урок чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

 «Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе», урок -исследование разработан для учащихся коррекционных школ по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Учитель начальных классов

казенное образовательное учреждение

 «Нововаршавская адаптивная школа-интернат»

 «Использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды на уроках в начальной школе»

Электронный адрес: rusty2504@yandex .ru

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.

 Под редакцией Смирнова З.Н., Литературное чтение: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013.

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 4 класс

Предмет: Чтение и развитие речи

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак».

Цель урока: 

  • раскрыть понятие литературного жанра «басня»
  • познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь,  Рак и Щука»

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова.
  • Формировать умение исследовать и делать выводы, находить мораль в произведении. 
  • Отрабатывать навыки  выборочного и выразительного чтения.

Воспитательная:

                 Воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

                              Прививать  интерес  к  изучению  литературы.

            Развивающая.

  • Развивать  устную  речь,  мышление,  умение выражать  свои  мысли.

Оборудование:

  • Портрет И. А. Крылова, (годы жизни) – на доске.
  • Карточки с пословицами.
  • Листы достижений– на парте.
  • Выставка детских творческих работ к басням И.А Крылова.
  • Грамзапись басни « Лебедь,Рак и Щука».
  • Иллюстрации к басням – на доске.
  • Раскраски к басням И.А.Крылова
  • Картинки –пазлы
  • Карточки с буквами героев
  • Сигнальные кружки
  • Мультимедийный проектор,

                                                        Ход урока:

  1. Организационный момент.

1.1.Здравствуйте, ребята! 
«Бодрость за одну минуту» (активизация умственных и физических возможностей учащихся в начале учебного дня)
- Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони.
- Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз.
- Уши. Потрите уши.
- Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове.
- Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадык, затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз.
- Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ноги спереди, сбоку и сзади от ступни до паха.

1.2  Прозвенел уже звонок, начинается урок. 
На меня все посмотрели и за парты тихо сели! 
Психологический настрой:
Глаза смотрят и видят.
Уши слушают и слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один. 
Умею слушать мнения других.
Речевая разминка:
1.3. Дыхательная гимнастика:
- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)
- Подуйте на свечку маленькую.
- Подуйте на свечку большую.
1.4.
Артикуляционная гимнастика:
Прочитайте слоги каждой строчки на одном выдохе с ударением на первый слог; с ударением на последний слог:
ВА – ВО – ВУ – ВЫ – ВЭ

ВИ – ВЕ – ВЯ – ВЁ – ВЮ
Скороговорка: Говори, говори, да не заговаривайся.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит



2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть понравившегося отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

Упражнение-тренировка произвольного внимания.

Учитель. Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. (Золотая рыбка, старик, старуха)

Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод)

Найдите в тексте слова Золотой рыбки, старика, старухи и прочитайте.

3.Изучение нового материала

Сегодня мы будем исследователями.

План исследования

1. Название и жанр произведения .

2. Автор басни

3.Незнакомые слова

4.Назови героев и охарактеризуй их.

5.Найти какое человеческое качество осмеяно

6.Найди в басне мораль

7.Выразительное чтение

Оценивать себя вы будите сами  с помощью листа достижений, где прописаны выполняемые на уроке задания.

Для самооценки, применять  будите  так называемый «Светофор». Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задание были понятны, то закрашиваете зеленым цветом кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то  рисуется желтым цветом  кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он раскрашивает  красным цветом кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Понятно. В конце урока проверим, кто справился с заданием.

1-ое исследование.  Название и жанр произведения

Предлагаю вам решить небольшой кроссворд, вспомнить разные жанры устного народного творчества, чтобы самим определить тему нашего сегодняшнего урока. Во время вашей работы  я буду «хранителем времени», буду предупреждать вас о приближении окончания работы. А  чтобы работа ладилась, скажите друг другу доброе слово – комплимент.

Разгадывание кроссворда.

 П    

Р

И

Б

А

У

Т

К

А

З

А

Г

А

Д

К

А

С

Ч

И

Т

А

Л

К

А

Н

Е

Б

Ы

Л

И

Ц

А

П

Е

С

Н

Я

1.Этот жанр содержит шутку, вопрос – ответ, является небольшой сказкой.

2.Вы очень любите их отгадывать.

3.С нее начинают игру.

4.В этом стихотворном жанре происходит то, чего не может быть на самом деле.

5.Мама с ней укладывает малыша спать.

Какое слово у вас получилось? С каким новым литературным жанром мы сегодня познакомимся? 

КОРОТКИЙ  РАССКАЗ

ОБЫЧНО ПРО ЖИВОТНЫХБасня ЧАЩЕ СТИХОТВОРНЫЙ

 ГОВОРЯЩИХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ

ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ

в) Действительно, сегодня на уроке мы познакомимся с новым литературным жанром –басней

 Название новой басни угадайте по загадкам

Птица медленно плывёт,                              

Словно белый теплоход.
Горделива и красива,
Терпелива и пуглива (лебедь)

Все движутся вперёд

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Всё время пятиться назад (рак)

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша (щука)

Правильно,  Басня Лебедь, Рак и Щука.

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

2-ое исследование.   Определить автора басни

Тема сегодняшнего урока зашифрована. Посмотрите на экран и постарайтесь прочитать.

                                 НАВИ  ВОЛЫРК

 Прочитайте справа налево.

Дети: Крылов Иван.

 Именно так подписывал свои басни Крылов. Перед вами записан псевдоним

                  известного русского писателя. Псевдоним – это вымышленное имя писателя.

Учитель: Иван Андреевич Крылов будет главным героем на нашем уроке. А какими  произведениями прославился И.А.Крылов?

Он писал басни. Молодцы! Вы сами определили тему нашего урока.

Тема: «И.А.Крылов – великий русский баснописец. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

   Перед вами выставка книг И.А.Крылова и ваших рисунков к его басням.  

Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством И.А.Крылова.

Будем активно работать на уроке, думать, анализировать и исследовать, характеризовать героев, научимся выразительно читать басню.

Знакомство с биографией И.А.Крылова.

 Учитель: Своё путешествие в мир басен мы начнём со знакомства с биографией.  

                 Журналисты 4 класса подготовили нам репортаж о жизни и творчестве Крылова. Вы послушаете внимательно и постараетесь ответить на вопросы.

Саша  Крылов – русский баснописец. Родился в  1769 году в Москве в семье бедного армейского офицера. Отец умер рано. Маленький мальчик в 11 лет, пошел работать канцеляристом.  Нужно было матери помочь прокормить семью.  У него было своё место за столом, заваленное бумагой. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что хозяин не раз его бил.  Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве.  Ваня   очень любил читать. Особенно ему нравились стихи. Он удивлялся: « Как можно так расположить обычные слова, чтобы они легко читались?» Поэтому все его басни в стихотворной форме. В своих произведениях он показывает недостатки человека и подсказывает, как от них избавиться. Басни И. А. Крылова современны и в наше время.

 Матвей В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен – разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. В баснях действуют петухи, соловьи, волки и прочие звери, но всем понятно, что под их личиною, скрываются люди со своими характерами и делами. С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут – их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие, поэтические, сильные и правдивые слова не стареют – они становятся достоянием всего народа.

 Беседа о прочитанном:
- Какие языки хорошо знал Крылов? (итальянский, французский) 
- Каким он был человеком? ( трудолюбивым, любил учиться)
Что удивило вас в этом сообщении? 
(Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве

В каком городе стоит памятник И.А.Крылову?

-Как же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)

 - А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)

 - А что такое басня? (короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить)     

-А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)

 Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

3-ее исследование. Работа с незнакомыми словами

Цель нашего урока  продолжить работу над баснями, особенностями их языка, выразительностью, характеризовать героев, будем учиться находить в басне мораль-поучение.

– Басня, которую мы будем читать так, и называется «Лебедь, Щука и Рак». Послушайте ее. При прослушивании аудиозаписи,  подчеркните  незнакомые слова в тексте.

Учитель: Так кого же изображал в своих баснях Крылов под видом животных?

Дети: В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей.

Какие незнакомые слова вы подчеркнули в тексте басни?

Лад – согласие, мир, порядок.

Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.  

Воз – колёсная повозка или сани с кладью.

Впряглись – в повозку, в телегу; принялись за трудную работу.

Ныне – теперь, в настоящее время.

Задание: соедините слово с его определением. А теперь мы будем сами читать басню цепочкой,  а затем как мастера художественного слова.(Дети читают цепочкой басню «Лебедь, Рак и Щука»)

Физкультминутка.

Превратимся в одного из героев басни.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Спустились над водой,
Качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться
И тихо-тихо на воду садятся.

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

4-ое исследование.  Характеристика героев басни.

– Кто из вас, ребята, видел лебедя? Что вы о нем можете рассказать? (Красивый, гордый)

– Как передвигается рак?

– А кто расскажет о щуке?

– Что общего между ними? (Их жизнь связана с водой)

На столах лежат  карточки с  буквами (Л, Щ, Р)  Каждая группа получает пазлы  (Лебедь, Щука и Рак ), составляете картинку и характеризуете героев басни.

- Прочитайте басню про себя,  найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. («Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый; «Рак пятится назад»- неповоротливый, нерасторопный. Идет назад; «Щука тянет в воду»- упрямая, только свое дело знает.) 

- Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.

- Давайте уточним.

- Что мы сегодня читали?         (басню)

- Кто автор басни?           (И.А.Крылов)

- Как называется басня?          («Лебедь, Щука и Рак»)

-Что мы должны найти в басне? (мораль, поучение)

 Каждая группа  составляет пазлы  и дают характеристику  животному.  Какой характер имеет каждое животное?

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

5-ое исследование.  Найти человеческие качества

Роль кого играют (исполняют) животные в басне? (людей). Когда животные играют роль людей – это иносказание , т.е. сказано (передано) через образ животных.

- А можно ли героев басни назвать товарищами?(Нет)

- А могли ли подружиться герои басни? (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания.) (Да, если бы прислушивались друг к другу)

- Бывают ли похожие случаи среди людей? (Да, когда работают недружно)

Какие человеческие качества высмеивает  Крылов

– А какими словами описал их усердие автор? (Из кожи лезут вон)

– Как понимаете смысл выражения? (Очень старались)

– Какое отношение вызвали у вас эти герои? (Жалко. Если они друзья, то все надо делать дружно.)

– Как автор относится к героям басни? (Сожалеет, что в товарищах нет согласья).

– Чему нас учит эта басня? (Все надо делать сообща, если взялся за дело, делай его дружно).

– Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? ( Несогласованность, разобщенность, не умение договориться).

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

6-ое исследование. Мораль басни

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.

Главная мысль, поучительная мысль – это мораль басни. Мораль басни даётся в начале или в конце произведения.
А чем басня отличается от  сказки? (имеет мораль)

 - А что такое мораль? (нравоучение)

  - Какие мысли выражает мораль? ( Что надо делать и чего не надо.)

Учитель: Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и

                  подсказывает, как можно от них избавиться. Крылов учит мудрости

                  жизни.

                       Молодцы, ребята! Вы очень старались, думали, рассуждали, нашли

            отличительные особенности басни. А также мы вместе с вами, сообща смогли

            объяснить смысл высказывания баснописца Крылова.

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

Физкультминутка.

Нёс однажды Муравей
Две травинки для дверей.
На полянке под кустом
Муравьишка строит дом,
Лишь снежок запорошит,
Стрекоза к нему спешит.
- Ты, Кума, не торопись,
А за дело-ка возьмись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем приседать!

7-ое исследование. Выразительное чтение басни.

Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать басню « Лебедь, Щука и Рак». Что  это значит «читать выразительно», это как? Ответы детей. (Надо понять, о чём басня, её смысл, определить поведение героев, интонацию.)

Учитель:  - Что надо сделать для этого?

Ответы детей. ( Расставить паузы, логическое ударение).

Учитель:  - А что нужно, чтобы понять содержание?

Ответы детей. (Басню нужно прочитать и поговорить о чем она, о героях басни.)

Отметка своей деятельности  на лисах достижений.

 Катя и Артем читают басню выразительно,как мастера художественного слова.

Закрепление.  Игра «Верно – Неверно». Если высказывание верное поднимаете –зеленый кружок, не верное- красный кружок.

Верно ли, что басня о дружбе? да

Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись? Конечно

Верно ли, что воз стал причиной их разлада? нет

Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?да

Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными? нет

Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?да

Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? нет

Итог урока:
- С каким баснописцем познакомились?
- С каким произведением великого баснописца познакомились? 
- Что такое басня?
- Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках)
-Чему учат нас басни Крылова?

 Домашнее задание: 

 Дома вы раскрасите картинки, определите, к какой басне они относятся, и на обратной стороне картинки запишете её.

                       Выучить наизусть басню И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Рефлексия урока.
Как вы оцениваете свою работу на уроке? (покажите листы достижений . Кто за работу на сегодняшнем уроке получил 7 зеленых кружков получают 5 , кто 5зеленыхкуружков 4 . и.т.д.). Появилось ли у вас желание познакомиться с другими баснями И.А. Крылова?

Где пригодятся полученные знания на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...