Открытые уроки
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тютюнник Елена Владимировна

Предметы: литературное чтение, русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

литературного чтения

в 3 – В классе

Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Подготовила

Тютюнник Елена Владимировна

2015 г.

Конспект открытого урока литературного чтения

в 3 – В классе

Тема: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

        Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. С.  Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

        Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

        

        Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок

        - Дорогие ребята, приветствую вас! Начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения  начнем.

II. Мотивация к учебной деятельности.

        1.  Беседа.    

        - О чём мы сегодня  будем говорить и  читать?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.           (Осень)

        - Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. (Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают  на юг; звери готовятся к зиме).

        - Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (Листопад)    

- Как вы думаете от какого слова образовалось слово листопад? (Лист.) Образуйте новые слова от слова «лист». (Листик, листочек, лиственный, листва)

         - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (Высказывания детей)

        - Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся к зиме?  (Линяют,  запасают корм,  рождают детёнышей)

        - Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?  

        Игра  «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

        ( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

        II группа: животные ложатся в спячку;

        III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

        - У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Обучающиеся высказывают мнения).

        Проблемный вопрос:

        - Как называют зайцев, родившихся осенью? (Дети высказывают предположения.)    

У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
 
Три листопадничка лежат.

         (Зайцев называют листопадничками.)  

        - Почему их так называют? (Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья.)

        - Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».

        - А что вы можете рассказать о зайцах?

        - Какие фразеологизмы и пословицы о зайцах вам известны?

        (Подстреленный заяц недалеко бежит.   За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Убить двух зайцев одним выстрелом. Пуганый заяц и пенька боится. Заяц от лисицы, лягушка от зайца бежит. Заяц самого себя боится. Вор что заяц: и тени своей боится. Родной куст и зайцу дорог.)

        2. Речевая разминка 

        -   Листопаднички  приготовили нам разминку.

Как известно, бобры добры. Добротою бобры полны.

Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр.

        —  Прочитайте медленно.

        —  Прочитайте с вопросительной интонацией (с утвердительной, с сердитой, с веселой, с ускорением, очень быстро).

        —  Что вы знаете о бобрах? Расскажите. (Сообщения детей.)

III.  Целеполагание.

        - Сегодня мы познакомимся с новым писателем раздела «Люби живое», певцом русской природы И.С. Соколовым – Микитовым  и его произведением.

         Что вы интересного узнали о творчестве этого писателя при подготовке домашнего задания? (Выставка книг)

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

        - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

        - Особую роль  в становлении будущего писателя сыграл отец - Сергей Никитьевич.

        - От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал он любовь к родному языку, к образной народной речи.

        - В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, плавал простым матросом на кораблях в разные страны.

        - В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,  поднимался в небо на первом русском бомбардировщике эскадрильи «Илья Муромец».  

        - Участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Много путешествовал: побывал на Кавказе и за Полярным кругом, на земле Франца-Иосифа, у рыбаков и нефтяников Каспия, на Тянь-Шане.

        - Из очередных поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий.

        - Писатель был хорошим знатоком всех видов русской охоты: и на медведя в берлоге, и на волков с флажками, и на пушного зверя с лайкой, и на зайца с гончими. Главной  добычей после каждой охоты были вышедшие из-под пера писателя книги – очень правдивые, дышащие теплом любви к родной земле, природе, сочувствием к нашим меньшим братьям. 

        - Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.        

        - С детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга.

        - В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался- наговаривал свои произведения на диктофон.

        - Умер писатель в возрасте 83 года. В 1975 году.

        Вопросы – предположения

        —  Прочитайте название рассказа, который мы будем читать. («Листопадничек».)

        — Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о ком или о чем этот рассказ. (Дети высказывают предположения)    

        - Как вы думаете, что могло  произойти осенью с этими героями?

        - Назовите тему урока.

        - Определите задачи урока.

        Мы познакомимся…

        Мы научимся…

        Мы будем учиться…

IV. Изучение нового материала

        1. Словарная работа.  Работа с толковым словарем  

        - Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

        Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

  • долговязый – высокий, худощавый, нескладный;
  • обглоданные – объеденный;
  • робеть -пугаться, стесняться, бояться;
  • озяб – замёрз, продрог;
  • ходко работают - работают быстро;
  • настлано –настелено;
  • плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;
  • запрудили – перегородили реку плотиной;
  • хатка – название небольшого дома на Украине;
  • кладовая – помещение для хранения товаров, припасов, материалов;
  • штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства;
  • росома́ха — хищное млекопитающее семейства куньих;
  • выдра — вид хищных млекопитающих семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни.

        2. Чтение произведения И.С. Соколова-Мнкитова (Читают учитель и обучающиеся.) 

        1 часть – чтение по 1 абзацу. 

        -  Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

        -  Так о чем же эта часть? (О  мечте листопадничка.)

        - Что может произойти с зайчонком дальше?

        2 часть – чтение «буксир», выборочное чтение.

        —  Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя звери?

        -     Чего испугался Листопадничек?

        -     О чем эта часть произведения? (О подготовке животных к зиме.)

        -     О чем может идти речь после данного фрагмента?

         3 часть – чтение  по ролям (автор, зайчонок, бобр.)

        —  Кого встретил зайчонок во время путешествия?

        -      Как мы можем озаглавить 3 часть текста? (Встреча с бобрами.)

        —  Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре Листопадничка с бобрами. Какие роли мы должны распределить?

        -  Как вы думаете, что будет дальше?

        4 часть – чтение за диктором. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию). Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения (“V” - уже знал,         «+»- новое, «-»- думал иначе,   «?»- не понял, есть вопросы)

        - Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

- Подберите заглавие к этой части.  (Зайчонок в хатке бобров.)

        - Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

        

        5 часть – хоровое чтение.

        - Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

- Как мы можем озаглавить 5 часть текста? ( За долгую зиму страху натерпелся.)

- Что может произойти с Листопадничком дальше?

        6 часть – самостоятельное жужжащее чтение. Взаимные вопросы.

- Расскажите, как зайчонок попал на болото.

 - Что стали говорить о нём в лесу?

- Подберите заглавие к этой части. (Наконец-то дома.)

 

        3. Беседа по рассказу «Листопадничек»

        -  Понравилось ли вам произведение? Чем?

        - К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных).

        - Докажите. (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)

                 - Какая эта сказка?  (Литературная)

        —  Почему автор дал такое название сказке? Можно ли её озаглавить иначе? Объясните. (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками.)

        На доске написано несколько названий:

1.Путешествие зайчонка.

2.Храбрый зайчик.

3.Дружба зверей.

        – Прочитайте эти названия, выберите из них одно, наиболее подходящее, по вашему мнению, к прочитанной сказке. Объясните, почему именно этот заголовок соответствует его содержанию.

        – Кто из вас сможет убедить нас в том, что заголовок сказки, выбранный его автором, является самым подходящим? Почему вы так думаете?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

 Анализ литературного произведения  

            1.    Выборочное чтение с комментарием    

  • Найдите и прочитайте как Листопадничек ушел из дома.
  • Найдите и прочитайте как жилось зайчику у бобров.
  • Найдите и прочитайте каких страхов натерпелся Листопадничек  за долгую зиму. О чём он вспоминал?
  • Найдите и прочитайте как произошла встреча Листопадничка с матерью.

        2.  Чтение – поиск    

        - Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

        - А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

        -Найдите в  тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям.

         3.  Характеристика героев   

        - Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

        - мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

        - непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

        - любознательный (задаёт вопросы бобрам);

        - терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

        - добрый (помогал нянчить бобрят);

        - заботливый (кормит бобрят);

        - смелый (научился плавать);

        - любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

            - Дайте характеристику бобрам:

            - трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);

            - запасливые (готовят корм на зиму);

            - гостеприимные (приютили зайца);

            - заботливые (волнуются за бобрят);

            - смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);         

            - чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).  

            4. Работа в группах:

            1 группа: составляет синквейн о зайчике  

        (На слайд выносится план работы с синквейном).

        1  – существительное;

        2 – 2 прилагательных;

        3 – 3 глагола;

            4 – ключевое предложение из текста;

            5 строчка – 1-2 существительных (своё отношение)        

                    Зайчик

                   Любознательный, трусливый

                   Заботится, боится, ныряет

                   Листопадничек познакомился с бобрами .

                   Листопадничек.

           2 группа:  работа по карточкам  

             - Вставьте  подходящее слово из текста:

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
  • Любят (бобры) чистоту и порядок.
  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

     

          3 группа: составление плана

                       План

  Мечта Листопадничка.

  Подготовка животных к зиме.

  Зайчонок в хатке бобров.

  Пришлось остаться на зиму.

  За долгую зиму страху натерпелся.

  Наконец-то дома.

        5. Просмотр фрагмента мультфильма

        - Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? (Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.)

- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?

-  Я вам предлагаю другой вариант.

- Какие ещё приключения могли произойти с зайчонком?

        6. Работа с пословицами

        - Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.
  • Сердце матери лучше солнца греет.

        - Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

VII.  Рефлексия  

        —  Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

        —  За что вы похвалили бы себя?

        —  Что вам захотелось сделать после этого урока?

VIII.  Итог урока.

        - Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

        - Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

        - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

        - Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

        Домашнее задание, выставление оценок.  

        1.  Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).

        2. Придумать продолжение этой истории.

        3. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.

Тема урока: Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Листопадничек»

Дата: 11.02.2016 г.

Класс: 3-В

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. С.  Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать связную речь, мышление, творческую активность; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

        

Оборудование: выставка книг и портрет И. Соколова-Микитова; презентация; раздаточный материал.

       Изучение произведения И.С. Соколова – Микитова «Листопадничек» предусмотрено программой «Школа России» и рассчитано на 2 часа.

       В самом начале урока создаю благоприятную обстановку, для того чтобы настроить обучающихся на урок, для чего использую стихотворение.

       На первом этапе урока, в ходе предварительной беседы  выясняем с детьми приметы осени, вспоминаем  жизнь животных в осенний период. Также на данном этапе осуществляется межпредметная связь с уроком русского языка (тема «Словообразование»), с уроком окружающий мир. Игра «Кто как готовится к зиме?» позволила выяснить глубину знаний обучающихся, а  также умение работать в группе.

    Работа над скороговорками способствует развитию интонационной выразительности речи.

     Создание  проблемной ситуации  способствовало формированию умения высказывать свои мысли, развитию мышления, воображения.

     Использование словесного рисования  способствует развитию мышления, воображения и речи детей. В своих ответах ребята применяют знания, полученные на уроке окружающего мира (межпредметные связи).

       На этапе знакомства с произведением использовала различные виды чтения: чтение с учителем, чтение по цепочке, чтение «буксир», чтение по ролям, чтение за «диктором», хоровое чтение, жужжащее чтение, выразительное чтение, что способствовало развитию навыка правильного, осознанного чтения.

      Для активизации мышления обучающихся я использовала систему вопросов и заданий по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, которые помогли детям понять  содержание произведения, идейный смысл, высказать свою оценку герою сказки, определить жанр произведения.

      Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

      Домашнее задание было дано с учетом индивидуальных особенностей детей дифференцировано (придумать продолжение сказки – устно или письменно) и направлено на развитие творческих способностей детей.

     На уроке реализовались следующие принципы:

  • Принцип психологической комфортности (старалась создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы);
  • Принцип развития реализовался на всех этапах урока;
  • Принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с другими учебными предметами).

     Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

     При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности.

     Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку.

       Возможности учебного кабинета использованы полностью. В кабинете имеется компьютер, магнитофон, поэтому я активно использую аудиовизуальные средства обучения.

     Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; считаю, что урок достиг поставленной цели.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

        
Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, работа в паре.

При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлѐнность, ответственность.

Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. Использование одного из приѐмов развития критического мышления – кластера способствовало систематизации знаний и наблюдений весенних изменений в природе. Это позволило плавно перейти к определению темы урока, обеспечило готовность к следующему этапу работы, включению ребят в продуктивную обучающую деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания. Составление синквейна (технология развития критического мышления) способствовало развитию творческих способностей детей, обогащению словарного запаса, стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции. Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками. Словарная работа развивает внимание к авторскому слову, способствует глубокому пониманию произведения, умению работать с толковым словарѐм. Технология «6 шляп мышления» способствует развитию умения детей анализировать произведение, выражать своѐ отношение к прочитанному, развитию речи обучающихся. Каждый вопрос - учебная задача, для решения которой требуется поисковое, просмотровое и выборочное чтение. Дети глубже вникают в смысл текста, что помогает им выразить своѐ отношение к произведению. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребѐнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживается чѐткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим. Дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. Дети работали в парах, в группах, что позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом, степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведены физминутки, чередовались письменные и устные задания. Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС. План урока выполнен полностью; урок достиг целей, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку в  3-В классе

Падеж имён существительных

https://cs7060.vk.me/c540109/v540109607/14a16/ZnpWeOlV66Y.jpg

Подготовила

Тютюнник Елена Владимировна

2016 г.

Тема: Падеж имён существительных
Цели:
1. Познакомить обучающихся с названиями падежей, падежными вопросами.
2. Развивать  умения определять падеж по вопросу и предлогу.

3. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
3. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: сообщение новых знаний
Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией.
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, составление таблицы.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, презентация по теме урока, карточки для вхождения в новую тему, для работы с текстом; напоминалочки с падежными вопросами, предлогами, словами-помощниками, наглядность (фрегат).

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята.  У нас урок русского языка.

 Начинается урок!
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.

Девиз нашего урока «Учитесь тайны открывать».  

2. Минутка чистописания.

- Посмотрите на показы по чистописанию. Написание каких букв мы будем сегодня повторять с вами? (Ф – заглавную и ф – строчную).

(Слайд 2)

-Давайте возьмём ручку  в руку и пропишем букву в воздухе вместе с показом.

Ф (Слайд 3)

ф (слайд 4)

- А какое слово на эту букву вам предложено написать?

ФРЕГАТ

(Подготовленные обучающиеся сообщают информацию о значении слова «фрегат»)

  1. Фрегат – военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя орудийными палубами.
  2. Фрегат отличался от парусных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался для дальней разведки и крейсерской службы.

- Правильно, посмотрите на иллюстрацию. На ней изображён фрегат. Красивый? (Слайд 5)

- Запишите правильно и красиво это слово в тетрадь.

3. Актуализация знаний.

- Перед вами лежат карточки. Прочитайте задание.

- Что мы сейчас с вами делали? (Вставляли слово ДРУГ, изменяя его форму.

- Что ещё изменялось? (окончание)

- Как вы думаете почему?  (изменялись вопросы)

- Изменение имён существительных по вопросам  называется склонением или изменением слова по падежам.

- Кто догадался какая у нас с вами тема урока?
-Тема нашего урока.-
ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

4. Формирование новых знаний.

— Скажите, можно ли одну форму слова заменить другой, не меняя предложения? (- Нет, потому что тогда ломается предложение, теряется его смысл, нарушается логическое построение.)
— Получается, что только в нужной форме слова могут войти в предложение. Значит, мы должны научиться изменять форму слова или правильнее будет сказать изменять слова по падежам.
Давайте прочитаем сведения об этом в учебнике на
стр. 90

Работа с толковыми словарями

- Назовите лексическое значение слова «падеж»?

«Слово падеж произошло от латинского (падение). Это значит, слова «падают» той или иной формой».

Физкультминутка (под музыку)

 (Слайд 6)

- А теперь приготовьтесь совершить   путешествие на сказочный остров, где спрятаны новые знания. Овладеть ими вы сможете, если выполните ряд заданий. Как вы думаете, на чём мы туда отправимся? Правильно, на фрегате.

(Слайд 7)

-Чтобы фрегат отправился в путь, нужно  определить род  имен существительных.

        Ж.р                                        м.р                                с.р

Буря                                        якорь                        тишь

Палуба                                шторм                        помощь

                                        море

- Молодцы! А что это за плавающий объект? Бутылка!  Интересно, что в ней.

(Слайд 8)

- Нам в руки попала древняя карта, но текст размыт водой. Карта показывает путь нашего путешествия. Давайте пройдем этим маршрутом.

Первая остановка в бухте И. Что это за бухта И. Разгадаем тайну? Тогда вперёд!

(Слайд 9)

- Как называется бухта?  Бухта именительного падежа. Запомним вопросы именительного падежа и занесём их в нашу таблицу, которую мы будем составлять по ходу нашего путешествия.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

- Вернёмся к карте.

- Следующая остановка берег Р.  Отправляемся дальше?

(Слайд 10)

Как называется берег? Берег родительного падежа.

-Занесём данные в таблицу.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

Родительный

кого? чего?

с, до, из, у, от, без, около, вокруг, для

- Обезьянка приготовила нам хитрый вопрос-шутку.
(Слайд 11)

        У рыб нет зубов.

- Молодцы! Вернёмся к карте.

-Нам предстоит пройти через болото Д. Тайна близка! В путь!

(Слайд 12)

-Как называется болото? Болото дательного падежа.

-Запишем в таблицу вопросы дательного падежа и его предлоги.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

Родительный

кого? чего?

с, до, из, у, от, без, около, вокруг, для

Дательный

кому? чему?

к, по

- Продолжаем путешествие. Вернёмся к карте и посмотрим, куда мы отправляемся дальше.

-Перед нами высота В.

(Слайд 13)

- Как называется высота? Высота винительного падежа.

-Занесите данные в таблицу.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

Родительный

кого? чего?

с, до, из, у, от, без, около, вокруг, для

Дательный

кому? чему?

к, по

Винительный

кого? что?

за, через, про

(Слайд 14)

- Нам предстоит выполнить задание.  Запишем это стихотворение в тетрадь. Определим падежи выделенных слов.

Как взлечу под потолок  В.п

Да махну через порог В.п

Вылетаю за окошко В. п

Курс держу я на лужок. В. п.

Вижу реку, вижу сад – В.п

Называю всё подряд!

Вижу вишню, вижу сливу. В.п.

До чего вокруг красиво!

- Молодцы! Вернёмся к карте.

-Мы отправляемся к мысу Т! Вперед, за разгадкой тайны!

(Слайд 15)

- Как называется мыс? Мыс творительного падежа.

- А как вы понимаете слово мыс?

Мыс – это участок суши, вдающийся в море, озеро, реку.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

Родительный

кого? чего?

с, до, из, у, от, без, около, вокруг, для

Дательный

кому? чему?

к, по

Винительный

кого? что?

за, через, про

Творительный

кем? чем?

перед, под, над

-Запишите данные в таблицу.

-Ну что, заглянем в карту?

-Нам осталось преодолеть заросли П.

(Слайд 16)

-Как называются заросли? Заросли предложного падежа.

-Запишите вопросы и предлоги предложного падежа в таблицу.

Название падежа

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

-

Родительный

кого? чего?

с, до, из, у, от, без, около, вокруг, для

Дательный

кому? чему?

к, по

Винительный

кого? что?

за, через, про

Творительный

кем? чем?

перед, под, над

Предложный

о ком? о чём

в, о, при

Мы прошли с вами весь маршрут. Сколько же падежей в русском языке? Назовите.

Электронная физминутка  на снятие зрительного напряжения.

Слайды (с 17 по 25 )

5. Формирование новых умений.

- Мы составили таблицу которая нам будет очень нужна на следующих уроках так как  с помощью её мы будем учиться определять падежи имён существительных.

- Давайте попробуем это выполнить.

Групповая работа

        На языке (П.п), без учителя (Р.п),  по улице (Д.п), за трактором (Т.п), на станках(П.п).

- Мы совершили путешествие по острову падежей. Вы получили много новых знаний и умений. На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой.

6. Д/з: в карточках определить падеж имён существительных, выучить падежи и падежные вопросы.

7. Выставление оценок.

8. Рефлексия.

-Давайте вспомним девиз нашего урока. (Учитесь тайны открывать)

- Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите их.

(Слайд 26)

- Перед вами лежат флажки: если вам было всё понятно на уроке, возьмите зелёный, если урок показался трудным и вы не всё поняли – возьмите красный флажок. (Слайд 27)

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Как я! В добрый час!

Самоанализ урока по русскому языку

Дата: 02.02.2016

Класс: 3-В

Тема урока. Падеж имён существительных

Цели:
1. Познакомить учащихся с названиями падежей, падежными вопросами.
2. Развивать  умения определять падеж по вопросу и предлогу.

3. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
3. Воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы:
словесный: сообщение новой темы, беседа;
наглядный: работа с презентацией.
практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, составление таблицы.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа, презентация по теме урока, карточки для вхождения в новую тему, для работы с текстом; напоминалочки с падежными вопросами, предлогами, словами-помощниками, наглядность (фрегат).

   Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Второй этап- минутка чистописания, для определения буквы, которую нужно было прописать

       На этапе создания проблемной ситуации и планирования деятельности на уроке, я предложила ребятам практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений. Я создала проблемную ситуацию, чтобы мотивировать детей к дальнейшей деятельности. На этом этапе обучающиеся спланировали свою деятельность, вспомнили знания и умения, которые им будут необходимы для работы по теме урока. Самостоятельно сформулировали тему и цель урока и назвали следующий этап работы.

      Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке.

       Для понимания нового материала были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучающихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У детей возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

     Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, электронная физминутка.

       Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

     Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучающихся этого класса.

     Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Обучающиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний. Домашнее задание было представлено дифференцированно.

          В конце урока дети ещё раз проговорили алгоритм определения падежа имени существительного. С целью выявления степени сознанного формирования познавательной деятельности я  в конце урока организовала коллективное обсуждение ответов на вопросы:

  1. Какую цель перед собой ставили?
  2. Достигли ли этой цели и как?
  3. Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?
  4. Получили ли удовольствие, работая на уроке?

     Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...