-семицветик.

- Почему цветок так называется? (7 цветов, 7 лепестков)

- Число 7 – волшебное число. Оно приносит удачу и везенье.

- На лепестках записаны названия заданий, которые нам необходимо выполнить.

        

II. Подготовительные упражнения.

- А сейчас, ребята, мы с вами выполним дыхательную гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

  • Вдох носом, выдох ртом.
  • Вдох носом, выдох носом.
  • Медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
  • На  одном вдохе произнесите несколько звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: ф! – ф! – ф!...

- Отрываем красный лепесток – «Классный хор».

  - Делаем вдох, и на выдох читаем сочетание гласных.  (СЛАЙД 2)

   - Делаем вдох, и на выдох читаем согласные. Чтение согласных с гласной: девочки с гласным а, мальчики с гласным у.  (СЛАЙД 2)

 - Плавно читаем слоги  сначала вместе со мной.  (СЛАЙД 3)

 - Читают радостно, грустно.

  III. Сообщение темы и целей урока.

-  На уроке познакомимся со стихотворением – сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». А может быть, здесь две сказки? Надо над этим подумать.  В конце урока мы и должны ответить на этот вопрос. А вот автор-то точно один – Генрих Вениаминович Сапгир. (СЛАЙД 4)

  - Есть, ребята, такая история, в которой говорится о том, что 50 лет назад в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был  дядя Юра. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!». ( А стихи Сапгир писал с 14 лет).
– О чем? – спросил Генрих Сапгир.
– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.
– А если апрель, то можно я напишу про котов?
– Хорошо, – сказал дядя Юра.
И получились такие стихи:          
(СЛАЙД 5)   

- Юля приготовила выразительное чтение стихотворения.      

- И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. (СЛАЙД 6)

- Полина приготовила выразительное чтение этого стихотворения.

- Так появились на белый свет : «Цирк», «Часы», «Как ослик грустью заболел» (СЛАЙД 7), «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». (СДАЙД 8)  

- В названии произведения встретились такие слова: людоед, принцесса, наоборот. Кто знает, что обозначают эти слова?      (СЛАЙД 9) 

Людоед – тот, кто употребляет в пищу человеческое мясо.

- Каким вы себе его представляете? А вот так представляет его художник (показ иллюстрации).

Принцесса – титул нецарствующего члени королевского дома.

- Какой вы себе представляете принцессу? А так представляет её художник (показ иллюстрации)

Наоборот - противоположно тому, что нужно.

IV. Подготовка к чтению нового произведения.

- Откройте учебник на с. 77.   Прочитайте название и рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о чем будет текст? Как могли встретиться людоед и принцесса?

- А на этот вопрос ответит тот, кто внимательно меня слушал в начале урока или внимательно может читать информацию в учебнике. Какое по жанру это произведение?                      

- Проведем словарную  работу. В тексте встретятся слова, которые требуют нашего внимания.                       (СЛАЙД   10)

  •  Землянка - крытое углубление в земле, вырытое для жилья.
  • Дело ясное – действительно
  • Худо - плохо
  • Легенда - фольклорное или авторское произведение, в котором повествуется, часто в сказочной форме, о каком-то реальном событии прошлого.

 V. Первичное знакомство с произведением и проверка первичного восприятия.

- Мы предположили, о чем пойдет речь, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.   (чтение учителем)            

 - Поделитесь своими впечатлениями. Было ли страшно? Что вас рассмешило? Чем интересно это стихотворение? Из скольких частей оно состоит?

  VI. ФИЗМИНУТКА

- Отрываем коричневый лепесток – «А сейчас у нас зарядка».

                                               «Совушка-сова»

 - Присели. По сигналу «день»- вы «совы», медленно  поворачиваете  голову влево, вправо.

«Ночь» - смотрим вперёд, взмахиваем руками. Опускаем их вниз, произносим протяжно, без напряжения: у-у-ф-ф-ф!

Vll.  Повторное самостоятельное чтение текста.

-Ребята, будем ли перечитывать сказку? Если будем, то зачем? (Вдруг мы опустили что-то важное,  может быть, будем искать ключевые слова или отрабатывать выразительное чтение).

- Давайте прочитаем трудные слова (СЛАЙД 11 или записаны на доске)

- Прочитайте самостоятельно  сказку. Какими словами играет автор?

(для бегло читающих учеников после чтения даются карточки)

VIII. Анализ текста

- Как вам кажется. Какими же словами играет автор?             (Слайд  12)

- Что вы можете сказать об этих словах? ( противоположны по смыслу)

- На какой вопрос отвечают?

- Почему людоед не съел принцессу? Что ее спасло?

 IX Физкультминутка для глаз.

- Отрываем зеленый лепесток –  «Глазки мои».        (СЛАЙД 13-14)

X. Выразительное чтение

- Отрываем синий лепесток – «Говори и читай».                                             

        1) чтение 1 части стихотворения.

- Какое настроение у Людоеда в первой части? Прочитайте так, чтобы все поняли, какое у людоеда настроение.      (Слайд 15)

2) чтение 2 части.

- А какое настроение у людоеда сейчас? Передайте его при чтении.

3) Работа в парах

- Отрываем желтый лепесток – «Живые картинки».

        - Работаем в парах. Рассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте слова, которые подойдут к  этим иллюстрациям.

4) – Отрываем сиреневый лепесток- «Фантазеры».

        - Эта сказка кажется ужасной или прекрасной? Если вам кажется, что сказка прекрасная, то раскрасьте картинку с прекрасной принцессой, а если – ужасной, то раскрасьте с ужасной принцессой.

    XI.  Итог урока.

- Услышим скоро мы звонок,                                                                                               Пора заканчивать урок.                                                                                         

   

- Итак, одна сказка или две? Почему так решили? (две, разный смысл).    

- Кому все было понятно на уроке?  

- Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя неуверенно?

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. Если у вас все получилось, то вы выбираете улыбающегося человечка, а если где-то, в чем-то не уверены – задумчивого человечка.     (СЛАЙД 16)

- Кто выбрал улыбающегося человечка?

- Кто выбрал задумчивого человечка?

- Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке.

- Спасибо! Урок закончен!   (СЛАЙД17)

                                             

                                                   

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...