Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Орехова Оксана Валериевна

Цель: Создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.84 КБ
Файл tolstoy.pptx975.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»

Цели: Цель: Создание условий для знакомства с произведением Л.Н.Толстого «Акула», его сюжетом.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Присаживайтесь , пожалуйста, на свои места и начнем урок литературного чтения.

Самоопределение к деятельности

С произведением,   какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

А какие интересные факты из его биографии вы знаете?

А кто помнит,  какие произведения Льва Николаевича мы уже читали во втором классе?

- Ребята, посмотрите на выставку книг. Какие из них вы читали?

- О чём пишет Л.Н.Толстой?

 

Дома вы должны были подготовить пересказ произведения «Детство Л.Н. Толстого». Что бы проверить, как вы выполнили  домашнее задание,  ответьте на вопросы теста, который лежит у вас на партах.

Тест. 1. Где родился Л.Н. Толстой?

А) Деревня Ясная Поляна

Б) Село Тарханы

В)Город Москва

2. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

А) 2

Б) 4

В) 5

3. Слово «муравейные» особенно нравилось, потому что напоминало…

А) муравьев в кочке

Б) муравейник

В) дружных насекомых.

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Оцените свою работу.

Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н.Толстого.А  для того  чтобы узнать как оно называется отгадайте мою загадку:

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь! 

Верно. (Учитель вешает рисунок акулы)

Что вы знаете о ней?

(Последним спрашиваю Ипатова К. заканчивает фразой «Очень много акул водится в теплых водах океана»)

И действительно действие нашего рассказа происходит у берегов Африки, к берегам которой мы отправимся в путешествие.

Л.Н.Толстой.

Ответы детей.

«Старый дед и внучек», «Котенок», «Филиппок», «Правда всего дороже»

Он пишет о природе, о животных, о детях, о людях.

А,в,а.

Акула.

Ответы детей

Знакомство с текстом. Первичное восприятие.

Представьте, что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло, горячий пустынный ветер дует в паруса.

Итак, вместе с героями  рассказа мы отправляемся в путь.

Прослушиваем аудиозапись.

- О чём нам рассказал Л.Н.Толстой?

– Кто главный герой?

 – Какое чувство вы переживали слушая рассказ?

 - А, вам было страшно?

 – Когда стало особенно страшно?

О встрече в открытом море ребят с акулой.

Главный герой  - старый артиллерист

Ответы детей.

Работа над новым материалом

Словарная работа.

В тексте встретились слова значение, которых вы может быть не знаете. Посмотрите я вынесла их на экран. Фитиль, ропот, палуба, полотно, хобот, артиллерист.

В парах с помощью карточек подберите соответствия значений этих слов.

Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

Хобот – задняя устойчивая часть пушки.

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

 Давайте проверим,  как вы справились с работой.

Что такое фитиль?

Что такое ропот?

Что такое палуба?

Что такое полотно?

Что такое хобот?

Кто такой артиллерист?

Дети отвечают, я вывожу картинки на экран.

работа в парах.

.

Вторичное чтение.

Теперь давайте прочитаем рассказ вслух, голосом передавая чувства и переживание актеров.

(читаем рассказ по абзацам)

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.

Физминутка

Анализ произведения

Отдых наш кончается,
Работа продолжается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Где стоял корабль?

Как Толстой описывает погоду в этот день? Найдите описание в тексте.

 Где матросы устроили купальню?

Почему дети решили сплавать в открытое море?

Какими пловцами были дети, с кем сравнивает их автор? Найдите эти слова в тексте.

Что увидели матросы с палубы?

Что выражало лицо артиллериста, когда все увидели акулу? Зачитайте этот эпизод.

Какими словами автор называет акулу?

Почему?

На вопросы: Как матросы решили помочь мальчикам?

И Как действовал отец в этой ситуации?

Я предлагаю ответить в парах, используя текст рассказа, найдите и запишите в карточки те глаголы, которые описывают действия матросов и действия артиллериста.

Выводы: при помощи каких слов автор передал всю остроту сюжета?

Как мы будем читать эти фрагменты?

Почему?

Прочитайте фрагменты рассказа,  голосом передавая динамику развития событий (чтение отрывков по очереди)

Какое решение принял артиллерист??

 Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?

Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам?

Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? 

На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. К какой части она подходит? Докажите.

Что художник на ней изобразил?

Что бы вы изобразили, если бы иллюстрировали этот рассказ?

Корабль стоял у берегов Африки.

День был прекрасный…

Матросы, в парусе устроили купальню.

Им тесно было в парусе

Оба, как ящерицы…

Спину морского чудовища.

Артиллерист, бледный …

Морское чудовище.

Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.

Спустили, бросились, понеслись.

Разбудил, сорвался, побежал, повернул, прилег, прицелился.

Они действуют быстро.

Быстро и с чувством волнения.

Потому что сюжет развивается быстро, динамично.

Не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела

Нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”

Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.

Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.

Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.

(Работа с пословицами – выводами)

– Об этом говорят многие народные пословицы. У меня на доске записаны пословицы.

1.Отвага-половина спасенья.

2. Человек без родины — что соловей без песни

3.Чужая сторона – мачеха.

4.Не зная броду, не суйся в воду.  

Какие пословицы лишние, а какие подходят к нашим героям? (к мальчикам или артиллеристам).

Почему?

Артиллерист – Отвага половина спасенья.

Мальчики – Не зная броду, не суйся в воду.

Домашнее задание

Дифференцированное.

- Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.

- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

Очень активны были на уроке и мне помогали:……

Подготовить пересказ текста и по желанию составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).


Тест.

1. Где родился Л.Н. Толстой?

А) Деревня Ясная Поляна

Б) Село Тарханы

В)Город Москва

2. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

А) 2

Б) 4

В) 5

3. Слово «муравейные» особенно нравилось, потому что напоминало…

А) муравьев в кочке

Б) муравейник

В) дружных насекомых.

Тест.

 1. Где родился Л.Н. Толстой?

А) Деревня Ясная Поляна

Б) Село Тарханы

В)Город Москва

2. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

А) 2

Б) 4

В) 5

3. Слово «муравейные» особенно нравилось, потому что напоминало…

А) муравьев в кочке

Б) муравейник

В) дружных насекомых.

Тест.

1. Где родился Л.Н. Толстой?

А) Деревня Ясная Поляна

Б) Село Тарханы

В)Город Москва

2. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

А) 2

Б) 4

В) 5

3. Слово «муравейные» особенно нравилось, потому что напоминало…

А) муравьев в кочке

Б) муравейник

В) дружных насекомых.

Тест.

1. Где родился Л.Н. Толстой?

А) Деревня Ясная Поляна

Б) Село Тарханы

В)Город Москва

2. Сколько детей было в семье Л.Н. Толстого?

А) 2

Б) 4

В) 5

3. Слово «муравейные» особенно нравилось, потому что напоминало…

А) муравьев в кочке

Б) муравейник

В) дружных насекомых.

Действия матросов

Действия артиллериста

Действия матросов

Действия артиллериста

Действия матросов

Действия артиллериста

Действия матросов

Действия артиллериста

Действия матросов

Действия артиллериста

Действия матросов

Действия артиллериста

Артиллерист –

 

недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Артиллерист –

 

недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.

Хобот –

горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Хобот –

горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Фитиль –

задняя устойчивая часть пушки.

Фитиль –

задняя устойчивая часть пушки.

Полотно -

горизонтальное покрытие в корпусе судна

Полотно -

горизонтальное покрытие в корпусе судна

Палуба –

военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

Палуба –

военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).

Ропот –

Гладкая льняная ткань особого переплетения (обычно белая).

 

Ропот –

Гладкая льняная ткань особого переплетения (обычно белая).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Акула»

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой

Слайд 3

Проверка домашнего задания А, в, а.

Слайд 4

«Акула»

Слайд 6

Словарная работа Фитиль, ропот, палуба, полотно, хобот, артиллерист.

Слайд 7

Фитиль

Слайд 8

Ропот

Слайд 9

Палуба

Слайд 10

Полотно

Слайд 11

Хобот

Слайд 12

Артиллерист

Слайд 13

1.Отвага-половина спасенья. 2. Человек без родины — что соловей без песни 3.Чужая сторона – мачеха. 4.Не зная броду, не суйся в воду.

Слайд 14

Домашнее задание Подготовить пересказ текста и по желанию составить три – четыре вопроса к прочитанному тексту (письменно).