Путешествие по музейному дому
статья по чтению на тему

Белюк Светлана Борисовна

В статье раскрывается проблема создания таких условий обучения, при которых школьники могли бы подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_muzeynyy_dom-v_pechat.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по музейному дому»

Белюк Светлана Борисовна,

учитель начального общего образования,

МБОУ СОШ №50 г. Слюдянка.

В течение семи лет я работаю по программе «Перспективная начальная школа».

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.  

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»:

-  Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка.

-  Принцип целостности картины мира.

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников.

- Принципы прочности и наглядности.

- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Согласно программе развития российской школы, одна из основных задач,  которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Решению этой задачи я посвятила работу по программе «Перспективная начальная школа», создавая  такие условия обучения, которые предоставят шанс каждому учащемуся проявить самостоятельность, инициативу и творческую активность в различных видах урочной и внеурочной деятельности.

Курс литературного чтения Чураковой Н. А. по программе «Перспективная начальная школа» совершенствует навык не только осознанного чтения, но и позволяет знакомиться со звукописью как средством художественной выразительности. Очень интересной представляется  такая форма обучения, как заочное путешествие в «Музейный  дом».

В «Музейном Доме» учащиеся знакомятся с шедеврами  отечественной и зарубежной живописи, обсуждают  эстетические и этические  проблемы  на материале искусства. В процессе работы  мы  используем: лупы и специальные рамочки, которые позволяют нам более внимательно рассмотреть именно ту часть картины, которая нам нужна в данный момент или выделить и увидеть тот или иной  фрагмент  в иллюстрации и работать только с ним.

«Музейный Дом» учит детей видеть в простых вещах нечто необычное, прекрасное. Так, например, глядя на старые  ботинки, комнатку или портрет мы можем проследить непростую жизнь  незнакомого нам человека, попытаться увидеть как он жил и что,  впоследствии произошло.

Например, при работе с произведениями С.Козлова «Ёжик в тумане», «Красота», японской сказки «Луна на ветке», Э.Мошковской «Дедушка и  Дерево» формируется представление о том, что быть наблюдательным, уметь фантазировать, иметь возможность общаться с друзьями, любить и быть любимым - это богатство и ценность.

Ставя перед учениками проблемный вопрос: - Что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? я параллельно веду работу над картиной Альбрехта Дюрера «Травы». Мы рассматриваем метелку лугового мятлика, вырезной лист одуванчика, мясистые листья подорожника, узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться. Комментарии, касающиеся того, что по стебельку можно скользить пальцем, что о клейкое молочко можно испачкаться, а об острый лист порезаться, нужен для того, чтобы создать у детей конкретно-чувственные ассоциации этого кусочка природы. Важно, чтобы дети поняли, что только такое внимательное отношение к каждой травинке, которая под ногами, позволяет художнику обнаружить её особенность, неповторимость, открыть для будущих поколений красоту в окружающем нас мире. Мы открываем тайны особого зрения, которое присуще не каждому человеку, помогающего стать художником, натуралистом, биологом ит.д.

Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии, учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений. Учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им.

Дети пробуют свои силы в создании собственных произведений. Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия. Приобретённые  знания учащиеся используют в повседневной жизни, что  способствует созданию ситуаций успеха каждого ребенка.

 В Музейном доме дети знакомятся: ГТР (Государственная Третьяковская  галерея, г. Москва), ГРМ (Государственный  Русский музей, г. Санкт – Петербург),  ГМИИ  имени А. С. Пушкина (Государственный музей изобразительных  искусств), СОХМ (Самарский областной художественный музей, г. Самара), НХМРБ  (Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск).

И дети, и взрослые должны помнить, что, не зная своё прошлое, люди – в целом и каждый человек – в частности, не смогут построить хорошее будущее.

Литература:

1. expert.ru/russian_reporter/2007/19/10_luchshih_muzeev/

2. m.forbes.ru/article.php?id=267759

3. Н. А. Чуракова, учебник «Литературное чтение» 4 класс, Москва «Академкнига», 2014г.

4. www.artmuseum.by/ru/aboutmuseum/istmus


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

Конспект музейного урока на тему «Путешествие в прошлое»

Музейный урок «Путешествие в прошлое»   Цель: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками...

Музейный урок "Путешествие по кубанской хате"

Цель урока:- образовательная: познакомить с особенностями быта и семейными традициями кубанских казаков.- развивающая: формировать историческое мышление, память, выделять главное, ...

Музейное занятие "Путешествие в пионерию" для 3-4 классов

Подробный план конспект музеного занятия "Путешествие в пионерию". Подходит для детей 3-4 классов. Благодаря интерактивной форме музейный материал усваивается лучше чем классическая экскурси...

Музейный урок по теме "Путешествие по кубанской хате"

Цель урока:- образовательная: познакомить с особенностями быта и семейными традициями кубанских казаков.- развивающая: формировать историческое мышление, память, выделять главное, ...

Технология проведения игры-путешествия «История Санкт-Петербурга в музейном пространстве»

Цель: способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся; поддержать интерес учащихся к истории; создать условия для коллективного поиска информации по заданной теме и оформления ее резуль...