Открытый урок литературного чтения в 3 классе К.Д.Паустовский «Кот-ворюга»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Назаренко Елена Валерьевна

Урок в 3 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.docx27.59 КБ
Файл kot_voryuga.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 3 классе

К.Д.Паустовский  «Кот-ворюга»

Цели:

1.Познакомить учащихся с произведением, совершенствование навыка  правильного чтения целыми словами, совершенствование умения работать над образом литературного героя, анализировать поступки героев произведения.

2.Развитие умения внимательного отношения к языку художественного произведения, умения высказывать свое отношение к написанному автором, умения аргументировать свое отношение к прочитанному.

3.Воспитание любви и доброты к животным, к  друг другу.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- У нас урок литературного чтения. И начнем мы его, вспомнив мудрую пословицу

«Не на пользу книги читать, если только вершки с них хватать».

-Как понимаете ее? (читать надо вдумчиво, внимательно, запоминать прочитанное, думать о смысле произведения).

II. Проверка домашнего задания.

1.Пересказ  (Б. Емельянов  «Игра»).

2. Работа по карточкам.

III. Сообщение темы и целей урока.

- А теперь отгадайте загадку:        

        Красив он и строен, длинноус и мохнат

        Он любит мышей, ненавидит собак.

        Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот).

        -Давайте скажем отгадку хором

        /появляются три кота/

1-й        Мы все коты усатые,

2-й        Пушистые, мохнатые,

3-й        Веселые, ученые коты.

1-й        Нас в сказках дети знают,

2-й        нас любят, уважают:

3-й        Усатые, мохнатые, веселые коты.

1-й        Вы отгадайте все же

2-й        Вы отгадайте все же

3-й        Вы отгадайте все же

Все:        Ну, кто же, кто же, ну, кто же мы?

- Попробуем отгадать наших гостей по репликам из сказок и мультфильмов        

1-й        Ты дядя Федор, неправильно бутерброд ешь (кот Матроскин)

2-й        Азбуку! Через это проклятое ученье я глаз лишился...(кот Базилио)

3-й        Ребята! Давайте жить дружно! (кот Леопольд).

-Ребята, как вы думаете о ком мы сегодня будем читать?

- Откройте учебники на стр. 74, прочитайте автора и название.

- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Паустовского, отвечать на вопросы, давать характеристику главным героям.

- А сейчас послушайте несколько слов о жизни и творчестве Паустовского.

IV. Работа над новым материалом.

а) Рассказ учителя о жизни и творчестве К.Паустовского. 3 мин.

Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя  городок Тарусу и мещерские места, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

Как детский писатель Паустовский начал выступать с 38 лет, печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

б) Словарная работа. 1 мин.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

в) Знакомство с произведением (чтение учителем 1 части).

- Отчего люди пришли в отчаяние? (не знали как поймать кота)

- Как часто кот воровал? (каждую ночь)

- Почему его назвали Ворюгой? (за его глаза)

- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи).

- Что воровал кот? (рыбу, мясо, сметану и хлеб)

- Почему герои поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки? (украл кукан с окунями).

Физминутка.

г) Чтение учащимися 2, 3 части.

- Как попался кот?

- Кто помог вытащить из-под дома кота?

- Как Лёнька поймал кота?

- Как дети поступили с котом?

д) Чтение учащимися 4 части.

- Какие изменения произошли с котом?

- Кто помог преобразиться коту?

- Можем ли мы сказать, что люди совершили волшебство? (Да, можем.)

- Написав этот рассказ, Паустовский К.Г. хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Животных надо любить, ухаживать за ними, кормить и не обижать их. Добрый поступок способен изменить характер, не только доброе слово кошке приятно, но доброе действие по отношению к бродячим животным: накормить голодную кошку, собаку (пусть облезлую, с подпалинами, грязную) – ведь это человек довёл её до такого состояния)

Каждой птице и каждому зверю

     нужна людская доброта.

- Как вы понимаете эти слова?  (Любить животных, не бросать их в беде. Нести ответственность за них.)

е) Работа в группах. 5 мин.

- Назовите героев рассказа.

(Автор, Кот-ворюга, Рувим, Ленька, Петух и куры)

Дайте каждому из них краткую характеристику. (1 группа готовит рассказ об авторе, 2-я-о коте-ворюге, 3-я-о Рувиме, 4-я- о Леньке, 5-я– о петухе и курах.)

Автор К.Г. Паустовский – писатель. Его любимое занятие-рыбалка. Он очень внимательный: точно передает и описывает всё, что происходит. Автор – добрый человек. Они накормили, пожалели и простили кота.

Кот-ворюга – главный герой рассказа. В начале рассказа он характеризуется как надоевший всем наглый, грязный кот-бродяга и бандит. В конце рассказа кот перестал воровать, стал хозяином и сторожем дома и сада.

Рувим – друг автора произведения. Они вместе рыбачили. Однажды на голову Рувима кот уронил колбасу. Они вместе охотились на кота. Рувим наверное был умным, может быть неуверенным мальчиком, потому что он всё время думал.

Дополнительно: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили,встречались с местными жителями.

Ленька - сын деревенского сапожника. Он славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька был очень сильным и рассудительным. Он предложил накормить кота.

Куры были жадные. Они объелись червей лежали на солнце и стонали. Они воровали еду у хозяев, пока кот не проучил их.

Петух-дурак по имени «Горлач» был предводителем кур. Он так испугался кота, что лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.

Тест-игра «Самый внимательный читатель».

- А теперь давайте посмотрим, на сколько внимательны вы были во время чтения, проведём тест-игру «Самый внимательный читатель».

1. Кот был:

а) серый                  б) белый                в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

а) через 2 дня                б) через неделю                в) через 2 недели

3. Хвост у кота был:

а) пушистый                  б) облезлый                в) грязный

4. Чтобы выследить кота потребовалось:

а) месяц                 б) 2 месяца         в) 2 недели

5. Кот полез с колбасой:

а) на дуб                  б) на тополь                 в) на берёзу

6. Кот свалился с берёзы:

а) как камень                 б) как футбольный мяч                

7. Будил всех:

а) стук яблок                б) стон кота                в) ветер

8. Чтобы заманить кота, Лёнька прицепил:

а) окуня                б) карася                в) плотицу

9. Поесть дали коту:

а) сметану _                б) жареную свинину                в) творожники

10. Кот совершил «благородный и неожиданный» поступок:

а) на следующее утро        б) через день        в) через 2 дня

VI. Домашнее задание. 1 мин.

1 группа – с.74-77 читать, пересказ 3,4 части

2 группа – с.74-76 читать, пересказ 1,2 части

3 группа – с.74-75 читать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Не на пользу книги читать , если только вершки с них хватать».

Слайд 2

К расив он и строен, длинноус и мохнат. О н любит мышей, ненавидит собак. Т ак вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей .

Слайд 4

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 5

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы

Слайд 6

Таруса

Слайд 7

Мещерские места

Слайд 9

Отчаяние - состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Кукан - бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду. СЛОВАРЬ

Слайд 10

Заросли - частый кустарник, которым заросло какое- нибудь место . Плотица - небольшая пресноводная рыба.

Слайд 11

Лаз - узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот - за ворот, за воротник.

Слайд 12

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало - производить сильный и глухой звук.

Слайд 13

Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой– нибудь болезни (Потеря сознания, судороги). Подполье – погреб под домом.

Слайд 14

Автор - 1 Кот-ворюга - 2 Рувим - 3 Ленька - 4 Петух - 5 Куры - 6

Слайд 15

Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.

Слайд 16

Домашнее задание 1 группа – с.74-77 читать, пересказ 3,4 части 2 группа – с.74-76 читать, пересказ 1,2 части 3 группа – с.74-75 читать

Слайд 17

Меня удивило…. Мне стало жалко.. Мне не понравилось… Меня восхитило… Меня поразило…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

конспект урока литературного чтения на тему "К. Г. Паустовский "Кот ворюга"" (3 класс)

материал собержит подробный конспект  к уроку по программе "Школа 2100", в уроке используются современные образовательные технологии: поисковый метод, групповая работа, диццеренцированный подход ...

Конспект урока литературного чтения по теме "К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Конспект урока составлен с учётом применения технологии продуктивного чтения...

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"

Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов....