Технологическая карта урока . Литературное чтение.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Крутьева Елена Владимировна

УМК " Гармония"Тема: Н. Носов " Витя Малеев в школе и дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

                          

Ф. И. О. педагога: Крутьева Елена Владимировна

Предмет: Литературное чтение. Н. Носов  « Витя Малеев в школе и дома»
Класс: ...4............................................... 
Тип урока: ..комбинированный...

Задачи урока:

Образовательная: дать представление о театре, знать основные черты пьесы, как жанра, формировать умение логично аргументировать и излагать свои мысли в устной речи.

Развивающая: активизировать развитие познавательного интереса и развитие творческих способностей учащихся, развивать умение обобщать, сопоставлять, анализировать произведения.

Воспитательная: воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения, воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, умение работать в группах дружно, согласованно.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-формировать нравственно- этические ориентиры

Регулятивные УУД:

-принимать и выполнять поставленную учебную задачу

- планировать свою деятельность

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в тексте произведения

-сравнивать произведения различных жанров

Коммуникативные УУД:

- вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения-

- Аргументировать высказывания

- Развивать навыки сотрудничества

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Создаёт рабочий настрой и наблюдает психологический настрой и готовность к уроку

 - Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу:

- Улыбнитесь друг другу! Приятной вам работы на уроке!

 

 Настраиваются на работу

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Читают слова на слайде, определяют авторство, выделяют слова, которые вынесены в название раздела учебника, слушают вопросы и отвечают на поставленные вопросы. ( В жизни, как и в театре, люди плачут, смеются, радуются, страдают, умирают и рождаются. Они разговаривают, как и в пьесе, решают вопросы, переживают, то есть действуют)

Организует диалог, подводящий к теме урока. Сообщает тему урока, мотивирует на постановку цели урока

Прочитайте слова на слайде. Кому они принадлежат?

Весь мир театр,

А люди в нем актеры,

И      каждый там свою играет роль».

                                                                             Шекспир

- Чему посвящён данный раздел учебника?

- Какие слова Шекспира вынесены в название раздела?.

-А как тема раздела связана с жизнью?

-27 марта отмечается Всемирный день театра. Этот праздник, прежде всего, адресован мастерам сцены и зрителям, посещающим театр. Сегодняшний урок пусть будет маленькой частичкой театральных мероприятий, которые будут происходить в преддверии праздника.

Читают выразительно, читают выборочно

Обобщают и синтезируют прочитанное на слайде и в названии раздела учебника. Слушают, вступают в диалог, обсуждают проблему, аргументируют высказывания, выдвигают предложения по цели урока.

Актуализация знаний

( словарная работа)

Слушают вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов, взаимодействуют с учителем и одноклассниками, используют в речи ключевые слова по теме « Театр» Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

1.Организует беседу, позволяющую выяснить представление учащихся о театре и активизирует словарный запас ученика.

2. Подводит итог беседы.

- Какие спектакли вы видели?

- Доводилось ли вам участвовать в постановке школьных спектаклей?

- Чем отличается произведение, прочитанное в книге от того, что показывают артисты на сцене?

- Какие произведения мы будем читать ? ( пьесы)

-Что называют пьесой? ( любое произведение для театра: трагедию, комедию, драму)

-Какие отличительные признаки пьесы вам запомнились?

Какая особенность пьесы самая заметная?

Что главное в пьесе? ( действие)

- Что значит инсценировать?

Обобщают прочитанное.

Дополняют и уточняют высказанные мнения. Слушает собеседника, строит понятные для него высказывания.

Проверка домашнего задания

 Частично драматизируют пьесу А. Барто и Р. Зелёной « Ах, руки, руки!» Интонационно, мимикой, жестами передают характер героя, наблюдают за игрой учащихся.Обсуждают допущенные ошибки и их корректируют

(оценивают игру своих одноклассников, отмечая при этом положительные и отрицательные моменты)

Организует инсценирование пьесы , наблюдает речевое и эмоциональное взаимодействие , корректирует ошибки и работу театральных критиков

 - Представим, что мы с вами сегодня собрались в театре. На предыдущем уроке вы выбрали фрагменты для постановки пьес, утвердили актёров на главные роли.

- Я буду режиссёром, а каждый из вас попробует быть театральным критиком.

Места заполняются в зрительном зале,

До зрелищ охотник повсюду найдется.

Обычная вешалка в самом начале,

А дальше – то чудо, что театром зовется.

Распахнутый занавес сцену откроет,

Проступит из тьмы лабиринт декораций,

И жизнь обретут персонажи, герои,

В которых актеры начнут воплощаться.

На сцену приглашаются актеры для инсценировки отрывка из пьесы А.Л.Барто, Р.В.Зеленой «Ах, руки, руки!»

-Слово предоставляется театральным критикам. Проанализируйте точность передачи характеров персонажей.

 Отвечают на вопросы, инсценируют прочитанное, заучивают наизусть реплики персонажей. Учатся ориентироваться в текстах произведений.

 Наблюдают, перерабатывают информацию. Интегрируются в пару( группу) со сверстниками и строят эффективное взаимодействие.

Физминутка

Продолжают высказывание, начатое учителем, выполняют задания, передавая свои ощущения в данной ситуации Осуществляют контроль за исполнением определённой роли, передачей образа.

Организует тренинг « Ощущения», следит за ответами учащихся.

Продолжите предложения:

- главное в пьесе-… ( действие)

- краткий перерыв между действиями спектакля….(антракт)

-Сегодня антракт будет тренингом «Ощущения»

  • посидеть на стуле так, как сидит царь на троне; пчела на цветке; наказанный ребенок; бабочка, которая сейчас взлетит; наездник на лошади.
  •  пройтись, как ходит младенец, который только что начал ходить; старый человек.
  • нахмуриться, как хмурится ребенок, у которого отняли игрушку.
  • улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке.

оценивает важность здорового образа жизни.

 Принимает  и сохранять учебную задачу; выполнять учебное действие в материализованной форме.

Изучение нового материала

 Читают по учебнику задания установочного характера на сравнение эпического и драматургического текста Н. Носова.

Читают вслух по вызову учителя относительно законченными фрагментами.

 Организует чтение задания, организует диалог , знакомство с текстом.

Организует знакомство с текстом. ( два действия)

 - С какими произведениями этого автора вы уже знакомы.?

-Чем отличаются произведения этого автора ( короткие, смешные)

-Кто обычно бывает главными персонажами его рассказов ( мальчики, от имени которых и ведётся рассказ)

-Кто из вас читал повесть « Витя Малеев в школе и дома?». Что вам из неё больше запомнилось?

 отвечать на вопросы по содержанию произведения, самостоятельно формулировать вопросы по прочитанному тексту (вести «диалог с автором»);

читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,

находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение).Сравнивают произведения разных жанров.

Делают сообщение о прочитанном.

 Вступать в общение,  выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Ориентируются в книгах

Применение знаний и умений в новой ситуации

 Организуют работу групп, ставят творческую задачу, планируют свою деятельность представляют работу художников –декораторов для своего действия, распределяют роли, Трансформируют  прозаический текст - в драматургический. распределяют реплики, определяют предметы реквизита для    инсценирования.

 Организует работу в группах по преобразованию данной части произведения в пьесу. Вводит понятие « ремарка»

 -  Сколько действий можно выделить в прочитанном отрывке. Организуем две театральные трупы:

- Представьте, что вы коллектив художников-декораторов и должны оформить сцену. Устно «нарисуйте» декорации к приведенному здесь фрагменту.

– Что будет на сцене – фрагмент улицы, пейзаж, фабричный цех, школьное помещение?    

- Убранство комнаты должно соответствовать времени действия пьесы. События в ней происходят примерно шесть десятков лет назад, поэтому обстановка будет не сильно отличаться от сегодняшней.

– Где можно найти описание комнаты?  Найдите, прочитайте.

– Как вы думаете, почему Носов не очень подробно описал интерьер комнаты?

– Каким у нас будет пол?

– Будут ли в комнате двери? Сколько? Где? Какие?

– Нужно ли здесь окно? Почему?

–  Назовите предметы мебели, необходимые для данного интерьера.

– Какие предметы реквизита должны быть на сцене?

– Закройте глаза и попытайтесь представить - всю комнату целиком.

– Будут ли у вас еще какие-нибудь дополнения?

 Совершенствуют творческое воображение.                                          Обогащают  словарный запас.

Совершенствуют применение приема  выборочного чтения

Сравнивают произведения разных жанров.

 Развивать навыки сотрудничества

– Развивать способность  к эмпатии.

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. – Принимать и выполнять поставленную учебную задачу.

– Планировать свою деятельность

Контроль

 Отвечают на вопросы обобщающего характера

 Организует обобщение по теме урока

 Чем отличается пьеса от повести или рассказа?

– Что такое пьеса?

– Для чего создаются пьесы?

– Какие новые слова вы узнали, изучая пьесы?

– У кого из вас появилось желание сходить в театр на спектакль? А кто хотел бы выйти на сцену в качестве актёра?

 

 Умение слушать и понимать речь других.

Домашнее задание

Задают вопросы в случае необходимости

Поясняет сущность домашнего задания.

Каким должно быть домашнее задание, чтобы урок завтра прошел интересно:1. Заучить реплики  и представить действие одноклассникам.2. Написать сочинение по теме « 27 марта отмечается Всемирный день театра. Какова роль театра в жизни современного человека?» 7-8 предложений.

3: Составить театральный словарик.

Заучивают реплики, пишут сочинение по заданной тематике, составляют театральный словарик.

Планируют свою деятельность, принимают поставленную задачу.Аргументируют высказывание.

Рефлексия

 Оценивают своё внутреннее состояние, свою работу на уроке.

 Выражает благодарность актёрам, организует обсуждение обобщающего вывода.

 

Возьмите смайлики и оцените свое внутреннее состояние и самочувствие по отношению к выполняемым на уроке заданиям

Лист самооценки

Ф.И._____________________________

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой

я доволен

недоволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Мое настроение стало

лучше

хуже

Материал урока мне был

понятен

непонятен

полезен

бесполезен

интересен

неинтересен

Домашнее задание

легкое

трудное

интересное

неинтересное

полезное

бесполезное

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

итого

 

 Вступают в общение, выражают свою точку зрения, соблюдают правила общения

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...