Урок обучение грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Звук З, буква З

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте (чтение)

Учитель: Аникина Е.В.

Звуки [з], [з’], буква Зз.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [з], [з’], буквой Зз; развития речи, памяти, логического мышления.

Задачи: учить распознавать звуки [з], [з’], и соответствующую им букву; развивать орфографическую зоркость, усидчивость, умение работать в группе; воспитание бережного отношения к здоровью, бережного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты:

Предметные: понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; различают и обозначают на схеме-модели слова твердость и мягкость согласных звуков; различают звонкий
и глухой согласные звуки, печатную и письменную, строчную и заглавную букву; находят изучаемую букву на «ленте букв»; владеют навыками позиционного принципа чтения; составляют небольшой рассказ повествовательного характера по сюжетной картинке; осуществляют звуковой анализ слова; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; читают скороговорку.

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Метапредметные:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – овладевают необходимым уровнем читательской компетентности, техникой чтения, приемами понимания прочитанного; формулируют ответы на вопросы; логические – совершенствуют мыслительные операции анализа, синтеза; осуществляют классификацию.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: учебник Азбука Л.Ф. Климанова, карточки с заданиями, карточки с буквами.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

-Ребята, когда вы входите утром в класс. Что вы обычно говорите? А что значит это слово? Давайте дружно пожелаем здоровья нашим гостям. (Здороваются)

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И сейчас урок начнем.

  1. Работа над дикцией (Скороговорка)

Зимним утром от мороза

На заре звенит берёза.

  1. Актуализация знаний

-У вас на партах конверты. Возьмите конверт с цифрой 1. Вы должны выбрать только те слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Крот, волк, лось, жук, белка, дупло, лес.

-Докажите, что вы правы.

-Возьмите конверт с цифрой 2.

Аист, окно, учитель, крыша, лампа, осина, ухо.

-Разделите слова на группы по количеству слогов. Докажите.

-Возьмите конверт с цифрой 3.

-Прочитайте слова. Выберите те слова, в которых есть слог, состоящий из одной буквы.  

Мяч, Лена, окунь, чайка, это, свеча, снег, ужин, бумага.

  1. Мотивационно-целевой этап

-Прослушайте стихотворение

Идёт коза…растёт лоза

Густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза-

Не для меня ли это?

Спешит коза, трещит лоза

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза-

Всю красоту сжевала.

Когда малыш, ты в сад бежишь

Обрызганный росою,

Не рви цветов, не гни кустов

Не надо быть козою!

-Есть ли в этом стихотворении непонятное для вас слово? (обратиться к словарю)

-Вам понравилось стихотворение?

-Почему не надо быть «козою»?

-Что вы можете сделать, чтобы сохранить красоту окружающей среды?

-Какой незнакомый звук есть в слове коза? Охарактеризуйте его.

-А какой в слове грызёт? Дайте характеристику и этому звуку.

-Какой можно сделать вывод?

-Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

5. Работа по теме урока

-Кто изображён на «волшебном» рисунке? (Змея.)

-Произнесите первый звук в слове змея. Дайте его характеристику. (Согласный, твёрдый, звонкий.)

-Посмотрите, как изогнулась змея.

-На какую букву она стала похожа?

-Составьте слоги из букв, данных в рамке, и прочитайте слоги, записанные рядом.

-Что вы заметили? (Перед буквами е, и произносится мягкий звук [з'J, а перед остальными буквами — твёрдый звук [з].)

-Какой можно сделать вывод? (Звуки [з] и [з'J парные по твёрдости-мягкости.)

-У вас на столах лежит конверт с цифрой 4.

-Составьте слова с этими буквосочетаниями. (ро зы за яц зо нт зеб ра ма га зин.)

-Рассмотрите рисунок справа.

-Какое время года на нём изображено? (Зима.)

-Как называются домики, изображённые на рисунке? (Избы. ) (Звуко-буквенный анализ слов зима, изба.)

- Какую сказку напомнил вам этот рисунок? («Лиса и заяц».)

- Какую избушку построил заяц? (Лубяную.)

- Что значит «лубяная»? (Сделанная из коры деревьев.)  Толковый словарь

-Какую избушку построила лиса? (Ледяную. ) (Чтение начала сказки «Лиса и заяц».)

- Кто помнит, что произошло дальше? (Желающие ученики рассказывают продолжение сказки.)

-Прочитайте слова со змеёй.

- Назовите во всех этих словах общую часть. (сказ-. )

– Сказ – рассказ лица.

– Рассказ – небольшое по объему произведение.

– Сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

- Подберите ещё подобные слова. (Рассказывать, сказывать, сказание и т. д.)

-А как вы думаете, что мы с вами сейчас читали и расказывали?

-Прочитайте слова под звуковыми схемами.

-Выберите любое слово и зашифруйте его с помощью звуков. Вам помогут разные пустые звуковые схемы, которые лежат на столах. А потом каждая группа попробует отгадать зашифрованное слово.  (Заполнение схем, отгадывание с доказательством).

6. Физкультминутка

                        ЗАИНЬКА

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

        Он подпрыгнул десять раз

7. Продолжение работы по теме уроков

1. Работа по «Азбуке» (с. 7)

- Рассмотрите рисунок.

-Что делают девочки?

-Какой цветок они ставят в вазу? Прочитайте слова под рисунком.

-Почему слова Роза и Зина написаны с заглавной буквы (Это имена девочек.)

-Всегда ли эти слова пишутся с заглавной буквы? (Слово Зина всегда пишется с заглавной буквы, а слово роза пишет со строчной буквы, если обозначает название цветка. ) (Чтение текста «Мимоза»).

-Что привезли в магазин?

-Что произошло потом?  

-Что значит «сникла от мороза»?

-Кто пришёл в магазин?

-Почему девочки решили купить мимозу?

-Как Роза спасла мимозу?

-Назовите все слова из текста, в которых есть буква з. Какой звук она обозначает в каждом слове?

-Прочитайте пословицу.

-Как вы понимаете смысл пословицы «У зимы морозы, а у лета грозы»?

-Возьмите конверт с цифрой 5.

-Внимательно прочитайте слова и выберите слова, которые подходят к каждому времени года.

Какие явления можно наблюдать зимой, а какие – летом?

8. Рефлексивно-оценочный этап

-Посмотрите на доску. Что вы видите? В какое время года мы можем видеть такие деревья? А давайте немножко побудем растениями и превратим наше зимнее дерево в другое дерево. Поместим его в другое время года. Для этого у вас на столах лежат листочки разного цвета. Если вам понравился урок и у вас всё получилось, вы берёте и крепите зелёный листик, если где-то сомневались, то оранжевый листик, если ничего не получалось и не понравилось, то красный.

-Дерево какого времени года у нас получилось?

Спасибо за урок

крот  волк лось  жук белка  дупло лес

крот  волк лось  жук белка дупло  лес

крот  волк лось  жук белка  дупло лес

аист  окно учитель  крыша  лампа осина  ухо

аист  окно учитель  крыша  лампа осина  ухо

аист  окно учитель  крыша  лампа осина  ухо

мяч  Лена окунь  чайка это  свеча  снег  ужин бумага

мяч  Лена окунь  чайка это  свеча  снег  ужин бумага

мяч  Лена окунь  чайка это  свеча  снег  ужин бумага

ро  зы  за  яц  зо  нт  зеб  ра  ма  га  зин

ро  зы  за  яц  зо  нт  зеб  ра  ма  га  зин

ро  зы  за  яц  зо  нт  зеб  ра  ма  га  зин

лето  зима

морозы  узоры  

снега  метели  растёт  поёт  светит  созревает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....