Урок: литературное чтение( 3 класс). Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яковлева Елена Владимировна

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе. Тема:  И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: литературное чтение( 3 класс)

Тема: И.А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Тип: Изучение нового материала.

Задачи: Учить выявлять особенности басенного жанра,

учить выразительно читать и инсценировать басню.

                                 Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности басни, определять , что высмеивает басня Крылова, характеризовать героев басни, инсценировать басню.

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, находить необходимую информацию в различных источниках, преобразовывать её в презентацию, участвовать в работе группы.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов, гордиться своей страной, людьми и их талантами.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с баснями И.А. Крылова ,как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение,анализ синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

1.Организационный этап.

Создание  мотивации

Я улыбнусь вам , вы улыбнитесь мне. Подумайте : как хорошо, что мы сегодня здесь все собрались вместе. Мы спокойны и добры, приветливы  и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиды, злобу , беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодняшний урок я хочу начать  словами французского философа Жан Жака Руссо :«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»  Я желаю вам уже сегодня на уроке доказать, что это действительно так.  Вы готовы к работе? Тогда в путь.

2.Актуализация знаний

Каждый урок литературного чтения – это новая встреча.

- А с кем или с чем происходят эти встречи?

- Сегоднешний урок не станет исключением.

1)  Чтение сказки А.С. Пушкина

                 (подведение итогов чтения)

Учитель – Какое чувство осталось у вас в душе, после знакомства с творчеством этого      великого русского поэта?  Что вызвало эти чувства? (высказывания детей)

Учитель   Но, несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей,     А.С Пушкин  был наказан: отправлен в ссылку.

 Причём  не однажды. Как вы думаете почему? (ответы детей).

Ученик (Индивидуальное д/з )– Да потому, что он писали не только о красоте природы, но и  об отношениях между людьми. Так А.С. Пушкин ненавидел всякое ханжество, лицемерие, которое процветало при дворе императора Александра 1. Он высмеивал эти людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё прилюдно. Вот их и наказывали за это, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.

3.  Создание проблемной ситуации

 Учитель: Но вот И.А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А  наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

                         (вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)

1)    - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

     Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

2)       Подводящий диалог

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

ложь                        доброта

глупость                  правдивость

жадность                 храбрость

хитрость                  нежность

трусость                   верность

лесть

лень

- Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3)    - А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

                        Попрыгунья Стрекоза

                        Лето красное пропела,

                        Оглянуться не успела,

                        Как зима катит в глаза.

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

- А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4)    - Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Так кто главные герои басен?   (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных

 - Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

- Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

- Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

Физминутка

4.  Работа с учебником

1)басня «Мартышка и очки»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь?     (высказываются)

 -Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

  - А зачем она это делает?

  - Сейчас вы прослушаете басню и сравните свои предположения  с содержанием . (сравнивают)

 

2) словарная работа

Но прежде, чем мы начнём работу с этой басней, давайте посмотрим на слова, которые встретятся нам в тексте и узнаем их значение.

Как вы думаете – «дюжина» это сколько?

А полдюжины?

Где на голове может находиться темя?

Что значит слово «нанижет»?

Кто такой невежа? А невежда? Чем два этих понятия отличаются друг от друга?

Что может обозначать фраза «к худу клонит»?

Что значит «познатней»

Совершенно верно. Теперь, когда мы разобрались, давайте послушаем эту басню.

( Запись басни) -Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

  1. Анализ басни

Понравилась ли вам басня?

Что показалось вам забавным в этой басне?

А чем закончилась история в басне?

Кто был виноват в том, что очки не стали работать?

 А теперь давайте прочтём её самостоятельно. Откройте ваши учебники на странице 134

Чтение басни    1.  ученики читают про себя

        

От кого Мартышка узнала об очках?

Почему Мартышке понадобились очки?

        Работа над языком басни.

- Сейчас поработаем еще раз над непонятными выражениями и словами. Для этого :

1.- Прочитайте начало ( завязку ) басни, найдите фразеологический оборот речи.

- Зло не так большой руки.

- Что это означает?

- Не так уж большое горе.

- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

- Купить, достать, приобрести.

2 - Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

- Очков с полдюжины себе она достала –( приобрела 6 штук очков).

- Очки не действуют никак –( не помогают).

- Подберите синоним к слову, нанижет – (наденет).

3.- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

- Проку на волос нет – (очень мало пользы.)

- Подберите синонимы к словам: прок ( польза)

  • враки –( неправда, обман, ложь)
  • налгали –(обманули)

4 - Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила ( швырнула, бросила.)

- Как понимаете выражение, брызги засверкали –( разлетелись на мелкие  

кусочки, похожие на капли воды.)

Найдите в тексте строфу, которой заканчивается басня.

Ребята, то, что  сейчас прочитали, называется моралью. Вспомним ещё раз,

 что такое мораль?

Верно – это краткое нравоучительно заключение в конце басни.

-Назовите фразеологические обороты.

- Цены не зная ей – (чем полезна вещь, для чего нужна вещь.)

- К худу клонит (говорит плохо о ней.)

- То он ее еще и гонит – (призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.)

- Подберите синоним к слову, познатней –(богаче, выше титулом.)

А теперь давайте снова прочитаем басню ( чтение в парах)

Как вы думаете, почему автор выбрал главным персонажем своей басни именно мартышку?( повторялка, малосообразительная)

Ребята, как вы думаете, когда Иван Андреевич писал эту басню, он имел ввиду мартышку как животное или за её образом кто-то скрывается? Кто?

Как вы думаете, какой человеческий порок высмеивал Крылов в этой басне?( необразованность, неграмотность- невежда)

Найдите в тексте доказательство того, что Мартышка была невежественной.

А теперь вычитайте из текста ещё раз – что сделала Мартышка с Очками.

Почему она это сделала?

( Мартышка разбила очки о камень потому что не смогла понять как их использовать)

 Какой же вывод мы можем сделать из этой басни?

Совершенно верно. Молодцы!

Физминутка

6. Чтение по ролям

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете ,показал комичность этой ситуации. Давайте попробуем прочитать по ролям.

- Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

- Какой совет можно им дать?

- Встречали ли вы в жизни таких людей?

В чём же заключается смысл басни? Зачем Крылов показывает нам человеческие недостатки?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь, лесть .

7. Словесное рисование. Анализ иллюстрации

Ребята, скажите, вы любите рисовать?

А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?

Рисовать можно словами, совершенно верно.

Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.

Какой она будет? Умной или глуповатой?

Что наша мартышка может держать в руках?

Что она может делать с этими очками?

Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.

Какое у неё будет выражение лица?

Теперь закройте глаза. Открывайте

Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?

Давайте раскрасим его.

Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.

Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?  

8 Итог урока

Ребята, над каким произведением мы сегодня с вами работали?

Кто автор этого произведения?

Что высмеивает Иван Андреевич в своих баснях?

О каком пороке шла речь в прочитанной басне?( невежда)

9. Рефлексия

Закончи предложение:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Было трудно….

Я выполнял задания….

Теперь я могу…..

Расскажу дома, что….

У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу:

 Урок был для меня:

 интересный,   непонятный, познавательный, трудный

Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент.

10. Дом. задание

Выучить басню наизусть;  

Творческое задание - сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Урок литературного чтения по теме "И. А. Крылов "Мартышка и Очки"

Урок знакомства с новым литературным жанром - басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект зачетного урока на тему "И. А. Крылов. Басня "Мартышка и Очки"

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».Задачи:1.    познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;2....

Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Мартышка и Очки"

ТемаИ. А. Крылов «Мартышка и Очки»Педагогические задачисоздать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; спосо...